Информационно-коммуникационные, проектные и игровые технологии в организации Применение ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе просто необходимо. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.


ИНФОРМАЦИОННО
-
КОММУНИКАЦИОННЫЕ, ПРОЕКТНЫЕ

И ИГРОВЫЕ


ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



Ведешкина

О.В
.
,
Волочугина
С.В.

С
. Колывань
,

Курьинский район
,

Алтайский край

[email protected]


В настоящее время организация внеурочной деятельности нередко идет по пути
общего образования, копируя его методы и средства. Такой путь, безусловно,
технологичен. Он позволяет в массовом порядке определять содержание и фиксировать
результаты реализуемого
образовательного процесса. Однако он не определяет
характеристики внеурочной деятельности, а следовательно, не позволяет достигнуть
определенных ФГОС результатов деятельности учащихся. При этом нередко оказывается,
что занятие по внеурочной деятельности ни
чем не отличается от урока.
Общее
образование и организация внеурочной деятельности должны быть по
-
разному устроены,
как на уровне целеполагания образовательной деятельности, так и на уровне программ,
методик их реализации.

Опираясь на отличительные особ
енности разных видов деятельности


урочной и
внеурочной


необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их
проведения был фактом психологической и физической разгрузки ребенка, формирования
личностных и метапредметных результатов ФГО
С. Важно, чтобы внеурочная
деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и
обеспечивала достижение планируемых результатов. Внеурочная деятельность
школьников может реализовываться через различные формы занятий, что позво
ляет
педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание
различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную
окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения
социальной действ
ительности.

Для организации различных форм занятий внеурочной деятельности рекомендуется
использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы,
библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского
досуга,
спортивные сооружения. Формы внеурочных занятий можно разделить на две
группы:

1) занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом
залах, в иных учебных помещениях): тематические занятия (занятие выстраивается вокруг
одной тем
ы преимущественно с одним видом деятельности); комплексные или
интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы, но с использованием 2

3
видов деятельности); игровые (освоение ценностей происходит в процессе специально
организованных игр);

2) выез
дные занятия: экскурсии, поездки; походы (в том числе культпоходы);
экспедиции; практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида
деятельности условиях); полевые практики.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявлен
ия и развития
ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно
-
нравственных ценностей и культурных традиций.

Для достижения выше указанной цели необходимо использование современных
инновационных технологий. Среди них интернет
-
техно
логии, информационно
-
коммуникационные технологии, проектные технологии, игровые технологии. Сегодня
Интернет технологии занимают важное и особое место практически во всех областях
человеческой деятельности. Интернет обладает колоссальными информационными
в
озможностями и не менее впечатляющими услугами.

Однако надо четко продумать и определить для решения каких целей и задач могут
оказаться полезными ресурсы и услуги, которые предоставляет всемирная компьютерная
сеть. Дидактические возможности (свойства и ф
ункции) сети Интернет связаны с ее
вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными
ресурсами, которые могут быть полезны во внеурочной деятельности.

Некоторые из предоставляемых услуг всемирной компьютерной сети можно
применя
ть во внеурочной деятельности. Вещательные услуги: книги словари,
справочники, методическая литература, газеты, журналы в электронном виде;
электронные библиотеки, базы данных, информационные системы; обучающие и другие
имеющие отношение к педагогике элект
ронные книги, справочные файлы.
Интерактивные услуги: электронная почта; электронные телеконференции. Поисковые
услуги: каталоги; поисковые системы. Среди информационных ресурсов сети следует
особо выделить:

1. Курсы, программы, предназначенные для самооб
разования.

2. Обучающие олимпиады, викторины, телекоммуникационные проекты

3. Телеконференции.

4. Консультационные виртуальные центры (для школьников, учителей, родителей).

5. Научные объединения (для школьников).

Сегодня невозможно представить орган
изацию внеурочной деятельности без
использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): проектора,
цифровых фотоаппаратов, музыкального центра и видеокамер. Мы имеем возможность
зафиксировать любое мероприятие, обработать его и собрать фото
-
видеокопилку.
Большая роль на кружках отводится театрализации, концертной деятельности. Здесь опять
на помощь приходят ИКТ. Через презентации дети знакомятся с основами театра,
кукольным
театром. Невозможно обойтись без компьютера и при подготовке к
инсценировани
ю сказки.
Использование во внеурочной деятельности мультимедиа
-
презентаций и фильмов приводит к целому ряду положительных эффектов: придаѐт
занятию эмоциональную окрашенность; психологически облегчает процесс усвоения;
возбуждает живой интерес к предмету
познания; расширяет общий кругозор; повышается
производительность труда учителя.
Применение ИКТ во внеурочной деятельности в
начальной школе просто необходимо. Как важно заинтересовать ребѐнка этической
проблемой, вызвать его на дискуссию, организовать ко
нкурс, игру так, чтобы он активно
участвовал, хотел рассуждать, спорить! Дети и сами учатся работать с компьютером.
Необходимо всегда помнить, что маленькому человеку особенно важны и нужны
положительные эмоции. Ученик, погружѐнный в атмосферу радости, вы
растет более
устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и
разочарованиям. Именно поэтому малышам необходима внеурочная деятельность,
насыщенная праздниками, развлечениями, играми. Внеурочная деятельность с
использованием ИК
Т обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в
информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию
успеха. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с
учащимися, сделать их творческими, упрощается пр
оцесс общения с учениками и их
родителями. Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе в
условиях реализации ФГОС имеет особые характеристики. Проект


наиболее
перспективная форма организации внеурочной деятельности. Актуальность проект
ной
деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в
образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно
-
исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации
образовательной прог
раммы
н
ачального общего образования. Современные развивающие
образовательные программы включают проектную деятельность в содержание различных
курсов и внеурочной деятельности. В помощь учителю и ученику сейчас существует
много литературы. Понятие «игровые педагог
ические технологии» включает достаточно
обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме
различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает
существенным признаком


четко поставленной целью обуч
ения и соответствующим ей
педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и
характеризуются познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается
игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стим
улирования детей
к деятельности. Главная цель игровой технологии


создание полноценной
мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности.

Задачи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении
знаний и умений
за счѐт собственной активности.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие еѐ
результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать
следующим требованиям:

1. Технологическая схема


описан
ие технологического процесса с разделением на
логически взаимосвязанные функциональные элементы.

2. Научная база


опора на определѐнную научную концепцию достижения
образовательных целей.

3. Системность


технология должна обладать логикой, взаимосвязью в
сех частей,
целостностью.

4
. Управляемость


предполагается возможность целеполагания, планирования
процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью
коррекции результатов.

5. Эффективность


должна гарантировать достижение определѐнного стандарта
обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

6. Воспроизводимость


применение в других образовательных учреждениях. Целью
игровых технологий является решен
ие ряда задач:

• дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность;
формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической
деятельности и др.);

• развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения,
фантазии,

творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить
оптимальные решения и др.);

• воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование
нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества,
коллективизма,

общительности и др.);

• социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к
условиям среды и др.).

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра
является ведущей деятельностью в этот период. Но и в школьном

возрасте и среди
взрослой аудитории данная технология весьма актуальна и интересна. Содержание
игровой технологии включает четыре основных блока:

1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаѐтся при помощи игровых
приѐмов и ситуаций, выступающи
х в качестве средства побуждения и стимулирования
ребѐнка к деятельности.

2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей
последовательности


дидактическая цель ставится в форме игровой задачи,
образовательная деятельность подчиняется правил
ам игры; учебный материал
используется в качестве еѐ средства; успешное выполнение дидактического задания
связывается с игровым результатом.

3. Игровая технология охватывает определѐнную часть образовательного процесса,
объединѐнную общим содержанием, сюже
том, персонажем.

4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения,
формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но
при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить
эф
фективность освоения учебного материала.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога
при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

-

выбор игры


зависит от задач, требующих своего разрешения, но д
олжен
выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют
интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой
задачей


происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

-

предложение
игры


создаѐтся игровая проблема, для решения которой
предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);

-

объяснение игры


кратко, чѐтко, только после возникновения интереса к игре;

-

игровое оборудование


должно максимально соответств
овать содержанию игры и
всем требованиям к предметно
-
игровой среде;

-

организация игрового коллектива


игровые задачи формулируются таким образом,
чтобы каждый ребѐнок
мог проявить свою активность и
организаторские умения.
Игроки
могут действовать в зави
симости от хода игры индивидуально, в парах или командах,
коллективно
;

-

развитие игровой ситуации


основывается на принципах: отсутствие принуждения
любой формы при вовлечении в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой
атмосферы; взаимосвязь и
гровой и неигровой деятельности;

-

окончание игры


анализ результатов должен быть нацелен на практическое
применение в реальной жизни.

На сегодняшний день учитель получил возможность по
-
новому организовать
внеурочную деятельность своих учеников, использу
я новые технологии.

Очень важно заинтересовать ребѐнка занятиями после уроков, чтобы школа стала
для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в
полноценное пространство воспитания и образования. Жизнь не стоит на месте, п
оэтому
современный учитель должен постоянно совершенствоваться и идти в ногу со временем.
И для этого есть пространство для экспериментов, творчества, поиска.


Литература

1.

Голуб
Г.Б.

Основы проектной деятельности школьника
.

2.

Сергеев
И.С.
Как организовать проектную деятельность учащихся
.

3.

Тратникова Е.
П. Использование современных педагогических технологий и ИКТ
на уроках математики и во внеурочное время

//

Педагогический мир
.

2010
.


Приложенные файлы

  • pdf 14825052
    Размер файла: 160 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий