Классный час по теме «Оренбургский пуховый платок» приготовлен для проведения в 7-8 классах (учащиеся 14-15 лет). Определите, кто поет, и о чем же мы сегодня будем говорить. (прослушивание песни «Оренбургский пуховый платок» в исполнении Л.Зыкиной) II.

Введение

Классный час по теме «Оренбургский пуховый платок» приготовлен для проведения в 7-8 классах (учащиеся 14-15 лет). Подобные классные часы являются систематическими, так как данная тема – это часть большой краеведческой работы нашей школы, направленная на изучение наследия прошлого Оренбургского края и связи его с настоящим (цикл «Сокровища бабушкиного сундука»).
Актуальность классного часа определяется тем, что в 2013 году город Оренбург и Оренбургская область готовится праздновать 270-летие со дня образования.
Для создания данного классного часа была проведена большая подготовительная работа. Вместе с учениками мы посетили сельскую библиотеку, где встретились с местными мастерицами-вязальщицами пуховых платков, проработали достаточно литературных и интернет - источников, дети провели исследовательскую работу в своих семьях, создали наглядный материал – презентацию и буклет «Десять мифов об оренбургском платке», разработали сценарий классного часа. Длительность мероприятия один час. На классный час приглашены мастерицы-вязальщицы платков поселка Суворовский и села Тоцкое, учителя школы, бабушки учащихся.
Классный час полностью проводится с применением современных технических средств обучения, используется ИКТ технология.
Эпиграфом к проведению классного часа стали слова Д.С.Лихачева: «Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, музыкой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки»


Методическая разработка классного часа для учащихся 7-8 классов
на тему: «Оренбургский пуховый платок»
(из цикла классных часов о традициях и обычаях русского народа «Сокровища бабушкиного сундука»)
Тип мероприятия: историко-краеведческая композиция
Учебно-наглядный комплекс: презентация, буклет, фотографии, рисунки.
Методические приемы: рассказ учителя, выступления учеников, беседа по вопросам, виртуальная экскурсия, деловая игра, прослушивание и исполнение песен, танцев, выступление гостей.
Оформление и оборудование: компьютер с мультимедиапроектором, образцы изделий, сундук, листы бумаги, фломастеры, фотоаппарат, фонограммы песен
Аудитория: учащиеся 7-8 классов.
Предварительная подготовка: приглашение гостей, сбор экспонатов, разучивание стихов, песен, танца, подготовка фотографий, подбор костюмов для показа, создание презентации, выпуск буклета.

Цель: познакомить учащихся с историей и традицией вязания Оренбургских пуховых платков
Задачи:
Формирование знаний об исторических этапах развития родного края, роли оренбургского платка в истории Государства Российского, традициях, ремеслах, памятных местах области, известных людях, гордости и славе родного края;
Формирование умений работать с различными источниками информации; пополнить багаж своих знаний по истории родного края, уметь логически и грамотно выстраивать своё выступление;
Содействие в развитии познавательного интереса к истории родного края
Развитие речевой, мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков;
Воспитание инициативности, творческой самостоятельности, навыков сотрудничества в различных видах деятельности; воспитание у детей уважительного отношения к истории своей страны и своего народа, своей малой Родины;
Усиление мотивации для изучения истории родной страны, родного края; стремления к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.

Ход мероприятия
I. Приветствие. Вступительное слово педагога:
- Добрый день, друзья! Мы продолжаем серию классных часов «Сокровища бабушкиного сундука». Прежде, чем открыть сундук сегодня и достать из него предмет, о котором будет идти речь, я предлагаю вам прослушать замечательную песню. Определите, кто поет, и о чем же мы сегодня будем говорить.
(прослушивание песни «Оренбургский пуховый платок» в исполнении Л.Зыкиной)
II. Определение темы и цели:
-Итак, вы верно определили исполнителя-это заслуженная артистка СССР Людмила Зыкина, а поет она не просто о предмете, а о символе Российского государства, о жемчужине нашей Оренбургской области – оренбургском пуховом платке. Наш разговор приурочен к 270-летию образования города Оренбурга и Оренбургского края.
(ученица читает стихотворение «Люблю мой край»)

Люблю мой край
Как странно это слышать:
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше,
И в цвет сирени здесь окрашен май!
Дождем и сеном пахнет лето,
Зовет прохладою река
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака.
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит
И выйдет с берегов река – в апреле.
Лес весной шумит
Люблю мой край!
Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти!
Итак, открываем бабушкин сундук.
(достаем из сундука шаль, платок, паутинку и палантин)

Представляю вам наших гостей:
- Воронова Т.Н.- жительница нашего поселка, в прошлом учитель нашей школы, сейчас – домохозяйка
- Попова В.В.- жительница поселка, учитель географии нашей школы
-Базарова Л.И. – жительница с.Тоцкое, работник страховой компании
- Гаузер Л.Е.- жительница поселка Суворовский, пенсионерка
- Афанасьева Т.Ф.- жительница поселка Суворовский, пенсионерка
Обратите внимание, на их плечи накинуты пуховые платки
III. Историко-краеведческая композиция с использованием мультимедийной презентации (подготовлена творческой группой учащихся 8 класса)
Оренбургский край создавался из городов крепостей: Орска, Борска, Бузулука, Татищева для защиты принявших российское подданство казахов, башкир, калмыков. В 1743г. на высоком берегу р. Яик, недалеко от впадения в него Сакмары, был заложен Оренбург, ставший главным городом обширного края и важным центром торговли со странами Востока. Вряд ли найдется в России человек, который бы никогда не слышал об уникальном рукотворном изделии -оренбургском пуховом платке. Это такое же чудо, как гжельская керамика или вологодское кружево, хохломская роспись или дымковская игрушка. Пуховязальный промысел в России возник первоначально в Оренбургском крае на базе козоводства. Начало оренбургского платка затерялось в истории. По легенде, козы пришли в оренбургские степи вместе с кочевыми племенами из Тибета по степным просторам Киргизии, они – ассимилированное потомство кашмирских коз. Зимой здесь яркое солнце, ядреный морозный воздух, студеные метели. И чтобы защититься от зимних ветров и немилосердного жаркого лета, вырастили козы на боках своих мягкий подшерсток. Он эластичен, легок, нежен, у него низкая теплопроводность. Сейчас они единственные в мире дают пух высочайшего качества. Согласно преданию, первые русские переселенцы, прибывшие в 17 веке на Урал, были удивлены легкому облачению калмыцких и казахских джигитов, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз-Кайсацкой Орды. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, связанные из козьего пуха. Платки были без рисунков, они сохраняли тепло организма. Уральских казаков, обосновавшихся в свое время на Яике, не могла не привлечь одежда местного населения калмыков и казахов. В лютую стужу, когда даже русская шуба плохо держала тепло, скотоводы гарцевали на своих низкорослых лошадках в легкой с виду одежде из козьих шкур и войлока. Оказалось, что под легкими душегрейками у скотоводов надеты теплые поддевки и шарфы, связанные из шелковистого пуха, начесанного с коз. Стали казаки выменивать пух и изделия из него на чай и табак.
(фонограмма русской народной казачьей песни «Поехал казак во чужбину»
Так что, вполне возможно, что первыми, кто надел оренбургский пуховый платок, были мужчины. Женская эра оренбургского платка началась с того времени, когда за дело взялись казацкие женки, начавшие наносить русские узоры на пуховые изделия. С тех пор вот уже более 200 лет вяжут пуховые платки в селах нашего степного края.
Первый, кто обратил внимание на особую ценность козьего пуха, был Петр Иванович Рычков (1712-1777) первый член-корреспондент Академии наук, историк Оренбургского края. Под его руководством была выведена особая порода пухоносных коз, обладающих самым тонким в мире пухом до семнадцати микрон, а сама техника пуховязального рукоделия, вышла на качественно новый уровень. Деятельность Рычковых содействовала широкому распространению пуховязального дела в губернии, превращению его из занятия одиночек в хорошо развитый промысел, официально зарегистрированный в списках крестьянских кустарных промыслов. Пуховязальное дело особенно было распространено в деревнях по берегам Урала и Сакмары, главным образом в Оренбургском и Орском уездах, где изготовлением платков занимались почти все женщины и девушки. Долгими зимними вечерами собирались они за работой и пели. (поет хор девочек 8 класса русскую народную песню «Ой, то не вечер», на баяне исполняет Сотников С.П.)
К середине прошлого века оренбургские платки приобрели мировую славу. Лучшие из них неоднократно экспонировались на всероссийских и международных выставках. В 1862 году на выставке в Лондоне международная комиссия присяжных присудила лучшей мастерице оренбургской казачке Марии Николаевне Усковой медаль «За шали из козьего пуха». Оренбургские платки, представленные на этой выставке, были раскуплены в несколько дней.
Под влиянием высоких цен и все возрастающего спроса производство пуховых платков в конце XIX века начинает развиваться очень быстро, главным образом на территории современных Саракташского, Оренбургского, Кувандыкского, Орского и ряда других районов. К 1910 году, общее число пуховязальщиц казачек и крестьянок составляло 20 568 человек. Талантливые оренбургские вязальщицы, как правило, сами были авторами рисунков, которыми украшается платок. Иногда они копировали для этой цели морозные узоры окон. Эта оригинальность рисунка составляет отличительную черту самобытности оренбургского пуховязального мастерства. Узоры весьма разнообразны и, как правило, носят народные названия: «кошачьи лапки», «паутинка», «елочка», «шашечки», «цепочки», «тройная ягодка», «круглая малинка», «пшенка», «змейка», «змейка с отростками» и другие.
Сейчас мы с вами проведем деловую игру «Создай свой узор». Для этого у вас есть листы бумаги и фломастеры, а пока вы работаете, хор девочек 7 класса исполнит русскую народную песню «На речке - на быстрой». (по окончанию работы делаем импровизированную выставку)
Слово предоставляется нашим сельским рукодельницам (выступают гости, показывают свои работы, рассказывают о том, почему они стали заниматься вязанием платков)
А мы возвращаемся к истории. Пух оренбургских коз самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз 16-18 мкм, ангорских коз (мохер) 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха шали и паутинки особенно нежные и мягкие. Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями буранами, а также особенности питания оренбургских коз растительность горных степей Урала вот основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный прочнее шерсти. Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области. Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал. Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом. В XVIIIXIX веках Франция импортировала десятки тысяч пудов оренбургского пуха, который ценился выше кашмирского. Западная Европа и сейчас много покупает оренбургского пуха. Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской империи. В это время в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург» (танец девочек 7 класса с паутинками под мелодию русской народной песни «Во поле березка стояла»)
В 1882 году на всероссийской выставке художественной промышленности в Москве экспонировалось 6 оренбургских платков. В отчетах экспертной комиссии о них сказано: «В Оренбургской коллекции конкурируют два выдающихся платка высокого качества, оценены оба по 100 рублей, работы Н. Р. Владимировой и М. Н. Усковой из гор. Оренбурга...» Средняя стоимость обычного платка в ту пору была 18–35 рублей. На той же выставке были представлены и пензенские пуховые изделия, в том числе и пуховые платки, по поводу которых в отчете экспертной комиссии записано: «Для местного потребления платки эти вполне подходящие, но на внешних рынках пензенские изделия с оренбургскими пока конкурировать не могут».
Представляет интерес содержание пояснительной надписи к оренбургским платкам, экспонированным на лондонской выставке: «Изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае. Платков поступает в продажу в продолжение года до трех тысяч штук». Три тысячи платков в год это достаточно выразительная цифра, чтобы судить о размерах пуховязального производства в Оренбургской губернии в середине XIX века. Под влиянием высоких цен и все возрастающего спроса производство пуховых платков в конце XIX века начинает развиваться очень быстро, главным образом на территории современных Саракташского, Оренбургского, Кувандыкского, Орского и ряда других районов. Известная в дореволюционное время исследовательница пуховязального промысла в Оренбуржье С. А. Давыдова в «Очерках пуховязального промысла в России» сообщала, что в конце прошлого столетия в Оренбургской губернии насчитывалось 4000 вязальщиц. В 1908 году на территории Оренбургского казачьего войска этим промыслом было занято более 12000 казачек, изготовлявших ежегодно свыше 35 000 пуховых платков. А через два года, в 1910 году, общее число пуховязальщиц казачек и крестьянок составляло 20 568 человек.
Работа пуховязальщиц очень трудоемка и кропотлива. Чтобы изготовить платок ручным способом, необходимо проделать ряд последовательных операций: очистить пух от волос, три раза прочесать его на гребнях, выпрясть на веретене нитку, стростить пуховую нитку с ниткой натурального шелка для ажурного платка, смотать в клубки, связать и, наконец, очистить готовый платок. Виды работы:
















Отборка пуха от волоса
Первый прочес на гребнях
Второй прочес на гребнях
Третий прочес на гребнях
Прядение веретенами
Отращивание с хлопчатобумажной пряжей на веретенах и воровах
Кручение на веретенах
Мотка

Вязка платка спицами
Отделка платка
Итого

Теплый платок на 400–500 петель
36 ч
24 ч
12 ч
Нет
24 ч
14 ч
10 ч
6 ч
128 ч
3 ч
257 ч

Теплый платок на 400–500 петель
8 ч
8 ч
5 ч
3 ч
18 ч
10 ч
8 ч
6 ч
126 ч
3 ч
195 ч



Приступая к обработке пуха, мастерица прежде всего очищает его от грязи и волос. Для этого пух перебирается руками до трех и более раз. Очищенный от грязи пух прочесывают на гребне. Последний состоит из двух досок, скрепленных под косым углом в виде козел. В том месте, где доски сходятся, прикреплен ряд острых толстых игл. Пух продергивают через гребень несколько раз, пока он не приобретет вид тонкой ваты.
По внешнему впечатлению прядение ниток из пуха как будто не представляется чем-то неудобным или затруднительным. На самом же деле труд пряхи-пуховницы тоже далеко не легкий.
Вязка платка в дореволюционное время от начала и до конца производилась на стальных спицах, похожих на те, посредством которых обычно вяжут чулки, только более длинных. На одном конце спиц насаживается шарик из сургуча, чтобы петли не спускались.
Чистка готового платка ответственная операция. Дело с том, что платок до чистки имеет очень неприглядный вид: он грязный, на ощупь липкий, маслянистый. Чтобы очистить от грязи, от жира, его кладут в таз с теплой мыльной водой, причем не трут между рук, как это делается во время стирки белья, а только полощут и очень осторожно выжимают.
При обработке пуха, начиная с очистки его от грязи и кончая сматыванием ниток в клубки, употребляют, во-первых, особого устройства гребень, затем обычную прялку, или так называемый «чигирь» особого устройства прялку, заимствованную оренбуржцами у пензенцев, или вместо него веретено и, наконец, моталку. И конечно такой тяжкий труд невозможно было бы вынести без душевной русской песни. (русская народная песня «Пряха», исполняет Попова В.В.)
Еще в 1926 году по решению местных партийных и советских организаций был создан Оренбургский межрайонный кустарно-промысловый союз. Он много сделал для развития пуховязального промысла в Оренбуржье на кооперативных началах. В 1938 году решением Оренбургского облисполкома был организован отраслевой промысл
·овый союз, которому был подчинен и пуховязальный промысел. К началу 1960 года союз объединял 32 артели с общим количеством членов более пяти тысяч человек. На протяжении более двадцати лет эту организацию возглавляли Елена Михайловна Левушкина и Гульсум Абдуловна Шафеева. Пройдя путь от мастериц-пуховязальщиц до руководителей крупного предприятия, они приобрели опыт незаурядных организаторов. Непрерывно изучая и совершенствуя пуховязальное производство, повышая свой технический уровень, они сумели хорошо организовать дело. В послевоенный период производство платков неуклонно возрастало. В 1955 году их было сделано 99 тысяч, в 1958 году 196 тысяч, в 1960 году 225 тысяч штук. Столь быстрый рост производства платков происходил за счет организации новых артелей и роста числа надомников. В октябре 1960 года образован комбинат оренбургских пуховых платков. В ведение комбината передано 30 бывших периферийных пуховязальных артелей. Артель имени Парижской Коммуны была преобразована в фабрику оренбургских пуховых платков. Рост производства платков происходил также и за счет повышения производительности труда, за счет совершенствования технологии и механизации наиболее трудоемких процессов.
Мастер артели имени 1 Мая X. А. Галиулина в 1952 году первая применила способ изготовления художественной каймы платка при помощи оборотной машины. При этом производительность труда резко возросла. Вместо 200–270 часов, ранее затрачивавшихся на вязку одного платка, X. А. Галиулина и ее ученицы стали затрачивать на это от 59 до 69 часов. Некоторое время спустя работница артели имени Парижской Коммуны Е. И. Кургина превзошла X. А. Галиулину. По методу Е. И. Кургиной на производство пухового платка при помощи оборотной машины требуется лишь 15 часов. Производительность труда возросла в 4 раза, а по сравнению с ручной вязкой почти в 18 раз. В 1965 году начала давать продукцию новая фабрика по производству платков механизированным способом. За семилетку ежегодное производство платков выросло в два раза. В 1967 году их будет выпущено 426 тысяч.
Технологический процесс изготовления платка механизированным способом состоит из нескольких последовательно сменяющихся операций. Пуховое волокно попадает в подготовительный цех. Здесь оно очищается от пыли и посторонних примесей. Подготавливается пуховая смесь из различных компонентов. На щипально-замасливающей машине производится ее перемешивание и замасливание. Отлежавшаяся в течение 24 часов пуховая смесь передается в чесальный цех. Здесь она пропускается через трехпрочесный аппарат. В итоге из пуховой смеси образуется «ровница» полуфабрикат пряжи. Ровница попадает в прядильный цех. На прядильных машинах ее вытягивают, скручивают. Полученную таким образом пряжу наматывают на «патрон» (картонная трубка). В крутильном цехе пуховую пряжу стращивают с хлопчатобумажной нитью. Подготовленная к вязке пряжа поступает в вязальный, или оборотный (от названия «оборотная машина»), цех. Ранее на оборотной машине вырабатывалась только середина платка. Начиная с 1953 года изготовление пухового платка с художественной каймой полностью производится на плоскооборотной машине. В красильном цехе в стиральной машине, наполненной мыльной водой с добавлением нашатыря и спирта (температура воды +50°), платки механическим способом очищаются от грязи. Простиранные платки прополаскиваются в той же машине (температура воды +40°). Затем серый платок погружают в. барку с раствором прямого красителя (на один платок грамм черной и грамм коричневой краски). Продолжительность крашения 15–20 минут. После окраски платки еще раз прополаскивают и механически, при помощи центрифуги, отжимают. Далее платки передаются в сушильный цех. Здесь они натягиваются на пяла, которые подаются в сушильную камеру. Готовый платок поступает в разбраковочный цех.
Качество платка зависит прежде всего от качества пуха: длины волокна и наличия в нем посторонней примеси (волоса, очеса). А качество пуха зависит, в свою очередь, от качества коз от их породы, упитанности, от ухода за ними. Шерстный покров пуховых коз, состоящий из ости и пуха, вычесывают дважды в год. Первый раз обычно в конце февраля начале марта; вторично через 20–25 дней после первой чески. Пух первой чески считается наиболее ценным. Пух второй чески содержит значительное количество примесей. Для чески необходимо чистое, светлое помещение. Если в помещении нет полов, то устраивают дощатые настилы. Чешут щетками. Начес пуха с одного животного от 200 до 400 граммов. На один теплый серый платок стандартного размера (110ґ 110 см) требуется 180 граммов чистого пуха. Вычесывание пуха вручную очень трудоемко. Самые опытные чесальщицы за семичасовой рабочий день обрабатывают по 17–20 коз, средняя же чесальщица 8–10 коз. Очень важное значение для развития козоводства будет иметь переход к механическому вычесыванию пуха. В настоящее время в ряде колхозов и совхозов Оренбургской области разводят специальную породу пухоносных коз. Правда, таких колхозов и совхозов пока еще очень немного, но количество их увеличивается. Пока что местного пуха хватает лишь на покрытие 10–12 процентов общей потребности пуховязальных предприятий области. Пухом высшего качества считается оренбургский.
За последние годы оренбургские платки неоднократно демонстрировались на международных выставках как уникальные художественные изделия. В 1956 году они экспонировались на международных выставках и ярмарках в Буэнос-Айресе. Лейпциге, Шанхае, Дели, Вене, Стокгольме, Познани. Всюду они получили высокую оценку. «Очень хороши тонкие пуховые платки», так записано в книге отзывов одним из посетителей международной выставки в Познани. На Всемирной международной Брюссельской выставке в 1958 году Оренбургскому облпромсовету присуждена серебряная медаль за ажурные и пуховые платки. В 1967 году 20 пуховых платков экспонируются на Всемирной выставке в Монреале (Канада). Лучшие образцы оренбургских пуховых платков, наряду с другими экспонатами, украшали стенды Оренбургской области на Выставке достижений народного хозяйства СССР. Искусство оренбургских пуховязальщиц представлено в Ленинградском музее этнографии народов СССР в зале «Искусство народов СССР». Самая большая коллекция платков представлена в музее истории оренбургского пухового платка, являющегося филиалом Оренбургского областного музея изобразительных искусств. Одной из известных пуховниц Оренбургской области является Магинур Абдуловна Хусаинова из с.Сакмара. Ее работы хранятся в музеях России, Японии и Малайзии, в частности, в Музее исламского искусства в Куала-Лумпуре и Музее искусства Азии при Университете Малайя.
Оренбургские платки бывают нескольких видов:
- простой пуховый платок (шаль) серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Это наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.
- паутинка ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.
- палантин тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке. Паутинка и палантин это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Лучшие тонкие паутинки вяжут в сёлах Жёлтое и Шишма Саракташского района. Такая паутинка украсит любое платье вне зависимости от фасона.
(модный показ-группа девочек 8 класса показывают приемы ношения пуховых платков, паутинок, палантинов)
Тонкий, словно снежное кружево, мягкий, как облако, теплый, как мамины руки, оренбургский пуховый платок не просто старинный народный промысел, это еще и визитная карточка нашего края, предмет гордости и верности своим традициям, тема творчества поэтов и художников.
(демонстрация картин русских художников)
Оренбургский пуховый платок воспет многими известными художниками России Н. Г.Петиной, Н. П. Ерышевым, А. И. Овчинниковым, Ю. А. Рысухиным, М. Б. Борисовой, А. И. Лактионовым, М. М. Яновским, Е. Н. Шибановым. Из статьи искусствоведа, заслуженного работника культуры Л. С. Медведевой: «Надежда Гавриловна Петина не могла обойти тему оренбургского пухового платка, остаться равнодушной к женщинам-мастерицам. Тоненькая, почти невесомая пуховая нить в руках пуховниц становится дивной красоты платком-паутинкой. Мастерство передается по наследству, закрепляется годами, десятилетиями работы, но мастерство мертво без чувства прекрасного, без творческого начала. Именно это определяет яркую индивидуальность, неповторимость каждого изделия. Человек реализует себя, расцветает, и вот такой одухотворенный человек особенно интересен художнику. Тема труда пуховниц в трактовке Петиной обретает поэтичность, музыкальность. Отсюда и название «Оренбургский пуховый платок. Песня» (1969). В мягких, текучих линиях силуэтов трех девушек с платочками на плечах, певучести самой пластики, в замедленном ритме движений, жестов, мечтательности девушек – протяжная, как серебристая от ковыля степь, мелодия.
В 1970 году – новая композиция «Оренбургские пуховницы». Тема обретает жанровое звучание, психологически выразительны персонажи, но недостаточно продумана пространственная связь, излишне акцентирована фронтальность работы. Скульптор снова в поиске, отбрасываются многочисленные варианты, и, наконец, тема получает наиболее убедительное пластическое решение в произведении 1972 года «Оренбургские пуховницы». Н.Г. Петина находит так долго не дававшуюся возможность передать в скульптуре красоту самого платка – в виде выбитого на золотистом листе меди ажурного рельефа; эта диагональ в центре как бы подтверждается наклоненными к платку двумя женскими фигурами; стоящей и присевшей на колени, готовящейся пропустить платок сквозь кольцо. Пирамидальность композиции, строгость силуэтов и вместе с тем декоративная выразительность, разнообразие материалов (дерево, бронза, медь) создают ощущение торжественности и праздничности, приподнятости настроения».
Из книги Николая Павловича Ерышева «Рисунки с натуры»: «Решил написать картину об оренбургском пуховом платке. Жить, работать в Оренбурге и не написать на эту тему? Но, сколько ни старался, сколько ни сочинял – не выходило. Римма советует: «Поезжай туда, где вяжут платки, - там, на месте, что-нибудь придумаешь». Куда ехать? Конечно в село Желтое.– Там все вяжут платки. Итак, еду в поезде в село Желтое и грустно так размышляю, почему одни художники быстро и, надо сказать, замечательно хорошо пишут. Другие, такие как я, работают медленно, трудно, с ошибками и переделками в порой уже законченной картине Остановка поезда. Еще немного надо пройти по зимней дороге, и вот оно – село Желтое. Знаменитое село пуховязальщиц. Уже вечер, темнело, морозило сильно, и поэтому одно желание было – поскорее попасть в тепло, устроившись на ночлег. Нашел комнату для приезжих. Постучал – открыла хозяйка. Все занято, мест нет. Посоветовала пойти к председателю сельского Совета – он поможет. Кстати, пока мы разговаривали, она, не отрываясь, вязала платок – только спицы мелькали. На ночлег устроился в доме одного маленького старика. Окошки с занавесочками, как раз такие, какие мне для картины нужны, зеркало узкое, высокое, с резной верхушкой – тоже мне подходит. Круглый из цветных лоскутов половичок – он тоже потом попал в картину Срисовал и то, что было в другой комнате – печь, окна, часы старинные, занавески, стол-лежанку с покрывалом.
-Нужна старуха? Моя сгодится. Нужна прялка? Да у моей старухи и прялка есть! Пришли вовремя. Старуха жарила большие по размеру, но очень плоские пирожки с картошкой Нарисовал и старуху, и прялку. Через день-два по «протекции» моего хозяина-деда рисовал везде и вскоре собрал весь материал для картины. И композицию придумал. Вернувшись в Оренбург, картину написал быстро. Картине «Оренбургский платок» везло – была представлена на всесоюзной выставке, на всемирной выставке произведений молодых художников в Париже. Теперь картина находится в Третьяковской галерее. Спасибо деду маленькому и его дому, спасибо деду большому и старухе его с прялкой, спасибо селу Желтому, где узнал, как вяжут знаменитые оренбургские пуховые платки. К хозяину дома пришел старый друг. Узнав, зачем тут я, выразил горячую готовность помочь хоть сейчас чем угодно. Римма научилась вязать платки. Вяжет медленно, основательно, перед этим долго готовит пух. Поехали в феврале на барахолку – нитки для основы платка надо было ей купить. Чтобы не толкаться – все равно в нитках и пухе ничего не понимаю, примостился у забора. Наблюдаю. Море людей, море платков – серых и белых, тонких «паутинок». На женщин, продающих платки, на покупательниц, как правило, тоже женщин, сыплет снег. Над толпой время от времени вспархивает, как птица, платок – показывает вязальщица свой товар. Красивый, завораживающий ритм. Нашел в сумке жены старую квитанцию и все увиденное нарисовал. Эта картина тоже была написана быстро. И даже со снежинками».
Картина А. И. Овчинникова «Оренбургские пуховницы» написана в 1956 году. Художник не раз обращался к образу женщины-труженицы, но эта картина особая. Обычные женщины-вязальщицы непринужденно сидят за привычной кропотливой работой, их вдохновенный взгляд сосредоточен на платке, движения точны, все дышит настоящей гармонией, красотой истинного труда. «Тема человека труда, темы земли, хлеба были и остались для меня самыми главными, самыми волнующими», писал Александр Иванович Овчинников в своей автобиографии.
А это стихотворение под впечатлением от красоты и теплоты оренбургского платка написала поэтесса Лариса Викторовна Выскубова

Оренбургский пуховый платок
(20.02.2009)
Мне платок подарили пуховый,
Оренбургский пуховый платок.
Он согреет, как тёплое слово,
Даст мне силы, как влаги глоток.
Этот пух оренбургские козы
Нарастили в степях среди гор,
Где гуляют ветра и морозы,
Чтоб сплела мастерица узор.
Чтоб тончайшую ткань отбелила,
Расчесала искусной рукой,
Людям сердце своё подарила,
И тепло, и уют, и покой.
Я изящным движением накину
Паутинки ажурный наряд,
Распрямлю свои плечи и спину,
И окрашу лукавостью взгляд.
На избыток проблем невзирая,
На вечернюю глядя зарю,
Завернусь в это облако Рая
И к блаженству душой воспарю.


Рефлексия
Ну, что ж, пора складывать вещи обратно в сундук. Мы с вами еще не раз обратимся к его сокровищам - ведь для того, чтобы любить свою страну- надо знать ее историю и традиции ее народов. Наш край - это частица большой и прекрасной страны. Забота о родном крае- это значит забота о Родине. Пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и озерах будет много рыбы. Все это – наше с вами богатство. Любите свой край, берегите его, изучайте историю своего края, традиции народов, и тогда вы будете самыми богатыми людьми на земле.

Хотелось бы услышать ваше мнение о сегодняшнем разговоре. (дети высказывают свое мнение о том, что они узнали и насколько эти знания им необходимы).
Ответы детей.
– Продолжите фразу:
«Сегодня на классном часе я задумался о.»;
«Я хочу пожелать жителям нашего поселка, края.»
А завершим наш разговор о прошлом, настоящем и будущем оренбургского пухового платка песней, с которой мы и начали наше знакомство с этим уникальным творением рук человеческих (дети вместе с гостями исполняют песню, слова которой напечатаны на листочках и после этого приглашают всех на чаепитие)


Использованные ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Географический атлас Оренбургской области». М.:, 1999
«Орденоносное Оренбуржье». Челябинск. Южно-Уральское кн. изд-во, 1998
«По родному краю (Краеведческие очерки)», 2004 г.














15

Приложенные файлы

  • doc 14761699
    Размер файла: 108 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий