Б. Кэркби Мейсон «Виолончель поёт». А.Степанов «Лакомка». Бах И. С. Избранные произведения для фортепиано. Вып.2, М., Музыка, 1967. Беренс Г. Этюды для фортепиано/ М., Музыка, 1980.


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкальная школа»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ
«ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Программа по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(ФОРТЕПИАНО)
Верхняя Пышма 2016г.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Актуальность и новизна образовательной программы;
- Цели и задачи;
- Основные принципы организации образовательного процесса.
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Тематический план;
- Годовые требования;
- Методы обучения.
III. Требования к уровню подготовки обучающихсяIV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Приблизительный репертуарный список;
- Приблизительный репертуар для слушания музыки.
VI. Список используемой литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета "Подготовительный класс. Музыкальный инструмент. Фортепиано" в рамках дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы "Подготовка детей к обучению в школе искусств" разработана на основе "Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств", направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ; Программы «Фортепиано», утвержденной Министерством культуры СССР (1998 г).
Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства. Данная программа должна способствовать эстетическому воспитанию детей, привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию. Программа учебного предмета направлена на выявление музыкальных способностей и возможностей ребёнка, формирование его творческих и исполнительских навыков, подготовки к обучению в 1 классе музыкальной школы. Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков у детей младшего возраста является одним из важнейших факторов, определяющих успех дальнейшего музыкального обучения. Раннее приобщение детей к музыке создает необходимые условия для всестороннего гармонического развития личности ребенка, а так же помогает выявлению детей, обладающих профессиональными музыкальными данными. Музыкальное воспитание формирует эстетические чувства ребёнка, приобщая его к великому музыкальному наследию. Музыкальные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, а эмоциональная отзывчивость одна из важнейших музыкальных способностей, которая связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, сочувствие и т.д. Накопление музыкального опыта стимулирует развитие памяти, мышления, речи, мелкой моторики, а это в свою очередь помогает овладению элементами музыкальной грамоты и навыками игры на инструменте и являются психологической основой музыкального творчества.
Практическая деятельность в сфере искусства с раннего возраста определяет стойкую мотивацию учащихся к обучению и дальнейшее успешное освоение детьми школьных образовательных программ. Одна из первостепенных задач дошкольного обучения – выявление способностей и возможностей ребенка, обогащение его духовного мира, а также решение задач овладения навыками учебной деятельности.
Программа предусматривает комплексное, системное и целостное развитие начинающего музыканта с первых шагов его учебы. В программе учитываются возрастные особенности детей дошкольного возраста – непосредственность реагирования, импульсивность, потребность в игре и энергичных действиях, яркое образное восприятие, активная любознательность, отсутствие навыков организованности на уроках и непродолжительность внимания. Музыкальное воспитание формирует эстетические чувства ребёнка, приобщая его к великому музыкальному наследию, развивает ребёнка умственно.
Речь обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, а эмоциональная отзывчивость одна из важнейших музыкальных способностей, которая связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, сочувствие и т.д. Поэтому неоспоримо незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребёнке нравственности общечеловеческих ценностей: добра, красоты и вкуса.
Программа учитывает возрастные и физиологические особенности детей и опирается на методические разработки педагогов К. Орфа, А.Артоболевской, Л. Баренбойма, Тургеневой, Е. Королёвой и на собственный педагогический опыт. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Актуальность и новизна программы обусловлена требованиями времени и определяется использованием в процессе обучения образовательных технологий, основанных на лучших достижениях современного развития музыкального образования в сфере культуры и искусства, обобщением современного передового опыта в обучении игре на фортепиано, систематизацией репертуара, направленного на оптимизацию творческого потенциала учащихся, на основе приобретаемых знаний, умений и навыков, а также, заключается в том, что вопросы предпрофильной ориентации включены в образовательный процесс не только на старшей ступени обучения, когда у школьников формируется личностный смысл выбора профессии, но и на первоначальном этапе, исходя из того, что формирование устойчивого интереса к исполнительству закладывается в младшем школьном возрасте.
Целью  программы являются:
- формирование основ музыкальной культуры учащегося как части общей культуры;
- мотивация учащихся к дальнейшему обучению в детской музыкальной школе;
- формирование и развитие устойчивого интереса к творчеству;
- всестороннее развитие маленьких музыкантов.
Главными задачами преподавателя являются:
- выявление и развитие музыкальных способностей;
- развитие координационно-двигательных способностей;
- освоение музыкальной грамоты в простых формах;
- обучение пианистическим приёмам и навыкам;
- сценический опыт в сольном выступлении и в ансамблевой игре;
- освоение навыков игры на инструменте в доступных, эффективных и интересных для ребенка формах;
- формирование образно - художественного и творческого мышления;
- формирование основ музыкально - эстетического сознания и музыкальной культуры в целом через развитие эмоций, воображения, вкуса ребёнка и через приобретение определённых знаний о музыке;
- раскрепощение глубинных слоёв внутреннего «Я» ребёнка, создание условий для проявления его творческого потенциала.
- формирование навыков учебной деятельности и подготовка детей к обучению в детской музыкальной школе.
- воспитание у ребенка такие качества как прилежание, терпение.
- формирование коммуникативности и навыков культуры поведения.
Основные принципы организации образовательного процесса
Программные требования основаны на ведущих педагогических принципах, которые эффективно ведут к решению поставленных учебно-воспитательных задач и достижению цели обучения за оптимальный срок:
- принцип заинтересованности в занятиях, (применение игровых форм, развивающих волю и мышление ребенка, выразительный и разнообразный репертуар, близкий образному миру ребенка, смена заданий на уроке);
- принцип наглядности, (интересно иллюстрированный материал);
- принцип доступности, (учет индивидуальных возможностей ученика, гибкость в подборе репертуара и управлении сложностью заданий и временем их освоения);
- принцип последовательности, (построение материала от простого к сложному);
- принцип прочного усвоения знаний и навыков, (материал закрепляется доступными и интересными для ребенка способами);
- принцип самостоятельного усвоения знаний, (приучать к самоконтролю и самокритике, воспитание воли и внимания).
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Сведения о затратах учебного времени
Предмет Количество часов в
неделю. Количество недель. Количество часов вгоду.
Специальность
1,5 33 49,5

1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 5 четверть
Количество уроков 16 14 12 12 12
Количество часов 12 10,5 9 9 9
Тематический план
1 полугодие.  Донотный период – 22,5 часа
- знакомство с инструментом, с его строением, историей возникновения;
- познакомить с понятиями музыкальный звук, мелодия, ритм, (чтение простейших ритмических партитур) и т.д.;
- постановка рук, ног, корпуса, головы, упражнения на развитие различных
групп мышц рук, кистей, пальцев, координации движений;
- первые навыки звукоизвлечения и прикосновения к клавиатуре, (овладение штрихом поп legato);
- слушание музыки - развитие эмоционально-образного восприятия, воображения, знакомство с основными жанрами музыки (танец, песня, марш).
- пение песенок, подбор по слуху на инструменте, игра простейших песенок каждой рукой отдельно, из руки в руку, двумя руками.
2 полугодие. Знакомство с нотной грамотой - 27 часов.
- первые навыки чтения нот;
- закрепление и совершенствование полученных знаний и навыков;
- игра по нотам в двух ключах двумя руками. Освоение штрихов legato и staccatо;
- знакомство ребёнка с понятием фразы, её развитием, динамикой, нюансами;
- знакомство с жанрами фортепианной музыки (пьеса, этюд, старинные танцы);
- слушание более серьёзных музыкальных произведений: развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
Годовые требования
В течение учебного года преподаватель должен проработать с обучающимися 20-30 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли.
Выбор репертуара зависит от индивидуальных особенностей каждого обучающегося, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.
Методы обучения
На протяжении всего срока обучения используется различные методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный,
- репродуктивный,
- частично-поисковый,
- метод показа на инструменте,
- метод прослушивания и анализа выступлений,
- метод поощрения,
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления),
-метод побуждения,
Данные методы помогают обучающимся осваивать учебную информацию в соответствии с программными требованиями. Индивидуальный метод обучения позволяет найти точный, психологически верный подход к каждому обучающемуся.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯК концу учебного года обучающийся должен знать:
• Регистры, названия октав
• скрипичный, басовый ключ
• запись нот I и II октавы, малой октавы
• штрихи non legato, legato, staccato• динамические оттенки, длительности
• программность музыки
• тембровое разнообразие музыки
• первые педальные движения
• знать основы безопасного поведения в классе, концертном зале;
К концу учебного года обучающийся должен уметь:
• правильно сидеть за инструментом
• активно использовать свободные движения рук, активность пальцев
• читать ноты первой, второй и малой октавы
• воспроизводить ритмические рисунки в простых примерах
•выразительно-осмысленно «произносить» на инструменте мелодические фразы
• использовать целесообразные игровые движения
• вслушиваться в свою игру
• владеть определенным набором технических приемов
• исполнять 2-х и 3-х частные пьесы.
• играть гаммы в две октавы
• уметь исполнять штрихи non legato, legato, staccato;
Предлагаются приблизительные программы на конец года, рассчитанные на разные возможности ребёнка:
1 вариант
С. Сараян «Кукле».
Белорусская полька «Янка».
Русская плясовая «Как у наших, у ворот», (ансамбль).2 вариант
М. Крутицкий «Зима».
В. Моцарт «Колокольчики звенят».
М. Качурбина «Мишка с куклой пляшут полечку» (ансамбль).
3 вариант
Ансамбль: А.Артоболевская «Вальс собачек»
Ю. Литовко «Рыжий кот»
Польская народная песня «Висла» - 13 –
4 вариант
Ансамбль "Здравствуй, гостья зима"
Гнесина Е. Этюд
Шостакович Д. Марш
5 вариант
Л.Моцарт «Менуэт»
К.Вильтон «Сонатина»
Ю. Виноградов «Танец медвежат»
6 вариант
И.Кригер Менуэт
Т.Назарова Вариации на тему русской народной песни
А.Роули «В стране гномов »
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными формами контроля успеваемости являются:
текущий контроль успеваемости учащегося;
итоговая аттестация.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, при этом учитываются:
отношение ребенка к занятиям, его старание и прилежность;
качество выполнения домашних заданий;
инициативность и проявление самостоятельности на уроке и дома.
Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета. Обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика, выявлять уровень подготовленности каждого учащегося, определяется программу дальнейшего обучения, согласно их желания и способностей.
Критерии оценки
По итогам исполнения программы на зачете выставляется оценка по пятибалльной шкале по следующим критериям:
Оценка Критерии оценивания выступления
5 («отлично») Исполнение программы, соответствующей году обучения. Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств, владение исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком художественном уровне исполнения.
4 («хорошо») Программа соответствует году обучения . Игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить «отлично». Интонационная и ритмическая игра может носить неопределенный характер.
3 («удовлетворительно») Программа не соответствует году обучения. Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно») Исполнение с частыми остановками (незнание наизусть нотного текста), однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного участия самого ученика в процессе музицирования.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам
Начиная работу с обучающимся подготовительного класса, педагогу необходимо помнить об особенностях восприятия детей данного возраста. Им свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что требует смены впечатлений. Учитывая это, педагогу необходимо быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводя в урок что-либо новое (в формах работы, методических приемах, репертуаре), чередуя упражнения, требующие сосредоточенности с легкими заданиями и игрой, которая является самым эффективным методом в работе. При этом специфические музыкальные задачи не должны заслонять задачи общевоспитательного порядка: необходимо приучать ребенка к дисциплине, труду, развивать чувство ответственности, уважение к старшим, воспитывать честность и доброту.
Детям свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, движении под музыку, фантазировании мелодий. В процессе занятий педагог должен руководить творческими поисками ученика, стимулировать и направлять их фантазию. Необходимо использовать способность ученика к подражанию и умело использовать детское творчество, показывая в начале возможные варианты выполнения заданий.
Большое значение в работе имеет эмоциональный «климат» на уроке. Положительные эмоции у детей способствуют быстроте и легкости усвоения материала, уверенности в своих силах. Решающую роль при этом играет педагог, его творческая изобретательность в выборе различных методических приемов, индивидуальный подход к ребенку, умение вовремя поощрить его, терпение, доброжелательность и выдержка.
Непременным условием каждого урока является чередование заданий. Каждый вид заданий должен последовательно развиваться и постепенно усложняться от урока к уроку.
В школе должно быть наличие инструментов, подставок на стулья и под ноги. В школьной библиотеке все рекомендуемые репертуарные сборники и соответствующая методическая литература.
Приблизительный репертуарный список
Представленные в списке пьески ярки, образны и доступны для детского восприятия с одной стороны, а с другой - ценные в методическом плане. Они обеспечивают выполнение ключевых задач:
- подбор по слуху;
- освоение штрихов;
- постепенное включение всех пальцев обеих рук;
- выработку игры в ансамбле;
- приобретение слуховых и двигательных навыков;
- умение слушать самого себя;
- пользоваться динамикой.
«АЗБУКА ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО»
составитель С.А. Барсукова. 2005г.
Песенки - потешки:
«Село солнышко»
«Дождик»
«Сорока»
«Солнышко»
«Снежный дом»
«Одуванчик» и др.
«МАЛЕНЬКОМУ ПИАНИСТУ»
под ред. Б. Милича. 1964г.
Русские народные песни:
«Ой, звоны, звоны»
«Зайчик ты, зайчик»
«Петушок» (ансамбль)
« Как пошли наши подружки»
«Наконец настала стужа»
«У ворот, у ворот»
«Дождик»
М. Раухвергер «Корова»
A. Филиппенко «Новогодняя»
Украинская народная песня «Перстень», «Зайчик и лисичка»
Детская песенка «Ходит зайка по саду», «Ой, ду-ду»
Французская народная детская песня «Стрекоза»
Я. Медынь «Одуванчики»
Ю. Щуровский «Мышонок»
Д. Кабалевский «Ёжик», «Маленькая полька»
Ж. Колодуб «Вальс
B. Витлин «Кошечка» ( ансамбль)
Русская народная песня «На зелёном лугу
В. Витлин «Дед Мороз».
«РЕБЕНОК ЗА РОЯЛЕМ» Н. Соколова
(сборник ансамблей для ф - но, 1983 г.)
«Баю – бай»
«Баба Яга»
«Колокольчик»
«Осень»
«Снеговик»
«Нарисую Кошкин дом»
«В облачные пёрышки»
«Серая коза»
«Снежная игрушка»
«Земляника и лягушки».
«В МУЗЫКУ С РАДОСТЬЮ»
( сост. О. Геталова 2002г.)
Чешская народная песня «Белка» (ансамбль), «Маленькая Юлька»
Л. Хереско «Ледяная гора»
Упражнение «Пчёлки»
Польская народная песня «Два кота»
Е. Тиличеева «Спите, куклы», «Про елочку»
Т. Караганов Гамма- вальс» (ансамбль)
А. М. Красев «Гуси»
Ф. Лещинский «Лошадки»
A. Березняк «Белка»
Английская народная песня «Игрушечный медвежонок»
B. Благ «Чудак» (ансамбль)
Укр. нар. песни «Лепёшки», «Ой, лопнул обруч», «Ой ты, дивчина»
В. Красев «Цветики»
О. Геталова «Рыжий кот», «Мишки в цирке»
А.Филиппенко «Цыплята», «Я на скрипочке играю»
Рус. Нар. песни «Как за синею рекой», попевка «Тень-тень», «Козлик», «Как у наших, у ворот» (ансамбль)
Б.Берлин «Пони Звёздочка»
Е. Гнесина Упражнение «Лягушки»
И. Визная «Радуга»
«О.Геталова Шаги»
«Г.Эрнесакс Добрый гном», «Часы», «Лягушки танцуют», «Мяу, мяу»
Д. Томпсон «Едет паровоз»
К.Лонгшамп – Друшкевич «Вальс гномов»
А.Бородин «Марш гномиков», «Краковяк"
Г.Портнов «Полька» (ансамбль)
Д.Уотт «Ухти –тухти» (ансамбль)
«Три поросёнка» (ансамбль)
Французская народная песня «Большой олень» (ансамбль)
Б.Савельев «Песня кота Леопольда»
М.Качурбина «Мишка с куклой пляшут полечку» (ансамбль);
Белорусская полька «Янка»
Моцарт «Колокольчики звенят»
Латышская народная песня «Барабанщик»
О.Бер «Тёмный лес»
«ИГРАЕМ С УДОВОЛЬСТВИЕМ» О. Сотникова
(сборник фортепианных ансамблей.)
Г. Вольфарт «Я играю на рояле»
Ф. Шпиндлер «Ты послушай», «Танец», «Сонатина», I часть.
«ПЕРВЫЕ ШАГИ» Сборник для начинающих
(составитель С.И. Голованова 2001г.) Часть 1
Песенки - потешки : «Дили - дон», «Василёк», «Лошадки», «Заинька»
Русская народная песня «Весёлые гуси»
И.Соколова «Котик и козлик»
А.Филиппенко «По малину в сад пойдём»
Чешская детская песенка «Три синички», «Вышивание»
М. Красев «Журавель и лягушка»
К. Лонгшамп – Друшкевич «На катке», «Полька»
Словацкая народная песня «Тыном - таном», обр. Б.МиличаН.Любарский «Курочка»
М. Красев «Конь»
И. Филипп «Колыбельная»
М.Иорданский «Петя, малый пастушок»
Ю. Вейсберг «Выйди, Маша», из оперы «Гуси-лебеди»
Б. Кэркби Мейсон «Виолончель поёт»
А.Степанов «Лакомка»
Французская песня «Тик – так», обр. А. МендельсМ. Крутицкий «Зима»
П. Берлин «Марширующие поросята».
Сборник «ПЕРВЫЕ ШАГИ»
(составитель С.И. Голованова 2002г.) Часть II (ансамбли)
В. Моцарт «Тема с вариацией»
B. Калинников «Киска»
А. Филиппенко «На мосточке»
М. Иорданский «Песенка про чибиса»
К. Вебер «Приглашение к танцу», «Песнь о весне»
Л. Бетховен «Сурок».
Сборник «ШКОЛА ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ»
(составитель Ж. Пересветова )Немецкая народная песня «Хоп, лошадка»
C.Фостер «О,Сюзанна»
Английская народная песня «Рубен и Рэйчел», «Кошка»
Д.Томпсон «Ручеёк», «Змейка», «В горах», «По камешкам через ручей»,
«На санках», «На волнах», «Рождественская песня»
М.Шмитц «Марш гномиков», «Прыжки через лужи»
Чешская народная песня «Мой конёк»
Польская народная песня Розочка, Хоровод
Украинская народная песня «По дороге жук, жук»
А.Понкиелли «Танец часов»
Ж. Пересветова «Ах вы, сени»,
Е.Диамондин «Песенка лентяя».
Приблизительный репертуар для слушания музыки.
Беховен Л.В. «Лунная соната», «Элизе».
Бах И.С. «Аве Мария», «Шутка», «Органная токката» (ре минор).
Вивальди А. «Времена года» (фрагменты).
Глинка М.И. «Жаворонок», «Вальс-фантазия», «Камаринская» (фантазия для оркестра), «Детская полька», Увертюра к опере «Руслан и Людмила».
Гречанинов А.Т. Произведения из детского альбома «Бусинки».
Григ Э. Сюита «Пер Гюнт».
Глюк К. «Мелодия».
Кабалевский Д.Б. «Старинный танец», «Вальс», «Танец молодого бегемота», «Артистка», «Кавалерийская».
Мусоргский М. «Картинки с выставки», «Слеза».
Моцарт В.А. Симфония №40 (фрагмент), Реквием – «Лакримоза» (фрагмент); «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо», «Колыбельная».
Майкапар С. «Тревожная минута», «Раздумье», «Вальс», «Гавот», «Мотылек».
Прокофьев С.С. «Петя и волк» - симфоническая сказка для детей.
Балет «Золушка» (фрагменты), сборник «Детская музыка».
Рахманинов С.В. «Итальянская полька».
Римский-Корсаков Н.А. «Сказка о царе Салтане», опера «Снегурочка».
Свиридов Г.В. «Метель», «Колыбельная», «Военный марш», «Ласковая просьба», «Парень с гармошкой», «Зима пришла», «Тройка».
Сен-Санс К. «Карнавал животных», «Лебедь».
Хачатурян А.И. «Танец с саблями».
Чайковский П.И. Балет «Лебединое озеро» - «Танец маленьких лебедей»;
Балет «Щелкунчик» - «Марш», «Вальс цветов»;
Балет «Спящая красавица» - «Адажио» (Принц и Принцесса);
Альбом «Времена года», «Детский альбом», 1 концерт для ф-но с оркестром.
Шостакович Д. «Танцы кукол», «Романс» к кинофильму «Овод».
Шопен Ф. «Вальс №7», «Мазурка», «Фантазия-экспромт»;
Шуберт Ф. «Аве Мария», «Музыкальный момент», «Серенада».
Шуман Р.«Смелый наездник», «Первая потеря», «Бабочки», «Маленький романс».
VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемой нотной литературы
Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста/ изд. М., Сов.
композитор,1991
Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах/ М., Музыка, 1994
Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но/ М., Музыка, 1985
Бах И. С. Инвенции двухголосные и трехголосные / М., Музыка, 1991
Бах И. С. Французские сюиты, ред. Л. Ройзмана/ М., Музыка, 2007
Бах И. С. Избранные произведения для фортепиано. Вып.2, М., Музыка, 1967
Беренс Г. Этюды для фортепиано/ М., Музыка, 1980
Бертини А. Избранные этюды / М., Музыка,1974
Бетховен Л. Альбом фортепианных пьес для детей/ М., Музыка, 1979
Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но/ М., Музыка, 1965
Бородин А. Маленькая сюита / М., Музыка, 1971
Бургмюллер Ф. Этюды для фортепиано для младших и средних классов ДМШ/ Ростов-на-Дону, феникс, 1999
Бургмюллер Ф. Этюды для фортепиано для средних и старших классов ДМШ/ Ростов-на-Дону, феникс, 1999
«В музыку с радостью» сб., сост. О.Геталова, И.Визная. СПб, «Композитор», 2005
Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.1/ М., Музыка, 1971
Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.2/ М., Музыка, 1970
Гаммы и арпеджио для ф-но. В двух частях. Сост. Н. Ширинская/ М., Музыка, 2011
Гнесина Е. Фортепианная азбука/ М., Музыка,2003
Глиэр Р. Пьесы для фортепиано/ М., Музыка, 1986
Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но. Вып.1,2/М., Музыка, 1980
Дебюсси К. Детский уголок /Польское издательство, 1970
Клементи М. Избранные сонаты для фортепиано/М., Музыка, 2012
Лемуан А. 50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч.37/ М., Музыка, 1983
Лешгорн К. Этюды для ф-но. Соч. 65, 66/М., Музыка, 1989
Мендельсон Ф. Песни без слов / М., Музыка, 1970
Милич Б. Маленькому пианисту / изд. Кифара, 2012
Милич Б. Фортепиано. 1, 2,3 класс / изд. Кифара , 2006
Фортепиано 4 класс / Кифара, 2001;
6 кл. – 2002; 7 класс - 2005
Моцарт В. Шесть сонатин / Ростов-на-Дону, феникс, 1999
Первые шаги маленького пианиста: песенки, пьесы, этюды и ансамбли для первых лет обучения. Сост. Г. Баранова, А. Четверухина. М., Музыка, 1992
Рахманинов С. Пьесы-фантазии. Соч.3 /М., Музыка, 1977
Рахманинов С. Десять прелюдий. Соч.23 / М., Музыка, 1966
Рахманинов С. Тринадцать прелюдий. Соч.32 / М., Музыка, 1966
Скрябин А. 24 прелюдии для ф-но. Соч.11 / М., Музыка, 1967
Слонимский С. Альбом для детей и юношества / Л., Музыка, 1983
Хрестоматия для ф-но, 3 и 4 классы. Сост. А. Четверухина, Т. Верижникова /
М., Музыка, 2010
Хрестоматия для ф-но. Младшие, средние и старшие классы ДМШ. Сост.
Е. Гудова, В. Смирнов, С. Чернышков / М., Музыка, 2011
Хрестоматия педагогического репертуара. Сост. Н. Копчевский/ М., Музыка, 2011
Чайковский П. Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 1980
Чайковский П. Пьесы/ М., Музыка, 1977
Чайковский П. Времена года. Соч.37 / М., Музыка, 1983
Черни К. Избранные этюды. Ред. Г. Гермера / М., Музыка, 1990
Черни К. Школа беглости. Соч. 299 / М., Музыка, 1988
Шитте Ф. 25 этюдов. Соч.68 / М., Музыка, 1999
Школа игры на ф-но. Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина/ М., Музыка, 1991
Шопен Ф. Ноктюрны для фортепиано./Польское издательство, Краков, 1977
Шуберт Ф. Избранные фортепианные произведения/ Киев, 1976
Шуберт Ф. Музыкальный момент, Аве Мария/ М., Музыка, 1992
Шуман Р. Альбом для юношества / Л., Музыка, 1984
Щедрин Р. Юмореска. В подражание Альбенису / М., Музыка, 1992
Список рекомендуемой методической литературы
Алексеев А. История фортепианного искусства /М., Музыка, 1988
Браудо И. Артикуляция. Л.,1961
Браудо И. Об изучении клавирных сочинений И.С.Баха в музыкальной школе. Л., Музыка, 1979
Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. М. Классика-XXI, 2005
Вицинский А.Беседы с пианистами. М., Классика-XXI, 2004
Голубовская Н. Искусство педализации. Музыка, Л.,1974
Гофман И. Фортепианная игра.
Ответы на вопросы о фортепианной игре /М.,1961
Гринштейн С.Великие фортепианные педагоги прошлого. Санкт-Петербург, 2004
Друскин М.Фортепианные концерты Бетховена. Путеводитель. М., 1973
Как исполнять Баха. М., Классика-XXI, 2007
Как исполнять Бетховена. М., Классика-XXI, 2003
Как исполнять Гайдна. М., Классика-XXI, 2004
Как исполнять импрессионистов. М., Классика-XXI, 2008
Как исполнять Моцарта. М., Классика-XXI, 2003
Как исполнять Рахманинова. М., Классика-XXI, 2007
Калинина Н.Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. Л., Музыка, 1988
Коган Г. Работа пианиста. 3 изд., М.,1979
Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М., Классика-XXI, 2003
Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.,1988
Маккинон Л. Игра наизусть. Л.,1967
Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966
Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М.,1963
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Изд. Кифара, 2002
Мндоянц А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике.
М., 2005
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М., 1982
Носина В. Символика музыки И.С.Баха. Классика – XXI, 2006
Перельман Н.В классе рояля, короткие рассуждения. С-Пб, 1994
Петрушин В. Музыкальная психология. М.,1997
Рабинович Д.А.Исполнитель и стиль. М., Классика-XXI, 2008
Смирнова Т.И.Воспитание искусством или искусство воспитания. М., 2008
Тимакин Е. Воспитание пианиста. Методическое пособие. М.,
Советский композитор,1989
Фёдорович Е.Н., Тихонова Е.В. Основы музыкальной психологии. Екатеринбург, 2007
Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской деятельности. СПб, Композитор, 2008
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.,1974
Шмидт- Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л.,1985
Шнабель А. "Ты никогда не будешь пианистом". Классика - XXI, М.,1999
Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сборник статей. М., Музыка, 1975
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М.,1959
Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М., Классика-XXI, 2002

Приложенные файлы

  • docx 14819612
    Размер файла: 285 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий