Таким образом собор Святой Троицы, расположенный на главной улице города Чаплыгина, был сооружен в 2 этапа: вначале был построен сам храм


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.

Троицкий собор

Свою историю собор ведет с XVIII века.
Первоначально на его месте стояла деревянная церковь
петровских времен во имя Архистратига Божия
Миха
ила, с каменной колокольней более позднего
времени. После присвоения селу Слободское статуса
города с официальным названием Раненбург статус
городского собора был перенесен и на эту церковь.
Приход ее увеличился и составил 70 дворов. Деревянную
обветшавшую

церковь необходимо было заменить на
новую.

Местный священник Исидор Дмитриев и прихожанин


купец Матвей Павлов в
марте 1806 г. обратились с прошением к архиепископу Рязанскому, где указали, что
©усердием желают состроить вновь соборную каменную церковь,

с двумя этажами,
отступая от прежней церкви не более, как на два саженя», приложив при том прошении
план и фасад. Есть предположение, что для составления чертежей они обратились с
просьбой и к столичному архитектору Андрею Воронихину, который в то время
п
роектировал курорт Липецкие минеральные воды.

В конце мая 1806 года был отведен земельный участок и положено начало
строительству нового собора Святой Троицы. В процессе возведения храма был
шестилетний перерыв, вызванный сначала тем, что в 1810 году в го
роде был большой
пожар, уничтоживший массу деревянных строений. Затем, в 1812 году, началась война с
Наполеоном, которая еще на несколько лет задержала возможность окончания
строительства собора.

Денег после окончания войны у купцов не было, поэтому прихо
жане обратились в
Св. Синод за субсидией, прося дать им заимообразно 20 тысяч рублей на завершение
постройки собора. Необходимая сумма была отпущена, строительство возобновилось и
через два года, в 1818 году, успешно завершилось.

Старая деревянная церковь

была снесена, а колокольня сохранилась до 1836 года. В
это время губернским архитектором Рязани стал
Николай Ильич Воронихин
, племянник
зодчего Андрея Воронихина, автора знаменитого Казанского собора в Петербурге. Он
унаследовал архивы своего дяди, по
-
вид
имому, нашел там старые чертежи и в 1837 году
запроектировал новую четырехъярусную колокольню. Строительство ее велось почти 10
лет (1840
-
1848 г.г.). Завершение колокольни первоначально планировалось купольное, но в
процессе строительства было заменено Вор
онихиным на металлический 20
-
метровый
шпиль по типу шпиля Адмиралтейства в Петербурге.

Таким образом собор Святой Троицы, расположенный на главной улице города
Чаплыгина, был сооружен в 2 эт
апа: вначале был построен сам храм, а позже выстроена
колокольня. Внешний декор собора был выполнен в традициях культовой архитектуры
русского классицизма начала XIX века.

Сам храм увенчан пятиглавием с фасадами, декорированными четырех
-
колонными
портиками
с треугольными фронтонами. Здание было оштукатурено известково
-
песчаным
раствором и окрашено в два цвета: основной объем стен


в желтый охристый цвет, а
архитектурные детали (колонны, карнизы и т.п.)


в белый. Окраска венчающих собор
объемов дополняла жи
вописное решение фасадов: двухскатные крыши фронтонов и
трапезной окрасили медянкой в зеленый цвет; все купола покрыли белым железом; стены
барабанов также стали двухцветными, как и все фасады. Шпиль и все главы были увенчаны
золочеными крестами, с такими
же подкрестными главками. Световой фонарь главного
барабана украшался металлическими пилястрами. Внутренние стены первого этажа были
оштукатурены и украшены фигурной масляной живописью с композициями на библейские
сюжеты.

Трехпрестольный нижний храм собора

отапливался нагретым воздухом от
специальных печей, второй этаж


летний. В нижнем помещении восточного ризолита
размещался алтарь во имя Св. Архистратига Божия Михаила, перенесенный сюда из старой
церкви. В Ю.
-
В. и С.
-
В. углах размещались алтари в честь
преподобного Антония Великого
и Св. Иоанна Предтечи. Перед каждым из трех алтарей находились одноярусные
деревянные золоченые иконостасы высотой 5 аршин (около 3,5 метров).

Верхний храм собора
-

однопрестольный, освященный во имя Святой Троицы.
Алтарь зак
рывал деревянный трехъярусный иконостас высотой 15 аршин (около 10,5
метров), примыкавший своими боковыми частями к восточной стене храма.

Окна нижнего света второго этажа были заполнены цветным стеклом. В верхнем
ярусе колокольни установили соборные часы

(сейчас находятся в областном краеведческом
музее). На двух ярусах звонниц было 9 колоколов, из них самые большие
-

в 560 и 250 пудов
(8 тн. 300кг, 3 тн. 500 кг).

Весь собор был окружен каменною оградою с железными решетками. С восточной
стороны собора р
азмещалась часовня (не сохранилась до настоящего времени).

В 1931 году собор постигла печальная участь многих Божьих храмов России:
сначала


запрет на проведение церковных служб, затем


превращение в складское
помещение, а позже


в керосиновую лавку. Б
огослужебные сосуды и другая церковная
утварь из драгоценных металлов, изъятые большевиками, бесследно исчезли. Иконостасы
были разрушены, а иконы разграблены…

Последними священнослужителями собора перед закрытием были митрополит
Раненбургский Иоанн (Кистр
усский), протоиерей Евгений (Климентовский), игумен Иаков,
схиигумен Василий и архидиакон Серафим.

Лишь в 1989 году собор был вновь возвращен Русской Православной Церкви и
передан верующим. Незамедлительно начались реставрационные работы.

Бригаду реставра
торов возглавлял Юрий Александрович Завьялкин


опытный
специалист, всего себя отдающий благому делу восстановления храмов на нашей земле.
Строителями была решена сложнейшая задача выпрямления шпиля, наклоненного под
значительным углом. Поскольку все лестн
ицы сгнили, реставраторы, как скалолазы,
поднялись наверх и на веревках подняли необходимую оснастку и материалы.
Автомобильными домкратами выровняли накренившийся шпиль, а высокопрочными
скобами скрепили лопнувшие части опорной арматуры. Операция была чре
звычайно
опасной, но все закончилось благополучно. Позже строители вспоминали, что явно
чувствовали Божью помощь. В настоящее время собор полностью отреставрирован.


Вознесенский храм

Вознесенск
ий

храм

вед
ет

свою историю с XVIII
века.

В ©Историко
-
статистическом описании церквей и
монастырей Рязанской епархии», составленном

И.
Добролюбовым, говорится: ©Дело о построении в городе
Раненбурге каменной Вознесенской церкви с приделами
Воздвиженским и Покровским было начато в 1790 году. В
мае этого года раненбургские купцы Осип Никитин
Шебанов и Антон Степанов Лыков обратились к
п
реосвященному Феофилу, епископу Тамбовскому и
Пензенскому, с прошением о дозволении им построить на
одной из площадей тогдашнего Раненбурга


Красной


каменную церковь в честь Воздвижения Честнаго Креста
Господня. По сему прошению преосвященным Феофилом
в
елено было Тамбовской консистории снестись со
светскою командою и спросить: имеется ли к построению означенной церкви выгодное
место, действительно ли все жители желают построения, сколько человек предлагают быть
прихожанами? На означенные запросы раненбур
гских купцов городничий ответил, что
выбранное для построения церкви место назначено и на устроение новой церкви жители
согласны. 15 октября 1790 года на построение Вознесенской церкви была дана
благословенная грамота за подписью преосвященного Феофила».

Строительство продолжалось всего четыре года, и уже в 1794 году Вознесенская
церковь была освящена, а в 1830
-
м к ней были пристроены приделы в честь Покрова
Божией Матери и в честь Воздвижения Креста Господня. Храм был построен ©восьмерик
на четверике» и о
тличался совершенно особенной акустикой.

В состав прихода входило в те времена 188 дворов, ©в коих в 1885 году числилось
мужского пола 620, женского


638». Исходя из исторической справки, ©в июле 1807 года
прислужники и церковный староста просили епархиал
ьное начальство дозволить им
имеющуюся при Вознесенской церкви кошельную сумму употребить на покупку большого
колокола в 30 пудов», на что и было получено разрешение. Тот колокол стал самым
крупным в нашей местности и по великим церковным праздникам его ме
лодичный звон
разносился аж до самого Ратчина. Увы, в настоящее время судьба его неизвестна… Из
священнослужителей храма известны Михаил Евдокимов, Логин Архипов, Борис
Михайлов, Михаил Кобозев.

После прихода к власти большевиков Вознесенскую церковь пост
игла участь
большинства храмов и приходов. Обезглавленная


без куполов и крестов, она
использовалась новыми правителями по самому разному назначению. Вначале в руинах
храма располагалась водонапорная башня, в 70
-
х годах прошлого века здесь нашел приют
пун
кт приема стеклотары, а в конце тех же семидесятых здание Вознесенской церкви было
решено приспособить под краеведческий музей. Впоследствии у церкви были установлены
два бюста наших знатных земляков
-
чаплыгинцев: Героя России В. В. Полянского и Героя
Социа
листического Труда В. М. Воронежцева.

Весной 2005 года церковь возвращена в ведение Елецкой епархии и здесь начались
реставрационные работы. В настоящее время в храме проводятся богослужения, хотя до
полного восстановления так бездумно порушенной святыни
еще далеко.


Михайло
-

Архангельский храм с. Кривополянье Чаплыгинского района

Одним из старейших памятников истории
нашего района по праву считается Михайло
-
Архангельский храм села Кривополянье. Первые
упоминания о нем в летописях датированы 1625 годом.
Именно тогда было отведено ©под церковное место и
под дворы попу и дьячку и поно
марю вдоль 60 сажен, а
поперек тоже в Слободском стану, на реках на Большой
и Становой Рясах под Слободским Липягом». По
окладной книге 1676 года в Кривой Поляне значится
уже ©церковь Собора Архангела Михаила, при которой
упоминается двор попа Григория». В

то время на этом месте был деревянный храм.
Впоследствии, когда строилась Раненбургская Петропавловская пустынь, по Указу Петра I
эта церковь была разобрана, перевезена и вновь построена на территории пустыни. Вместо
нее в 1805 году жители с. Кривополянье
, коих числилось в то время при 270 дворах 2043
души обоего пола, построили на свои собственные средства ныне существующую
каменную церковь в честь Архистратига Божия Михаила с приделом в честь святого
Николая с каменной же колокольнею. Устроение придела в

честь святого Тихона, епископа
Задонского, ограды вокруг церкви, относится к позднейшему времени. В 1871 году стенной
живописью была украшена настоящая церковь, а в 1822 году


приделы». В приходе с 1844
года действовала школа и грамотными были ©680 челов
ек мужского пола и 75


женского».
Прихожане занимались ©преимущественно земледелием и жили достаточно». Так гласят
архивные документы.

Из священнослужителей первой деревянной церкви известно о Григории, Михаиле,
Каллинике Стефанове и Иосифе. Предположите
льно, что каменный храм закладывался при
священнике Федоре.

В годы гонения на веру Христову большинство храмов были разрушены, но церковь
Михаила Архангела минула сия печальная участь. Однако в 1938 году храм все же был
закрыт, хоть и сохранился в целости

и сохранности. В те времена на территории района из
числа духовенства было репрессировано 70 человек, расстреляно


десять. Обвинения были
однообразны: враг советской власти. На этом фоне характерна судьба и
священнослужителей Кривополянской церкви. С. С.

Карасев и М. Н. Алексеев были
расстреляны. Многие оказались в тюрьмах. И лишь только после возвращения из ссылки
протоиерея В. Архангельского в 1944 году в храме возобновились богослужения. Но
времена для верующих тогда были тяжелые, и еще многие десятиле
тия прихожане заходили
в храм тайком, с оглядкой.

Вспоминая те времена, страшно становится, что люди собственными руками
уничтожали все духовно
-
нравственные ценности, заложенные предками. Ведь в древности
вся жизнь народа проходила через церковь: в ней кр
естились, исповедовались,
причащались, венчались и отпевали, когда человек уходил в другой мир. Слава Богу, сейчас
отношение к вере кардинально изменилось, и сейчас люди идут в храм по потребности и
желанию.


Никольский храм

Свою историю
храм Святителя и Чудотворца
Николая ведет с начала девятнадцатого века. Именно
тогда в Раненбурге началось интенсивное
строительство каменных зданий различного
назначения.

В то время ведется сооружение соборного
храма Святой Троицы по проекту архитектора
А.Н.
Воронихина, строятся торговые ряды, состоящие из

двух параллельно расположенных корпусов с
колоннами по периметру. Город постепенно обретает
свой облик согласно утверж
денному генеральному
плану, который учитывал его историческое прошлое и географическое положение.

12 августа 1848 года раненбургский купец 2 гильдии Игнатий Калашников
обратился к Преосвященному епископу Рязанскому с прошением о дозволении построить
новую

каменную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николы и сообщил также, что
имеет ©усердное желание соорудить храм на приметном и удобном месте, которое
приобретено им и расчищено, и что он жертвует на постройку церкви 35 тысяч рублей
серебром.

21 октября

1849 года из Рязанской Епархии в Священный Синод поступает
сообщение о намерениях купца Калашникова. По этому поводу начинается переписка обер
-
прокурора священного Синода с Департаментом, рассматривающим строение проектов. В
1849 году Игнатий Калашников у
мирает, и после этого в документах фигурирует имя его
сына Леонтия. В октябре 1850 года после составления смет и плана построения Священный
Синод запрашивает Высочайшего Императорского дозволения на построение церкви, и 26
октября того же года оно было пол
учено. В 1855 году строительство храма было завершено
и он был освящен в честь Святителя и Чудотворца Николая с двумя приделами в честь
святителей Игнатия и Леонтия.

Приход при Никольской церкви образовался вместе с ее устроением. Как гласят
сохранившиеся

документы, церковь, ©зданием каменная, с таковою же колокольнею,
построена иждивением потомственного почетного гражданина Игнатия Леонтьевича
Калашникова. Земли при церкви ни пахотной, ни усадебной не имелось, а дома членов
причта располагались на своих с
обственных усадьбах. Неприкосновенный капитал в пользу
церкви в 1880 году составлял 555 рублей и в пользу причта


500 рублей. В приходе
Николаевского храма при 187 дворах в 1885 году числилось 555 мужчин и 602 женщины, в
том числе грамотных было ©мужского

пола 390, и женского


245». По штату в причт были
положены 1 священник и 1 псаломщик.

В 1910 году в оценочной ведомости Никольской церкви отмечается, что иконостас
позолочен, царские врата шириной 11,5 аршина и высотой 25 аршин также покрыты
позолотой.
Центральный иконостас оценивался по тем временам в 10 тысяч рублей, а общая
стоимость церковного имущества составляла 32 тысячи 375 рублей.

Последним послереволюционным священнослужителем храма был отец Дмитрий
Каверин, дом которого находился на улице Кре
постной (ныне Ленина), а обширный сад
соседствовал с территорией церкви. Вскоре после революции 1917 года Никольский храм
постигла участь большинства церквей по всей стране: он был закрыт. В 20
-
е годы в здании
церкви расположился молодежный центр и клуб, н
о колокола еще были на своем месте.
Однако 11 января 1930 года на общегородском собрании в присутствии 846 человек было
единодушно решено ©колокола с церквей города Раненбурга снять и просить правительство
перелить их в трактора». И как бы в насмешку над в
ерующими на соцсоревнование в этом
вопросе были вызваны города Козлов (ныне Мичуринск) и Данков.

В дальнейшем Никольская церковь была передана сетевязальной артели ©Красное
знамя», преемницей которой стала швейная фабрика. Потом здесь некоторое время
нахо
дились красильный цех и склад сырьевого материала.

Разоренная и обезглавленная, зияющая выбитыми окнами, с разрушающимися
стенами, постепенно покрывающимися древесной порослью церковь долго служила немым
укором потомкам, вызывая боль в сердцах верующих. В
се изменилось с начала XXI века.

Храмы в нашем районе начали активно возрождаться, и в числе прочих обрела
вторую жизнь и Никольская церковь. Силами верующих был убран мусор и хлам внутри
помещения, наружные стены покрылись лесами, и мало
-
помалу начались
восстановительные работы. Нашлись жертвователи. Много сил приложили к возрождению
храма известные в нашем районе реставраторы Завьялкины. Службы стали проходить, едва
появились крыша и иконостас, но несмотря на неустроенность проторенной дорожкой шли
сюда
прихожане, чтобы вознести слова молитвы Господу в стенах, где ощущалась особая
атмосфера, намоленная предками.

В настоящее время церковь Николая Чудотворца приобретает свой первоначальный
облик. Она, безусловно, украшает собой архитектурный облик нашего г
орода и свет ее
лампады, постоянно горящей в алтаре, как и 150 лет назад, согревает души верующих и
служит им утешением в печалях, дарует веру и надежду.


Никольский зареченский храм

Никольский (Зареченский) храм располага
ется в отдельном
здании и имеет 2 придела: с южной стороны в честь Архистратига
Михаила и с северной во имя Святой Троицы. Часовен храм не
имеет.

По народному преданию Зареченская слобода прежде
известна была под именем деревни ©Заречья», находилась сажен
ях
в 200 далее к юго
-
востоку от нынешней слободы и вместе с
прочими деревнями принадлежала к городу Слободскому; когда
же село Слободское переименовано было городом, тогда и
©Заречье» получило название Слободы Зареченской. Зареченской
же слобода эта назван
а потому, что относительно города находится за рекою Станового
Рясой.

Пожалуй, лет десять назад проходящим мимо руин Зареченской церкви,
расположенной у кладбища, трудно было представить, что эти стены обретут вторую
жизнь: настолько неприглядный вид они

имели. А между тем свою историю эта церковь
ведет с 19 века. В начале 1847 года Раненбургский купец 3
-
й гильдии Михаил Букин
обратился к преосвященному Гавриилу, епископу Рязанскому о дозволении ему на
собственное иждивение выстроить церковь в Подгорной с
лободе во имя Чудотворца
Николая.

В июне того же года высочайшее дозволение на строительство церкви было
получено. Проект на постройку был составлен архитектором Его Императорского
Величества профессором архитектуры Императорской Академии художеств Конста
нтином
Тоном. В июле того же года было выдано разрешение Синода на организацию отдельного
штата священнослужителей. Церковь была построена в 1855 году. 22 октября того же года,
когда ее освятили, был открыт при Николаевской церкви и отдельный приход. По п
лану,
утвержденному 29 ноября 1875 года, приступлено было к постройке приделов с южной
стороны в честь Архистратига Михаила и с северной
-

во имя Святой Троицы, которые
освящены в 1880 году.

В приходе к Николаевской церкви при 237 дворах числилось в 1885
году мужского
пола


614, женского пола


648. В 1910 году была составлена оценочная ведомость церкви
в Заречной слободе. В ней говорится: ©… церковь каменная, крытая железом, окрашенным
медянкой. Длина церкви с колокольней 15 саженей, ширина 10 саженей, в
ысота до карниза
10 саженей.

В 30
-
е годы церковь была закрыта и весь причт подвергнут репрессиям. Священник
о. Иеремей (в миру Пименов Иван Савельевич) был арестован и сослан в Красноярский
край на 5 лет, архидьякон Брыксин Емельян Федорович


5 лет, диак
он Зубков Александр
Семенович


10 лет, псаломщик Царьков Михаил Федорович получил 3 года, регент
церковного хора Миляев Павел Ильич


5 лет, церковный староста и председатель
церковного совета Костин Иван Федорович


3 года, член церковного совета Костина

Мария Федотовна


3 года, церковные сторожа Тулинов Иван Семенович и Матросов
Филипп Тарасович получили по 5 лет ссылки в Казахстан.

Все обвинения, выдвинутые против ©служителей культа», были вымышленными.
Через много лет эти люди были реабилитированы.

После закрытия церковь некоторое время служила складом, а далее просто стояла,
постепенно разрушаясь от дождя и ветра да от отсутствия в ней слов молитвы, возносимых
Господу. Заброшенная и запущенная, она не раз вызывала слезы на глазах верующих,
приходящи
х на кладбище навестить могилы своих близких. И какова же была радость
чаплыгинцев, когда в 2005 году полуразвалившиеся стены стали обрастать лесами и в храме
начались восстановительные работы, а с Рождества 2006 года
-

проходить богослужения.


Памятник
С. А. Чаплыгину

Сергей Алексеевич был известным механиком, особый
вклад он внес в такой раздел физики, как аэродинамики. Он
является уроженцем

Чаплыгина, который тогда назывался
Раненбург. Сергей Алексеевич был заслуженным деятелям науки
РСФСР.

В 1948 году город получил название Чаплыгин, в память о
Сергее Алексеевиче. А позже в центре города, рядом с домом
ученого, был возведен этот памятник.

Выда
ющийся советский
ученый
Сергей Алексеевич
Чаплыгин (1869


1942)

родился в городе Раненбурге. В
церковной
книге Троицкого
собора за 1869

год сохранилась запись:
©Купеческий сын Алексей Тимофеев Чаплыгин
и законная
супруга его Анна

Петровна, оба пр
авославного
вероисповедования, у них
сын Сергей,
рожден 24
марта
(5
апреля),
крещен

26

марта.
Восприемники
были…»
В
доме, где

родился ученый, построенном еще его дедом, в 20 веке
размещался сельскохозяйственный
техникум. Всего
лишь
четыре
года
пожил здесь

Сережа.
В двухлетнем возрасте лишился
он

отца, и мать, вторично выйдя замуж, увезла
его
в 1873

году
к
отчиму

в
Воронеж. В 1886

г.

он

с

золотой медалью окончил

Воронежскую казенную
гимназию и поступил на физико
-
математическ
ий факультет
Московского
государственного университета. Его учителем стал
©отец русской авиации»
Н.Е.
Жуковский. По ходатайству Жуковского Чаплыгин
был оставлен при университете
для
подготовки к

профессорскому званию. За
сочинение ©О
движении
тве
рдого

тела в
жидкости» он
был

удостоен специальной премии. В
эти
годы Чаплыгин с головой
уходит

в
работу. Приват
-
доцент

в
университете преподает прикладную
математику, в
Московском
училище
ордена
святой Екатерины или Екатерининском

институт
е


физику, в
Константиновском межевом институте


высшую математику
.

Он
организатор и директор
Высших женских курсов. Участвует в

работе Общества

любителей естествознания,
математическом, воздухоплавания. Уже в
конце 1890
-
х годов заговорили, что
в
России
появился новый выдающийся математик и механик.
Исследования Чаплыгина
по
приближенному интегрированию дифференциальных

уравнений принадлежат к
крупным
достижениям мировой
математической
мысли, и в
науке они известны под названием
©метод Чаплы
гина», ©неравенство Чаплыгина».

В 1918 г. Н.Е. Жуковский приглашает его
к
организации Центрального
аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1921 г. после
смерти Н.Е. Жуковского
Чаплыгин избирается председателем коллегии, а с 1928 г.
директором ЦАГИ.

В 1929

г.

избирается
действ
ительным членом Академии
наук СССР. Его ученики
П.Л. Капица, М.В. Келдыш, М.А.
Лаврентьев отмечали, что
С.А. Чаплыгин принадлежал к

такому
типу ученых, научный
авторитет которых отличается сочетанием огромного
таланта
с
глубокой человечностью и выс
очайшей порядочностью.

Теоретическое
наследие
ученого

считается классическим и

составляет украшение

русской

математической
литературы. Недаром еще
при жизни
в 1931
г.
в
честь 40
-
летия
его
научной деятельности Академия

наук СССР постановила
издать полное
собрание
сочинений С.А. Чаплыгина. А
через два года
за

организацию научно
-
исследовательских

работ в
области аэрогидродинамики, создание и введение в
серийное производство новых
типов
самолетов ученый награждается орденом Ленина. В
ф
еврале
1941 г.
С. А. Чаплыгин
становится первым среди ученых Героем Социалистического Труда.

Когда
началась

Великая

Отечественная

война, было принято

решение
о
частичном

перебазировании ЦАГИ на
восток для организации филиала
ЦАГИ в
Новосибир
ске.
В

осени 1941 г. ученый
с
семьей переехал в Новосибирск, где возглавил строительство
научно
-
исследовательского
института, впоследствии Академгородка Сибирского
отделения АП СССР, и он по

праву считается первым создателем научного центра Сибири
.
Умер С. А. Чаплыгин 8

октября 1942 г. Похоронен на территории Академгородка.

Жизнь и труды С. А. Чаплыгина были посвящены отечественной науке, развитию
авиастроения, укреплению могущества нашего государства.


Памятник Петру I и А.Д. Меншикову

Памятник российскому императору Петру Великому и
князю Александру Меншикову был открыт в г. Чаплыгине 17
августа 2013 года (во время празднования 375
-
летия города
Чаплыгина и 85
-
летия Чаплыгинского района). Расположен на
ул. Советско
й между Вознесенским храмом и Монументом
Славы
.
Автор монумента


член Союза художнико
в России
липецкий архитектор Андрей Сулин
.


На памятнике закреплена табличка с надписью:

©
Основателям нашего горо
да
Петру I и А.Д. Меншикову от благодарных потомков
»
.

Монумент Славы

М
емориал расположен в центре города
Чаплыгина по улице Советской, при входе в
городской парк.

М
емориал посвящен землякам, павшим в
годы Великой Отечественной войны.
Торжественное открытие мемориала состоялось
14 сентября 1969
года. В этот день был зажжён
Вечный огонь Славы.

Для чаплыгинцев славной традицией стало
ежегодно 9 мая отдавать дань памяти погибшим,
возлагая цветы к Вечному огню у мемориала.

Ц
ентральное место мемориала занимает скульптурная композиция: солда
т со
знаменем в руках, девочка, преклонившая колени, и женщина
-
мать. Они склонили головы
перед Вечным огнем в память о погибших защитниках Отечества. Автор скульптуры Ю.Д.
Гришко. Справа установлена памятная стела с именами погибших чаплыгинцев.

Возле мемо
риала, вдоль улицы Советской, расположена
Аллея Героев

с именами и
барельефами прославленных земляков.

Герои Советского Союза:

Алтухов Иван Сергеевич

Бобровский Александр Андреевич

Борисов Михаил Алексеевич

Верёвкин Василий Трофимович

Кочетков Алексей Га
врилович

Кузнецов Николай Алексеевич

Маликов Илья Антонович

Николаев Иван Александрович

Панкратов Сергей Степанович

Селезнёв Николай Павлович

Стрекалов Пётр Семёнович

Тюнин Фёдор Михайлович

Черешнев Гаврила Егорович

Полные кавалеры ордена Славы:

Маликов Николай Петрович

Павлушкин Николай Петрович

Еще о памятниках павшим в Великой Отечественной войне Чаплыгинского района
http://lounb.ru/war/pamyatniki
-
i
-
memorialy/chaplyginskij
-
rajon


Санитарно
-
госпитальное захоронение в г
ороде Чаплыгине

Санитарно
-
госпитальное захоронение находится
на городском кладбище Чаплыгина. В могиле покоятся
солдаты и офицеры, умершие от ран в эвакуационных
госпиталях Раненбурга в годы Великой Отечественной
войны. На территории захоронения соору
жен мемориал
из красного гранита, у подножия которого горит Вечный
огонь. На мемориальных досках чита
е
тся надпись
:

©Здесь
захоронены воины Советской армии, павшие смертью
храбрых в боях за Родину в годы Великой Отечественной
войны 1941
-
1945 г.», списки захо
роненных воинов и строки из стихотворения ©Реквием» Р.
Рождественского: ©Помните! Через века, через года,
-

помните! О тех, кто уже не придет
никогда,
-

помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших
будьте достойны! Вечно достой
ны!» К 70
-
летию Победы вокруг санитарно
-
госпитального
захоронения был произведен ремонт металлического ограждения.


А
нг
ел с православным крестом.

Это
памятник чаплыгинцам, погибшим в лок
альных
войнах. Установлен в 200
4 г.

Скульптор этого
памятника Николай Рогатнев
.









П
амятник

малолетнему российскому императору Иоанну Шестому

23 мая

2016 г

в городско
м парке рядом с
памятником основателям города
-

Петру Первому
Александру Меншикову, состоялось
торжественное открытие памятника малолетнему
российскому императору Иоанну Шестому
,
известному как
©
русская железная маска
»
.

Это имя вошло в историю нашего края

и
нашего города. В 1744 г., в январе в крепость
Ораниенбург прибыло семейство принца Антона
-
Улльриха и его жены Анны Леопольдовны с
детьми
-
младенцем Григорием (Иваном Антоновичем) и новорожденной дочерью. Здесь
малолетнего императора поселили отдельно от
родителей, рядом с Козловскими (или
Воронежскими) воротами и содержали в строжайшей тайне и охране до августа 1744 г.,
когда по решению Елизаветы Петровны несчастную семью переправили в Холмогоры.
Сына насильно отобрали у матери и содержали уже в Холмогора
х отдельно от всей семьи.
Через 12 лет 16
-
летнего юношу заточили в Шлиссельбургской тюрьме, где в строжайшей
изоляции, не видя человеческих лиц, одичавшего и обезумевшего, его скрывали до 1764 г.

В 23 года злополучного Иоанна Антоновича закололи охранники

при попытке его
избавления от тюрьмы подпоручиком Мировичем, служившим в крепости. За этот
проступок молодой подпоручик был обезглавлен, а останки Иоанна 6, предположительно,
были захоронены здесь же, в крепости Шлиссельбург. В 2010 г. останки молодого че
ловека
с раной на спине были обнаружены в Холмогорах при археологических раскопках. По
мнению некоторых ученых
-

это останки Иоанна Антоновича. Идет речь о канонизации
мученика, погибшего в результате дворцовых переворотов от рук своих же родственников.

Н
есчастный царственный мальчик, который провел в заточении в крепости
Ораниенбург несколько месяцев,

по инициативе городских властей и спонсорской помощи
наших коллег из Москвы и дирекции Чаплыгинского крахмального завода по проекту
скульптора А. Рябова, п
редстал
перед потомками на каменном постаменте, отлитый из
металла в образе малолетнего императора, который был на престоле всего лишь насколько
месяцев
в младенческом возрасте.


Раненбургская Петропавловская пустынь

Раненбургская Петропавловская пустынь была
основана сподвижником и другом императора Петра I
Александром Даниловичем Меньшиковым, которому
государь подарил село Слободское.

В 1711 году Меньшиков, желая угодить царю,
основал в двух верстах от села Слободско
е мужской
монастырь в честь небесных покровителей государя


святых апостолов Петра и Павла.

Раненбургская Петропавловская пустынь находилась в двух с половиной
километрах от города Раненбурга, основанного Петром I в 1703 году. Местонахождение
обители было

очень красиво: с трех сторон она была окружена монастырской дубовой
рощей и фруктовыми садами, а с четвертой


открывался вид на город и реку Мостковая
Ряса.

В 1711 году на средства А.Д. Меньшикова по благословению митрополита
Рязанского и Муромского Стеф
ана (Яворского) была заложена первая монастырская
церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот период к обители было
приписано 12 монашествующих и священник
-

иеромонах Тихон.

То содержание, которое выделялось князем Меньшиковым Петропавло
вской
пустыни, и то внимание, которое он уделял благоустройству обители, позволило уже через
15 лет создать целый монастырский комплекс, включавший в себя Петропавловский храм,
настоятельский и братские кельи, братскую трапезную и хозяйственный двор. Перио
д
благоденствия монастыря закончился в 1728 году, когда князь Меньшиков попал в опалу.

В 1738 году указом императрицы Анны Иоанновны вместо обветшавшего
деревянного храма в честь св. апостолов Петра и Павла был заложен каменный пятиглавый
Петропавловский с
обор с примыкающей к нему колокольней. На колокольне в то время
было 7 колоколов, а под ней располагалась ризница.

Раненбургская пустынь практически весь 18 век из
-
за недостатка средств оставалась
деревянной, лишь в самом конце столетия материальное благоп
олучие монастыря
позволило начать строительство каменных храмов. В 1790 году был возведен храм во имя
Иоанна Предтечи и новые братские кельи.

Особенно активно строительство велось при иеромонахе Авраамии, который
управлял пустынью 17 лет. Все деревянные зд
ания обители были заменены каменными. С
этого времени начинается период расцвета Раненбургской пустыни.

В 1799 году был заложен больничный каменный храм в честь Успения Божией
Матери. Постройка больничного комплекса была завершена в 1804 году. Рядом с храм
ом
находились каменные келейные корпуса для заболевших монахов, а между ними
находилась трапезная. По завершении строительства больничного храма встал вопрос о
сооружении новой колокольни, так как каменная звонница Петропавловского храма начала
разрушаться
.

В 1805 году началось возведение новой звонницы над Святыми вратами. В 1811 году
новая колокольня была освящена как надвратный храм в честь святого благоверного князя
Александра Невского. Храм располагался на втором ярусе колокольни. В 1851 году на
звонни
це появился колокол весом 720 кг с изображением на нем икон Спасителя, Знамения
Божией Матери, Свт. и Чудотворца Николая.

В 1893 году при монастыре открылась церковно
-
приходская школа, в которой на
содержании монастыря обучалось и проживало 30 мальчиков.

В

конце 19 столетия в обители было четыре храма, жилые корпуса для братии и
многочисленные хозяйственные постройки. Петропавловская пустынь была окружена
оградой с угловыми башнями.

Все многочисленные постройки, преобразившие вид Петропавловской пустыни в 1
9
веке, велись не только на пожертвования, но и на собственные доходы монастыря. В
обители содержалась пасека, действовало несколько мельниц. Земля, сдаваемая в аренду,
также приносила хороший доход.

За постоянными хлопотами по строительству и благоукрашен
ию обители иеромонах
Авраамий не забывал об упрочнении в ней общежительного порядка. Слава о строгом
иноческом образе жизни насельников пустыни распространилась далеко в округе.
Неслучайно подвижник Иларион Фокин, позднее известный как Троекуровский затвор
ник
Иларион, пожелав поступить в монастырь, выбрал именно Петропавловскую пустынь.

Петропавловская пустынь известна была и своими святынями. Одной из них был
образ первоверховных апостолов Петра и Павла за престолом соборного алтаря. В
монастыре хранился т
акже вызолоченный крест со святыми мощами, частицами ризы
Господней и древа Гроба Господня. Но главной святыней обители, неоценимым
сокровищем ее являлась чудотворная икона Божией Матери ©Тихвинская». Икона
находилась в обители 40 лет и прославилась многим
и чудесами. От святой иконы
исцелялись люди, она была покровительницей Раненбурга при эпидемии холеры в 1871
году.

Славная история Петропавловской обители прервалась вскоре после революции
1917 года. В 1920 году последовало официальное упразднение монастыр
я со стороны новых
органов власти.

Казалось, что само имя Петропавловской обители стерто навсегда из людской
памяти, все постройки обители были разрушены. Но промыслом Божиим монастырю было
уготовано возродиться буквально из пепла, чтобы вновь собрать в св
оих стенах жаждущих
иноческого подвига.

В начале декабря 1998 года на сходе жителей поселка Рощинский было принято
решение о создании церковного прихода во имя святых первоверховных апостолов Петра
и Павла на месте разрушенной обители. С этого события и на
чалось возрождение
Раненбургского Петропавловского мужского монастыря.

И вот, ранее разрушенная и закрытая обитель, постановлением Священного Синода
Русской Православной Церкви от 6 октября 2003 года стала Православной религиозной
организацией, Раненбургск
им Петропавловским епархиальным мужским монастырем
Липецкой и Елецкой епархии Русской Православной Церкви.

В 2011 году обитель, некогда знаменитая на всю Россию, отмети
ла

свой
трехсотлетний юбилей.




Приложенные файлы

  • pdf 13311211
    Размер файла: 659 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий