Захарьина Т. Скрипичный букварь Бакланова Н. Начальные упражнения, этюды и пьесы в 24-х тональностях Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке Гарлицкий М. Шаг за шагом Григорян А. Гаммы и арпеджио Юный скрипач.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.

1



2




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В
последнее десятилетие XX века в России существенно изменились условия
деятельности детских музыкальных школ и школ искусств.

Неоднородность контингента учащихся школ по уровню способностей,
сформированных вкусов и потребностей усложняет процесс освоения тр
адиционных
образовательных программ. Построение учебного процесса по принципам единообразия и
усредненности тормозит развитие учащихся. Для обеспечения результативного процесса
необходимы дифференцированные модели обучения.

Современными задачами обучения д
етей

в классах скрипки, альта, виолончели
являются:



развитие природных способностей детей;



формирование навыков игры на инструменте;



освоение предметов музыкально
-
теоретического цикла;



формирование навыков музицирования на инструменте;



воспитание устойчиво
го интереса к занятиям музыкой и умения ориентироваться
в музыкальных стилях;



формирование и развитие исполнительских качеств;



выявление наиболее одаренных детей для их профессиональной ориентации и
подготовки к поступлению в средние профессиональные учебн
ые заведения.

Представленная программа создана на основе практической деятельности
преподавателей струнного отдела ДМШ №34 имени Г.Г.Нейгауза с учетом требований
учебного плана музыкальной школы. В основе программы лежат дидактические
принципы доступности
и последовательности в обучении, а сам учебный курс не имеет
жесткого деления по классам.

Программы семилетнего курса обучения делятся на три этапа: начальный (1
-
3
классы), средний (4

5 классы), старший (6
-

8 классы). Итог каждого этапа


исполнение
програ
ммы различной степени трудности, представляемой на академических концертах
или выпускном экзамене.

Перед преподавателем инструментальных классов сразу встает множество сложных
проблем по развитию слуха, освоению целесообразных движений, которые являются

3

ва
жнейшими предпосылками свободной и естественной постановки. Занимаясь с
учеником грамотно и профессионально, педагог предлагает каждому ученику
индивидуальный план обучения, который зависит от уровня способностей и
возможностей учащегося, особенностей его
психофизического развития.

С первых уроков ученика необходимо приобщать к игре в ансамбле, начиная с
работы над дуэтом (педагог


ученик). Участие в ансамбле представляется весьма
важным, а для учащихся средних способностей


это нередко единственная возмо
жность
концертного выступления.

На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и
систематическая работа над всеми важнейшими видами музыкально
-
технического
развития учащегося, включающая:



изучение позиций и их соединение (переходы);



техниче
ское развитие;



штрихи на все виды техники и способы звукоизвлечения.

Технические возможности ученика необходимо развивать с самого начала обучения
по всем этим направлениям последовательно, тщательно прорабатывая отдельные
элементы технических приемов. П
ри этом следует использовать не только этюды, но и
гаммы, арпеджио, упражнения. Достигнув определенных результатов, целесообразно
закреплять навыки, исполняя этюды на смешанные виды техники.

В процессе занятий педагогу следует добиваться гармоничного разви
тия
технических и художественных навыков. Художественный материал в программе
представлен кантиленными, техническими, виртуозными пьесами, произведениями
крупной формы.

Работа над техникой должна подготавливать ученика к передаче художественного
замысла из
учаемых музыкальных произведений. Исполнение пьес и произведений
крупной формы развивает эмоционально
-
образное мышление учащихся и способствует
формированию их художественного вкуса, чувства стиля и осознанию формы
произведений.

Приступая к занятиям с начи
нающим учеником, преподаватель должен подобрать
размер инструмента и смычка, а также высоту стула или пульта, которые соответствовали
бы физическим данным ученика. Необходимо увязать процесс изучения первоначальной
нотной грамоты с выработкой правильных пр
едставлений «нота звук». Педагог должен
постоянно работать над развитием слуховых и образных представлений. Для успешного
развития навыков ученику, прежде всего, необходимо усвоить рациональную постановку:
удобную посадку или постановку корпуса, организаци
ю игрового аппарата, учитывающие

4

его индивидуальные особенности. Целесообразно включать в процесс обучения
специальные физические упражнения на развитие координации. С первых уроков и на
протяжении всех лет обучения необходимо добиваться интонационной и ри
тмической
точности исполнения.

Мягкость, чистота и полнота звука


основные требования на всех этапах обучения.
Не допуская излишнего форсирования звука, а также поверхностного звучания,
необходимо как можно раньше пробудить в ученике стремление к певучест
и звука и
выразительности исполнения, что является стимулом для возникновения вибрации.
Эффективным средством, способствующим звуковысотной, интонационной ориентации
на грифе и формированию внутренних слуховых музыкальных представлений, является

транспони
рование.
О
дин из важнейших видов работы


развитие у учащихся навыка
чтения нот с листа, крайне необходимых для музицирования и игры в ансамблях и
оркестрах. Умение ученика самостоятельно и грамотно разобраться в нотном тексте
значительно активизирует проц
есс работы и создает необходимые условия для
расширения музыкального кругозора.

Большое значение для музыкального развития учащегося имеет работа с
концертмейстером. Исполнение учеником произведений с аккомпанементом обогащает
музыкальные представления уча
щегося, помогая лучше понять содержание, стиль, форму
произведения, укрепляя и совершенствуя интонацию и чувство ритма, заставляя
добиваться согласованного ансамблевого звучания.

Продвижение учащегося во многом зависит также от правильной организации
самос
тоятельных домашних занятий. Очень важно научить учащихся рационально
использовать время, отведенное для работы дома.

КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ

В Детской музыкальной школе №34 имени Г.Г.Нейгауза постоянно осуществляется
текущий контроль успеваемости, проводитс
я промежуточная и итоговая аттестация
учащихся. Важным элементом учебного процесса является систематический контроль
успеваемости учащихся.

Текущий контроль успеваемости направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения учащегося к изучаемом
у предмету (музыкальный инструмент),
организацию регулярных домашних занятий, повышение уровня усвоения текущего
учебного материала. Он имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные
психологические и физические особенности учащегося. Текущий контрол
ь
осуществляется регулярно


каждый 2

3 урок. На основании результатов текущего

5

контроля выводятся четвертные, полугодовые и годовые оценки.

Промежуточная аттестация определяет уровень развития учащегося. Ее формами
являются академические концерты, зачеты
и контрольные прослушивания.

Экзамены проводятся в соответствии с учебными планами в выпускных (5, 7)
классах и в 8 (6) классе ранней профессиональной ориентации.

На выпускных экзаменах исполняются четыре произведения, различные по жанру и
форме. В течение

учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на
контрольных прослушиваниях (без оценок) с исполнением произведений выпускной
программы.

В остальных классах учащиеся выступают на академических концертах и зачетах. На
академических концертах уч
ащийся исполняет произведение крупной формы и пьесу. В
течение учебного года для показа на каждом академическом концерте и зачетах
преподаватель должен подготовить с
учеником 4
-
5 произведений, отличающихся по
жанру и форме. Академические концерты проводятс
я 2 раза в год (в конце каждого
полугодия), зачет по пьесам


в феврале. Проверка технической подготовки учащихся, а
также умение читать ноты с листа, осуществляется на техническом зачете (в октябре) и на
контрольном уроке (в мае). На академическом концерт
е учащийся исполняет
произведение крупной формы и пьесу. На зачете по пьесам исполняются две
разнохарактерные пьесы. На техническом зачете и контрольном уроке (в конце года)


гамму и этюд.

Итоговая годовая оценка учитывает результаты текущей успеваемости
и результаты
выступлений ученика в течение года.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


1. Младшие классы (
I
-
III
)


Развитие музыкально
-
слуховых представлений. Основы целесообразной постановки.

Динамика звучания, контроль за интонацией, организация ритма. Изучение позиций
и и
х соединение. Работа над штрихами: деташе, легато, комбинированные штрихи,
мартле, сотийе. Двойные ноты и аккорды. Развитие беглости. Упражнения для трелей.

Простейшие флажолеты. Навыки вибрации. Работа над развитием музыкально
-
образного мышления. Чтение н
от с листа и самостоятельный разбор музыкальных
произведений.


6

Навыки игры в ансамбле.

Инструктивный материал и рекомендуемые пособия

Захарьина Т. Скрипичный букварь

Бакланова Н. Начальные упражнения, этюды и пьесы в 24
-
х тональностях

Родионов К. Начальные
уроки игры на скрипке

Гарлицкий М. Шаг за шагом

Григорян А. Гаммы и арпеджио

Юный скрипач. Выпуск 1, ред. К. Фортунатова

Шевчик О. Упражнения. Соч. 6

Шрадик Г. Упражнения. Тетрадь I

Конюс Ю. Упражнения на двойные ноты.

Этюды

Деташе

Избранные этюды. Вып. I:

№ 1, 4, 5, 6, 12, 21, 25, 32, 35, 42, 46

Избранные этюды. Вып. II: № 2, 8, 9, 10, 12, 39

Кайзер Г. Этюды. Соч. 20, тетрадь I: № 1, 5, 7. 9. 11, 24, 29

Вольфарт Ф. 60 этюдов для скрипки. Соч. 45: № I. 2, 3, 4, 7, и, 13, 14. 17, 31,

34, 49


Легато

Избранные

этюды. Вып. I: № 5, 7, 8, 16, 17, 31, 44, 45, 56, 58

Избранные этюды. Вып.
II
: № 1,4, 5, 11, 13, 18, 20, 22, 30, 34

Кайзер Г. Этюды. Соч. 20, тетрадь 1: № 2, 4, 6, 8, 10, 12, 16, 21

Вольфарт Ф. 60 этюдов для скрипки. Соч. 45: № 35, 38, 41, 43, 55, 57

См
ена струн

Избранные этюды. Вып. I: № 27, 29, 35, 54, 55, 57. 62, 66

Избранные этюды. Вып.
II
: № 7, 13, 20, 31

Вольфарт Ф. 60 этюдов для скрипки: № 12, 21, 27, 29, 41, 55

Кайзер Г. Этюды. Соч. 20, тетрадь I: № 7, 10, 12, 34

Соединение деташе и легато

Изб
ранные этюды. Вып. I: № 3, 9, 13, 14, 20, 37, 52

Избранные этюды. Вып. II: № 6, 15, 19, 24, 36

Вольфарт Ф. 60 этюдов для скрипки. Соч. 45: № 6, 10, 12, 21, 37, 38


7

Мартле

Избранные этюды. Вып. I: № 30

Избранные этюды. Вып. II: № 14, 35

Вольфарт Ф. 60 этюдов

для скрипки. Соч. 45: № 21, 25, 27, 50

Кайзер Г. Этюды. Соч. 20, тетрадь I: № 7, 14, 18, 25

Несимметричные штрихи

Избранные этюды. Вып. 1: № 13, 14, 20, 49, 56

Избранные этюды. Вып. II: № 8, 23, 24, 26, 32, 33

Кайзер Г. Этюды. Соч. 20, тетрадь I: № 2, 17,

21, 25, 32, 33, 35

Вольфарт Ф. 60 этюдов для скрипки. Соч. 45: № 17, 23, 32, 33, 35, 50, 55, 57

Сотийе

Избранные этюды. Вып. I: № 61

Избранные этюды. Вып. II: № 38

Кайзер Г. Этюды. Соч. 20, тетрадь I: № 19

Вольфарт Ф. 60 этюдов для скрипки. Соч. 45: № 15

Хроматизмы

Избранные этюды. Вып. I: № 39, 51, 52, 53

Вольфарт Ф. 60 этюдов для скрипки. Соч. 45: № 16, 19, 20, 21, 23, 54

Кайзер Г. Этюды. Соч. 20, тетрадь I: № 8, 12, 19, 35, 36

Трель

Избранные этюды. Вып. I: № 41, 64

Кайзер Г. Этюды. Соч. 20, тетрадь I:
№ 15, 22, 35

Вольфарт Ф. 60 этюдов для скрипки. Соч. 45: № 52

Пунктирный ритм

Кайзер Г. Этюды. Соч. 20, тетрадь I: № 23, 31

Вольфарт Ф. 60 этюдов для скрипки. Соч. 45: № 44, 56

Двойные ноты

Избранные этюды. Вып. I. Раздел «Двойные ноты»: № 1
-
14

Вольфарт
Ф. 60 этюдов для скрипки. Соч. 45: № 28, 53, 56, 59, 60

Кайзер Г. Этюды. Соч. 20, тетрадь I: № 20

Развитие беглости

Избранные этюды. Вып. I: № 44, 45, 47, 48, 50, 58, 60, 65, 66

Вольфарт Ф. 60 этюдов для скрипки. Соч. 45: № 43, 51


8

Кайзер Г. Этюды. Соч.
20, тетрадь I: № 30, 32, 35, 36


Комбинированные штрихи

Избранные этюды. Ред. К. Фортунатова. Вып. I: № 3, 9, 13, 14, 20, 37, 52

Избранные этюды. Ред. К. Фортунатова, Вып.
II
: № 6, 15, 19, 24, 36

Вольфарт Ф. 60 этюдов для скрипки. Соч. 45: № 6, 10, 12, 21
, 37, 38

Художественный материал

Пьесы кантиленного характера

Бетховен Л. «Сурок»

Дунаевский И. «Колыбельная»

Глинка М. «Жаворонок», Песня Вани из оперы «Иван Сусанин»

Бакланова Н. «Романс»

Багиров 3. «Романс»

Ниязи 3. «Колыбельная»

Римский
-
Корсаков Н. Пес
ня из оперы «Майская ночь»

Муффат Г. «Колыбельная»

Чайковский П. «Детский альбом»: «Шарманщик поет», «Старинная французская
песенка»


«Грустная песенка»

Караев К. «Маленький вальс»

Дварионас Б. Прелюдия

Хачатурян А. Андантино

Виртуозные пьесы

Бакланова Н. «Хоровод», Мазурка; Аллегро

Глюк К. «Веселый хоровод»

Комаровский А. «Веселая пляска», «Пастушок»

Кабалевский Д. «Полька», Этюд

Чайковский П. «Детский альбом»: «Неаполитанская песенка»

Бах И. С. «Гавот», «Рондо»

Бонончини Д. «Рондо»

Обер П. «Т
амбурин», «Престо»

Монюшко С. «Багатель»

Бетховен Л. «Менуэт»


9

Прокофьев С. Русский танец из балета «Каменный цветок»

Бем К. «Тремоло», «Непрерывное движение»

Дженкинсон Э. «Танец»

Концерты

Гендель Г. Вариации; Сонатина

Ридинг О. Концерт

h
-
moll
:
ч
.
I
,
II
,
I
II
;

Концерт С
-
dur: ч. I

Телеман Г. Концерт

Яньшинов А. Концертино

Бакланова Н. Сонатина; Концертино

Комаровский А. Концертино G
-
dur

Зейц Ф. Концерт G
-
dur: ч.
I
,
II
, III; Концерт № 2

Вивальди А. Концерт G
-
dur


Примерные программы для перевода из III в IV

класс

I вариант

Двухоктавная гамма и три арпеджио

Этюд № 31 из сборника «Избранные этюды». Вып.
II

/ Сост. К. Фортунатов

Яньшинов А. Концертино

(или Чайковский П. «Грустная песенка»; Караев К. «Маленький вальс»)

II вариант

Трехоктавная гамма, 5
-
6 арпедж
ио и септаккорды

Этюд № 45 из сборника «Избранные этюды». Вып. II / Сост. К. Фортунатов

Вивальди А. Концерт G
-
dur (или Бах И. С. Гавот; Дварионас Б. «Прелюдия»)


2. Средние классы (
IV
-
V
)


Работа над штрихами деташе, легато, мартле, стаккато, сотийе, спикка
то,
сочетаниями различных штрихов. Освоение более высоких позиций и их соединение.
Двойные ноты в первой и третьей позициях. Развитие беглости. Трели, аккорды. Изучение
трехоктавных гамм и хроматических последовательностей. Дальнейшее развитие
музыкально
-
о
бразного мышления
.



10

Рекомендуемые учебные пособия


Избранные упражнения / Сост. Т. Ямпольский.

Данкла Ш. Школа механической игры

Шевчик О. Школа скрипичной техники. Соч. 1, тетрадь
II
.


Упражнения в двойных нотах. Соч. 9.

Конюс Ю. Упражн
ения и маленькие этюды в двойных нотах

Шрадик Г. Упражнения. Тетрадь I

Григорян А. Гаммы и арпеджио


Этюды

Деташе

Избранные этюды. Вып II: № 52, 57, 58, 63, Ред. К. Фортунатова

Альбом скрипача. Вып. III: № 51, 58, 59, 60, 71, 72, 73,74, 75

Избранные легк
ие этюды для скрипки соло: № 25, 31

Мазас Ф. Этюды. Соч. 36
-

тетрадь I: № 4, 5, 6, 21, 28

Крейцер Р. Этюды: №1,3, 8. Ред. А. Ямпольского

Бакланова Н. Этюды средней трудности: № 1, 4

Легато

Избранные этюды. Вып. II. № 37, 40, 42,47, 51, 53, 54,66.68. 69

Избранные легкие этюды для скрипки соло: № 30, 34, 35. 38, 39

Альбом скрипача. Вып. III: № 62, 64, 65, 66. 67, 68. 69, 78, 79, 88, 89. 90

Мазас Ф. Этюды. Соч. 36, тетрадь I: № 1, 13, 18, 19. 20, 24

Крейцер Р. Этюды: № 9

Бакланова Н. Этюды средней трудности
: № 2, 6, 8

Мартле

Избранные этюды. Вып. II: № 43, 59. Ред. К. Фортунатова

Этюды русских и советских композиторов: № 2, 4

Избранные легкие этюды для скрипки соло: № 37

Мазас Ф. Этюды. Соч. 36, тетрадь I: № 3. 4. 10, 11

Сотийе

Бакланова Н. Этюды средней
трудности: № 3



11

Хроматизмы

Избранные этюды. Вып. II: № 45, 46. 49. 69. Ред. К. Фортунатова

Бакланова Н. Этюды средней трудности: № 8

Трель

Избранные этюды. Вып. II: № 44, 67. Ред. К.Фортунатова

Мазас Ф. Этюды. Соч. 36, тетрадь I: № 14

Пунктирный штрих

Маз
ас Ф. Этюды. Соч. 36, тетрадь I: № 9

Избранные легкие этюды для скрипки соло: № 32

Альбом скрипача. Вып. III: № 76

Смена струн

Избранные этюды. Вып.
II
: №60. Ред. К. Фортунатова

Этюды русских и советских композиторов: № 2, 6

Бакланова Н. Этюды средней
трудности: № 4, 9

Альбом скрипача. Вып. III: № 73, 75, 78, 79, 80, 81. 82

Мазас Ф., Этюды. Соч. 36, тетрадь I: №11, 21

Крейцер Р. Этюды: №6, 7

Комбинированные штрихи

Избранные этюды. Вып. II: №49,50,52,55,59,60,61,65. Ред. К. Фортунатова

Двойные ноты

Избранные этюды. Вып. II: № 70, 71, 72. Ред. К. Фортунатова

Бакланова Н. Этюды средней трудности: № 10

Избранные легкие этюды для скрипки соло: № 36

Мазас Ф. Этюды. Соч. 36, тетрадь I: № 25, 26, 27

Стаккато

Избранные этюды. Вып. II: №64. Ред. К. Фортуна
това

Этюды русских и советских композиторов: № 3,9

Бакланова Н. Этюды средней трудности: № 11, 12

Избранные легкие этюды: № 40

Альбом скрипача. Вып. III: № 63

Мазас Ф. Этюды. Соч. 36, тетрадь I: № 12



12

Спиккато

Мазас Ф. Этюды. Соч. 36, тетрадь I: № 29

Этюд
ы русских и советских композиторов: № 8

Соединение различных видов техники и штрихов

Бакланова Н. Этюды средней трудности: № 12. 13

Мазас Ф. Этюды. Соч. 36, тетрадь I: № 15, 18, 23, 28, 30


Художественный материал

Пьесы кантиленного характера

Брамс И. «К
олыбельная»

Перголези Дж. «Ария», «Сицилиана»

Спендиаров А. «Колыбельная»

Свиридов Г. «Грустная песенка»

Глинка М. «Чувство»

Янфельд А. «Колыбельная»

Караев К. «Задумчивость»

Мари Г. «Ария в старинном стиле»

Мусоргский М. «Слеза»

Ребиков В. «Песня без сло
в»

Чайковский П. «Колыбельная», «Песня без слов»

Тартини Д. «Сарабанда»

Грациоли Д. «Адажио»

Глиэр Р. «Романс»
c
-
moll

Шостакович Д. «Романс», «Элегия»

Раков Н. «Вокализ»

Ипполитов
-
Иванов М. «Мелодия»


Виртуозные пьесы

Гайдн И. «Менуэт быка», Менуэт D
-
dur

Р
убинштейн А. «Прялка»

Кюи Ц. «Непрерывное движение»

Моцарт В. А. «Рондо»

Прокофьев С. «Гавот» из «Классической симфонии»

Яньшинов А. «Прялка»


13

Гендель Г. «Жига»

Дель
-
Абако Ф. «Жига»

Эллертон Ф. «Тарантелла»

Фиорилло Ф. Этюд

Шер В. «Бабочки»

Крейслер Р. «В т
емпе менуэта»

Фиокко П. «Аллегро»


Концерты

Данкла Ш. Вариации; Концертное соло

Комаровский А. Вариации «Пойду ль я выйду ль я»; Концерт №2: ч. 1, II,
III

Вивальди А. Концерт

a
-
moll
:
ч
.
I
,
II
,
III
; Концерт g
-
moll: ч.
I

Зейц Ф. Концерт № 3

Корелли А. Сонат
а
e
-
moll; Соната d
-
moll; Соната А
-
dur

Холлендер А. Легкий концерт

Акколаи Ж. Концерт

Паганини Н. Вариации

Гендель Г. Соната № 6 Е
-
dur


Примерные программы для перевода из V в VI класс

I вариант

Трехоктавная гамма и три арпеджио

Мазас Ж. Этюды. Соч. 36
, тетрадь I: № 5

Вивальди А. Концерт a
-
moll

Перголези Дж. «Ария»

Гайдн И. «Менуэт быка»

II вариант

Трехоктавная гамма и три арпеджио

Донт Я. Этюды. Соч. 37: № 3

Холлендер А. Легкий концерт или Спендиаров А. «Колыбельная»

Бем К. «Непрерывное движение»

III

вариант

Трехоктавная гамма, 5
-
6 арпеджио и септаккорды


14

Мазас Ж. Этюды. Соч. 36, тетрадь I: № 28

Донт Я. Этюды. Соч. 37: № 19

Виотти Д. Концерт № 23 или Гендель Г Соната № 6 Е
-
dur: ч. I,
II

Крейслер Р. «В темпе менуэта»

Шостакович Д. «Романс»

(II и III ва
рианты рекомендуются как выпускные программы для пятилетнего
курса обучения)


3.
Старшие классы (
VI
-
VII
)


Дальнейшее совершенствование музыкально
-
исполнительских навыков. Изучение
произведений, различных по стилям и жанрам.

Усложнение техники штрихов деташ
е, легато, мартле, их комбинации, сотийе,
стаккато, спиккато и других. Развитие техники левой руки (беглость, трель, различные
виды соединения позиций, двойные ноты); аккорды, флажолеты, 3
-
4
-
х октавные гаммы,
арпеджио, двойные ноты. Подготовка способных уч
ащихся к поступлению в средние
профессиональные музыкальные учебные заведения.

Рекомендуемые пособия


Шевчик О. Школа техники смычка. Соч. 2, тетради
II
, III


Упражнения в смене позиций. Соч. 8


Упражнения в двойных н
отах. Соч. 9

Шрадик Г. Упражнения, тетрадь 1


Упражнения в двойных нотах, тетрадь III

Коргуев С. Упражнения в двойных нотах

Григорян А. Гаммы и арпеджио

Этюды

Деташе

Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов: №1,11

Крейцер Р. Этюды: № 10, 27

Мазас Ф. Этюды. Соч. 36, тетрадь
II
: № 51

Донт Я. Этюды. Соч. 35: № 3



15

Легато

Этюды русских и советских композиторов: № 2, 5, 6

Мазас Ф. Этюды. Соч. 36, тетрадь II: № 32, 35, 48, 54

Фиорилло Ф., 36 этюдов: № 8

Крейцер Р. Этюды: № 12, 13, 39,40; (в разделе

«Дополнения»: №№ 7. 8)

Смена струн

Альбом скрипача. Вып.
III
: № 88, 89, 90, 92

Мазас Ф. Этюды. Соч. 36, тетрадь II: № 39, 49

Фиорилло Ф. 36 этюдов: № 5, 13, 2, 23, 28, 36

Крейцер Р. Этюды: № 11, 14, 15, 16

Комбинированные штрихи

Мазас Ф. Этюды. Соч. 36
, тетрадь
II
: №42, 43, 44. 52

Фиорилло Ф. 36 этюдов: № 12. 13. 15, 26. 27, 30, 31, 34, 36

Стаккато

Яньшинов А. 6 каприсов: № 3

Мазас Ф. Этюды. Соч. 36, тетрадь
II
: № 34, 41, 47, 53

Фиорилло Ф. 36 этюдов: № 3

Крейцер Р. Этюды: № 5

Спиккато

Мазас Ф. Этюды
. Соч. 36, тетрадь
II
: №45

Этюды русских и советских композиторов: № 8, 9, 22

Фиорилло Ф. 36 этюдов: №19

Пунктирный штрих

Мазас Ф. Этюды. Соч. 36, тетрадь 11: № 33, 53, 55, 56

Рикошет

Мазас Ф. Этюды. Соч. 36, тетрадь II: № 46

Хроматизмы

Альбом скрипача:
№ 84, 85

Этюды русских и советских композиторов: № 12, 13

Яньшинов А. 6 каприсов: № 6

Фиорилло Ф. 36 этюдов: № 21



16

Трель

Яньшинов А. 6 каприсов: № 3

Мазас Ф. Этюды. Соч. 36, тетрадь II: № 55

Фиорилло Ф. 36 этюдов: № 6

Крейцер Р. Этюды: № 18, 19, 20, 21, 22
, 23, 24, 25, 26

Двойные ноты

Альбом скрипача: №92, 99, 100

Этюды русских и советских композиторов: № 15, 17, 18, 25, 27

Мазас Ф. Этюды. Соч. 36, тетрадь
II
: № 50

Данкла Ш. Этюды: №5

Фиорилло Ф. 36 этюдов: № 4, 17, 18, 35

Крейцер Р. Этюды: № 29, 30, 31, 32
, 33, 34, 35, 36, 37, 42

Яньшинов А. 6 каприсов: № I, 4, 5

Аккорды

Этюды русских и советских композиторов: № 16, 19

Флажолеты

Яньшинов А. 6 каприсов: № 3

Мазас Ф. Этюды. Соч. 36, тетрадь II: № 57

Беглость

Этюды русских и советских композиторов: № 10, 11, 1
2, 13, 14

Фиорилло Ф. 36 этюдов: № 32

Данкла Ш. Этюды; № 13

Крейцер Р. Этюды: № 17, 40

Соединение различных видов техники левой и правой руки

Альбом скрипача: № 95

Этюды русских и советских композиторов: № 20, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 29, 30

Яньшинов А.
6 каприсов: № 3

Мазас Ф. Этюды. Соч. 36, тетрадь 11: № 37, 40

Фиорилло Ф. 36 этюдов: № 29

Крейцер Р. Этюды: № 28, 38

Роде П. Каприсы: № 2, 5


1
7

Художественный материал

Пьесы кантиленного характера

Хачатурян А. «Ноктюрн»

Глиэр Р. «Романс»

Чайковский П. «Осення
я песня», «Сентиментальный вальс», «Мелодия»

Александров А. «Ария»

Шостакович Д. «Романс», «Адажио»

Венявский Г. «Польская песня», «Романс»

Бах И. С. «Сицилиана»

Синдинг К. «Романс»

Балакирев М. «Экспромт»

Массне Ж. «Размышление»

Верачини Ф. «Ларго»

Аренск
ий А. «Незабудка». Серенада

Дварионас Б. «Элегия»

Прокофьев С. «Вальс» из балета «Золушка»


Виртуозные пьесы

Куперен Ф. «Маленькие ветряные мельницы»

Бетховен Л. «Рондино»

Дакен А. «Кукушка»

Шуберт Ф. «Пчелка»

Поппер Д. «Прялка»

Крейслер Р. «Сицилиана и ри
годон»; «Прелюдия и аллегро»

Парадиз М. «Токката»

Кабалевский Д. «Импровизация»

Фролов И. «Скерцо»

Мострас К. Этюд а
-
moll

Шнитке А. «Сюита в старинном стиле»

Рис Ф. «Непрерывное движение»

Новачек О. «Вечное движение»

Прокофьев С. «Мазурка»; «Монтекки и Кап
улетти»

из балета «Ромео и Джульетта»

Давид Ф. Этюд



18

Концерты

Кабалевский Д. Концерт: ч. I, II, III

Бах И. С. Концерт а
-
m
о
ll

Моцарт В. А. Концерт «Аделаида»

Крейцер Р. Концерты № 13, 19

Берио Ш. Концерты № 1, 7, 9; Балетные сцены

Роде П. Концерт №8

Виотти

Д. Концерты № 20, 22, 23

Шпор Л. Концерты № 2, 9

Гендель Г. Сонаты № 2, 3, 4

Вьетан А. Баллада и полонез

Витали Т. Чакона

Тартини Д. Соната «Покинутая Дидона»

Брух М. Концерт: ч. I

Телеман Г. 12 фантазий


Примерные программы для выпускного класса

I вари
ант

Трехоктанная гамма, арпеджио, септаккорды

Мазас Ж. Этюд № 17, тетрадь I

Корелли А. Соната
e
-
moll: ч. 1, II

Ипполитов
-
Иванов М. Мелодия

Прокофьев С. Гавот из «Классической симфонии»

II

вариант

Трехоктавная гамма, арпеджио, септаккорды, двойные ноты

Маз
ас Ж. Этюд № 34, тетрадь
I


Шпор Л. Концерт № 2: ч.
I


Фиорилло Ф. Этюд № 28

Верачини Ф. «Ларго»

II
I

вариант

Четырехоктавная гамма, арпеджио, септаккорды, двойные ноты

Роде П. Каприс №2

Крейцер Р. Этюд № 33

Виотти Д. Концерт № 22: ч. I


19

Гендель Г. Соната №
2 g
-
moll: ч. I, II

Балакирев М. «Экспромт»

Дакен А. «Кукушка»

IV вариант

Четырехоктавная гамма, арпеджио, септаккорды, двойные ноты

Роде П. Каприс № 5

Данкла Ш. Этюд №
5

Брух М. Концерт g
-
moll

или
Шпор Л. Концерт № 9: ч. I

Тартини Д. Соната «Покинутая Ди
дона»

Паганини Н. Кантабиле

Новачек О. «Вечное движение»


Рекомендуемые репертуарные списки


1.

Алексеев А. Гаммы и арпеджио. М.,
-
Л., 1951

2.

Бакланова Н. Маленькие упражнения для начинающих (1 позиция). М.,
-
Л., 1950

3.

Бакланова Н. Начальные упражнения, этюды и пь
есы в 24 тональностях. М.,
1987

4.

Бакланова Н. 6 этюдов средней трудности. М.,
-
Л., 1988

5.

Гарлицкий М. Шаг за шагом. Методическое пособие для юных скрипачей. М.,
1985

6.

Гнесина
-
Витачек С. 17 мелодических этюдов, М.
-
Л., 1945

7.

Гржимали И. Упражнения в гаммах. М., 1
966

8.

Григорян А. Гаммы и арпеджио. М., 1988

9.

Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., 1986

10.

Донт Я. Этюды. Соч. 37. М, 1988

11.

Избранные упражнения. М., 1988

12.

Кайзер Г Этюды. Соч. 20. М.
-
Л., 1948

13.

Кайзер Г. 36 этюдов, тетрадь
I
-
II
. М.
-
Л., 1987

14.

Конюс Ю. Маленькие этюды и упражнения в двойных нотах. М.,
-
Л., 1986

15.

Коргуев С. Упражнения в двойных нотах. М., 1954

16.

Крейцер Р. Этюды. Ред. А. Ямпольского. М., 1973

17.

Львов А. 24 каприса. М.,
-
Л., 1947

18.

Мазас Ф. Этюды. М., 1971


20

19.

Мострас К. Этюды
-
дуэты. №1, 2. М.
, 1949

20.

Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., 1987

21.

Сборник избранных этюдов. 1
-
3 классы ДМШ. Вып. 1. М., 1988

22.

Сборник избранных этюдов. 3
-
5 классы ДМШ. Вып. П. М., 1988

23.

Сборник избранных этюдов. 5
-
7 классы ДМШ. Вып. III. М., 1988

24.

Сборник этюдов д
ля скрипки. 2
-
7 классы ДМШ. / Сост. Л. Захарьян. М., 1973

25.

Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов. М., 1961

26.

Шальман С. Я буду скрипачом. Ч.
I
. Л., 1987

27.

Шальман С. Я буду скрипачом. Ч.
II
, Л., 1986

28.

Шевчик О. Скрипичная школа для начинающих. Соч. 6. тетрадь I. Упра
жнения.
М., 1969

29.

Шевчик О. Школа скрипичной техники. Соч. 1, тетради I, II. М., 1938

30.

Шевчик О. Школа скрипичной техники. Соч. 1, тетради
II
, III. М.
-
Л, 1946

31.

Шевчик О. Упражнения в двойных нотах. Соч. 9. М.,
-
Л., 1951

32.

Шевчик О. Школа техники смычка. Соч. I,
тетрадь
I
. М., 1939

33.

Шевчик О. Школа техники смычка. Соч. 2, тетради II, III. М.
-
Л., 1947

34.

Шевчик О. Упражнения в смене позиций. Соч. 8. М., 1941

35.

Шрадик Г Упражнения. М., 1969

36.

Шрадик Г. Упражнения в двойных нотах. М., 1925

37.

Этюды русских и советских композито
ров / Сост. С. Сапожников, Т.
Ямпольский. М., 1972

38.

Юный скрипач. Вып.
I
. М., 1988

39.

Якубовская В. Начальный курс игры на скрипке. Л., 1986

40.

Яньшинов А. Гаммы и арпеджио. М., 1947

41.

Яньшинов А. Шесть этюдов для интонации. М.,
-
Л., 1947

42.

Яньшинов А. Шесть этюдов д
ля правой и левой рук. М., 1932

43.

Яньшиновы А. и Н. 30 легких этюдов. М., 1960

44.

Альбом скрипача. Классическая и современная музыка. Вып. I. М., 1987

45.

Библиотека юного скрипача. Серия пьес советских композиторов. V класс
ДМШ. Вып.
II
. Ред. Н. Ракова. М., 1959

46.

Б
иблиотека юного скрипача. Серия пьес советских композиторов. VII класс
ДМШ. Вып. III.

47.

Библиотека юного скрипача. Ред. К. Фортунатова и А. Григоряна. V класс
ДМШ. Вып. II, М.,1967

48.

Бакланова Н. Пьесы для скрипки и фортепиано. II

IV классы ДМШ. М., 1974


21

49.

Бетхо
вен Л. Пьесы. ДМШ. Старшие классы. Переложение для скрипки и
фортепиано. М., 1986

50.

Виртуозные пьесы. Старшие классы ДМШ и музыкальное училище. М., 1987

51.

Глиэр Р. Восемь легких пьес. М.,
-
Л., 1978

52.

Глинка М. Пьесы. Переложение для скрипки и фортепиано /
Сост. А.
Ямпольский. М., 1979

53.

Захарьина Т. Скрипичный букварь, М., 1962

54.

Иванов С. Пьесы на темы песен И. Дунаевского и М. Фрадкина.
III
-
IV

классы
ДМШ. Л., 1969

55.

Кабалевский Д. Пьесы для скрипки и фортепьяно. М., 1967

56.

Кабалевский Д. Пьесы для скрипки и форте
пьяно. М., 1984

57.

Кабалевский Д. 20 пьес. Соч. 80. М., 1984

58.

Кабалевский Д. Альбом пьес. Соч. 27 и 39. М., 1962

59.

Классические пьесы. М., 1988

60.

Классические пьесы для скрипки и фортепиано. V

VII классы ДМШ. М., 1974

61.

Классические пьесы. Обработка для скрипки и фо
ртепиано. М., 1984

62.

Корелли А. Шесть сонат для скрипки и фортепьяно. Л., 1981

63.

Концерты и пьесы крупной формы. М., 1984

64.

Крейслер Ф. Избранные пьесы для скрипки. Вып. III.

65.

Моцарт В. А. Пьесы для учащихся средних и старших классов ДМШ. М., 1988

66.

Педагогический
репертуар для скрипки и фортепиано. Ред. К. Мостраса, А.
Ямпольского. IV степень трудности. Вып. I. М.,
-
Л., 1941

67.

Педагогический репертуар для скрипки и фортепиано. Ред. К. Мостраса, А.
Ямпольского. I степень трудности, сборник первый. М.,

Л.,1939

68.

Первые
шаги. Пособие для юных скрипачей. Минск, 1980

69.

Пьесы советских композиторов. Младшие классы. М., 1972

70.

Прокофьев С. Пять пьес из музыки к балету «Золушка». Обр. Фихтенгольца. М.,
1958

71.

Прокофьев С. Избранные произведения. Обработка для скрипки и фортепиано.
Вып. I. М., 1966

72.

Пьесы советских композиторов для скрипки и фортепьяно. Вып. II . Младшие
классы. М., 1975

73.

Пьесы советских композиторов. Младшие и средние классы, Вып. I. М., 1987

74.

Пьесы советских композиторов для скрипки и фортепиано. Вып. II. Младшие
и
средние классы. М., 1987


22

75.

Пьесы для скрипки / Сост. С. Шальман, Старшие и средние классы ДМШ. М.,
1987

76.

Пьесы крупной формы. Старшие и средние классы ДМШ. М., 1972

77.

Пьесы советских композиторов. Средние и старшие классы ДМШ. Вып. I. М.,
1986

78.

Пьесы советских

композиторов. Средние и старшие классы ДМШ. Л., 1986

79.

Пьесы советских композиторов для скрипки и фортепьяно. Вып. М. Средние и
старшие классы ДМШ. М., 1987

80.

Пьесы советских композиторов. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.
II
. М.,
1987

81.

Пьесы ленинградских ко
мпозиторов. Старшие классы ДМШ. Л., 1987

82.

Пьесы и произведения крупной формы, М., 1988

83.

Пьесы и произведения крупной формы. М., 1986

84.

Пьесы и произведения крупной формы. М., 1985

85.

Пьесы и произведения крупной формы для скрипки и фортепьяно. М., 1986

86.

Семь пьес
для скрипки и фортепьяно. М., 1961

87.

Самостоятельный концерт / Сост. Т. Ямпольская. М., 1981

88.

Сборник этюдов и виртуозных пьес. Л., 1951

89.

Сборник скрипичных пьес армянских композиторов. Ереван, 1962

90.

Хрестоматия.
1
-
2
классы ДМШ. М., 1985

91.

Хрестоматия. 2
-
3 классы

ДМШ. М., 1986

92.

Хрестоматия. 3
-
4 классы ДМШ. М., 1988

93.

Хрестоматия. 4
-
5 классы ДМШ. М., 1984

94.

Хрестоматия. 5
-
6 классы ДМШ. М., 1988

95.

Хрестоматия. Концерты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып. I. М., 1988

96.

Чайковский П. Пьесы. Переложение для скрипки и фортепиано
. М., 1987

97.

Чайковский П. Пьесы. Переложение для скрипки и фортепиано. Старшие и
средние классы ДМШ. М.. 1974

98.

Шальман С. Я буду скрипачом. Л., 1987

99.

Юный скрипач. М., 1987

100.

Юный скрипач. Вып. I. М., 1982

101.

Юный скрипач. Вып. II. М., 1985

102.

Юный скрипач. Ч. I. Для

начинающих классов ДМШ. Ереван, 1972

103.

Юный скрипач. Ч
.
III
.
М
., 1966



23


Содержание


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2


КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ


4


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


5


Младшие классы (I
-
III
)


5


Средние классы (IV
-
V)


9


Старшие классы (VI
-
VII
)


14



РЕКОМЕНДУЕМЫЕ Р
ЕПЕРТУАРНЫЕ СПИСКИ


19









Данный вариант программы составлен

п
реподавателем


ДМШ №34 имени Г.Г.Нейгауза

Л.В.СОКОЛОВОЙ







Приложенные файлы

  • pdf 14812171
    Размер файла: 668 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий