1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (тромбон)». П. «Сладкая греза» из «Детского альбома» Чайковский П. «Грустная песенка» Чайковский П. Вальс из


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИ ТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЖУКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ПРОГРАММА по учебному предме ту ПО.01.УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ТРОМБОН » г.о.Жуковский 2015 г. 2 Принято Педагогическим советом МОУДОД «Жуковская детская школа искусств» Протокол №___________ «___» ________________ 201 5 г. Утверждаю Директор МОУДОД ЖДШИ ___________ _____/ Меденцева Е.В./ Приказ №_______ «___» ________________ 201 5 г. Разработчик : Максимов Г.Н. ‬ заведующий секцией духовых и ударных инструментов оркестрового отдела. , преподаватель МОУДОД «Жуковская детская школа искусств» Рецензент ‬ Митин Г.И. ‬ преподаватель отдела духовых и ударных инструментов, преподаватель « I МОМК » г. Коломна; Рецензент ‬ Капштык В.Г. ‬ председатель секции духовых и ударных инструментов Раменского методического объединения, преподаватель высшей категории по классу духовых инструментов и оркестровому классу ДМШ № 1 г. Раменское 3 Структура программы учебного предмета 1. Пояснительная записка 1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе 1.2. Срок реализации учебного п редмета 1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета 1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий 1.5. Цель и задачи учебного предмета 1.6. Обоснование структуры программы у чебного предмета 1.7. Методы обучения 1.8. Описание материально - технических условий реализации учебного предмета 2. Содержание учебного предмета 2.1. Сведения о затратах учебного времени 2.2. Годовые требования по классам 3. Требования к уровню подгото вки обучающихся 4. Формы и методы контроля, система оценок 4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание 4.2. Критерии оценки 5. Методическое обеспечение учебного процесса 5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам 5.2. Рекомендации по орг анизации самостоятельной работы обучающихся 6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 6.1. Список рекомендуемой нотной литературы 6.2. Список рекомендуемой методической литературы 4 I . Пояснительная записка 1. 1. Характеристика у чебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента « тромбон », далее - «Специальность ( тромбон )» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнитель ной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты». Учебный предмет «Специальность ( тромбон )» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на тромбоне , получение и ми художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно - нравственное развитие ученика. Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления само стоятельного контроля над своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирования навыков взаимодействия с преподавателями. Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность учебного предмета «Специальность ( тромбон )», а также возможность индивидуального подхода к каждому у ченику. Обучая игре будущих исполнителей на тромбоне , будьте особенно внимательны к ним в начальный период обучения, следите за правильной постановкой, обучайте правильным приемам звуко и звлечения. Научите правильно дышать при игре, умело использовать взяты й запас воздуха, подчиняя его музыкальной мысли, фразе. Не забывайте об одном из самых необходимых условий, обеспечивающего успехи учащегося ‬ устранение излишних движений, мышечных напряжений ( включая и правую руку тромбониста ), нередко вырастающих в непр еодолимое препятствие для 5 музыкально - исполнительского развития духовника. 1.2 . Срок реализации учебного предмета «Специальность ( тромбон )» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте: - с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет; - с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет. Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учрежде ния, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год. 1. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию уче бного предмета «Специальность ( тромбон )»: Таблица 1 Срок обучения 8 лет 9 лет 5 лет 6 лет Максимальная учебная нагрузка (в часах) 1316 1530,5 924 1138,5 Количество часов на аудиторные занятия 559 641,5 363 445,5 Количество часов на вне аудиторную (самостоятельную) работу 757 889 561 693 6 1. 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные в озможности, способности, эмоционально - психологические особенности. 1. 5. Цель и задачи учебного предмета «Специальность ( тромбон )» Цель: развитие музыкально - творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области дух ового исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей и подготовк и их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета. Задачи: - развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному творчеству; - развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма; - освоение музыкальной грамоты как необходимого средства д ля музыкального исполнительства на тромбон е в пределах программы учебного предмета; - овладение основными исполнительскими навыками игры на тромбон е, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле; - обучение навыкам самост оятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа нетрудного текста; - развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора; - приобретение детьми опыта творческой деятельности и публ ичных выступлений; 7 - формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы. 1. 6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность ( тромбон )» Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы : • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; • распределение учебного материала по годам обучения; • описание дидактических единиц учебного предмета; • требования к уровню подготовки обучающихся; • формы и методы контрол я, система оценок; • методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 1. 7. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета и спользуются следующие методы обучения: - словесный (рассказ, беседа, объяснение); - наглядный (наблюдение, демонстрация); - практический (упражнения воспроизводящие и творческие). - 1.8. Описание материально - технических условий реализации учебного пре дмета Материально - техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны 8 труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (тромбон)» должны иметь площадь не менее 9 кв. м и звукоизоляцию. В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. II . Содержание учебного предмета 2 . 1. Сведения о затратах учебного времени , предусмотренного на освоение учеб ного предмета «Специальность ( тромбон )», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия: Таблица 2 Срок обучения - 8 (9) лет Распределение по годам обучения Класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Продолжител ьность учебных занятий (в неделю) 32 33 33 33 33 33 33 33 33 Количество часов на аудиторные занятия в неделю 2 2 2 2 2 2 2,5 2,5 2,5 Общее колич ество часов на аудиторные занятия 559 часов 82,5 641,5 Количество часов на самостоятельные занятия в неделю 2 2 2 3 3 3 4 4 4 Общее колич ество часов на самостоятельные занятия по годам 64 66 66 99 99 99 132 132 132 Общее колич ество часов на самостоятельные занятия 757 132 889 9 Максимальное количество часов занятий в неделю 4 4 4 5 5 5 6,5 6,5 6,5 Общее макси мальное количество часов по годам 128 132 132 165 165 165 214,5 214,5 214,5 Общее максимальное количество часов на весь период обучения 1316 214,5 1530,5 Таблица 3 Срок обучения - 5 (6) лет Распределение по годам обучения Класс 1 2 3 4 5 6 Продолжительность учебных занятий (в неделях) 33 33 33 33 33 33 Количество часов на аудиторные занятия в неделю 2 2 2 2,5 2,5 2,5 Общее количество часов на аудиторные занятия 363 82,5 445,5 Количество часов на самостоятельные занятия в неделю 3 3 3 4 4 4 Общее колич ество часов на самостоятельные занятия 561 132 693 Максимальное количество часов занятий в неделю 5 5 5 6,5 6,5 6,5 Общее максимальное количество часов по годам 165 165 165 214,5 214,5 214,5 Общее максимальное количество часов на весь период обучения 924 214,5 1138,5 10 Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данный для освоения учебного материала. Виды внеаудиторной работы: - самостоятельные занятия по подготовке учеб ной программы; - подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам; - подготовка к концертным, конкурсным выступлениям; - посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.); - участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно - просветительской деятельности образовательного учреждения и др. 2. 2. Годовые требования по классам Срок обучения - 8 (9) лет Первый класс Специальность 2 часа в неделю Консультации 6 часов в год Учитывая возрастные и индивидуал ьные особенности обучающихся на тромбоне по восьмилетнему учебному плану, в первых двух классах рекомендуется обучение на блокфлейте. За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. Знакомство с ин струментом. Основы и особенности дыхания при игре на блокфлейте, звукоизвлечение, артикуляция. Мажорные и минорные гаммы в тональностях с одним знаком. Трезвучия в медленном темпе. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато. Легкие упражнения и пьесы. При мерный реперту арный список Упражнения и этюды Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004 Кискачи А. Школа для начинающих. Т. I . M ., 2007 Хрестоматия для блокфлейты. / Составитель И. Оленчик. М., 2002 11 Пьесы Хрестоматия для блокфлеиты I Составитель Ол енчик. М., 2002: Оленчик И. Хорал Русская народная песня «Зайка» Русская народная песня «Во поле береза стояла» Русская народная песня «Ах, вы, сени, мои сени» Украинская народная песня «Ой джигуне, джигуне» Чешская народная песня «Аннушка» Русская народна я песня «Сидел Ваня» Моцарт В. «Майская песня» Моцарт В. Аллегретто Калинников В. «Тень - тень» Чешская народная песня «Пастушок» Бетховен Л. Экосез Бах Ф.Э. Марш Пушечникое И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004 Пушечников И. «Дятел» Витлин В. «Кошечка» Пуше чников И - Крейн М. Колыбельная песня Кабалевский Д. «Про Петю» Майзель Б. «Кораблик» Моцарт В. Вальс Кискачи А. - Школа для начинающих Т. I .: Русская народная песня «Про кота» Русская народная песня «Как под горкой» Белорусская народная песня «Перепелочка» Бетховен Л. Сурок Русская народная песня «Во поле береза стояла» Перселл Г. Ария Бетховен Л. Симфония №9 (фрагмент) Вивальди А. Зима (фрагмент) Лойе Ж. Соната 12 Примеры программы переводного экзамена 1 вариант Моцарт В. Вальс Чешская народная песня «Пастушо к» 2 вариант Перселл Г. Ария Бах Ф.Э. Марш Второй класс Специальность 2 часа в неделю, Консультации 8 часов в год За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. Мажорные и минорные гаммы до двух з наков включительно. Арпеджио. Трезвучия (в умеренном темпе). Гаммы исполняются штрихами деташе и легато. 10 - 15 этюдов средней трудности (по нотам). Пьесы. Развитие навыков чтения с листа. Примерный репертуарный список Упражнения и этюды Пушечников И. Школ а игры на блокфлейте. М., 2004 Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты. М., 2002 (этюды 11 - 27) Пьесы Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты: Бах И.С.Менуэт Бах И.С. Полонез Моцарт В. Ария из оперы «Дон Жуан» Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон Жуан» 13 Вебер К. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок» Шуман Р. «Веселый крестьянин» из «Альбома для юношества» Шуман Р. «Песенка» из «Альбома для юношества» Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка » Беллини В. Отрывок из оперы «Норма» Гендель Г. Бурре Гайдн Й. Серенада Чайковский П. «Сладкая греза» из «Детского альбома » Чайковский П. «Грустная песенка» Чайковский П. Вальс из «Детского альбома» Пушечникое И. Школа игры на блокфлейте: Бриттен Б. Салли Гарденс (Ирландская мелодия ) Шапорин Ю. Колыбельная Чайковский П. «Итальянская песенка» Бах И.С. Менуэт Кискачи А. Школа для начинающих. Ч. II Гендель Г. Бурре и Менуэт из Сонаты для гобоя и бассо континуо Бах И.С. Менуэт из Сюиты для оркестра №2 Телеман Г. Ария из Партиты для блокф лейты и бассо континуо Примеры программы переводного экзамена 1 вариант Шуман Р. «Песенка» из «Альбома для юношества» Гендель Г. Бурре 2 вариант Бах И.С. Менуэт из Сюиты для оркестра №2 Чайковский П. Вальс из «Детского альбома» Третий класс Специальность 2 часа в неделю, Консультации 8 часов в год 14 За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. Перевод учащегося с блокфлейты на тромбон . Работа над постановкой губ, рук, корпус а, исполнительского дыхания. Базинг на губах и мундштуке. Гаммы и арпеджио в одну октаву : Си - бемоль мажор, соль минор , Фа мажор (до ноты «до» 1 - й октавы), ре минор, Соль мажор, ми минор ( можно исполнять до ноты «си» малой октавы) . Гаммы исполняются штрихам и деташе и нон легато. 4 - 8 упражнений и этюдов (по нотам). 4 - 6 пьес. Примерный репертуарный список А. Седракян. Этюды (по выбору из «Школы игры на тромбоне (баритоне)») Г. Гендель. Сарабанда Вас. Калинников. Журавель В. А. Моцарт. Аллегретто И. Гайдн . Тема из симфонии Во светлице (р. н. п.) Как под горкой (р. н. п.) Не летай, соловей (р. н. п.) Соловей Будимирович (былина) Д. Кабалевский. В школу В. А. Моцарт. Ария Э. Григ. Норвежская песня Л. Бетховен. Торжественная песнь Л. Бетховен. Походная песн я Л. Бетховен. Сурок Р. Шуман. Мелодия Д. Шостакович. Вроде марша И. С. Бах. Песня Ой, джигуня (у. н. п.) 15 Журавель (у. н. п.) Е . Матей. Сарабанда Чешская народная песня Примеры программы переводного экзамена 1 вариант Г. Гендель. Сарабанда Л. Бетховен. С урок 2 вариант Вас. Калинников. Журавель Л. Бетховен. Торжественная песнь 3 вариант Р. Шуман. Мелодия Д. Кабалевский. В школу Четвертый класс Специальность 2 часа в неделю Консультации 6 часов в год За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. Постановка дыхания без тромбона . Базинг на губах и мундштуке. Гаммы и арпеджио в одну октаву : До мажор, ля минор, Ре мажор, си минор, Ми - бемоль мажор, до минор . Гаммы исполняются штрихами деташе и нон легато. 4 - 8 упражнений и этюдов (по нотам). 4 - 6 пьес. Примерный репертуарный список А. Седракян. Этюды (по выбору из «Школы игры на тромбоне (баритоне)») Б. Григорьев. Этюды (по выбору из сборника «Этюды для тромбона») Д. Кабалевский. Токкатина 16 Ж. Рамо . Менуэт Л. Бетховен. Ларго И. С. Бах. Ария Л. Эрвелуа. Элегия Е. Матей. Токката И. С. Бах. Анданте Н. Раков. Песня Н. Римский - Корсаков. «Ветер по морю гуляет…» Г. Ф. Телеман. Ария А. Мельников. Русская песня Л. Бетховен. Экосез Р. Глиэр. Эскиз G - dur М. Гл инка. Песня Ой, лопнул обруч (у. н. п.) П. Чайковский. Колыбельная Й . Гайдн. Анданте Е. Фомин. Ариетта П. Чайковский. Камаринская А. Гедике. Танец Д. Шостакович. Танец П римеры программы переводного экзамена 1 вариант Е. Фомин. Ариетта П. Чайковский. Камар инская 2 вариант Л. Бетховен. Ларго А. Гедике. Танец 3 вариант Д. Шостакович. Танец И. С. Бах. Анданте 17 Пятый класс Специальность 2 часа в неделю Консультации 6 часов в год За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзам ен во втором полугодии. Постановка дыхания без тр омбона . Базинг на губах и мундштуке. Гаммы и арпеджио : Ля мажор в одну октаву, Фа - диез минор в одну и две октавы, Ля - бемоль мажор в одну октаву, фа минор в две октавы, Ми мажор в две октавы, до - диез минор в одну октаву. Гаммы исполняются штрихами деташе и нон легато. 4 - 8 упражнений и этюдов (по нотам). 4 - 6 пьес. Примерный репертуарный список Б. Григорьев. Этюды (по выбору из сборника «Этюды для тромбона») В. Блажевич. Этюды (по выбору из сборника «Этюды для т ромбона в ключах») Б. Флисс. Колыбельная Р. Шуман. Грёзы М. Глинка. Этюд А. Гречанинов. Колыбельная Р. Глиэр. Эскиз fis - moll А. Вивальди. Ларго из сонаты e - moll Ш. Тактакишвили. Мелодия Д. Шостакович. Ноктюрн Е. Матей. Фуга Б. Марчелло. Аллегро из сонаты a - moll И. Штухек. Шутка С. Чичерина. Юмореска А. Аренский. Баркарола И. С. Бах. Ариозо Й. Гайдн. Аллегро 18 Иг. Катаев. Серенада С. Рахманинов. Романс А. Корелли. Сарабанда Н. Лысенко. Элегия И. Шамо. Марш Ф. Шуберт. Песня Х. Унгер. Ostinato Х. Берсинг. Тема с вариациями Э. Бёльманн. Маленькая сюита Э. Бёльманн. Сонатина А. Марчелло. Соната e - moll Примеры программы переводного экзамена 1 вариант Д. Шостакович. Ноктюрн М. Глинка. Этюд 2 вариант Е. Матей. Фуга А. Корелли. Сарабанда 3 вариант А. Марчелло. Соната e - moll , I , II чч. Шестой класс Специальность 2 часа в неделю Консультации 6 часов в год За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. Постановка дыхания без тромбона . Базинг на губах и мундштуке. Гаммы и арпеджио : Ля - бемоль мажор в две октавы, фа минор в две октавы, Ми мажор в две октавы, до - диез минор в полторы октавы (до ноты «соль - диез» 1 - й октавы ), Ре - бемоль мажор в две октавы (можно исполнять 19 до ноты «ля - бемоль» 1 - й октавы) , си - бемоль минор в две октавы. Гаммы исполняются штрихами деташе и нон легато. 6 - 8 упражнений и этюдов (по нотам). 4 - 6 пьес. Примерный репертуарный список В. Блажевич. Этюды (по выбору из сборника «Этюды для тромбона в ключах») Е. Рейхе. Этюды (по выбору из сборника «Этю ды для тромбона») А. Ракитин. Стойкий оловянный солдатик. А. Лядов. Прелюдия В. Смита. Адажио Л. Эрвелуа. Весёлая песенка В. Мурзин. Марш И. С. Бах. Анданте Г. Гендель. Адажио С. Рахманинов. Прелюдия М. Равель. Павана Д. Шостакович. Танец Н. Ниязи. Колыбел ьная И. С. Бах ‬ Ш. Гуно. Прелюдия Р. Шуман. Лотос А. Владимиров. Танец Р. Тейнер. Танец дервишей Ю. Щуровский. Мелодия Э. Мак - Доуэлл. Одинокая хижина Р. Свирский. Юмореска В. Кучеров. Юмористическое рондо Р. Витачек. Прелюдия и марш Н. Римский - Корсаков. К онцерт А. Гедике. Сонатина Б. Марчелло. Соната a - moll , I , II чч. 20 Примеры программы переводного экзамена 1 вариант А. Лядов. Прелюдия Л. Эрвелуа. Весёлая песенка 2 вариант С. Рахманинов. Прелюдия Д. Шостакович. Танец 3 вариант Н. Римский - Корсаков. Концерт, II , III чч. Седьмой класс Специальность 2,5 часа в неделю Консультации 8 часов в год За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. Постановка дыхания без тромбона Базинг на губах и мундштуке Гам мы и арпеджио : Ре - бемоль мажор в две октавы (можно исполнять до ноты «ля - бемоль» 1 - й октавы), си - бемоль минор в две октавы, Си мажор в полторы октавы (до ноты «фа - диез» 1 - й октавы), соль - диез минор в две октавы. Гаммы исполняются штрихами деташе и нон лега то. 6 - 8 упражнений и этюдов (по нотам). 4 - 6 пьес. Примерный репертуарный список В. Блажевич. Этюды (по выбору из сборника «Этюды для тромбона в ключах») А. Блюм. Этюды (по выбору из сборника «Этюды для тромбона») П. Чайковский. Ната - вальс Ж. Массне. Элег ия 21 Н. Лысенко. Не забудь юных дней Э. Вила Лобос. Романс Т. Смирнова. Монолог Г. Гендель. Бур р е Д. Шостакович. Прелюдия И. Маттезон. Сарабанда А. Гречанинов. Ноктюрн Й. А. Гассе. Два танца А. Вивальди. Аллегро из сонаты f - moll Г. Пёрселл. Ария из оперы «Ди дона и Эней» Б. Марчелло. Ларго из сонаты F - dur Ж. Бизе. Тема из Сюиты «Арлезианка» Ф. Э. Бах. Менуэт В. Блажевич. Концертный эскиз Н. Раков. Мелодия Х. Мейер - Селб. 5 характерных багателей Ф. Мэлидж. Маленький концерт В. Блажевич. Концерт № 4 Примеры прог раммы переводного экзамена 1 вариант Д. Шостакович. Прелюдия Г. Гендель. Бурре 2 вариант И. Маттезон. Сарабанда А. Вивальди. Аллегро из сонаты f - moll 3 вариант В. Блажевич. Концерт № 4 22 Восьмой класс Специальность 2,5 часа в неделю Консультации 8 часов в год Учащиеся могут играть на зачетах любые произведения на усмотрение преподавателя; количество зачетов и сроки специально не определены. Перед итоговым экзаменом учащийся обыгрывает выпускную программу на зачетах, классных вечерах и концертах. Гаммы и ар педжио в две октавы : Фа мажор, ре минор, Соль мажор, ми минор, Си - бемоль мажор, соль минор . Исполнять в подвижном темпе различными штрихами. 6 - 8 упражнений и этюдов (по нотам). 4 - 6 пьес. Примерный репертуарный список Б. Григорьев. Этюды (по выбору из сбо рника «Этюды для тромбона») Е. Рейхе. Этюды (по выбору из сборника «Этюды для тромбона») А. Франц. Этюды (по выбору из сборника «Этюды для тромбона») В. Блажевич. Этюды (по выбору из сборника «Этюды для тромбона в ключах») Е. Матей. Пьесы из сборника «Инфо рматорий» : «Интрада» «Речитатив» «Гротеск» «Прелюдия» «Рэгтайм» «Блюз» «Бурлеска» Д. Шостакович. Прелюдия Des - dur Р. Глиэр. Ноктюрн Р. Бутри. Хорал и вариации К. Димитреску. Крестьянский танец А. Хачатурян. Андантино 23 С. Прокофьев. Тройка из с юиты «Поручик Киже» К. Вебер. Романс Г. Литинский. Этюд П. Чайковский. Ноктюрн А. Гедике. Миниатюра В. Блажевич. Концерт № 2 А. Варнаке. Концерштюк Примеры программы 1 вариант Р. Глиэр. Ноктюрн Д. Шостакович. Прелюдия Des - dur 2 вариант К. Вебер. Романс К . Димитреску. Крестьянский танец 3 вариант В. Блажевич. Концерт № 2, II , III чч. Девятый класс Специальность 2,5 часа в неделю Консультации 8 часов в год В девятом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению в профессионально е образовательное учреждение. Ученики девятого класса играют в году два экзамена: в декабре и мае. В декабре - крупная форма. На выпускной экзамен (в мае) выносится программа с прибавлением пьесы. Постановка дыхания без тромбона . Базинг на губах и мундштук е Гаммы и арпеджио в две октавы : До мажор, ля минор, Соль - бемоль мажор, ми - бемоль минор . Исполнять в подвижном темпе различными штрихами. 24 6 - 8 упражнений и этюдов (по нотам). 4 - 6 пьес. Примерный репертуарный список В. Щербинин. «Комплекс ежедневных занят ий для тромбониста» В. Блажевич. Этюды (по выбору из сборника «Этюды для тромбона в ключах») А. Блюм. Этюды (по выбору из сборника «Избранные этюды для тромбона») Л. Колодуб. Юмореска В. Кирейко. Шутка Ги Ропар. П ьеса Е. Дефей. Танец К. Сен - Санс. Каватина К. Сен - Санс. Лебедь А. Скрябин. Прелюдия В. Блажевич. Концерт № 8 С. Рахманинов. Вокализ Д. Шостакович. Романс из к/ф «Овод» А. Вивальди. Концерт a - moll Г. Окунев. Скерцо А. Капоралле. Соната ч. 1 и 2 Е. Маттей . Фуга. Т. Смирнова. Монолог. Примеры програм мы выпускного экзамена 1 вариант Е. Дефей. Танец К. Сен - Санс. Лебедь 2 вариант Е. Маттей. Фуга. С. Рахманинов. Вокализ 25 3 вариант В. Блажевич. Концерт № 8 Срок обучения - 5 (6) лет Первый класс Специальность 2 часа в неделю Консультации 6 часов в год За уче бный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания. Базинг на губах и мундштуке. Гаммы: Си бемоль мажор в одну октаву, соль минор в одну ок таву, Фа мажор д о ноты « до » первой октавы . Гаммы исполняются штрихами деташе и нон легато. 8 - 10 упражнений и этюдов (по нотам). 6 - 8 пьес. Примерный репертуарный список А. Седракян. Этюды (по выбору из «Школы игры на тромбоне (баритоне)») Г. Гендель. Сар абанда Вас. Калинников. Журавель В. А. Моцарт. Аллегретто И. Гайдн. Тема из симфонии Во светлице (р. н. п.) Как под горкой (р. н. п.) Не летай, соловей (р. н. п.) Соловей Будимирович (былина) Д. Кабалевский. В школу В. А. Моцарт. Ария Э. Григ. Норвежск ая песня Л. Бетховен. Торжественная песнь 26 Л. Бетховен. Походная песня Л. Бетховен. Сурок Примеры программы переводного экзамена 1 вариант В. А. Моцарт. Аллегретто Г. Гендель. Сарабанда 2 вариант Во светлице (р. н. п.) И. Гайдн. Тема из симфонии 3 вариан т Л. Бетховен. Торжественная песнь Д. Кабалевский. В школу Второй класс Специальность 2 часа в неделю Консультации 6 часов в год За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. Занятия постановки дыхания без тр омбона . Базинг на губах и мундштуке. Гаммы: До мажор, ля минор, Соль мажор , ми минор . Гаммы исполняются штрихами деташе и нон легато. 8 - 10 упражнений и этюдов (по нотам). 6 - 8 пьес. Примерный репертуарный список А. Седракян. Этюды (по выбору из «Школы игры на тромбоне (баритоне)») Б. Григорьев. Этюды (по выбору из сборника «Этюды для тромбона») Ж. Рамо. Менуэт Л. Бетховен. Ларго И. С. Бах. Ария 27 Л. Эрвелуа. Элегия Е. Матей. Токката И. С. Бах. Анданте Н. Раков. Песня Н. Римский - Корсаков. «Ветер по морю гуляет…» Г. Ф. Телеман. Ария А. Мельников. Русская песня Л. Бетховен. Экосез Р. Глиэр. Эскиз G - dur М. Глинка. Песня Ой, лопнул обруч (у. н. п.) П. Чайковский. Колыбельная Примеры программы переводного экзамена 1 вариант Ж. Рамо. Менуэт Л. Бетховен . Ларго 2 вариант Н. Раков. Песня Л. Бетховен. Экосез 3 вариант А. Мельников. Русская песня Е. Матей. Токката Третий класс Специальность 2 часа в неделю Консультации 6 часов в год За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. Занятия постановки дыхания без тромбона . Базинг на губах и мундштуке. Гаммы: Ми бемоль мажор, до минор , Ре мажор, Си минор. Гаммы исполняются штрихами деташе и нон легато. 28 8 - 10 упражнений и этюдов (по нотам). 6 - 8 пьес. Приме рный репертуарный список Б. Григорьев. Этюды (по выбору из сборника «Этюды для тромбона») В. Блажевич. Этюды (по выбору из сборника «Этюды для тромбона в ключах») Б. Флисс. Колыбельная Р. Шуман. Грёзы М. Глинка. Этюд А. Гречанинов. Колыбельная Р. Глиэр. Э скиз fis - moll А. Вивальди. Ларго из сонаты e - moll Ш. Тактакишвили. Мелодия Д. Шостакович. Ноктюрн Е. Матей. Фуга Б. Марчелло. Аллегро из сонаты a - moll И. Штухек. Шутка С. Чичерина. Юмореска А. Аренский. Баркарола И. С. Бах. Ариозо Й. Гайдн. Аллегро Примеры программы переводного экзамена 1 вариант Б. Флисс. Колыбельная Е. Матей. Фуга 2 вариант И. Штухек. Шутка Р. Шуман. Грёзы 3 вариант 29 И. С. Бах. Ариозо С. Чичерина. Юмореска Четвертый класс Специальность 2,5 часа в неделю Консультации 8 часов в год За учебн ый год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. Занятия постановки дыхания без тр омбона . Базинг на губах и мундштуке. Гаммы: ля бемоль мажор, фа минор, ля мажор , фа диез минор. Гаммы исполняются штрихами д еташе и нон легато. 8 - 10 упражнений и этюдов (по нотам). 6 - 8 пьес. Примерный репертуарный список В. Блажевич. Этюды (по выбору из сборника «Этюды для тромбона в ключах») Е. Рейхе. Этюды (по выбору из сборника «Этюды для тромбона») А. Ракитин. Стойкий оло вянный солдатик. А. Лядов. Прелюдия В. Смита. Адажио Л. Эрвелуа. Весёлая песенка В. Мурзин. Марш И. С. Бах. Анданте Г. Гендель. Адажио С. Рахманинов. Прелюдия М. Равель. Павана Д. Шостакович. Танец Н. Ниязи. Колыбельная И. С. Бах ‬ Ш. Гуно. Прелюдия Р. Шум ан. Лотос 30 А. Владимиров. Танец Р. Тейнер. Танец дервишей Примеры программы переводного экзамена 1 вариант А. Ракитин. Стойкий оловянный солдатик. А. Лядов. Прелюдия 2 вариант В. Мурзин. Марш И. С. Бах. Анданте 3 вариант Д. Шостакович. Танец И. С. Бах ‬ Ш . Гуно. Прелюдия Пятый класс Специальность 2,5 часа в неделю Консультации 8 часов в год Учащиеся могут играть на зачетах любые произведения на усмотрение преподавателя; количество зачетов и сроки специально не определены. Перед итоговым экзаменом учащийся обыгрывает выпускную программу на зачетах, классных вечерах и концертах. Базинг на губах и мундштуке. Гаммы: Ре бемоль мажор, си бемоль минор, ми мажор, до диез минор, си мажор. Гаммы исполнять в подвижном темпе различными штрихами. 8 - 10 упражнений и этюд ов (по нотам). 6 - 8 пьес. Примерный репертуарный список В. Блажевич. Этюды (по выбору из сборника «Этюды для тромбона в ключах») А. Блюм. Этюды (по выбору из сборника «Этюды для тромбона») 31 П. Чайковский. Ната - вальс Ж. Массне. Элегия Н. Лысенко. Не забудь юных дней Э. Вила Лобос. Романс Т. Смирнова. Монолог Г. Гендель. Бурре Д. Шостакович. Прелюдия И. Маттезон. Сарабанда А. Гречанинов. Ноктюрн Й. А. Гассе. Два танца А. Вивальди. Аллегро из сонаты f - moll Г. Пёрселл. Ария из оперы «Дидона и Эней» Б. Марчелло. Ларго из сонаты F - dur Ж. Бизе. Тема из Сюиты «Арлезианка» Ф. Э. Бах. Менуэт В. Блажевич. Концертный эскиз Н. Раков. Мелодия Х. Мейер - Селб. 5 характерных багателей Ф. Мэлидж. Маленький концерт В. Блажевич. Концерт № 4 Примеры программы 1 вариант Ж. Массне . Элегия Г. Гендель. Бурре 2 вариант Д. Шостакович. Прелюдия Н. Раков. Мелодия 3 вариант Б. Марчелло. Ларго из сонаты F - dur В. Блажевич. Концерт № 4 Шестой класс 32 Специальность 2,5 часа в неделю Консультации 8 часов в год В шестом классе обучаются учащиеся , которые целенаправленно готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение. Ученики шестого класса играют в году два экзамена: в декабре и мае. В декабре - крупная форма. На выпускной экзамен (в мае) выносится программа с дополнительно й пьесой. Базинг на губах и мундштуке. Гаммы: До мажор, Ля минор, Си бемоль мажор, соль минор, Ля мажор, фа диез минор. Гаммы исполнять в подвижном темпе различными штрихами в две октавы. 8 - 10 упражнений и этюдов (по нотам). 6 - 8 пьес. Примерный репертуарн ый список Б. Григорьев. Этюды (по выбору из сборника «Этюды для тромбона») Е. Рейхе. Этюды (по выбору из сборника «Этюды для тромбона») А. Франц. Этюды (по выбору из сборника «Этюды для тромбона») В. Блажевич. Этюды (по выбору из сборника «Этюды для тромб она в ключах») Е. Матей. Пьесы из сборника «Информаторий»: «Интрада» «Речитатив» «Гротеск» «Прелюдия» «Рэгтайм» «Блюз» «Бурлеска» Д. Шостакович. Прелюдия Des - dur Р. Глиэр. Ноктюрн Р. Бутри. Хорал и вариации К. Димитреску. Крестьянский танец 33 А . Хачатурян. Андантино С. Прокофьев. Тройка из сюиты «Поручик Киже» К. Вебер. Романс Г. Литинский. Этюд П. Чайковский. Ноктюрн А. Гедике. Миниатюра В. Блажевич. Концерт № 2 А. Варнаке. Концерштюк Примеры программы выпускного экзамена 1 вариант Е. Матей. П ьесы из сборника «Информаторий»: «Речитатив» «Гротеск» «Прелюдия» «Бурлеска» 2 вариант Р. Глиэр. Ноктюрн Р. Бутри. Хорал и вариации 3 вариант В. Блажевич. Концерт № 2 III . Требования к уровню подготовки обучающихся Реализация программы обеспечивае т: - наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству; - сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности тр омбона для достижения н аиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; 34 - знание репертуара для тр омбона , включающего произведения разных стилей и жанр ов (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями; - знание художественно - исполнительских возможностей тромбона ; - знание профессиональной терминологии; - наличие умен ий по чтению с листа музыкальных произведений; - навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения; - навыки по использованию музыкально - исполнительских средств выразительности, выполнению анали за исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов; - наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями; - наличие навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста. IV . Формы и методы контроля, система оценок 4. 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Основными видами контроля успеваемости являю тся: • текущий контроль успеваемости учащихся • промежуточная аттестация • итоговая аттестация. Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы. 35 4.2. Контрольные требования на разных эт а пах обучения Текущий контроль направлен на поддержание у чебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневн ик учащегося. В них учитываются: - отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность; - качество выполнения предложенных заданий; - инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и во время домашней работы; - темпы продвижения. На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки. Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии. Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены . Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной. Обязательным является методическое обсуждение, которое должно : • носить рекомендательный, аналитический характер, • отмечать ст епень освоения учебного материала, • активность, перспективы и темп развития ученика. Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех. Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, 36 определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, пред усмотренного на предмет «Специальность ( тромбон )». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной ( экзаменационной ) аттестации. На экзаменационную аттестацию составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения расписание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не позднее, чем за две недели до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации. К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные задания по предмету, реализуемые в соответствующем учебном году. По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и п овторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся. Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и качество владения полным комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках представленной концертной программы. На экзамене выставляется оценка и фиксируется в соответствующей документации. Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию по уважительной причине (в рез ультате болезни или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию в иной срок без отчисления из образовательного учреждения, но не позднее шести месяцев с даты выдачи документа, подтв ерждающего наличие указанной 37 уважительной причины (согласно Положению о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств). 4. 3 . Критерии оценки Табл ица 3 Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнени я является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и « - », что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося . Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень 5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения 4 («хорошо») оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художес твенном) 3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. 2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохая посещаемость аудиторных занятий «зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. 38 готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусст ва. При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее: • оценка годовой работы ученика; • оценка на академическом концерте или экзамене; • другие выступления ученика в течение учебного года. Оценки выставляются по окончании каждой четвер ти и полугодий учебного года. V . Методическое обеспечение учебного процесса 5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень развития музыкальных способностей. Необходимым условием для успешного обучения на тромбоне явл яется формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания. Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т. д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммам и и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение различных вариантов - штриховых, динамических, ритмических и т. д. Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой - ва жнейшими средствами музыкальной выразительности - должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные 39 задания и регулярно проверят ь их выполнение. В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы характерные особенности тромбона . В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения. 5.2. Методические р екомендации по организации самостоятельной работы обучающихся 1. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. 2. Периодичность занятий - каждый день. 3. Количество занятий в неделю - от двух до четырех часов. Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), а также с учетом сложившихся педагогических традиций в учебном заведении и методической целесообразности. 4. Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоров ья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным. 5. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Ученик должен уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике. Возможные виды домашнего задания: • упражнения для развития звука (выдержанные ноты); • работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды) ; • работа над художественным материалом (пьесы или произведение крупной формы); 40 • чтение с листа. 6. Периодически следует проводить уроки, контролирующие ход домашней работы ученика. 7. Для успешной реализации программы «Специальность ( тромбон )» учени к должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также аудио и видеотекам, сформированным по учебным программам. VI . Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 6.1. Списки рекомендуемой нотной литературы 1. Альбом тромбониста. Прага, «Супрафон», 1969 г. 2. Сост. Б. Григорьев. Пьесы для тромбона и ф - но. Москва, 1973 г. 3. Сост. Б. Григорьев. Хрестоматия для тромбона. Пьесы. Москва, 1984 г. 4. Сост . Б. Григорьев. Хрестоматия для тромбона. Пьесы. Москва, 1987 г. 5. Б. Григорьев. Школа игры на тромбоне. Москва. 1969 г. 6. Б. Григорьев. Этюды для тромбона. Москва, М., 1983 г. 7. Сост. В. Андрезена. Альбом ученика - тромбониста. Выпуск 6. Киев. 1980 г. 8. Сост. В. Андрезена. Альбом ученика - тромбониста. Выпуск 8. Киев. 1986 г. 9. Сост. В. Андрезена. Альбом уч еника - тромбониста. Выпуск 9. Киев. 1989 г. 10. В. Блажевич. Этюды из «Школы для тромбона в ключах». Тетрадь 1. Москва, М. 1965 г. 11. В. Блажевич. Этюды из «Школы для тромбона в ключах». Тетрадь 2 . Москва, М. 1986 г. 12. Сост. В. Огия. Юный тромбонист (пьесы). Ленинград, 1991 г. 13. Сост. Г. Маттер, Г. Егнер. 12 пьес для тромбона. Германия 2012. 41 14. Ё. Матей. Информаториум. Прага, 1974 г. 15. М. Зейналов, А. Седракян. Школа игры на тромбоне. Москва. М. 1987 г. 16. Сост. М. Зейналов. Альбом юного тромбониста, Москва, 1987 г. 17. Сост. М. Зейналов. Избра нные упражнения. Москва, 1989 г. 18. О. Блюм. Избранные этюды. Москва, 1954 г. 19. Пьесы для начинающих тромбонистов. Лейпциг, 1993 г. Тетрадь 1 20. Пьесы для начина ющих тромбонистов. Лейпциг, 2004 г. Тетрадь 2 21. Сборник пьес для тромбона. Лейпциг, 1982 г. 22. Штайнер, Вольгий, Зильц. Начальная школа игры на тромбоне. Будапешт, 1971 г. 6.2. Списки рекомендуемой методической литературы 1. Б. Диков. Методика обучения игре на духовых инструментах. Москва, 1962 г. 2. Методика обучения игре на духовых инструментах (очерки), Выпуск 3, Москва. М, 1971 г. 3. Методика обучения игре на духовых инструментах (очерки), Выпуск 4, Москва. М, 1976 г. 4. Портреты советских исполнителей на духовых инструментах (сост. Ю. Усов). Москва, СК, 1989 г. 5. В. Сумеркин. Методика обучения игре на тромбоне. Москва. М, 1987 6. Ю. Усов. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. Москва, М, 1986 г.

Приложенные файлы

  • pdf 13487089
    Размер файла: 870 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий