Потом пойдем к Владику Я знаю, что он баран. Но у него «Грюндик» — посидим


Учитель Лукина Н.Д.
Предмет Русский язык
Класс 5-В
Дата 08.11.17
Тема урока Предложения с вводными словами
Содержание занятия
На уроке мы познакомимся с вводными словами, их ролью в предложении, научимся выделять запятыми вводные слова в предложении
Вы уже умеете разбирать предложение по членам. Как вы это делаете? Верно, вы задаете вопрос от одного члена предложения к другому. Таким образом, все члены предложения грамматически связаны друг с другом. Но в предложении могут быть такие слова, к которым мы не сможем задать вопрос от членов предложения, они грамматически не связаны с членами предложения. Такие слова называются вводными.
Учебное наблюдение
Прочитайте предложения.
Завтра будет дождь.
Завтра, возможно, будет дождь.
Завтра, конечно, будет дождь.
Чем отличаются эти предложения? Во втором предложении выражается неуверенность, сомнение. Помогает понять это сомнение слово «возможно». В третьем предложении, напротив, выражена уверенность. Выражает уверенность говорящего слово «конечно».
Прочитайте параграф 11 на странице 48 учебника, рассмотрите таблицу в упр.65, запомните значение вводных слов.
Полезный совет
Иногда предлагают определять вводные слова, находя слова, которые можно в предложении опустить, ведь смысл предложения без них не изменится. Действительно, смысл предложения без вводного слова не изменится. Но в поиске слов, которые можно как бы вычеркнуть, есть опасность назвать вводными второстепенные члены предложения. Поэтому, если у вас возникают затруднения в выделении вводных слов, попробуйте разобрать предложение по членам; вводным будет то слово, к которому вы не сможете задать вопрос от другого слова в предложении.
Задание Выполните задания.
Первый уровень
1. Вводные слова – это:
 а) слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому,что он сообщает;
б) слова, обозначающие того, к кому обращаются с речью. (1б.)
 
 2. Какое значение имеет вводное слово действительно:
 а) порядок мыслей и их связь;
б) различные чувства;
в) большая степень уверенности. (1б.)
 
 3. Найдите вводное слово, обозначающее порядок мыслей и их связь:
 а)  конечно;
б)  по-моему;
в)  итак. (1б.)
 4. Являются ли вводные слова членами предложения:
 а) да;
б) нет.(1б.)
  5. Найдите предложение, в котором есть вводное слово:
 а) Мне кажется, что скоро пойдет снег.
б) Кажется, скоро пойдет снег.
в) Он не такой, каким кажется. (1б.)
6. Укажи предложение с вводным словом:
а) Было должно быть очень поздно.
б) Письмо должно быть доставлено вовремя.
 в) Утверждение это было бесспорно.
(1б.)
Второй уровень
Рассмотрите репродукцию Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» (стр.221, упражнение 406). Опишите её, используя вводные слова и обращения. Объём 5-7 предложений.

Ответы на тесты впишите в таблицу.
1 2 3 4 5 6
Ответы присылать на электронный адрес: [email protected]
Учитель Лукина Н.Д.
Предмет Литература
Класс 5-В
Дата 08.11.17
Тема урока Развитие речи. Составление индивидуальной характеристики литературных персонажей.
Содержание занятия
Портрет  в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящее в
том, что писатель раскрывает характер своих героев и выражает свое отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
Ознакомьтесь с планом индивидуальной характеристики Герды.
Описание внешности Старушка расчёсывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились, и кудри окружали свеженькое, круглое, словно роза, личико девочки. В словах автора чувствуется любовь к героине.
Поведение, поступки героя  «Бедная девочка осталась одна, на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц. Она побежала вперёд, что было мочи...» Она босая замерзает, но забывает о себе и опять бежит искать Кая. Она очень самоотверженная и славная девочка.
Чувства, переживания, мысли «Тут они вошли в первую залу. Всю обтянутую розовым атласом…О, как билось сердечко Герды от страха и радостного нетерпения! Она точно собиралась сделать что-то дурное. А ведь она только хотела узнать, не здесь ли её Кай! Да, да. Он, верно, здесь! А как обрадуется он теперь, когда увидит её, услышит, на какой длинный путь решилась она ради него… Ах, она была вне себя от страха и радости» Герда не обижается на Кая, не завидует тому, что он стал принцем.
Речь – о чем и как говорит герой « – Как же я замешкалась! –
сказала девочка. – Мне ведь надо искать Кая!.. Не знаете ли вы, где он?»
«– Да, да, это Кай! Он ведь такой умный! Он знал все четыре действия арифметики. Ах, проводи же меня во дворец!» Основным показателем её доброты и искренности является её речь. Даже в самых сложных ситуациях она не позволяет себе грубостей
Отношение героя к людям, окружающему, своему делу «Она смеялась и плакала от радости. Герда поцеловала Кая в обе щёки – и щёки его опять зарумянились; поцеловала его глаза – и они опять заблестели, как её глаза; поцеловала его руки и ноги – и он опять стал бодрым и здоровым».
«Как добры все люди и животные». Поцелуи Герды, как живая вода в русских сказках, приносят жизнь, исцеление, радость. И когда девочка увидела ожившего Кая, она очень обрадовалась.
Отношение к герою других действующих лиц. «Ей дали и башмаки, и муфту, и чудесное платье, а когда она простилась со всеми, к воротам подъехала золотая карета…».
« – Терпеть не могу, когда хнычут! – сказала маленькая разбойница. – Вот тебе ещё два хлеба и окорок!» Все герои проявляют участие и заботу к Герде.
В финале сказки красота живого сердца побеждает красоту льда. После всего пережитого дети научились ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство.
Разгадайте ребус.
(Снежная королева)
Задание Выполните задания.
Прочитайте статью о литературном герое в учебнике на стр.160.
Составьте простой план сказки «Снежная Королева».
Ответы присылать на электронный адрес: [email protected]
Учитель Лукина Н.Д.
Предмет Русский язык
Класс 10-Б
Дата 08.11.17
Тема урока Гете «Фауст». Борьба добра и зла как движущая сила совершенствования человека.
Содержание занятия
Есть ряд произведений, без которых представить развитие литературы просто невозможно. Эти бессмертные шедевры определяют человеческий прогресс, который заключается, прежде всего, в духовном развитии. Именно таким произведением и является трагедия Гете «Фауст», которая является итогом исканий самого автора. Это очень сложное философское произведение, который поднимает проблемы человеческого бытия, место и предназначение человека в мире.
В центре произведения появляется сам герой — Фауст, поскольку именно этот образ воплотил в себе высшие порывы человеческой души. Он не является идеальной личностью, но автор и не пытался сделать его таким. Его стремление — познание мира. Фауст течение произведения много страдает, он постоянно чувствует какие-то сомнения и недовольство. Жизнь приносит ему совсем короткие минуты покоя и счастья, а взамен наполняет его постоянными страданиями и отчаянием, но все это зря. Понимание этого приходит конце жизни главного героя
Образы Фауста и Мефистофеля стали «вечными» (словарь литературоведческих терминов в учебнике на стр.362).
 Они как бы противопоставляются друг другу. Это объясняется тем, что Фауст — пример безудержной жажды человеческого духа к новым знаниям, поиска своего места в жизни, а Мефистофель — пример скептического отрицания. Борьба добра и зла — это основная движущая сила бытия. «Вечность» героев произведения является признаком того, что проблема поиска смысла человеческой жизни, раздвоение человеческой натуры, неприятие и оправдание зла, содержание и настоящая цена счастье — вот действительно актуальные вопросы человечества.
 Фауст — символический образ общества, один из миллионов вечных соискателей, которым нужно пройти множество испытаний, а Мефистофель — пример цинизма, который мешает человечеству стать на путь познания своей сущности.
Задание Таким, как ты, я никогда не враг.
Из духов отрицанья ты всех мене
Бывал мне в тягость, плут и весельчак.
Из лени человек впадает в спячку.
Ступай, расшевели его застой,
Вертись пред ним, томи и беспокой,
И раздражай его своей горячкой. Кому принадлежат эти слова?
К кому обращены? 1б.
2 Вначале было Слово.
С первых строк Загадка.
Так ли понял я намёк? К какому выводу приходит Фауст? 2б.
3 Я отрицаю все — и в этом суть моя,Затем, что лишь на то, чтоб с громом провалиться,Годна вся эта дрянь, что на земле живет… Что отрицает Фауст?2б.
4 Да. Я её вскормила, воспитала... И как меня любить малютка стала! Отца уж не было в живых, когда на свет Она явилась; матушка ж, бедняжка, Слегла в постель и захворала тяжко; Мы думали, что уж надежды нет, И времени прошло у нас немало, Пока она поправилась и встала. Где ж было ей самой кормить дитя? И вот его взялась лелеять я, Кормила крошку молоком с водою, — Она совсем, совсем моя была И на руках моих, по целым дням со мною, Барахталась, ласкалась и росла. Кому принадлежат эти слова?
Как они характеризуют героиню? 1б.
5 Народ свободный на земле свободнойУвидеть я б хотел в такие дни. Тогда бы мог воскликнуть я: “Мгновенье!О как прекрасно ты, повремени!..” Что чувствует Фауст? Почему он произнес заветную фразу? 2б.
6 Приведите примеры контраста в произведении. 4б.
Ответьте на вопросы.
1 2 3 4 5 6 Ответы впишите в таблицу
Ответы присылать на электронный адрес: [email protected]
Учитель Лукина Н.Д.
Предмет Русский язык
Класс 10-Б
Дата 08.11.17
Тема урока Функциональная стилистика как наука о стилях. Классификация стилей
Содержание занятия
Стиль (греч. стило — палочка, ручка) — это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни. Он называется функциональным, так как выполняет в обществе в каждом конкретном случае определенную функцию.
Функциональный стиль – это подсистема литературного языка, которая реализуется в определенной сфере общественной деятельности (например, в сфере науки, делового общения, бытового общения и т.д.) и характеризуется некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств. Термин функциональный стильподчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Именно цели общения диктуют выбор стилистических приемов, композиционной структуры речи для каждого конкретного случая. Функциональные стили неоднородны; каждый из них представлен рядом жанровых разновидностей, например, в научном стиле – научные монографии и учебные тексты, в официально-деловом – законы, справки, деловые письма, в газетно-публицистическом – статья, репортаж и т. п. Каждый функциональный тип речи имеет свои специфические черты, свой круг лексики и синтаксических структур, которые реализуются в той или иной степени в каждом жанре данного стиля.
В соответствии со сферами общественной деятельности в современном русском языке выделяют функциональные стили:
·        научный,
·        официально-деловой,
·        газетно-публицистический,
·        художественный (выделяется не всеми лингвистами),
·        разговорно-обиходный.
Все функциональные стили проявляются и в устной, и в письменной формах и, кроме разговорно-обиходного, относятся к книжным.
В практическом применении часто происходит смешение стилей, которые начинают взаимодействовать между собой. Этот процесс называют «речевым потоком». Чтобы понять стилевую принадлежность текста, надо выделить главное стилевое направление.
Стилевое богатство делает русский язык гибким и сильным, эмоционально- выразительным и строгим.
Например, в сказке В.М. Шукшина «До третьих петухов»: «Да нет, — говорила библиотекарша, — я думаю, это пшено. Он же козел... Пойдем лучше потопчемся, так? Потом пойдем к Владику... Я знаю, что он баран. Но у него «Грюндик» — посидим... Да, я знаю, что они все козлы, но надо же как-то расстрелять время!.. Ничего не понимаю, — тихо сказал некто... не то Онегин, не то Чацкий — своему соседу, ...похоже Обломову. Обломов улыбнулся. — В зоопарк собираются».
Разговорная речь использует нейтральную лексику, эмоционально окрашенные слова, экспрессивную лексику. В ней много обращений, уменьшительно-ласкательных слов, порядок слов свободный. Предложения более простые по конструкции, иногда неполные, незаконченные. (- Пойдешь на зачет? - Ну...) В них часто содержатся подтекст, ирония, юмор говорящего. Разговорная речь исключительно богата и содержит в себе много фразеологических оборотов, сравнений, пословиц и поговорок. Она тяготеет к постоянному обновлению и переосмыслению языковых средств. Большую роль играет знание речевого этикета, внеязыковые факторы: мимика, жесты, интонация, окружающая обстановка.
В речевой практике может иметь место взаимодействие стилей, проникновение лексических средств, закрепленных за той или иной сферой общественной деятельности в несвойственные им сферы общения.
ВОПРОСЫ для самопроверки
По какому признаку литературный язык делится на функциональные стили?
В чем особенность литературно-художественного стиля?
Являются ли понятия «разговорный стиль» и «разговорный язык» синонимичными?
Какой признак является определяющим для каждого из функциональных стилей?
Задание Тест
1. Какое утверждение не соответствует действительности?
а) функциональный стиль – это разновидность общенародного языка;
б) функциональный стиль – это разновидность литературного языка;
в) функциональные стили – это исторически сложившиеся и социально осознанные системы речевых средств, используемых в той или иной сфере сообщения;
г) функциональные стили языка получили такое название, потому что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения.
2. Какой из перечисленных стилей не относится к книжным?
а) официально-деловой;
б) научный;
в) разговорный;
г) публицистический.
3. Какому стилю речи характерны такие стилевые черты, как неофициальность, непринужденность и экспрессивность речевого общения?
а) официально-деловой;
б) научный;
в) разговорный;
г)публицистический.
4. Отметьте неверное утверждение.
а) На разговорный стиль большое внимание оказывает ситуация речи.
б) Это позволяет предельно сокращать высказывание.
в) Компрессия – необходимое условие для существования разговорного стиля.
г) Основной формой существования разговорного стиля является монологическая форма.
5.В каком стиле речи канцеляризмы не являются недостатком?
а) научный стиль;
б) официально-деловой стиль;
в) публицистический стиль;
г) художественный.
6. В каком стиле речи основу составляет терминологическая лексика?
а) научный стиль;
б) официально-деловой стиль;
в) публицистический стиль;
г) художественный стиль.
7. В каком стиле речи представлена не только лексика литературного языка?
а) научный стиль;
б) официально-деловой стиль;
в) публицистический стиль;
г) художественный.
8. Найдите ряд, в котором приведены не характерные для разговорного стиля речи морфологические формы.
а) шестьдесят граммов, с пятьюдесятью процентами;
б) шофера, в отпуску;
в) покороче, помягче;
г)пять килограмм апельсин.
9. К какой лексике относятся слова лапочка, заинька, работяга?
а) неологизмы;
б) оценочная лексика;
в) архаизмы.
г) историзмы.
10. Какая стилевая черта характерна для научного стиля речи?
а) абстрактность;
б) точность;
в) логичность;
г) эмоциональность.
11. Для какого стиля доминантой является понятийная точность и абстрактность?
а) официально-делового;
б) научного;
в) художественного;
г) публицистического;.
12. На какой стиль большое влияние оказывают экстралингвистические факторы?
а) публицистический стиль;
б) официально-деловой стиль;
в) научный стиль;
г) разговорный стиль;
Ответы впишите в таблицу.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Ответы присылать на электронный адрес: [email protected]

Приложенные файлы

  • docx 13487622
    Размер файла: 434 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий