Уже после помолвки семь лет ждал возможности создать семью со своей возлюбленной Женни фон Вестфален. От этого брака родилось семеро детей, из которых взрослыми стали только три дочери.


ВЕЛИКИЕ ФИЛОСОФЫ (ДО XX ВЕКА)
Платон — это псевдоним Аристокла. Своему псевдониму Платон обязан мощным телом и широким лбом. Платон — ученик Сократа. Пытался внушить идею о правителе-философе тирану Сиракуз Дионисию, но был продан им в рабство. По освобождении основал академию.Разработал концепцию идей, без которой немыслима современнаяцивилизация.
Аристотель (384-322 до н.э.). «Искать истину — и легко и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее не заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих фактов складывается величественная картина».
Эти слова Аристотеля выгравированы на здании Национальнойакадемии наук в Вашингтоне.
Учился в академии Платона 20 лет. Был наставником АлександраМакедонского. Обладал энциклопедическими познаниями.
Разработал концепцию формы как динамической сущности единичных вещей. Превратил в науку логику и этику.Провел обобщение философских воззрений античных авторов.
Эпикур (341-270 до н.э.). «Пусть никто не откладывает философиюв юности...». Философией начал заниматься с 14 лет, приобщал к ней рабов. Основал школу своего имени. По преданию перед смертью лег в ванну с горячей водой, выпил вина, пожелал друзьям не забывать его учений и скончался.
На основе атомизма разработал этическую концепцию отсутствия страданий, покоя души.
Плотин (204-270). «Старайтесь воссоединиться с божественным, которое внутри вас, божеством, которое есть универсум». Последние слова, сказанные Плотином перед смертью.
В Риме открыл философскую школу. Был добр и легкодоступен, в том числе подросткам. Мечтал создать для философов специальный город — Платонополис. Учил своих учеников преодолевать земные изме-: сизни.
Разработал учение о Едином-Благе и достижении его в чувстве экстаза.
Августин Аврелий (Блаженный) (354-430). «Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая».
Будучи воспитанным своей матерью Моникой, истой христианкой,Августин вплоть до 30-летнего возраста не понимал Библию. Когда же она стала доступна пониманию Августина, то в его умонастроении произошли решающие изменения. Он реализует один из ярчайших вариантов философствования в христианской вере и делает это с такойстрастью, которая стала предметом подражания в веках.
Фома Аквинский (1221-1274). «Божественная истина есть мера всякой истины...».
Обладал поразительной способностью к учению, усидчивостью и целеустремленностью. Умел соединять различные знания в едином подчинении философии и религии. «Разложив по полочкам» как учение Аристотеля, так и учение о религии, сумел объединить их. По настоящеевремя там, где речь идет о единстве религии, философии и науки,при ведущей роли религии, католическая мысль своим «полномочнымпредставителем» считает именно Фому Аквинского. И это несмотря на то, что незадолго до своей смерти Фома назвал свои многотомные теоретические работы «сплошной соломой», «трухой».
Бруно Джордано (1548-1600). «Сжечь — не значит опровергнуть!». Возглас Бруно на костре его смерти.
Еще в студенческие годы Бруно зарекомендовал себя мятежником.В его воззрениях причудливым образом сочеталась непокорность устоявшимся христианским канонам, магия, поэзия и философия. Это обстоятельство затрудняет характеристику философии Бруно.
В нашей стране Бруно широко известен благодаря его концепциимножественности миров и отсутствия у Вселенной какого-либо центра.
За отход от христианства Бруно был приговорен к сожжению на костре, что и было осуществлено на Поле цветов в Риме 17 февраля 1600 г.
Декарт Рене (1596-1650). «Все науки настолько связаны между собой, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих».
Декарт обладал ясным умом и широчайшими интересами. За какую бы науку он не брался, везде находил на первый взгляд простые, а по сути новаторские решения. Это относится к философии,математике, фи-зике, космологии, физиологии.
Главный вклад Декарта в философию — это развитый им метод научных размышлений.
Декарт чурался дрязг, политических разборок, грубых столкновений. По этой причине он покинул шумную Францию и прожил около 20 лет в более спокойной Голландии. Однако новаторские воззрения Декарта и здесь не остались без внимания. В Утрехтском университете против Декарта был предпринят настоящий крестовый поход. По этой причине Декарт принял приглашение шведской королевы Христины и переехал в Стокгольм. Здесь теплолюбивый француз, вынужденный беседовать с королевой в утренние, особенно холодные часы заболел воспалением легких, что и послужило причиной его смерти.
Локк Джон (1632-1704). «Девять десятых тех людей, с которымимы встречаемся, являются тем, что они есть — добрыми или злыми, полезными или бесполезными,— благодаря воспитанию».
Локк принимал активное участие в общественно-политических событиях в Англии конца XVII в. Прекрасно ориентировался в философии, общественных науках, педагогике.
Автор широко известной концепции чувственного познания.
Спиноза Барух (1632-1677). «Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать!».
Спиноза был исключен из иудейской общины. Шлифовка линз давала ему заработок и возможность заниматься любимой философией. «Этика» Спинозы — это книга, в которой делается попытка изложить этику так же строго, как математическую науку. Многих из выдающихся философов программа Спинозы воодушевляет по сей день.
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716). «Каждая субстанцияс точностью выражает сущность всех остальных в силу существующих между ними связей».
Лейбниц — великий эрудит, во многом предвосхитивший развитие наук. Основатель кибернетики Норберт Винер писал: «Если бы мне пришлось выбирать в анналах истории наук святого — покровителя кибернетики, то я выбрал бы Лейбница». Лейбниц — философ, физик, математик, техник, языковед, логик. Лейбниц независимо от Ньютона открыл дифференциальное исчисление.
Основной вклад Лейбница в философию — это его учение о монадах, единичных сущностях, обладающих духовной и творческой энергией. Вынесенные в эпиграф слова Лейбница можно расценить как гимн символизму: в одном дан весь мир. Как-то Лейбниц выразился в том духе, что нельзя уничтожить одну пылинку, не уничтожив при этом весь мир.
Кант Иммануил (1724-1804). «...Обязанность говорить правду... это безусловная обязанность, которая имеет силу во всяких отношениях».
Кант всю свою жизнь прожил в Кенингсберге, в Восточной Пруссии (ныне Калининград). Кант был равнодушен к богатству и славе, когда ему предлагали переехать в другой город, суля многократное повышение жалования, он отказывался. Но в научных вопросах вопросах морали был максимально щепетилен. Кант знал себе цену: он не без основания утверждал, что совершил коперникианскую революцию в философии, имея в виду созданную им философию априорных принципов.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831). «Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении».
Гегель считается самым умелым системосозидателем в истории философии. В одиночку он сумел создать энциклопедию философских наук, главное содержание которой составляет диалектика идей.
Жизнь Гегеля оборвала эпидемия холеры. Говорят, что Гегель один из немногих философов, кто ушел из жизни, не познав горечи массированного критического наступления на свое учение.
Маркс Карл (1818-1883). «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы его изменить».
С юных лет решил посвятить свою жизнь делу установления справедливого общественного порядка. Жил страстно. Уже после помолвки семь лет ждал возможности создать семью со своей возлюбленной Женни фон Вестфален. От этого брака родилось семеро детей, из которых взрослыми стали только три дочери. Маркс, не колеблясь, жертвовал свои личные сбережения на борьбу рабочего класса за свои права. Со- здал международную организацию рабочих и длительное время возглавлял ее.
Вклад Маркса в философию определяется проведенной им трансформацией гегелевской философии в диалектический и исторический материализм.
Ницше Фридрих (1844-1900).
«— Почему ты такой твердый? — сказал однажды уголь алмазу. — Разве мы не близкие родственники?...— О, братья мои, так спрашиваю я вас: разве вы — не братья мне?».
С молодых лет Ницше выделялся своей талантливостью. Любимцу студентов-филологов предложили место профессора еще тогда, когда он был студентом, в 24 года. А Лейпцигский университет присудил Ницше степень доктора без защиты диссертации, да и без самой диссертации. В талантливости Ницше его педагоги не сомневались. Но когда на свет одно за другим стали появляться произведения Ницше, наступило замешательство. Любезный и скромный человек пошел в настоящеенаступление на все общепризнанные ценности, от науки до христианства.
В таланте Ницше причудливо соединились филологическая утонченность, философский скепсис и буйство музыкальной стихии, импровизации. Все это вылилось в пропаганду сверхчеловека. Последние 11 лет жизни Ницше был сумасшедшим.
Нацисты использовали воззрения Ницше в своих целях. Этому способствовало знакомство его сестры Элизабет с Гитлером. философы находят у Ницше много оригинальныхидей, разработка которых ведется по сей день.
Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900). «В тумане утреннем неверными шагами я шел к таинственным и чудным берегам».
Соловьев — самый видный русский философ XIX в. Его философия считается визитной карточкой всей русской философии. Соловьев оставил профессорскую должность после того, как призвал на публичной лекции не казнить убийц Александра II (1881). Для Соловьева на первом месте была не работа кабинетного ученого, а возможность отклика на животрепещущие вопросы русской общественно-политической и религиозной жизни.
Вклад Соловьева в философию определяется его философией положительного единства.
Выдающиеся философы XX века.
Бердяев Николай Александрович (1874-1948). «Душа есть творческий процесс, активность. Человеческий дух всегда должен себя трансцендировать, подыматься к тому, что выше человека».
Бердяев в молодости участвовал в социалистическом движении. Позднее он отошел от него и занялся разработкой философско-экзистенциального миросозерцания. В 1922 г. был выслан из Советской России. С 1926 по 1939 г. был главным редактором религиозно-философского журнала «Путь». Скончался за рабочим столом.В своих многочисленных трудах Бердяев отстаивал примат личности над обществом. Личность характеризуется в горизонтах свободы, духовности, творчества. Бердяев многократно давал свою трактовку судьбы России. Он считал, что России принадлежит мессианская роль.
Витгенштейн Людвиг (1889—1951). «Философская проблематика имеет форму: "Я попал в тупик"». «Какова твоя цель в философии? —показать мухе выход из мухоловки...». Витгенштейн — одна из ключевых фигур всей философии XX в.Поведение Витгенштейна необычно, а некоторые поступки кажутся экстравагантными: он участвует в первой мировой войне, попадает в плен к итальянцам, носит в ранце написанный им философский шедевр, отказывается от огромного наследства, строит сестре по своему проекту дом, собирается уйти в монастырь, стать дирижером симфонического оркестра, посещает СССР с целью изучить северные народности, преподает детишкам в школе арифметику. В философии Витгенштейн прославил свое имя анализом языка.
Гадамер Ханс Георг (род. 1900). «Кто хочет мыслить, должен спрашивать». «Ожидание ответа уже предполагает, что спрашивающий затронут преданием и слышит его зов». Гадамер — ученик Хайдеггера. Работал в Лейпцигском университете, переехал из ГДР в ФРГ. В 1960 г. опубликовал книгу «Истина и метод», которая принесла ему славу.Гадамер считается главой современной герменевтической школы.
Гуссерль Эдмунд (1859—1938). «Философия должна всегда выполнять в европейском человечестве свою функцию — архонта (высшего должностного лица. — В.К.) всего человечества».
Работал во Фрейбургском университете (Германия). После прихода к власти нацистов Гуссерль по причине своего еврейского происхождения был лишен возможности принимать участие в официальной философской жизни Европы. В уединении, покинутый всеми своими друзьями-философами, кроме двух молодых ассистентов, он продолжал интенсивно работать. Уже после смерти Гуссерля случайно посетивший его родственников вчерашний студент, 27-летнийбельгиец ван Бреда, к своему огромному удивлению обнаружил рукописи объемом 47 000 страниц. Тайно, по каналам дипломатической почты архив Гуссерля был вывезен в бельгийский город Левей.По сей день этот архив служит документальной основой многотомнойгуссерлианы.
Гуссерль — основатель феноменологии. Он мечтал сделать философию строгой наукой и тем самым выработать инструментарий для преодоления кризисов человечества.
Деррида Жак (род. 1930). «...Что же происходит сегодня в нашеммире и нашей «современности»... Все мои усилия — это усилия разобраться с этим необъятным вопросом».
Деррида — лидер современной французской философии. Он популярен во всем мире. В философии занял достойное место благодаря разработанному им методу деконструкции. Чтобы нечто понимать, надо различать; в настоящем есть и прошлое, и будущее.
Карнап Рудольф (1891—1970). «...Объяснения с помощью фактовв действительности являются замаскированными объяснениями с помощью законов».
Карнап — австрийский философ, участник знаменитого Венского кружка. В 1935 г. эмигрировал в США, где имел многочисленных учеников. Один из основателей логического позитивизма. Мечтал о создании такой логической системы, которая представляла бы еслине все, то как можно больше эмпирических фактов.
Куайн Уиллард ван Орман (род. 1908). «Быть — значит быть зна-чением связанной переменной».
Куайн — старейшина американских философов-аналитиков, прекрасный логик, ученик английского философа Рассела. Успешно популяризирует свои работы в США. Согласно Куайну, философия должна основываться на экспериментальных фактах, иметь ясную логическую форму. Что и как существует, человек может понять толькона основе теории, ее законов, которые формируются в виде уравненийс переменными. Отсюда его знаменитое определение, приведенное нами в качестве эпиграфа.
Ленк Ганс (род. 1935). «Никогда ранее западно-западноевропейский человек не должен был быть столь ответственным, как сегодня».
Ленк — типичный западный философ конца XX в., причем философ новой формации. Став в 25 лет олимпийским чемпионом по гребле (в составе восьмерки гребцов), он затем всецело посвятил себя философии. Объездил весь мир, написал около сотни монографий, внессущественный вклад, может быть, больший, чем кто-либо другой, в дело объединения усилий философов различных континентов и стран.Он много сделал для взаимообогащения немецкой и американской философии. Очень доброжелателен по отношению ко многом российским философам.
Философию Ленка отличает ее практическая направленность, ори-ентация на самые злободневные вопросы науки, техники, социологии,обостренное, совестливое отношение к жизни.
Поппер Карл Раймунд (1902-1994). «...Свобода важнее равенства».
Поппер родился в Вене, спасаясь от нацизма переехал в Новую Зеландию, а знаменитым философом стал в Англии. В 17 лет переселился в ветхое студенческое общежитие, многие годы проработал в социальной службе, помогая нуждающимся детям. Стал учителем и лишьв 35-летнем возрасте занялся философией профессионально. Длительное время считал себя социалистом, но критически оценивая социализм в России, подвергал теорию Маркса критике
Поппер считается основателем постпозитивизма. Он показал как,каким образом происходит рост научного знания.
Рассел Бертран (1872-1970). «Ты не должен следовать толпе в еезлых делах». Запись, которую сделала в подаренной Расселу библииего бабушка. Этой заповеди Рассел следовал всю свою жизнь.
Рассел — выдающийся британский философ, математик, политический деятель, лауреат Нобелевской премии (по литературе). Всю свою жизнь бунтовал против всякой неправды, не раз попадал в тюрьму. Уже будучи стариком, вместе с молодежью выступал против проявлений милитаризма. Рассел — основатель аналитической философии.
Сартр Жан-Поль (1905-1980). «Вне зависимости от обстоятельств, времени и места человек свободен избрать себя предателем или героем, трусом или победителем».
Сартр для Франции — это то же самое, что Рассел для Англии, а именно, философская совесть нации. Сартр не только философ, но и писатель (в 1964 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе, которую он отказался принять), политический деятель. Он был участником французского сопротивления фашизму, активно поддерживал в мае 1968 года бунт парижской молодежи.
В философии Сартр сторонник максимальной жизненной непосредственности. Рассказывают, что серьезная философская деятельность Сартра началась с эпизода в кафе, где он проводил вечер с женой, писательницей Симоной де Бовуар, и другом, социологом Ароном. Аронрассказывал о своей поездке в Германию, философии Гуссерля. Указав на стакан с коктейлем, Арон сказал Сартру: «Если ты феноменолог, то ты можешь судить об этом коктейле, а это настоящая философия». Сартр побледнел от волнения. Да, он хотел постичь философию не космических, а земных дел. Сартр стал усердно штудировать философию, посетил Германию, написал свои первые философские шедевры.
В философии Сартр известен как один из основателей экзистенциализма. Исключительное внимание он уделил теме свободы, о чем, кстати, свидетельствует и эпиграф к данной статье.
Хайдеггер Мартин (1889—1976). «Все же, возможно, что человекдо сих пор веками слишком много действовал и слишком мало мыслил».
Хайдеггер — один из оригинальнейших философов XX века.Большую часть своей жизни провел во Фрейбурге (Германия). В нем видели философа, который сумеет противопоставить научно-техническому натиску глубокую мысль. Так и случилось.
В 1933 г. Хайдеггер был избран ученым советом Фрейбургского университета на пост ректора. Хайдеггер вступает ряды нацистской партии, поставив при этом условие, что он не будет выполнять каких-либо партийных функций. Хайдеггеру, по его собственным подсчетам,понадобилось 10 месяцев, чтобы полностью разувериться в нацизме.Он не порвал своих связей с философами еврейского происхождения,несмотря на непрекращающиеся требования нацистов размежеватьсяс ними продолжал открыто использовать их труды, а когда министерство культуры стало настаивать на увольнении по политическим мотивам одного социал-демократически настроенного профессора, отказался от ректорского поста. Тем не менее немецкие демократы не простили Хайдеггеру его нацистское прошлое.
Философию Хайдеггер понимал как радикальное вопрошание, лекарство против легкомыслия, которое нельзя купить за деньги, а можно достичь лишь в результате глубоких раздумий. Хайдеггер — основатель герменевтики.
Хабермас Юрген (род. 1929). «Модерн — незавершенный проект».Хабермас на сегодняшний день — самый известный философ Германии. Известность Хабермаса объясняется не только содержанием многостраничных философских работ, но и его публицистической деятельностью, откликами на важнейшие события в стране и мире. Хабермаспользуется в ФРГ огромным уважением, с ним советуются самые известные политические деятели, он неоднократно награждался престижными премиями.
В философии Хабермас известен более всего благодаря разрабатываемой им теории коммуникативного общества. Он считает, что современность, модерн всегда требует работы по наращиванию открытости общества, налаживанию продуктивного рационального диалога, критике различного рода не оправдывающих свое назначение идеологийи бюрократий.
КУРС ФИЛОСОФИИ В ТАБЛИЦАХ
Таблица 1. Четыре эпохи в философии
Историческая эпоха философии
Главный
философский интерес
Античность VI в. до н.э.— III в. н.э.
Космос
Средние века IV— XIV вв.
Бог
Новое время XV— XIX вв.
Человек и общество
Новейшее время XX в.
Язык
Таблица 2. Античная философия
Этап
Главный философский интерес
Натурфилософия
Материальная субстанция (Фалес,Гераклит и др.)
Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.)
Числа (Пифагор и др.)
Интеллектуализм Идеи (Сократ, особенно Платон иДР·)Форма (Аристотель и др.)
Эллинистическая философия
Самодостаточность человека (киники)
человека как наслаждение(эпикурейцы)
Человек и его космическая судьба (стоики)
Мудрое молчание (скептики)
Неоплатонизм
Иерархия:Единое-Благо — Мировой Ум — Мировая Душа — Материя

Таблица 3. Средневековая философия
Этап
Основной интерес
Основные идеи
Фило-
Люби Бога и тогда делай что хочешь.
Монотеизм
софство-
Теоцентризмвание в
Воля как сущность личности
Креационизм
вере (Ав-Свобода как черта воли (а не ра-Вера в Бога
густин)зума)Любовь к Богу
Гармони-
Вера ведет разум, разум подкреп-
Надежда на спасение
зация ве-
ляет веру
Добрая воля
ры и ра-
Философия — это введение к ре-
Совесть
зума
лигииДуховность человека
(ФомаСвобода человека как разумная
Символизм
Аквин-
воля движения к совершенству
ский)Бога
Таблица 4. Философия Нового времени
Этап
Авторы основныхфилософскихконцепций
Основной интерес
XV-XVI вв.
ГуманизмЭстетическое отношение к действи-тельностиXVII в.
Декарт
Ясные идеи и дедуктивные построе-ния теории
Локк
Теория познания: сенсуализм
XVIII в.
Кант
Априорные принципы и их вопло-щение в науке и морали
XIX в.
Гегель
Универсальная системная филосо-фия идей
Маркс
Концепция общественного труда,
Ницше
критика капитализмаКритика «разумных» ценностей
ФИЛОСОФИЯ XX века
Главное философскоенаправление
Главный философский интерес
Феноменология
«Работа» сознания с феноменами
Герменевтика
Бытие человека в мире, поиск сущего
Аналитическаяфилософия
Логический анализ языка, употреблениеязыка
Постмодернизм
Деконструкция принятых в обществе пра-вил поведения и ценностей; плюрализм
Философия о человеке
Историческаяэпоха фило-софииЧто такое человек?
Античность
МикрокосмосДуша Душа есть проявление идеи (Платон)+ тело Душа — это форма человека (Аристотель)
Средние века
Духовность + душа + тело; духовность есть связьчеловека с Богом посредством веры, любви, надеж-ды, совести
Новое время
Существо разумное и действующее по законам ра-зума (Локк, Кант)Проявление общественных отношений (Маркс)Существо волевое и страстное (Ницше)
XX в.
Существо, осваивающее мир в соответствии с фено-менологической работой сознания (Гуссерль и дру-гие феноменологи)Существо, бытийствующее в мире и стремящееся кего пониманию посредством языка и переживаний(заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер идругие герменевты)Существо, границей которого, его подлинной при-родой является язык (Витгенштейн, Остин и другиефилософы-аналитики)Существо, всегда отличающее себя от принятых вобществе норм, бунтующее против однообразного(Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты)Существо, в котором бессознательное господствуетнад сознательным (Фрейд и его последователи)
Таблица 7. Философия об обществе
Историческая эпохафилософии
Что такое общество?
Античность
Совокупность людей, более или менее удачноживущих по законам справедливости
Средние века
«Град земной», стремящийся к «граду небес-ному»
Новое время
Люди, живущие в соответствии с ими же ус-тановленным общественным договором(Локк, Руссо)
Продукт взаимодействия людей на основе ихсовместной трудовой деятельности (Маркс)
XX в.
Система социальных действий людей, смыслкоторых определяется выработкой ценностей(Вебер, Парсонс, Сорокин и др.)
Коммуникация, взаимосвязь людей по нор-мам, устанавливаемым в хорошо организо-ванной дискуссии (Хабермас и др.)
Таблица 8. Три главные ценности
Сфера жизнедеятельности человека
Главная ценность
Практическая жизнь
Добро
Чувственно-эстетическая жизнь
Красота
Научная деятельность
Истина
Таблица 9. Философия о красоте
Историческая эпохафилософии
Что такое красота?
Античность
Космически гармоничное и соразмерное
Средние века
Символ божественногоНовое время
Характеристика произведения искусства,созданного по законам разума, тяготеющего кпринципам симметрии, пропорции, меры,гармонии, к простоте стиля, уравновешенно-сти композиций (классицизм)Характеристика произведения искусства, во-площающая многообразные способности лич-ности, в том числе юмор, иронию, игру, са-тиру (романтизм)
XX в.
Ценность, выработанная на основе феномено-логического метода и выражающая единствочеловека и произведения искусства(феноменология)
Сущность произведения искусства, ее откры-тие человеку в качестве истины(герменевтика)Эмоция (аналитическая философия)
Воображение реально непредставимого, вы-зывающее чувство возвышенного(постмодернизм)
Таблица 10. Философия о добре
Историческаяэпоха филосо-фииИдеалы добра
Основные добродетеличеловека
Античность
Благо
Мудрость, справедли-
вость, мужество
Средние века
Бог
Вера, любовь, надежда,
совесть
Новое время
Рассудочный свободныйчеловек (Локк, Руссо)
Рассудочность, свобода(Локк, Руссо)
Абсолютный нравствен-ный закон (Кант)
Разумность, свобода(Кант)
Общество без эксплуата-ции (Маркс)
Преданность делу проле-тариата (Маркс)
Сверхчеловек (Ницше)
Воля к власти (Ницше)
XX в.
Положительные ценности(феноменологи)
Умение пользоваться фе-номенологическим мето-
дом
Достижение единства сАдекватно отвечать на зов
сущим, с сущностью ве-щей (герменевты)
вещи, соответствовать ему
Умение посредством ана-
Быть последовательным влиза языка учитывать
своих действияхпоследствия поступков(аналитики)
Деконструкция лого- и
Умение «рассеивать» ус-
других центризмов(постмодернисты)
тоявшиеся ценности
Таблица 11. Три концепции чувственного познания
Философскаяконцепция
Основное содержание концепции
Локка
Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаютсяабстракциям. В результате субъект формирует в своемсознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи
Канта
Чувства упорядочиваются в соответствии с априор-ными принципами
ГуссерляЧувства вовлекаются в потоке воображения, так об-разуется эйдос, знаком которого является понятие ивысказывание. Феноменологическая работа позволяетоценить исходные чувства
Таблица 12. Что такое рациональное познание?
Историческая эпохафилософии
Природа рационального познания
Античность
Идеи — это общее, которое существует само посебе и воплощается в вещь (Платон)
Сущность — это форма вещи, ее внутреннееединство, природа которого выражена в прави-лах логики (Аристотель)
Средние века
Рациональное познание оперирует универса-лиями, которые выражают общее; общее суще-ствует в Боге, в мыслях человека, в самих ве-щах (средневековые реалисты)
Общее не существует, слова обозначают еди-ничные вещи (номиналисты)
Общее представляет собой мысли — обобще-ния, концепции (концептуалисты)
Новое время
Человеку присущи от рождения ясные идеи,которыми можно оперировать по правиламдедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рациона-лизм.
Человек обладает доопытными (априорными)принципами, которые определяют возможностьлогики (Кант)
Мысли — это продукт обработки чувств(сенсуализм Локка)
Мышление — это наивысшая стадия познания,преодоление порога научности, позволяющееоперировать идеями (Гегель)
Мышление и логика есть отображение, прак-тики, ее самых массовых ситуаций (Маркс)
XX в.
Рациональное познание — это обобщение, дос-тигаемое в процессе феноменологической рабо-ты (феноменологи)
Логика — это правила языка, она в первуюочередь имеет дело со значениями и смысламивысказываний (аналитики)
Таблица 13. Три современные концепции истины
Концепция истины
Определение истины
Соответствия
Соответствие высказываний фактам
Когерентности
Согласованность высказываний, их непротиворе-чивостьПрагматическая
Убеждения, способствующие успеху практики
Таблица 14. Что такое истина?
Историческая эпохафилософии
Природа истины
Античность
Истина — это проявление идеи (Платон) илисущности (Аристотель)
Средние века
Бог, вот что является истиной
Новое время
Истина — это соответствие чувств и идей фак-там
XX в.
Истина — это открывающаяся сущность вещи(герменевты)
Истина — это свойство высказывания, которо-му соответствуют факты (аналитики)

Приложенные файлы

  • docx 14386995
    Размер файла: 66 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий