Приказ № /к от 30 марта 2012г. Образовательная программа дополнительного образования детей. «Тромбон». для учащихся 1 –7 (8) классов (от 7 лет). Сроки реализации – 7 (8) лет.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы «Детская музыкальная школа имени Вольфганга Амадея Моцарта» «П РИНЯТО » «У ТВЕРЖДАЮ » на заседании Педагогического Совета школы 30 марта 2012 г. Директор Г БОУДОД г.Москвы «Детская музыкальная школа имени Вольфганга Амадея Моцарта» ___________________Н.А. Расторгуева Приказ № /к от 30 марта 2012г. Образовательная программа дополнительного образования детей «Тромбон » для учащихся 1 – 7 (8) классов (от 7 лет) Сроки реализации – 7 (8) лет В основу программы вошли рекомендации из «Справочного пособия нормативных документов, учебных планов, образовательных программ» Изменения внесе ны преподавателем Куровым Н.Л. в 2012 г. Москва 2012 г . 1 1. Пояснительная записка. Программа ведется на основе программных требований, учебных планов и индивидуальных планов учащихся. Создание данной программы продиктовано , прежде всего , современными объективными условиями существования образоват ельных учреждений дополнительного образования детей, реализующих программы художественно - эстетической направленности . Одним из таких условий стала изменившаяся социально - экономическая ситуация в стране. Другим важным фактором внесения изменений стал имеющи йся на протяжении уже нескольких лет средний уровень контингента учащихся. В последние годы существует проблема с на бором учащихся в класс тромбона . Это вынуждает принимать детей без учета их музыкальных, физических и интеллектуальных данных. Информационна я перегруженность и ухудшение состояния здоровья современных детей, безусловно , усложняют процесс обучения. Приоритетным для данного контингента учащихся является общее музыкальное образование , цель которого – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей культуры. Основными ориентирами в обучении становятся развитие музыкального восприятия (воспитание слушателей) и коллективное музицирование (игра в ансамбле и оркестре). В этом заключается актуальность данной программы. Детские музыкальны е школы и школы искусств призваны воспитывать гармонично развитого, творчески активного человека. Давая общее музыкальное образование всем учащимся, музыкальные школы готовят наиболее одаренных учащихся для поступления в средние специальные учебные завед ения. Решение этих двух взаимосвязанных проблем должно находиться в центре внимания педагогических коллективов музыкальных школ. 2 Основные задачи программы Воспитательные: воспитание эстетического вкуса; воспитание потребности музицирования, как способа са мовыражения и коллективного музицирования, как способа объединения людей в эстетической деятельности; воспитание любви и уважения к своей национальной культуре. Обучающие: развитие внутреннего слуха и умения интонировать; обучение игре на музыкальном инстр ументе; применение на практике знаний и навыков, полученных на других предметах детской музыкальной школы. Развивающие: пробуждение и поддержание заинтересованности к обучению в детской музыкальной школе и к самообразованию; развитие творческой активности; расширение музыкального кругозора. Учебно - воспитательная программа направлена прежде всего на формирование культуры исполнительства у учащегося. В повседневной работе в классе преподаватель прививает учащемуся интерес к занятиям, любовь к музыке, воспит ывая его вкус на лучших образцах народной музыки, произведениях классиков и современных прогрессивных как российских, так и зарубежных композиторов. Одна из главных задач – добиться гармонического развития технических и художественных навыков учащегося . Д анная программа рассчитана на семилетний курс обучения. В ней расширен репертуарный список, что дает педагогу осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуаль ным данным, уточнен объем часов по каждой теме. Возраст детей , участвующих в реализации данной программы от 9 лет . Продолжительность образовательного процесса 7 (8) лет. Обучение 3 проходит поэтапно : I /7 – IV/7 – младшие классы, V / 7 – VII /7 – старшие классы, V III /7 – класс профессиональной ориентации. Воспитательные задач и, стоящие перед педагогом, так же как и методы его работы с учащимися, реализуются на занятиях . О сновной формой занятий является индивидуальный урок, продолжительность которого согласно учебн ому плану составляет 1 час и проводится два раза в неделю. Важным элементом учебного процесса является систематический контроль успеваемости учащихся. Основными видами контроля успеваемости учащихся являются: - текущий контроль успеваемости, - промежуточн ая аттестация учащихся; - итоговая аттестация учащихся, - зачеты (недифференцированный и дифференцированный), - переводные зачёты (дифференцированные), - академические концерты, - контрольные прослушивания, - контрольные уроки, - фестивали, - конкурсы. Текущий к онтроль успеваемости направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения учащегося к изучаемому предмету (музыкальный инструмент), организацию регулярных домашних занятий , повышение уровня усвоения текущего учебного материала. Он имеет воспит ательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащегося. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, ведущим предмет (на каждом втором и третьем уроках), в рамках расписания занятий учащегося. На основании результатов т екущего 4 контроля выводятся четвертные, полугодовые и годовые оценки. Промежуточная аттестация определяет уровень и успешность развития учащегося и усвоения им образовательной программы на определённом этапе обучения. Наиболее распространёнными формами пром ежуточной аттестации являются: Зачёты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение технической или академической программы в присутствии комиссии. Зачёты могут быть дифференцированными и недифференцированными (в зависимости от пр именяемой системы оценок), с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Переводной зачёт проводится в конце учебного года. Исполнение полной учебной программы демонстрирует уровень освоения образовательной программы данного года обучения. Переводной зачёт проводится с применением дифференцированной системы оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Академические концерты предполагают те же требования, что и зачёты: они представляют публичное исполнение учебн ой программы в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Контрольные прослушивания направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся при игре на инструменте, не требующей публичного исполнения и концертной готовности: проверка навыков самостоятельной работы учащихся, проверка технического продвижения, степень овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включают в себя элементы беседы с учащимися и предполагают обязательное методическое обсуждение рекомендательного характера с применением систем оценок по выбору. 5 Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровен ь и качество освоения образовательной программы. Экзамены проводятся в выпускном классе в соответствии с действующим учебным планом. На выпускные экзамены выносятся 4 произведения, различные по жанру и форме. Технические навыки учащегося, в соответствии с требованиями программы, проверяются в течение года на зачётах и контрольных уроках. Итоговая оценка по предмету выводится на основании годовой и экзаменационной оценок, с учётом оценок промежуточной аттестации, полученных учащимся в течение последнего го да обучения Основным критерием оценок является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, а также владение техническими приёмами игры на инструменте. Краткой формулировкой результатов контроля успеваемости учащихся является сис тема дифференцированных оценок (5 - балльная). Оценка «5» ставится, если ученик раскрывает характер произведения, владеет художественно - выразительными средствами и проявляет индивидуальность в исполнении, доносит осмысленное, грамотное прочтение (донесение) нотного текста, свободно владеет техническими навыками (по требованиям программы, соответствующей данному классу), соблюдая стиль конкретного музыкального направления. Оценка «4» ставится, если ученик достаточно точно доносит нотный текст, допуская при ис полнении незначительные погрешности (штриховые, аппликатурные, динамические и т.д.), технические требования выполняются, но недостаточно свободно, характер произведения передаётся ограниченными выразительными средствами. Оценка «3» ставится, если ученик в целом исполняет произведение правильно, но допускает ошибки в тексте, ритме, аппликатуре, что мешает передать характер и раскрыть образ произведения, а также нарушает его целостность. 6 Оценка «2» ставится, если ученик не усвоил материал, допускает ошибки , играет с остановками, не знает основных принципов звукоизвлечения и постановки, не проявляет осмысленности в исполнении. 2. Учебно - тематический план. Семилетний курс Наименование разделов и тем Количество часов Первый класс Первое полугодие 32 Знакомство с инструментом. Постановка при игре на тромбоне. 2 Работа над постановкой и развитием дыхания. Общая постановка 3 Работа над исполнительской техникой. Техника губ 1 Формирование амбушюра. Усвоение характера и управления действием губ (постановка губного аппарата). 5 Нотная грамота. 3 Чтение с листа, игра по слуху . 4 Кулиса. Изучение позиций. 5 Работа над качеством воспроизводимых звуков. Чистота строя и интонации. 2 Упражнения . 3 Пер воначальные основы музыкальной грамоты. 2 Знакомств о с гаммами . 2 Второе полугодие 36 Освоение музыкальной грамоты. 2 Игра по нотам, чтение с листа. 5 Освоение рациональн ых способов управления дыханием. Формирование дыхательной опоры. 3 Развитие тех ники смены дыхания во время игры – постановка исполнительского дыхания. 6 Работа над техникой языка. Атака. 3 Качество звучания и ритм. 2 Работа над развитием интонационного слуха. 2 Упражне ния . 3 Работа над этюдами. 4 Работа над гаммами. 6 Второй к ласс Первое полугодие 32 Чтение нот с листа. 3 Работа над гаммами . 3 Формирование двигательных функций языка. 2 Раз витие техники исполнения приёма non legato . 2 Упражнение – исполнение широких интервалов . 2 Изучение дополнительной аппликатуры . 5 7 Р абота над постановкой и развитием дыхания . Артикуляционная постановка. 4 Работа над этюдами. 5 Работа над пьесами. 6 Второе полугодие 36 Работа над гаммами . 3 Работа на д развитием смены дыхания во время игры . 4 Работа над исполнительской техникой . Ра звитие выносливости и подвижности мышц губ (техника губ). 3 Чтение с листа, подбор по слуху . 2 Работа над исполнительской техникой . Техника языка – формирование выдыхаемой струи воздуха. 4 Упражнения . 2 Кулиса . Закрепление пройденного материала. Даль ние позиции. 4 Работа над этюдами . 6 Работа над пьесами. 8 Третий класс. Первое полугодие 32 Работа над гаммами. 2 Ритмические группировки - дуоль, триоль 2 Развитие технической беглости . 2 Организация точных, координированных и экономных игровы х действий (работа с кулисой) . 2 Упражнени е на аппликатурные комбинации. 3 Чтение нот с листа и подбор по слуху 3 Знакомство с основными музыкальными терминами. 2 Работа над этюдами. 5 Работа над пьесами. 8 Второе полугодие 36 Работа над гаммами. 2 Штрихи staccato , non legato (закрепление материала) . 2 Чтение нот с листа, подбор по слуху . 4 Чистота строя и интонации . Упражнения. 2 Терминология . 1 Упражнение на сложные аппликатурные комбинации . 1 Работа над постановкой и развитием дыхания . 2 Р абота над исполнительской техникой. Совершенствование музыкально – исполнительских навыков. Работа над точностью метроритма. 2 Знакомство с циклической формой (сюитой). 6 Работа над этюдами. 6 Работа над пьесами. 8 Четвёртый класс Первое полугодие 32 Работа над гаммами . 2 Штрихи detache , markato . 1 Дальнейшее с овершенствование техники . 2 Ритмические группировки - дуоль, триоль, квартоль. 1 Знакомство с крупной (циклической) формой: сонатиной, вариациями. 4 Упражнения . 2 8 Чтение нот с листа, п одбор по слуху. 5 Совершенствование музыкально – исполнительских навыков. Громкость и тембр звучания. 2 Работа над этюдами. 7 Работа над пьесами. 8 Второе полугодие 36 Работа над гаммами . Игра с динамическим развитием. 2 Упражнение на трудные ритмич еские обороты . 1 Штрихи staccato и legato. 1 Работа над исполнительской техникой . Достижение одинакового звучания всего звукоряда в разных регистрах (разными штрихами). 3 Знакомство с основными музыкальными терминами. 2 Чтение с листа, подбор по слуху . 4 Совершенствование исполнительской техники. Работа над формированием сог ласованности в действиях правой руки , губ, языка и органов дыхания. 5 Работа над этюдами . 8 Работа над пьесами. 10 Пятый класс Первое полугодие 32 Работа над гаммами. Исполне ние различными штрихами. 2 Ритмические группировки – квартоль, квинтоль. 1 Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами. 1 Чтение с листа, подбор по слуху . 4 Упражнения . 2 Исполнение произведений циклической формы. 3 Дальнейшее совершен ствование исполнительской техники . 2 Работа над этюдами. 8 Работа над пьесами. 9 Второе полугодие 36 Работа над гаммами . 2 Работа над упражнениями . 3 Чтение с листа, подбор по слуху . 6 Освоение мелизмов: форшлаг, трель, группетто, мордент. 1 Тех нический материал и элеме нты красочных приёмов . 6 Работа над этюдами. 5 Работа над исполнительской техникой . Акустические возможности тромбона . 4 Работа над пьесами. 9 Шестой класс Первое полугодие 32 Работа над гаммами . 2 Совершенствова ние исполни тельской техники . 2 Выбор музыкального произведения для самостоятельной работы. 1 Упражнения . 2 Совершенствование исполнения мелизмов. 2 Чтение с листа, подбор по слуху. 4 Работа над атакой и способами звукоизвлечения. 2 Работа над этюдами. 8 Работа над пьесами. 9 9 Второе полугодие 36 Работа над гаммами . 3 Упражнения . 2 Элементы красочных приёмов игры . 1 Исполнение произведений циклической формы. 3 Чтение нот с листа и подбор по слуху. 4 Работа над полифонией . 6 С овершенствование исполнительск ой техники. 4 Работа над этюдами. 6 Работа над пьесами. 8 Седьмой класс Первое полугодие 32 Соверше нствование исполнительской техники . 3 Работа над гаммами . 3 Ритмические группировки от дуоли до октоли. 2 Упражнение на сложные аппликатурные комбин ации. 4 Повышение ур овня технической беглости . 4 Разбор произведения выпускной программы. Выбор аппликатуры. 6 Музыкальные термины. 5 Работа над этюдами. 6 Второе полугодие 36 Работа над гаммами . 4 Подготовка к концертным выступлениям. Просмотр виде озаписей. 9 Исполнение произведений циклической формы. 5 Упражнения . 2 Чтение нот с листа и подбор по слуху. 4 Работа над звуком. 3 Работа над этюдами. 8 Восьмой класс Первое полугодие 32 Совершенствование всего комплекса навыка и знаний, полученн ых за время обучения. 10 Повышение уровня музыкально - художественного мышления учащихся. 9 Углублённая работа над звуком. 7 Разбор произведений вступительного экзамена в колледж. 6 Второе полугодие 36 Совершенствование исполнения гамм, упражнений и этю дов. 6 Работа над гаммами исполнения гамм в заданном темпе. 5 Углублённая работа над техникой игры. 5 Целенаправленная подготовка учащихся к поступлению в среднее специальное учебное произведение. 8 Изучение произведений, входящих в программу вступител ьного экзамена. 12 10 3 . Содержание курса . Годовые требования. 7 - летний курс обучения. 1 класс. В течение учебного года учащийся должен научиться правильной постановке мундштука на губах, правильному дыханию и правильному извлечению звука н а тромбоне , а также выучить гамму до мажор. Кроме этого, учащийся должен выучить: 6 - 8 этюдов; 6 - 8 легких пьес. Чтение с листа легких произведений. Контроль успеваемости: академические зачеты, полугодовые и переводные в конце учебного года . I полугодие: два произведения разного характера; II полугодие: этюд, пьеса, народная песня. Примерные программы для перевода из 1 класса во 2 класс: П.Чайковский Старинная французская песенка И.Бах Менуэт *** Р.Кросс Коломбина В.Калинников Журавель 2 класс. В течение учебного года учащийся должен освоить рациональные способы управления дыханием , на этом этапе происходит формирование дыхательной опоры. Г аммы : до мажор и ля минор, арпеджио трезвучий в умеренном темпе, 11 используя наиболее доступн ую часть диапазона тромбона. Кроме этого, учащийся должен выучить : 8 - 10 этюдов; 6 - 8 легких пьес. Чтение с листа легких произведений. Контроль успеваемости: академические зачеты, полугодовые и переводные в конце учебного года. I полугодие: 1 - 2 этюда, 2 пьесы различного характера; II полугодие: 1 - 2 произведения в середине полугодия, пер еводной зачет – этюд , 2 разнохарактерных произведения . Примерные программы для перевода из 2 класса в 3 класс: И.Бах Пьеса Укр.Н.П. Ой Джигуне, Джигуне *** М.Блантер Колыбельная Л.Коган В дорогу 3 класс В течение учебного года учащийся должен выучить мажорные, минорные гаммы и арпеджио трезвучий в тональнос тях до 2 - х знаков включительно ( в основном работ а с бемольными знаками при ключе - в умеренном темпе). Кро ме того учащийся должен освоить первоначальные приемы исполнения основных штри хов: деташе, стаккато , а также выучить : 8 - 10 этюдов; 10 - 12 пьес. Чтение с листа произведений 1 класса. Контроль у спеваемости: академические зачеты, полугодовые и переводные в конце учебного года. I полугодие: 1 - 2 этюда, 2 пьесы различного характера; II полугодие: 1 - 2 произведения в середине полугодия, переводной зачет – этюд, 2 разнохарактерных произведения. Примерны е программы для перевода из 3 класса в 4 класс: А.Варламов Красный сарафан А.Спадавеккиа Добрый жук *** 12 Матей Менуэт А.Жилинкскис Детская полька 4 класс В течение учебного года учащийся должен выучить : мажорные, минорные гаммы и арпеджио трезвучий в тональностях до 2 х знаков в подвижном темпе (в основном работа с бемольными знаками при ключе) . Продолжать развивать навыки ч тения нот с листа (из репертуара 1 - 2 класса) и выучить : 10 - 12 этюдов ; 12 - 14 пьес . Контроль успеваемости: академические зачеты, полугодовые и переводные в конце учебного года. I полугодие: этюд, 2 произведения различного характера; II полугодие: 1 - 2 произведения в середине полугодия, переводной зачет – этюд, 2 произведения. Примерные программы для перевода из 4 класса в 5 класс: П.Чайковский Сладкая греза И.Гайдн Военный марш *** Г.Генде ль Песня победы А.Гречанинов Весельчак 5 класс В течение учебного года учащийся должен выучить : мажорные, минорные гаммы и арпеджио трезвучий в тональностях до 3 х (бемольных) знаков в подвижном те мпе. Освоить более высокие звуки второй октавы соль диез и ля , совершенствовать приемы исполнения основных штрихов. Познакомиться с исполнением штрихов маркато, нон легато и портато. Продолжать развивать навыки чтения нот с листа (репертуар 2 - 3 класса) и выучить : 10 - 12 этюдов ; 12 - 14 пьес . Контроль успеваемости: академические зачеты, полугодовые и переводные в конце учебного года. I полугодие: этюд, 2 произведения различного характера; II полугодие: 1 - 2 произведения различного характера, 13 переводной за чет – этюд, 2 произведения (1 - крупной формы). Примерные программы для перевода из 5 класса в 6 класс: В. Моцарт Сонатина М. Глинка Северная звезда *** К.Сен - Санс Лебедь Б.Марчелло Аллегро из сонаты ля минор 6 класс В течение учебного года учащийся должен выучить мажорные и минор ные гаммы в тональностях до 4х (бемольных) знаков, арпеджио трезвучий в различных штриховых и ритмических вариантах, хрома тическую гамму в медленном темпе, осваивать звуки верхнего регистра / ля, си бемоль второй октавы / и продолжать развивать навыки чтения нот с листа (из репертуара 3 класса). Учащийся должен выучить : 10 - 12 эт юдов 1 - 2 произведения крупной формы 6 - 10 произведений малой формы Контроль успеваемости: академические зачеты, полугодовые и переводные в конце учебно го года. I полугодие: этюд, 2 произведения различного характера; II полугодие: 1 - 2 произведения различного характера, переводной зачет – этюд, 2 произведения (1 - крупной формы). Примерные программы для перевода из 6 класса в 7 класс: Ф. Мендельсон Вечерняя песня Н. Римский – Корсаков Проводы зимы из оперы «Снегурочка» *** И. Шамо Марш Р. Глиэр Эскиз 14 7 класс. В течение учебн ого года учащийся должен выучить мажорные и минорные гаммы в тональностях до пяти знаков, арпеджио трезвучий в подвижном темпе. Учащийся также должен совершенствовать исполнение хроматической гаммы – играть ее в различных штриховых и ритмическ их вариантах в умеренном темпе , продолжать развивать навыки чтения нот с листа (репертуар 3 - 4 класса) . За учеб ный год учащийся должен выучить : 10 – 14 этюдов 1 - 2 произведения крупной формы 6 - 8 произведений малой формы Примерные экзаменационные программы Рейхе Е. Этюд Си – бемоль мажор И.С. Бах Ария А. Нестеров Драматическая поэма *** С. Васильев Этюд № 3 ми минор Ф. Франкьер Соната ми мажор, часть I Б. Кожевников Ариозо *** В. Блажевич Этюд до минор Ф.Шуберт Экспромт Б. Кожевников Скерцо 8 класс. В течение учебног о года учащийся должен пройти 8 - 10 произведений различного характера (в том числе 1 - 2 прои зведения крупной формы); 8 - 12 этюдов на различные виды техники. Гаммы: все пройден ные во всех тональностях. 15 Чтение с листа из репертуара 3 - 4 классов. 4. Методические реком е ндации Первые уроки должны быть посвящены посадке, умению правильно держать инструмент, усвоению способов извлечения звука, изучению а п пликатуры. Необходимо также с самого начала ознакомить учащегося с устройством инструмента и научить бережно обращаться с ним. Неверные навыки, приобретенные в начальный период обучения, ос о бенно устойчивы и часто служат серьезным препятствием для дальнейшего музыкального обр азования учащегося. В педагогической работе следует руководствоваться принципами постепенности и последовательности. С первых уроков учащиеся должны внимательно изучать доступные им х у дожественные произведения, точно прочитывать текст, анализировать те х нич еские трудности, вслушиваться в свое исполнение, постоянно следить за качеством звука, интонации. Урок в классе должен выстраиваться в следующем порядке: 1)Разминочная часть, включающая в себя игру упражнений, арпеджио, этюдов. 2)Проверка домашнего задан ия, закрепление пройденного материала. 3)Прохождение нового материала 4)Домашнее задание 5)Оценка за работу учащегося 16 6)Иллюстрация преподавателем музыкальных фрагментов, необходимых для учебного процесса. 7)Культурно - воспитательная беседа Постоянной з аботой преподавателя должна быть организация правил ь ных постановочных движений учащегося, свободных от излишнего мыше ч ного напряжения. Важен повседневный контроль за правильной естестве н ной посадкой учащегося. Преподаватель должен воспитывать внимательно е осознанное отношение к аппликатуре, ставя ее выбор в зависимость от х у дожественно - выразительных задач музыкального произведения и преодол е ния технических трудностей. Развитие техники исполнения должно осуществляться в процессе работы над всеми изучае мыми произведениями. На протяжении всех лет обучения необходимо проводить планомерную и систематическую работу над гамм а ми, арпеджио, этюдами и упражнениями. Необходимо вырабатывать у уч е ника сознательное отношение к работе при освоении тех или иных технич е ских приемов, чтобы он имел ясное представление о той художественной цели, ради которой совершается данная работа. Для развития технических навыков необходимо изучать, возможно, больше художественных пьес, п о ощряя внешкольные выступления учащегося. Препод авателю следует прослуш и вать заданный учебный материал, не прерывая исполнение. Объяснения и указания целесообразно делать при повторном проигрывании. Наилучшей формой классной работы является сочетание показа на инструменте со сл о весным объяснением. Успеваемость учащегося во многом зависит от целесообразно составле н ного индивидуального плана, в котором должно быть предусмотрено его п о следовательное и гармоническое музыкально - техническое развитие, учтены его индивидуальные особенности, уровень общ его, музыкального и техн и ческого развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи. Р е пертуар ученика должен быть разнообразным по содержанию, стилю, фа к туре. В индивидуальные планы 17 учащегося следует включать этюды, наро д ные обработки, эстрадные обработки, переложения классиков. Недопустимо включать в индивидуальные планы произведения, превышающие музыкально - исполнительские возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям. В отдельных случаях, к о гда это педагогически целесоо бразно, можно включить в индивидуальный план отдельные произведения из репертуара следующего класса. Репертуа р ные списки, приводимые в программе, не являются исчерпывающими. Пр е подаватель может пополнить индивидуальные планы учащегося по своему усмотрению. Для расширения музыкального кругозора учащегося, помимо произведений, детально изучаемых в классе, его следует знакомить с целым рядом разнохарактерных пьес, допуская при этом различную степень заве р шенности работы с ними, не требуя обязательного выучиван ия наизусть. Необходимо уделять большое внимание в учебно - воспитательном проце с се таким формам работы, как: игра учащегося в ансамбле (с другим учен и ком или педагогом), чтение с листа нот, подбор произведений по слуху (с первого года обучения). На про тяжении всех лет обучения, начиная с первого года обучения, большое внимание должно уделяться пр о цессу развития у учащихся навыков самостоятельного осмысленного разб о ра музыкальных произведений, умения грамотно читать ноты. Материалом для чтения с листа мо гут служить вначале одноголосные мелодии с постепенно усложняющимся метроритмическим рисунком, затем простейшие аккомпанементы. Исполнению пьесы с листа должен предшес т вовать предварительный анализ: педагог обращает внимание учащегося на ладовую и метрорит мическую основу произведения, штрихи, динамику, а п пликатуру и т.д. Как правило, пьесы для чтения нот с листа должны быть значительно легче изучаемых пьес по программе. Следует использовать произведения из предыдущих классов, различные переложения, популя р ные песни, 18 танцевальную музыку и т.д., не включенные в программу по сп е циальности. Также можно широко практиковать чтение с листа ансамблевых произведений. Необходимо, чтобы учащийся, играя в ансамбле, приучался читать с листа, не только первую, но и втору ю партию. При чтении с листа следует развивать навык умения смотреть «вперед», охватывать все бол ь шие участки нотного текста, а далее уже не только видеть, но и слышать «вперед» (внутренним слухом) при предварительном просмотре произвед е ния и его проигрыва нии. Многосторонне развивает учащихся транспонир о вание, которому следует уделять внимание на уроке, начиная с 3 или 4 кла с са. Транспонирование развивает музыкальный слух, ускоряет процесс овл а дения музыкальным инструментом, способствует большей музыкальной грамотности учащегося. Спец ифика тромбона . При отборе канди датов для обучения игре на тромбоне особое внимание следует обратить на наличие музыкальных данных: музыкальный слух, музыкальную память и чувство ритма. Серьезное внимание должно быть уделено ме дицинскому осмотру, который определяет наличие хороших физических данных. Игра на трубе требует большого физического напряжения. Для обучения игре на трубе лучшими кандидатами являются те, кто имеет ровные зубы и правильный прикус. На первом уроке необход имо объяснить постановку амбушюра – это совокупное положение мышц, губ, лица, рта, языка, щек, их форма, степень натренерованности в момент приведения в действие при извлечении и окончании звука. Развивать выносливость амбушюрной мускулатуры следует постеп енно с систематической тренировкой, одновременно с освоением и развитием исполнительского дыхания; с этой целью следует ежедневно играть выдержанные звуки с различной динамикой, гаммы, арпеджио, трехвучия, этюды, упражнения, пьесы кантиленного характера. 19 Методическое обеспечение. Наряду с основной формой занятий, какой является урок, преподаватель имеет широкий спектр приемов и методов в организации учебного проце с са. К ним можно отнести и исполнение преподавателем произведений из у чаемых в классе, что по зволит ученику более наглядно понять характер этих произведений, показать ученику на инструменте, как исполняется тот или иной штрих, как лучше освоить тот или иной вид техники. Большую пользу приносит прослушивание записей и просмотр видео - записей выдающ ихся исполнителей на различных инструментах. Огромное значение в формировании эстетических вкусов учащихся имеет посещение с ними концертов, театральных постановок и выставок с дальнейшим обсуждением увиденного и услышанного. Большое воспитательное знач ение имеют классные концерты для род и телей. На этих концертах проверяется степень готовности ученика, его эс т радная выдержка и возможность показать себя как исполнителя. Желательно в каждом классе иметь наглядные пособия и какую - то те х ническую оснащенность . Под наглядными пособиями можно понимать и схему аппликатуры инструмента, обозначение и способы исполнения штр и хов, обозначение темпов и перевод их на русский язык, и другие специфич е ские музыкальные термины. Под технической оснащенностью подразумевается наличие инструме н та, аксессуары для ухода за инструментом. Хорошо иметь в классе аудио и видео аппаратуру, для того чтобы, не только слушали музыку, но и иметь возможность записывать урок или исполнение отдельного произведения, прослушивать и просматривать эти записи, сделать анализ для того, чтобы исправить имеющиеся ошибки и закрепить то хорошее, что было увидено или услышано. 20 Методическая литература. 1. В. Н. Апатский . О совершенствовании методов музыкально - исполнительской подготовк и./ Исполнительство на духовых инструментах. История и методика. Киев, 1986 г . 2. В. Н. Апатский. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. М., 1976 г. 3. Л.Г. Арчажникова. Проблема взаимосвязи музыкально - слуховых представлений и музыкально - двигательных навыков. Автореф. канд. искусствоведения. М., 1971 г., 4. Б. Асафьев. Музыкальная форма как процесс. Т. 1; 2. 2 - е изд., Л., 1971 г., 5. П. Барановский, Е. Юцевич. Звуковысотны й анализ свободного мелодического строя. Киев. 1956 г. 6. В. Березин. Некоторые проблемы исполнительства в классическом духовом квинтете ( флейта, гобой, кларнет, валторна, фагот ) / Вопросы 21 музыкальной педагогики. Вып. 10. М., 1991 г . 7. Н. В. Волков. Пробл емы развития творческого мышления музыканта - духовика/. Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия. Тезисы доклада на II международном конгрессе. Волгоград, 6 - 8 апреля 2000г. 8. Н. В. Волков. Проблемы и методы эффективного обучения музыканта - духовика / Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте среднего и высшего музыкального образования. Материалы научно - практической конференции. М., 1997г 9. Н. В. Волков. Основы управления звучанием при игре на кларнете. Дис.канд. иску сствоведения. М., 1987 г . 10. Н. В. Волков. Экспериментальное исследование некоторых факторов процесса звукообразования ( на язычковых духовых инструментах). / Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр. Вып 80.. 1985. Н. В. Волков. Частотная характеристика трости язычковых духовых инструментов и задача исполнителя по ее управлению. М. ,1983. 11. А. Володин. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука / Музыкальное искусство и наука. Вып. 1 . М., 1970. 12. А. Володин. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр. Л., 1987 г., 13. Н. Гарбузов. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956 г 14. В. Григорьев. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта - исполнителя . /Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7, М., 1986 г . 15. Ю. Гриценко. Роль объективных и субъективных факторов в исполнительстве на валторне. / Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сб. тр. Вып. 103. М., 1990г. 16. Л.А. Грищенко. Психология вос приятия внимания, памяти. Екатеринбург, 1994 г . 22 17. Б. Диков. О дыхании при игре на духовых инструментах. М. ,1956г. 18. Б.Диков. Методика обучения игре на кларнете. М., 1983г . 19. Т.А. Докшицер. Трубач на коне. М., 1996 г. 20. Т.А. Докшицер. Штрихи трубача. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., 1976 21. Т.А. Докшицер. Путь к творчеству. М., 1999 22. Т.А. Докшицер. Из записной книжки трубача. М., 1995 г. 22. Ю.Н. Должи ков. Техника дыхания флейтиста. /Вопросы музыкальной педагогики. М.,1983 г., Вып. 4 23. П.Н. Евтих иев, Г.А. Карцева. Психолого - педагогические основы работы учащегося над музыкально - исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перс п ективы. Сб. тр. Тамбов, 1994 г. 24. А.Я. Зис. Исполнительство на духовых инструментах ( ист ория и методика ). Киев, 1986 г. 25. Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. Сб. тр. Вып. 45. М., 1979 г. 26. Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сб. тр. , М., 1986 г. 27. Л.Н. Логинова. О слуховой деятельност и музыканта - исполнителя. Теоретические проблемы. М, 1998 г . 28. Е.Н. Маркова. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990 г., 29. Р.А. Маслов. Исполнительство на кларнете ( XVIII - начало XX вв.). Источниковедени е. Историографи я: Автореф. диссертация . доктора искусствоведения. М., 1997 г . 30. Материалы Всесоюзного семинара исполнителей на духовых инструментах. М., 1988г. 31. И.П. Мозговенко. Гаммы как основа исполнительского мастерства кларнетиста/ Исполнительство на духовых и нструментах и вопросы музыкальной педагогики. Сб.тр. Вып. 45, М., 1979 г . 23 32. К.Э. Мюльберг. Исследование некоторых компонентов техники кларнетиста ( дыхание, напряжение губ, реакция трости, выразительность штриха, легато ) Автореф. диссертация кан д. искусств оведения . Киев, 1978 г. 33. И. Ф. Пушечников. Музыкальный звук гобоиста как основа художественной выразительности./ Методика обучения игре на дух овых инструментах. Сб. статей . Вып.4.М., 1976 г. 34. И. Ф. Пушечников. Значение артикуляций на гобое. / Методика обучения игре на духовых инструментах. Статьи. Вып. 3. М., 1971 г. 35. И. Ф. Пушечников. Особенности дыхания при игре на гобое. /Вопросы музыкальной педагогики, вып. 10, М., 1991 г. 36. Работа над чистотой строя на духовых инструментах. ( методи ческие рекомендации ). Минск, 1982 37. Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах ( методические рекомендации). Минск, 1982 38. Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сб. тр. Вып. 103, М„ 1990 г . 39. В. Сумеркин . Методика обучения игре на тромбоне. М., 1987г. 40. Теория и практика игры на духовых инструментах. Сборник, статей. Киев., 1989г 41. Ю.А. Усов. Методика обучения игры на трубе. М., 1984 г . 42. Ю.А. Усов. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М., 1986 г. 43. В. Фартунатов. Концерт для гобоя с оркестром Богуслава Мартину. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр. Л., 1987 г. 44. А. А. Федотов. О выразительных средствах кларнетиста в работе над музыкальным образом. Сб. ст. Вып. 4., М. 45. А. А. Федотов. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., 1975 г. 24 5. Рекомендуемая нотная литература. 1. Блажевич В. Ежедневные коллективные упражнения. М., 1991 г. 2. Блажевич В. Школа для раздвижног о тромбона. Часть 1. М., 1937 г. 3. Блажевич В. Школа для тромбона в ключах. М., 1958 г. 4. Блюм О. Этюды для тромбона. В трех тетрадях. М., 1959 г. 5. Бердыев Н. Характерные этюды. Киев, 1968 6. Бердыев Н. Легкие этюды. Тетрадь I., М., 1969 7. Болотин С. Оркестровые этю ды Л., 1951 8. Брандт В. 34 этюда для оркестровых упражнений 9. Васильев С. Этюды. Музыка, М., 1969 10. Власов Н. Золотая труба. Школа пьес для трубы. М., 1996 г 11. Венгловский В. Ежедневные упражнения для тромбона. М., 1986 г. 25 12. Гинецинский Д. Этюды для трубы и корнета . Л., 1964 13. Гордон А. Сборник характерных и мелодичных этюдов для трубы, упражнения в оркестровке во всех стилях. М., 1976 14. Григорьев О. Этюды для тромбона. М., 1961 г. 15. Зейналов М., Седракян А. Школа игры на тромбоне . Музыка, М., 1987 г. 16. Избранные этюды для тромбона. Тетрадь 1. М., 1983 г. 17. Иогансон А. Ежедневные упражнения. М., 1939. 18. Иогансон А. 45 этюдов. 19. Кобец И. Тематические этюды. Киев, 1969 г. 20. Копраш К. 60 избранных этюдов для фагота или тромбона. М. – Л., 1947 г. 21. Пособие по начальному обучению игре на т ромбоне. Военно – дирижерский факультет при МГК им. П.И. Чайковского. М., 1987 г. 22. Произведения современных зарубежных композиторов. Сост. В. Венгловский. Л., 1988 г. 23. Рейхе Е. Школа для цугтромбона. Л., 1968 г. 24. Страутман Г. 100 этюдов для тромбона. Санкт - Петербург, 1997 г. 25. Табаков М. Ежедневные упражнения. М., 1952 г. 26. Тромбон. 1 - 2 классы. Учебный репертуар ДМШ. Киев, 1990 г. 27. Сухих А. Тромбон в джазе. М., 1989 г. 28. Чумов Л. Этюды для начинающих трубачей. М., 1969 г. 29. Чумов Л. Легкие этюды и упражнения для труб ы. М.. 1973 г. 30. Хрестоматия педагогического репертуара для тромбона. Сост. В. Яковлев. М., 1981 г. 31. Яворский Н. Обучение на музыкальных духовых инструментах в первоначальный период. М., 1959. 26 6 .Рекомендуемый репертуарный список. 1 клас с Этюды Блажевич В. Этюды №№ 1 - 3, 5,6,8, 10,11( Из начальных упражнений) Рейхе Е. Этюды №№ 4,7,9 (Из начальных упражнений) Страутман Г. Этюды №№ 1 - 20 П ьесы Л.Бетховен Торжественная песня В .Калинников Журавель В.Моцарт Аллегретто 27 Укр.Н.П. Лисичка В.Калинников Тень - тень В.Ребиков Песня Р.Н.П. Ходила младешенька Р.Н.П. Во поле береза стояла Е.Терегулов Лунная дорожка П.Чайковский Старинная французская песен ка Л.Бетховен Походная песня А.Гречанинов Марш Д.Кабалевский Про Петю Н.Муханов В школу А.Симонов Доброе утро. Прогулка. И.Кобец Солнышко Г.Гембера Напев А.Филипенко По малину мы пойдем А.Маневич Наша игра С.Сараян Перепелочк а 2 класс Этюды Блажевич В. Этюды №№ 1, 4,5 (Избранные этюды. 1 раздел) Копраш К. Этюд Си – бемоль мажор Франц А. Этюды Фа мажор ре минор Си – бемоль мажор Рейхе Е. Этюды Фа мажор ре минор С и – бемоль мажор 28 соль минор Страутман Г. Этюды №№ 20 - 30 Пьесы РНП «Ах, вы сени, мои сени» Бетховен Л. Торжественная песнь Е.Макаров Тру ба поет Ч.Нурымов В горах Е.Ботяров Прогулка Е.Макаров Вечер Е.Ботяров Колыбельная Д.Кабалевский Маленькая полька Р.Газизов Веселый пешеход П.Чайковский Дровосек Е .Макаров Эхо Т.Чудова Золотой петушок. Дя тел. Барыня. Праздник. Л.Качурбина Мишка с куклой Укр.Н.П. Вышли в поле косари И.Потоловский Охотник Укр.Н.П. Ой Джигуне, Джигуне Р.Кросс Коломбина Р.Н.П. Рябушечка И.Брамс Колыбельная И.Бах Менуэт М.Глюк Бурре Г.Гендель Тема с вариациям и 3 класс Этюды Блажевич В. Этюды соль минор ля минор 29 Соль мажор Григорьев Б. Этюды До мажор ля минор Франц А. Этюды соль минор Соль мажор Рейхе Е. Этюды До мажор Соль мажор Чумов Л. Легкие этюды (из второго раздела школы) Страутман Г. Этюды №№ 30 - 40 П ьесы Л.Бетховен Сурок Раков Н. Ария Шепелев В. Танец. Песня. Г.Гендель Адажио М.Глинка Краковяк из оп. «Иван Сусанин» Э.Григ Норвежская народная песня Н.Мясковский Пожелтевшие листья Р.Шуман Смелый наездник В.Недла Попляши - ка Р.Н.П. Я на камушке сижу Н.Раков Пьеса Г.Свиридов Колыбельная песенка Р.Свирский Украинский танец И.Кригер Адажио Ф.Шуберт Колыбельн ая Н.Лысенко Песня Выборного из оп. «Наталка Полтавка» Я.Дюссек Старинный танец А.Жилинкскис Детская полька А.Гречанинов Охота 30 А.Варламов Красный сарафан А.Спадавеккиа Добрый жук А.Гречанинов Игра в разбойники 4 класс Этюды Блажевич В. Этюды ре минор До мажор ми минор си минор Лафос А. Этюды Соль мажор До мажор Франц А. Этюд Си – бемоль мажор Рейхе Е. Этюды До мажор Фа мажор Си – бемоль мажор ми минор Чумов Л. Легкие этюды (из второго раздела школы) Страутман Г. Этюды №№ 40 - 50 П ьесы А. Аренский Журавель М.Балакирев Баркарола М. Глинка Патриотическая песнь Э.Григ В народном стиле Н. Лысенко Песня Выборного из оперы «Наталка – Полтавка» М. Филипп – Жерар Октябрь Д.Кабалевский Клоуны Т.Хренников Как соловей о розе / из музыки к комедии В.Шекспира «Много шума из ничего» В.Щелоков Проводы в лагерь из «Пионерской сюиты» 31 М.Глинка Жаворонок А.Гедике Танец В.Косенко Скерцино П.Чайковский Ариозо воина из кантаты «Москва» И.Шамо Метелица С.Прокофьев Раскаяние Б.Барток Скок – поскок Н.Бердыев Вечерняя песня Н.Бердыев Радуга М.Блантер Колыбельная Л.Коган В дор огу Б.Барток Песня И.Бах Буре С.Прокофьев Марш 5 класс Этюды Блажевич В. Этюды си минор фа минор фа – диез минор Блажевич В . Ежедн евные упражнения Григорьев Б. Этюд до – диез минор Рейхе Е. Этюды Ми – бемоль мажор до минор Ля – бемоль мажор фа – диез минор Страутман Г. Этюды №№ 50 - 60 П ьесы УНП «Ой, на гори та й женци жнуть» 32 Д. Перголезе Ария Г. Свиридов Песня из маленькой кантаты «Деревянная Русь» М.Глинка Признание И.Дунаевский Колыбельная из кинофильма «Цирк» В.Моцарт Сонатина № 2 П.Чайковский Сладкая греза И.Бах Сицилиана М.Глинка Северная звезда Ц.Кюи Восточная мелодия П.Чайковский Юмореска Н.Р имский - Корсаков Песня индийского гостя из оперы «Садко» А.Рубинштейн Романс Б.Барток Вечер у секеев И.Брамс Колыбельная Итальянская народная песня Санта – Лючия И.Гайдн Военный марш К.Вебер Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок» Г.Гендель Песня победы Р.Вагнер Марш из оперы «Лоэнгрин» Итальян ская народная песня Мое солнышко В.Моцарт Ария из оперы «Дон – Жуан» А.Гречанинов Весельчак Д.Шостакович Гавот В.Моцарт Майская песня 6 класс Этюды Блюм О. Этюд До мажор Блажевич В. Ежедневные упражнения 33 Блажевич В. Этюд ре минор Венгловский В. Ежедневные упражнения Копраш К. Этюд До мажор Лафос А. Этюд Фа мажор Рейхе Е. Этюды ре минор Соль мажор ми минор Страутман Г. Этюды №№ 60 - 70 П ьесы А. Корелли Сарабанда Г. Гендель Менуэт В. Дульский Маленькая элегия Ш.Гуно Серенада Ф.Шопен Этюд А.Казелла Болеро М.Равель Павана Р.Глиэр Вальс И.Бах Пассакалья Д.Шостакович Танец из балетной сюиты К.Сен - Санс Лебедь Т.Чудова Концертная пьеса с вариациями на тему украинской народной песни «Ехал казак за Дунай» А.Дворжак Мелодия Ж.Массне Элегия А . Рубинштейн Ночь А.Дюран Чакона И. Хассе Бурре И.С. Бах Бурре (из сюиты си минор) Ф. Франкьер Соната Ми мажор 34 В. Дульский Скерцо 7 класс Этюды Ба ласанян С. Этюды №№ 1 - 24 (Избранные этюды) Блажевич В. Этюды Ми - бемоль мажор До минор Васильев С. Этюды №№ 1 - 6 Лафос А. Этюды си минор Ми – бемоль мажор Рейхе Е. Этюды си минор до минор Ля мажор Страутман Г. Этюды №№ 70 - 80 П ьесы К.Караев Вальс из балета «Семь красавиц» Л.Бетховен Сонатина М.Моцарт Сонатина Д.Кабалевский Сонатина Г.Перселл Соната Н.Раков Интермеццо В. Еремеев Торжественное приветствие В. Моцарт Марш С. Прокофьев Гавот из «Классической симфонии» Ю.Коложинский Украинское скерцо В.Щелоков Забавное шествие П.Чайковский Неаполитанский танец Д. Шостакович Наша песня Д.Ш ост акович Романс из музыки к кинофильму «Овод» Б. Кожевников Ариозо 35 К. Сен – Санс Каватина 8 класс Этюды Блажевич В. Этюды (в теноровом ключе №№ 60 - 80 Избранные этюды) Блюм О. Этюды си – бемоль минор Соль – бемоль мажор Васил ьев С. Этюды №№ 7 - 10 Лафос А. Этюды до – диез минор Ре – бемоль мажор Рейхе Е. Этюды Си мажор Соль – бемоль мажор Страутман Г. Этюды №№ 80 - 100 П ьесы Б. Кожевников Скерцо Р.Шуман Грезы Ф.Мендельсон Песня без слов Д.Скарлатти Соната № 17 Д.Перголези Сицилиана П.Чайковский Осенняя песня П.Габе Шутка Ф.Шуберт Экспромт А. Нестеров Драматическая поэма Г. Калинкович Концерт Б. Диев Две пьесы Э. Боцца В стиле Баха Г. Гендель Ларгетто 36

Приложенные файлы

  • pdf 13487092
    Размер файла: 536 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий