Среди авторских развивающих игр особо можно выделить группу игр, разработанных и произведенных центром «Развивающие игры Воскобовича» в г. Санкт-Петербурге.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.































Пояснительная записка


Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве
происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход о
т практического
мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов.
Осуществляется формирование и функциональная дифференциац
ия отдельных участков коры головного мозга, связи
между ними и движениями рук.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста


одна из актуальных проблем современности.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, бол
ее уверенны в своих силах, легче
адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Интеллектуальные способности детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе, как
считают психологи, принципа высокого уровня трудносте
й.

Большую роль в будущей жизни дошкольника играют творческие способности. Как показывают исследования
психологов, креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет и, впоследствии, возрастает только в первые 3 года
школьного обучения. Развитие творчеств
а не происходит само собой, а требует создания определенных физических и
психологических условий.

Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности


игре. В процессе игры
развиваются
-

планирование, умение анализировать р
езультаты, воображение и др. Несомненным достоинством игры
является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Среди авторских развивающих игр особо можно выделить группу игр, разработанных и произведенных цен
тром
«Развивающие игры Воскобовича» в г. Санкт
-
Петербурге.

В играх, разработкой и производством которых занимается Вячеслав Вадимович Воскобович, заложен огромный
творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений, с их помощью совершенствуется ин
теллект, мелкая
моторика рук.

Все игры систематизированы и на основе их создана технология интеллектуально
-
творческого развития детей 3
-
7 лет
«Сказочные лабиринты игры».

Технология «Сказочные лабиринты игры»
-

это система поэтапного включения авторских раз
вивающих игр в
деятельность ребенка и постепенное усложнение образовательного процесса.

Тщательно изучив подходы автора, я поставила


цель
:

Развитие операций и умение манипулировать цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов,
геометрическими п
онятиями.

Задачи:



Создать условия для интеллектуального развития детей;



Разработать планирование по внедрению технологии В.В. Воскобовича;



Использовать технологию «Сказочные лабиринты игры» в разделах образовательной программы «Радуга» Т.Н.
Дороновой, напр
авленных на развитие математических представлений;



Провести педагогическую диагностику развития математических представлений посредством игр В.В.
Воскобовича.

Создание педагогических
условии, при которых логическое мышление развивается наиболее эффективно:

1.Подключение в работу мелкой моторики рук;

2.Комплексность подхода к занятиям, их регулярность;

3.Применение игр с головоломками, сочетающих в себе способность развивать логическое мышление со способностью
вызвать интерес ребѐнка к занятиям.


Для эффекти
вного решения образовательных задач по технологии «Сказочные лабиринты Воскобови
ча » имеются

комплекты игр и игровых пособий.


При планировании игр


занятий

ставила цели:

1.Развивать мелкую моторику руки;

2.Пространственное мышление;

3.Творческое вообр
ажение;

4.Совершенствовать внимание и память;

5.Развивать детскую художественно


речевую деятельность при сочетании сказки и конструирования.

Широкий возрастной диапазон участнико
в

Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учени
ков средней школы. Это возможно потому,
что в ней есть как упражнения в одно
-
два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших
детей.


Многофункциональност
ь

С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных зада
ч. Незаметно для себя малыш
осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь,
мышление, внимание, память, воображение.

Универсальность по отношению к образовательным программам.

Как показала практ
ика, игры прекрасно вписались в программы образовательных учреждений, например "Детство",
"Развитие", "Радуга".


Творческий потенци
ал

С какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать "задумки" в
действительн
ость. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей "Чудо
-
головоломок", разноцветных
"паутинок" "Геоконта", "вечного оригами" "Квадрата Воскобовича": машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы,
рыцари и принцессы
-

целый сказочный мир! Игры дают

возможность проявлять творчество и взрослым.


Знакомясь со сказочными героями (мамой Трапецией, папой Прямоугольником, дедушкой Четырѐхугольником), дети
путешествовали с «Волшебным квадратом» по сказке, преодолевали вместе с ними совсем не сказочные препя
тствия,
добивались успеха.

Игры с «Волшебным квадратом» включала как часть занятия по математике при: знакомстве с геометрическими
формами, с понятиями длинный


короткий, с пространственной ориентировкой (верхние, нижние углы, середина).

Включение обучающ
их игр и развивающих заданий в единый игровой сюжет «Легенды Фиолетового леса» снижает
излишнюю дидактичность занятий и способствует наилучшему формированию у детей представлений.
Интеллектуальные способности детей интенсивно развиваются в том случае, если

образовательная деятельность
осуществляется в системе постоянного и постепенного усложнения игр.


Д
ети приобретают навыки конструирования, совершенствуются основные логические операции. Продолж
ая работу по
данному направлению знакомила

детей с новыми игр
ами: «Четырѐхцветный квадрат», «Двухцветный квадрат». В
процессе выполнения заданий дети складывают многоцветные фигуры. Гномы Двин, Дван, Трин предлагают вернуть
цвет геометрическим фигурам по схемам. Игровая деятельность с «Четырѐхцветным квадратом» треб
ует
интеллектуальных и волевых усилий. Дети уже сами придумывают и складывают свои фигуры, дают им названия.

В процессе игровой деятельности у детей развиваются сенсорные, познавательные и творческие способности. В игре
«Прозрачный квадрат» дети знакомятся

с эталонами формы и величины, соотношениями целого и части,
пространственными отношениями предметов. Обыкновенные прозрачные пластинки с геометрическими формами
становятся «Нетающими льдинками озера Айс». Участвуя в приключениях мальчика Гео, дети воплоща
ют сказочные
образы в предметные формы.

И
гра «Геоконт» («Чудесная поляна»). С помощью волшебных ниточек


резинок дети выполняют задания Паука Юка.
На первом этапе знакомства с этой игрой, дети конструируют геометрические фигуры без опоры на цифровые и
бук
венные обозначения. Они знакомятся с таким свойством как упругость (резинка растягивается и возвращается в
исходное положение).

В процессе игры перед детьми возникают «препятствия» (задание, вопрос, задача). Олицетворением этого препятствия
является натяну
тая на поле «Геоконта» резинка (паутинка). Она «исчезает» в случае правильного решения задачи.

Взаимосвязь программы «Радуга
» по математике

и использование развивающих игр Воскобовича очевидна. Знакомство
с цифрами осуществляется путѐм знакомства с героям
и математического театра, создания математических фризов,
изображающих цифру и число. Поэтому игра «Конструктор цифр» очень помогает в усвоении и закреплении
пройденной цифры. Дети сначала выкладывают цифру по образцу, а потом по памяти.

Качественная реали
зация развивающих игр невозможна без определения уровня развития детей
.

По результатам исследований можно сказать, что в группах много детей с нормальным, высоким и очень высоким
интеллектом. (Градация изменений интеллектуального развития выглядит так: инт
еллект ниже среднего, средний
интеллект, норма, высокий, очень высокий, превосходный). Лучше всего у детей развивается понятливость, умение
анализировать, сравнивать, сопоставлять.

Пяти
-
шестилетние дети умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслит
ельных операций и доводить
начатое дело до конца. Это результат развивающей игры, которая соединяет интеллектуальную деятельность и
возможность получить результат. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики
детских рук
. У детей нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости.
Дети рано начинают читать.

Коснемся вопроса мотивационной готовности детей к школе. Дети, которые постепенно переходят к взрослой «форме»
обучения, которые

«наигрались» в дошкольном детстве, хотят идти в школу не потому что уже пора, или этого хочет
мама, или там не надо отдыхать днем. Эти дети хотят учиться ради самого учения. И, как правило, учатся хорошо и с
интересом.


С
тараемся научить детей усваивать з
нания с радостью, получать удовольствие от самого процесса мышления. Учим
детей умению задавать умные вопросы и самостоятельно искать на них ответы.

Главное


не утратить детскую
любознательность и способность творить, фантазировать. Учим детей быть уверенными в себе, в своей
талантливости.


Учебно


тематический план (старшая группа 5
-
6 лет)


Кол
-
во занятий в неделю

Кол
-
во рабочих недель в
году

Кол
-
во

занятий в течение
года


2


36


72




п/п

Название игры

Кол
-
во занятий

Всего


1.


Копилка цифр


8


8


2.


Цифра
-

домино


10


10


3.


Ларчик


18


18





4.

Математическая корзина

4

4


5.


Прозрачный квадрат


10


10


6.


Шнур
-

затейник


8


8


7.


Соты


9


9


8.


Ромашка


5


5


Всего



72


Учебно


тематический план(подготовительная группа 6


7 лет)



п/п

Название игры

Количество
занятий

Всего


1.


Яблонька


4


4


2.


Цифра
-

домино


8


8


3.


Кораблик «брызг
-
брызг»


14


14


4.


Геоконт


46


46


Всего



72


Содержание изучаемого курса




Название игры

Содержание деятельности

Количество
занятий

месяц

1.


2.














3.


4.

Лепестки


Кораблик

«Брызг
-
Брызг»













Шнур
-

Затейник


Собери монетки



Выложи дорожку по цвету и запомни








8 занятий






сентябрь



Определение высоты мачт, порядковый счет». «Флажки»


сортировка по цвету, количественный счет



«Флажки»
-

сортировка по цвету.



Определение высоты мачт, порядковый счет». «Флажки»


сортировка по цвету, количестве
нный счет




«Сколько флажков на каждой мачте?» счет соотнесение


цифры и количества, знакомство с условной меркой



«Считаем флажки» решение логико
-

математических задач,


состав числа



«Ищем мачты» решение логико
-
математических задач,



состав числа



Загадка капитана» игра «Да


нет» «Загадка матросов» игры «Да


нет».



Надеть флажки на мачты!»
сортировка по цвету, определение
пространственных отношений (вертикаль, горизонталь, диаг
о
наль)

«Радуга»



Сделаем такой же узор «Дорожки»



«
Продолжи узор»



Стежки дорожки»
-

6 занятий



Развитие синхронности рук

1.

Кораблик

«Брызг
-
Брызг»



Надеть флажки на мачты!»
сортировка по цвету, определение
пространственных отношений (вертикаль, горизонталь, диагональ)
«Матросская тельняшка»




«Наде
ть флажки на мачты!»
сортировка по цвету, определение
пространственных отношений (вертикаль, горизонталь, диагональ)
«Лесенка»



Вариант игры «Ветер срывает флажки» решение логико


мат
е
матических

8 занятий


октябрь

задач«



Надеваем флажки» решение логико
-

математических зад
ач

2.

3

4.

Шнур
-

Затейник

Восьмерка

Игровизор



Выложи ци
фру



Разложи по цвету и запомни




Путешествие по лабиринту сказок


1.







2.



3.

4.

Математическая
корзинка до 5



Знакомьтесь


цифрята. Друзья отправляются в лес



Полян
ки цифрят



Корзинка ежика однерки и зайки
-

двойки. Кто набрал больше всех грибов



Корзинки цифрят. Кто набрал грибов больше всех?



Как цифрята поделили грибы.



Все грибы пополам.




В гости к другу.



Добавь грибок.



8 занятий




ноябрь

Кораблик

«Брызг
-
Брызг»



В
ыложи дорожку из флажков по цвету и запомни

Игровизоры



Путешествие по лабиринту цифр

Сухой бассейн



Найди, что спрятано

1.


2.



3.



4

Чудо крестики


Восьмерка




Шнур
-

затейник


Игровизоры

Разложи геометрические фигуры по порядку


8 занятий


декабрь



Конструирование цифр по схеме


играем с одноцветными палочками.



Конструирование цифр по схеме


играем с радужными палочками.



Конструирование по словесной модели.



Игра «Зашифруй цифру»



3 этап Мысленное создание словесных моделей, без опоры на
действие
.



Собери букву



Путешествие по лабиринту букв

1.



Квадрат

Воскобовича




Домик, конфета



Летучая мышь, конверт



Ежик, звездочка


8 занятий


январь


2.





3.

4.


Прозрачная цифра





Шнур
-
затейник

Игровизор



Сортировка по цвету.



Сортиро
вка по количеству.



Сортировка по количеству и цвету.



Складывание цифры (О) из трех элементов разного, потом одинакового
цвета.



Найди все варианты конструирование цифры 0

Сложи букву

Помоги Кате собрать слово в лабиринте

1.



2.




3.

4.

К
вадрат Воскобовича


Прозрачная цифра




Шнур
-
затейник

Игровизор



Башмачок, лодочка



Птичка, маленький домик
, ч
ерепаха, загадка


8 занятий


февраль



Аналогично
собирать остальные цифры



Складывание ряд цифр от 0 до 9 (пасьянс) разноцветные элементы.



Складыва
ние ряд цифр от 0 до 9 (п
асьянс)


одноцветные элементы



Складывание ряд цифр от 0 до 9


складывание по двум алгоритмам: 4
-
3
-
2
-
1 и 1
-
2
-
3
-
4



Сложи букву

Собери слово в лабиринте

1.


2.


3.



4.

Лепестки


Прозрачный квадрат

Математическая
корзин
ка от 5 до 10


Игровизор



Разложи лепестки по словесному указанию и запомни


8 занятий


март



«Вертикальное домино»
-

«Разноцветная цифра»



«Вертикальное домино»
-

«одноцветная цифра»



Знакомьтесь


цифрята. Друзья отправляются в лес



Полянки цифрят



Кор
зинки цифрят. Кто набрал грибов больше всех?



Как цифрята поделили грибы



Собери слово в лабиринте

1.


2.



3.

Чудо соты


Математическая
корзинка от 5 до 10


Змейка



Собери дорожку из фигур и запомни


8 занятий


апрель



Как цифрята по
делили грибы.



Все грибы пополам. Полянки цифрят.



В гости к другу.



.Добавь грибок.



Знакомство с игрой.


4.


Игровизор



1 уровень
-

плоскостных фигур




2 уровень


цветовые фигуры



Путешествие по лабиринту цифр

1.


2.



3.


4.

Восьмерка


Забавные цифры из
ци
фроцирка


Шнур
-

затейник


Игровизор

Построй заборчик из цветных палочек по словесному указанию и запомни


8 занятий


май



Найди героев Цифроцирка»



«На что похож каждый герой?»



«Выход на арену Цифроцирка»



«Ошибка Магнолика»



Выложи данную цифру и ее
соседей



Выложи слово



Дорисуй буквы по образцу

1.

2.


3.

4.

Лепестки

Змейка


Сухой бассейн

Игровизор



Построй цветок из разноцветных лепестков по словесному указанию и
запомни


8 занятий


июнь



3
уровень
-

объемные фигуры
,
Творческое конструирова
ние

Найди, что спрятано в бассейне

Дорисуй буквы

Иг
р
а

Количество часов

2.Чудо кр
е
стики


1.Знакомство с крестиками.


2.Собираем крестики


3.Составляем фигурки из альбома


4. Придумываем фигуры

3.Чудо соты

1.

Знакомство с сотами. Соби
раем соты

2.

Строим башню

3.

Составляем фигурки из альбома

4.

Придумываем фигурки

4.Кораблик

«Брызг
-
Брызг»


1.Определение высоты мачт, порядковый счет». «Флажки»


сортировка по цвету, количественный счет


2.. «Сколько флажков на каждой мачте?» счет со
отнесение


цифры и количества, знакомство с условной меркой.


4. «Считаем флажки» решение логико
-

математических задач,


состав числа

5. «Ищем мачты» решение логико
-
математических задач,


состав числа

6.

«Загадка капитана» игра

«Да


нет» «Загадка матросов» игры «Да


нет».

7.

«Надеть флажки на мачты!»
сортировка по цвету, определение пространственных
отношений (вертикаль, горизонталь, диаг
о
наль)

«Радуга»

8.

«Надеть флажки на мачты!»
сортировка по цвету, определение пространственн
ых
отношений (вертикаль, горизонталь, диаг
о
наль)
«Матросская тельняшка»

9.


«Надеть флажки на мачты!»
сортировка по цвету, определение пространственных
отношений (вертикаль, горизонталь, диаг
о
наль)
«Лесенка»

10.

Вариант игры «Ветер срывает флажки» решение логи
ко


мат
е
матических задач

11.

«Надеваем флажки» решение логико
-

математических задач

5.Математическая
корзи
н
ка

1.Знакомьтесь


цифрята. Друзья отправляются в лес

2.Корзинка зайки


двойки

3.Корзинки цифрят.

4. Кто набрал грибов больше всех?

5.Как цифрята под
елили грибы.


6.Все грибы пополам. Полянки цифрят.


7. В гости к другу.


8..Добавь грибок.


9..Магнолик и его загадочные корзинки.

7.восьмерка

1.

Конструирование цифр по схеме


играем с одноцветными палочками.

2.

Конструирование цифр по схеме


играем
с радужными палочками.

3.

Конструирование по словесной модели.

4.

Игра «Зашифруй цифру»

5.

Игра «Зашифруй цифру»

6.

3 этап Мысленное создание словесных моделей, без опоры на действие.

8.Квадратные
забавы

1.


Помоги Диону найти цвет 1
-
6

2.

Помоги Двану найти цвета 7
-
12

3.

Помо
ги Тниру найти цвета 13
-
18

9.Квадрат
Воскобовича

1.

Домик, конфета

2.

Летучая мышь, конверт

3.

Ежик, звездочка

4.

Башмачок, лодочка

5.

Птичка, маленький домик

6.

Черепаха, загадка

10.Змейка

1.

Знакомство с игрой.

2.


1 уровень
-

плоскостных фигур

3.


2 уровень


цветовые фигуры


4.


3 уровень
-

объемные фигуры

5.

Творческое конструирование

11.Забавные
цифры из
цифроцирка

1.

«Найди героев Цифроцирка»

2.

«На что похож каждый герой?»

3.

«Выход на арену Цифроцирка»

4.

«Ошибка Магнолика»

5.

«Парад


алле»

6.

Загадки Магнолика»

7.

«Угадай, кто»

8.

«Найди или отг
адай цифру»

12.Прозрачная
цифра

1.

Сортировка по цвету.

2.

Сортировка по количеству.

3.

Сортировка по количеству и цвету.

4.

Складывание цифры (О) из трех элементов разного, потом одинакового цвета.

5.


Найди все варианты конструирование цифры 0

6.

Аналогично
собирать ос
тальные цифры

7.

Складывание ряд цифр от 0 до 9 (пасьянс) разноцветные элементы.

8.

Складывание ряд цифр от 0 до 9 (пасьянс)


одноцветные элементы.

9.

Складывание ряд цифр от 0 до 9


складывание по двум алгоритмам: 4
-
3
-
2
-
1 и 1
-
2
-
3
-
4

10.


«Вертикальное домино»
-

«Разн
оцветная цифра»

11.

«Вертикальное домино»
-

«одноцветная цифра»

13.Забавные
буквы из
буквоцирка.


2.

«Парад


алле»

3.

«Песенка друзей»

4.

На что похож каждый артист?»

5.

«Любимые буквы» «Волшебные сундучки»

6.

«Эхо»

7.

«Чехарда»

14.Шнур
-

Затейник

1.

Чтение сказочной истории «Ф
илимон Котерфильд, знаменитый факир». Рассматривание
игры

2.

Сделаем такой же узор «Дорожки»

3.

«Продолжи узор»



4.

Стежки дорожки»
-

6 занятий

5.

Буквы

6.

Цифры

7.

Слова

15.Прозрачный
квадрат

1.

Соотнесение целого и частей



Приложенные файлы

  • pdf 14829837
    Размер файла: 694 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий