Как известно, первой женой Магжана была Зейнеп Тастемирова — племянница Шокана Уали-ханова. Это был брак по любви. В начале 1919 года при родах Зейнеп умерла.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Осмыслить себя и время


«
...
Какие

глубокие

чувства

вызывают воспоминания

о

предках
,
которые

ушли
не

так

далеко
,
если

учесть
,
что

каждый из

нас

прибудет

туда

к

ним
...

Знать

и

помнить

об

этом

необходимо нам

самим
,
и

горсть

земли
,
брошенная
нами

на

их

могилу
,

-

связующая

нить»
.

Чингиз

АЙТМАТОВ


Недавно

«ұзын
құлақ»

донес

до

меня

ин
формацию
,
что

в

нашем

городском

парке
нашли

место

захоронения

отца

поэта

Магжана

-

Бекена

Жумабаева
.
Накануне

115
-
летия

со

дня

рождения

классика

казахской поэзии

это

событие

можно

п
о

праву

счи
тать

сенсационным
.

По

официальной

версии
,
Магжан

Жумабаев
последний

раз

был

арестован

в

конце

1937
года

и

19
марта

1938
года

был

расстрелян

в застенках

алма
-
атинского

НКВД
.
Ему

было всего

45
лет
.
По

непроверенным

фактам
,
он

умер

в

Петропавловс
ке

в

тюрьме
,
возможно
,
был

забит

до

смерти
.
В

любом

случае

точное место

его

захоронения

пока

не

установлено
.

У

казахов

есть

хорошая

поговорка
:
«Өлі
риза болмай
,
тірі байымайды».В
подстрочном

пере
воде

на

русский

это

означает
:
«Пока

усопшие не

обретут

покой
,
не

будет

сытной

жизни

у

жи
вых»
.
И

в

этом

плане
,
я

уверен
,
душа

поэта

по сей

день

находится

не

в

безмятежном

состоя
нии
.

К

чему

я

все

это

рассказываю
?
К

тому
,
что

об этих

фактах

из

жизни

поэта

Магжана

Бекеновича

Ж
умабаева

мало

знают

не

только

русско
языч
ные

мои

земляки
,
но

и

мои

соплеменники
-
казахи
.
И

в

укор

это

не

сказано
.
Знаю
,
не

ис
ключены

объективные

и

субъективные

причины
,
но

познавать

Магжана

никогда

не

поздно
.

Род

великого

нашего

земляка

аргынский

-
"атығай
-
есентанғрын",
который

входит

в

со
став

С
реднего

жуза
.
Жайляу

его

раскинулся

в районе

сегодняшего

Ерментау

Акмолинской
,
ранее

Кокчетавской

области
.
У

деда

Магжана по

отцовской

линии

Жумабая

кажы

и

его

жены Койдык

было

два

сына

-

Нурмагамбет

и

Бекма
-
гамбет
.
две

дочери

-

Галия

и

Разия
.
От

Нурма
-
гам
бета

родились

Мадий

и

Ахметжан
.

Муслим
,
Кахарман
.
Магжан
,
Мухамеджан
,
Салимжан
,
Калижан
,
Сабыржан

-

это

сыновья
Бекмагамбета

и

его

супруги

Гульсум
.
Кроме них
.
были

и

две

дочери

-

Куляндам

и

Гульбах
-
рам
.
Отца

Магжана

Бекмагамбета

в

быту

зва
ли

Бекен
.
В

памя
ти

родных

и

земляков

он остался

статным
,
с

волевым

лицом
,
внушаю
щим

уважение

красивым

мужчиной

с

орлиным огненно
-
пронизывающим

взором

больших глаз
.
И

все

старшие

сыновья

характером

и статью

пошли

в

отца
.
Рассказывают
,
когда

ба
бушка

Магжана

-

Койдык

была

беременна

Бекеном
,
ей

очень

захотелось

волчатины
.
Жела
ние

ее

было

исполнено
.
Поэтому

в

народе

сы
новей

и

потомков

Бекена

стали

называть
«қаскырдан тараған үрпақ»
-

потомки

волчьего племени
.

В

советское

время

родовое

гнездо

Жумабая кажы

было

разорено

основ
ательно
.
Подвер
глись

репрессиям

братья

Магжана
.
Салимжан вернулся
,
а

Муслим

и

Кахарман

сгинули

в

си
бирских

лагерях
.
Два

других

брата

-

Калижан

и Сабыржан

под

другими

фамилиями

скрылись в

соседней

Киргизии
.
Подвергались

гонениям родители
,
сестры

и

другие

близкие

и

дальние родственники

опального

поэта
.

И

виною

тому

были

талант

Магжана

и

его байское

происхождение
.
Остальное

-

зависть
и

злоба

людей

из

его

же

окружения
.

Из

различных

источников

известно
,
что

его отец

Бекен

был

назначен

Омским

губернато
-
ром

воло
стным

управителем

Сарыайгырской волости
.
По

воспоминаниям

местных

жителей
,
был

он

человеком

образованным
,
справедли
вым
,
свободно

говорил

по
-
русски
,
знал

араб
ский
.
Отмечают

его

красноречие
,
крутой
,
но отходчивый

характер
.
Из

многочисленных

сво
их

детей

Бе
кен

выделял

Магжана

за

острый

ум и

особое

прилежание

в

учебе
.
Поэтому

и

отдал его

на

учебу

аульному

мулле
,
затем

учителю
,
обучавшему

мальчика

арабской

грамоте
.

Дома

у

Жумабаевых

была

по

тем

временам солидная

домашняя

библиотека
.
И

она

посто
янно

пополнялас
ь
.
Бекен

привозил

книги

из поездок

в

Кокшетау
,
Омск
,
Петропавловск
.
Умной

и

начитанной

была

и

мать

будущего

поэ
та

Гульсум

апай

-
дочь

Аширбека
,
известного

в
Кызылжаре

предпринимателя
.
Практически все

новые

журналы

и

книги
,
изданные

в

облас
тном

центре
,
Гул
ьсум

апай

покупала

для

до
машней

библиотеки
.
С

малолетства

привива
ла

она

своим

детям

любовь

к

знаниям
,
книгам
.
Если

старшие

читали

их

самостоятельно
,
то младшим

она

читала

вслух
.
К

семи

годам

Маг
жан

наизусть

знал

множество

стихов

Абая
,
ис
торий

из

«Кисса
сы

уль
-
Эмбия»

(
Библия
).

Вот

в

такой

среде

воспитывался

будущий поэт
.
В

двенадцать

лет

Магжан

уже

в

медресе
Бегишева

жадно

читает

труды

Фирдоуси
.
Хайя
ма
,
Низами

и

других

гениев

Востока
.
Поэтому

не

случайно

известный

писатель
,
классик

та
тарской

литературы

Г
.
Ибрагимов
,
восхищен
-
ный

стихами

Магжана
,
эпиграфом

к

своему роману

взял

его

четверостишие

из

стихотво
рения

«Луна»
,
написан
ное

им

в

четырнадцать лет
.

Чем

больше

я

узнаю

творчество
,
биографию Магжана
,
тем

больше

меня

интересуют

его
отношения

с

отцом
,
Беке
ном
.
Свою

любовь

к матери

поэт

не

скрывает
,
и

эта

душевная

тема
проходит

во

многих

его

произведениях
.
Об

от
це

же

в

своих

стихах

поэт

упоминает

реже
.
По
-
чему
?

Как

было

сказано

выше
,
в

двенадцать

лет Магжан

начал

учебу

в

медресе

в

Петропавлов
ске
.
Может

быт
ь
,
я

ошибаюсь
,
но

Бекен

был

не прочь

видеть

своего

сына

священнослужите
лем
.
В

Степи

это

была

особая
,
самая

образо
ванная

каста
.
Кроме

этого
,
известно
,
что

его дед

Жумабай

с

братом

Курманалы

на

верблю
дах

и

лошадях

совершили

хадж

в

Мекку
.
Это

в наши

дни

паломничество

совершают

партия
ми

на

воздушных

лайнерах
.
Тогда

же

почетное звание

кажы

имели

в

Степи

единицы
.
Это

бы
ли

высокочтимые

люди
.

В

подтверждение

моей

версии

говорит

и

тот факт
,
что

после

завершения

трехгодичной

уче
бы

в

Петропавловске

Магжан

едет

в

Уфу

и

по
ступает

опять
-
таки

в

духовное

заведение

-
медресе

«Галия»
.

Видимо
,
не

желая

быть

муллой
,
через

год без

отцовского

благословения

Магжан

посту
-
пает

в

Омскую

русскую

семинарию
.
Бекен
.
не
довольный

поступком

сына
,
объявляет

об

отка
зе

в

его

материал
ьной

поддержке
.

Но

здесь

судьба

улыбнулась

Магжану
.
Один из

состоятельных

омичей

выделил

семинарии сумму

для

стипендии

отличнику

учебы
,
не

име
ющему

средств
.
И

под

эту

категорию

попал

М
.
Жумабаев
,
способный
,
но

бедствующий

се
минарист
.
По

другой

версии
,
уч
еба

Магжана

в семинарии

финансировалась

из

фонда

Пота
нина
.
И

в

1917
году

семинарию

он

оканчивает

с золотой

медалью
.

Другой

серьезный

конфликт

с

отцом

у

Маг
жана

был

по

поводу

несостоявшейся

свадьбы
.
Как

известно
,
первой

женой

Магжана

была

Зейнеп

Тастемиро
ва

-

племянница

Шокана

Уали
-
ханова
.
Это

был

брак

по

любви
.
В

начале

1919
года

при

родах

Зейнеп

умерла
.
Почти

в

двух
-
летнем

возрасте

покидает

мир

и

их

общий

ре
бенок
-
сын

Граждан
.

Спустя

годы

Магжан

был

серьезно

увлечен красавицей

из

Казани

Гульсум

Камаловой
.
Она

вдохновляла

поэта

на

многие

лирические строки
.
Но

Бекен
,
можно

предположить
,
был
против

их

брака
.
И

вскоре

он

сватает

за

Магжа
на

дочь

известного

в

Петропавловске

Д
.
Куа
-
нышева

-

Жамилю
.
Заплатил

солидный

ка
лым
.
Накануне

главного

тоя

провел

все

тради
-
ционные

казахские

обряды
.

В

назначенный

день

в

Петропавловск

приез
жают

родственники

Бекена
,
чтобы

увезти

жени
ха

и

невесту

в

Сартомар
,
где

и

была

назначена свадьба
.
Но

не

могли

найти

Магжана
.
Искали три

дня

и

три

ночи
.
Он

исчез
,
как

в

воду

канул
.
Сгорая

от

стыда

перед

сватами
,
родственники поэта

вернулись

домой

без

молодых
.
Можно понять

после

случившегося

обиду

Бекена
,
ува
жаемого

в

крае

человека
.

Как

потом

стало

известно
,
в

те

дни

Магжан был

уже

серьезно

увлечен

другой

женщиной
,
будущей

женой

-

Зулейхой
.

Они

уединились

в другом

городе
.

Просил

ли

тогда

у

отца

прощения

Магжан
?
Наверно

извинялся
.
Хотя

он

тоже

был

гордым
.
Но

простил

ли

сына

оскорбленный

Бекен
?
Он не

мог

не

простить

любимого

сына
...
И

тот факт
,
что

уже

потом
,
по

приезде

в

Сартомар Магжана

и

Зу
лейхи
,
он

по

старой

отцовской
традиции

ставил

у

озера

им

отдельно

белую юрту

и

накрывал

для

гостей

щедрый

дастархан
,
подтверждает

его

прощение
.
Бекен

среди своих

детей

фанатично

любил

Магжана

и

про
щал

ему

многое

на

протяжении

всей

его

жизни
.

В

конце

двадц
атых

годов

ради

сохранения семьи

все

имущество
,
табуны

лошадей
,
круп
-
ного

и

мелкого

рогатого

скота
,
постройки
,
биб
лиотеку

Магжана

Бекен

добровольно

отдал
государству
.
Разорилось

родительское

гнездо поэта
.
Корни

родового

древа

Жумабаевых

бы
ли

подрублены

п
од

корень
.

Без

детей
,
без

средств

к

существованию

Бе
кен

и

Гульсум

остались

на

руках

младшей

сно
хи

Бибизаип

-

жены

сына

Салимжана
.
который в

то

время

тоже

был

арестован

как

враг

наро
да
.
Бибизаип

доводилась

Жумабаевым

еще

и племянницей
.
Спасая

себя

и

роди
телей

Маг
жана

от

голода
,
эта

женщина

тайно

перевозит их

в

Киргизию
,
а

через

некоторое

время

воз
-
вращается

с

ними

в

Петропавловск
.
Чтобы

про
кормить

стариков
,
устраивается

чернорабо
чей

на

мясокомбинат
.

Жизнь

постепенно

налаживается
.
Но

летом
1934
года

ско
ропостижно

скончался

Бекен
.
Как

хоронить
?
Прилюдно

-

опасно
.
Все

были под

страхом

ареста

за

связь

с

родителями
«врагов

народа»
.
Бибизаип

с

родственницей Фаридой

ночью

на

кладбище
,
что

в

городском
парке
,
готовят

последнее

пристанище

Бекену
.
Выкопав

могилу
,
глубиной

по

грудь
,
женщины
засомневались

в

ее

длине
.
Фарида

примерно знала

рост

покойного
.
Мужественная

женщи
на

проявляет

находчивость

и

смело

ложится
,
вытягиваясь
,
в

свежей

могиле
.
Тайные

похоро
ны

они

закончили

перед

рассветом
...

О

месте

захоронения

Бек
ена

Жумабаева знали

немногие
.
И

вот

недавно

сын

Салимжа
-
на

Тасболат
,
аксакал
,
выразил

сожаление

на встрече

за

«круглым

столом»
,
посвященной
творчеству

Магжана
,
что

не

может

найти

спон
сора

для

установления

памятника

своему

де
ду

Бекену
.
И

надо

же

тому

случ
иться
,
его

слова услышал

председатель

облсуда

Бекет

Турга
-
раев
.
открывший

нам

в

позапрошлом

году

Ток
-
сан

бия
.
Справедливости

ради

следует

ска
зать
,
что

этот

еще

один

благородный

шаг Б
.
Тургараева

-

добрый

пример

для

местных «новых

казахов»
.

Автор

этих

строк

побывал

на

месте

захоро
нения

Бекена

Жумабаевича

Жумабаева
.
Пора
довался
,
что

завозятся

стройматериалы
,
сде
лана

разметка

под

памятник
.
Открытие

его

пла
нируется

во

второй

половине

июня
.

Бекен

ата

дал

жизнь

великому

Магжану
-
По
эту

нации
.
В

моем

понимании

он
,

как

и

Магжан
,
один

из

многих
,
духовно

питающих

нас

корней древнего
,
но

крепкого

древа
,
имя

которому

-
Алаш
.
Юбилей

великого

поэта

Востока

-

еще один

повод

осмыслить

себя

и

время
.



Муканов С. Осмыслить себя и время // Северный Казахстан.


2008.


20 ию
ня.


С.4.


Приложенные файлы

  • pdf 14666080
    Размер файла: 269 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий