Тема 6. Рецептивный подход к анализу текста. Тема 7. Рецептивная эстетика В. Изера. Тема 8. Структурно-семиотическая традиция анализа текста.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.

1


ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РУССКАЯ ХРИСТИАНСКА
Я ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕ
МИЯ»









«УТВЕРЖДЕНО»

на заседании

Ученого совета

ЧОУ ВПО РХГА

протокол № 8 от 01.07.2011г.


«СОГЛАСОВАНО»

проректор по научной
работе

ЧОУ ВПО РХГА

______ Д.В.Шмонин

01.07.2011г







Рабочая программа учебной дисциплины


М
2
.
Б
.
5


Современные техники анализа текстов культуры


по направлению


033000.68 (51.04.01) КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Квалификация выпускника
-

магистр






Санкт
-
Петербург

2011 г.


2

ДИСЦ
ИПЛИНА
:

Современные техники анализа текстов культуры



Место

дисциплины


в структуре ООП:

Дисциплина «
Современные техники
анализа текстов культуры
» входит в
профессиональный

цикл дисциплин
основной
образовательной магистерской программы по направлению «
кул
ьтурология
».


Т
рудоемкост
ь и аттестация по дисциплине
:


Дисциплина


Трудоемкость

Аудиторная
нагрузка, часы:

Форма итоговой
аттестации / семестр

Всего кредитов /

из них на экзамен

Всего часов на
теоретическое
обучение

из них:

Лекции

Практические
занятия

Лабораторные
занятия

Аудиторная
нагрузка

Самостоятельная
работа

Современные техники
анализа текстов культуры
,
семестр
9

4

144

58

82

12

42

-

Заче
т,
семе
стр
А


Цель и ожидаемые результаты изучения
модуля /
дисциплины:



студент
должен обладать сле
дующими компетенциями
:




способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и
общекультурный уровень (
OK
-

1);



способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками, как
средством делового общения (ОК
-
3);



способностью самостоятельно
приобретать с помощью информационных
технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в
том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой
деятельности (ОК
-

6);



способностью к профессиональной эксплуатации

современного оборудования и
приборов (в соответствии с целями ООП магистратуры) (ОК
-

7).



способностью пользоваться иностранными языками в профессиональной
коммуникации (ОК
-
8)



способностью использовать знание фундаментальных наук в своей научно
-
исследовате
льской и научно
-
практической деятельности (ПК
-
1);



готовностью использовать углубленные специализированные знания из области
культурологии для решения научно
-
исследовательских, научно
-

практических,
прикладных задач (в соответствии с целями ООП магистратуры
) (ПК
-
3);



способностью самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований (в
соответствии с целями ООП магистратуры) и решать их с помощью свободно
выбираемых теорий и методов, информационных технологий с использованием
мирового опыта (ПК
-
4);


3



сп
особностью понимать, изучать и критически анализировать получаемую
научную информацию по тематике исследования и представлять результаты
исследований; свободным владением методами обработки, анализа и синтеза
информации (ПК
-
5);



готовностью представлять рез
ультаты исследования в формах научных отчетов,
рефератов, обзоров, аналитических карт, докладов, статей; составлять
практические рекомендации по использованию результатов научных исследований
(в соответствии с целями ООП магистратуры) (ПК
-
6);



готовностью к

использованию современного знания о культуре в организационно
-
управленческой работе (ПК
-
7);



способностью строить межличностные и межкультурные коммуникации;
владением навыками и приемами профессионального общения (ПК
-
8);



способностью применять на практике

знание теоретических основ управления в
социокультурной сфере, владнием приемами работы с персоналом, методами
оценки качества и результативности труда персонала (ПК
-
9);



способностью рассчитывать и оценивать условия и последствия принимаемых
организационн
о
-
управленческих решений (ПК
-
10);



способностью строить и использовать модели для описания и прогнозирования
различных явлений; формулировать проектно
-

технические задания; готовностью
пользоваться нормативными документами, определяющими параметры проведени
я
работ в сферах социокультурной деятельности (в соответствии с целями ООП
магистратуры) (ПК
-
12);



способностью свободно пользоваться современными методами обработки и
интерпретации комплексной информации (в соответствии с профилем ООП
магистратуры) для реш
ения научных и практических задач, в том числе
находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК
-
15);



способностью использовать современные компьютерные сети, программные
продукты и ресурсы Интернет для решения задач профессиональной деятель
ности
(ПК
-
16);



способностью выбирать технические средства и технологии с учетом
экологических последствий их применения (в соответствии с целями ООП
магистратуры) (ПК
-
17);


Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:


Знали:




основные подх
оды к анализу культурных текстов, их генеалогию и методы



содержание изложенных в курсе теоретических и методологических техник
изучения культуры;



историко
-
культурный контекст, обусловивший появление этих техник;



системную взаимосвязь названных техник


Умели:



анализировать и интерпретировать тексты по методологии культурологического
знания;



оценивать познавательные возможности методологических концепций изучения
культуры.


Владели:



понятийным аппаратом дисциплины;



техниками анализа текстов.


4



Примерн
ый тематический план




Наименование тем, разделов


Количество часов по учебному плану

Всего

В том числе

Лекции

Лаборат.


з
а
нятия

Практ.


занятия

Сам.


раб
о
та

КСР

1

2

3

4

5

6

7


Сем.
9

Современные техники анализа текстов
культуры

144

12


42

82

4

1

Тема 1.

Введение. Культура как текст.
Основные подходы, школы,
методологические основания.

10

2



8


2

Тема 2.

Функциональный аспект в
изучении текста.

14

2


4

8


3

Тема 3.

Методология культуры в
социальной и культурной антропологии
второй половины Х
Х в.

Коммуникативное
намерение

и

коммуникативная установка
текста.

14

2


4

8


4

Тема 4.

Тест и контекст.

14



6

8


5

Тема 5.

«Смерть
А
втора»: современные
подходы к анализу текстов культуры.

14

2


4

8


6

Тема 6.

Рецептивный подход к анализу
текста.

1
6



6

10


7

Тема 7.

Рецептивная эстетика В. Изера.

16

2


6

8


8

Тема 8.

Структурно
-
семиотическая
традиция анализа текста.

12



4

8


9

Тема 9.

Постструктуралистские концепции
текста. Рецептивный подход У. Эко.

14

2


4

8


10

Тема 10.

«Великий интертекс
т» и его
«идеальный читатель».

12



4

8



всего

144

12


42

82

4


Содержание разделов дисциплины:


Тема 1. Введение. Культура как текст. Основные подходы, школы,
методологические основания.
Многоаспектность изучения культуры. Становление
теории текста. О
пределение текста как динамической коммуникативной единицы высшего
порядка, посредством которой осуществляется передача информации в культуре. Текст
как законченное информационное целое. Семантические и коммуникативные категории
текста. Элементы анализа. С
труктура и знак. Триада «Автор
-
текст
-
рецепиент» («Поэтика»
Аристотеля). Текст как произведение, обладающее качествами целостности и связности.
Единицы текста. Текст как семантико
-
структурное единство. Вторжение в текст как
единообразно организованное смысл
овое пространство элементов других текстов,
«текстов в тексте» (Ю. М. Лотман). Значение и смысл. Глубина прочтения текста.
Основные подходы к анализу текста в историческом аспекте. Формирование научного
образа гуманитарного знания в культуре раннего нового

времени.
«
Научный метод
»

в

5

контексте новоевропейской культуры
-

начала XX века и его модификации,
Антисциентистские представления о методологии гуманитарного знания в культуре
нового времени. Объективизм и релятивизм в гуманитарном познании XX века: колли
зии
и взаимодействие. Понимание техник анализа текста в гуманитарном знании второй
половины XX
-

начале XXI века.


Тема 2. Функциональный аспект в изучении текста.

Идеология просвещения и его
основные концепты Открытие историзма в трудах Гердера и романтик
ов. Позитивизм и
методология культурно
-
исторических исследований в XIX в. Методы культурно
-
исторических исследований школы анналов. Методология изучения культуры в работах
М. Фуко. Структуралистский аспект изучения текста Структурализм второй половины XX
в
. И проблемы методологии культуры. Подходы к чтению текста в работах Р.Барта.
Постструктурализм: проблемы чтения
-
письма в работах Ж.Деррида и П.де Мана.
Семиотический аспект изучения текста. Методы изучения культуры в московско
-
тартуской школе. Прагматичес
кий аспект изучения текста.


Тема 3. Методология культуры в социальной и культурной антропологии второй
половины ХХ в.

Коммуникативное намерение коммуникативная установка текста.
Теория текста как научная основа поиска оптимального варианта организации те
кста.
Текст и его восприятие. Значение фоновых знаний в восприятии текста. Прагматическая
установка текста и прагматическая установка актора, взаимодействие. Проблема чтения
-
письма в философской герменевтике (Гадамер, Рикер). Процедуры чтения во французско
й
школе анализа дискурса. Генетическая критика: проблемы текстуального анализа.
Техники восприятия. Интерпретации текста. Репрезентация. Контекст. Виды текстов.
Визуальные тексты, музыка и аудиальные тексты, художественные тексты. Текст и
нарратив. Отноше
ния: автор (намерение)
-

текст
-

читатель (ожидаемый, неожиданный).
Типы теста (нарратива): литературный, исторический, аналитический, философский.
Чтение как отнесение к канону. Канон как совокупность образцовых текстов (эталонных
артефактов) в социокульт
урной среде (канон I); канон как совокупность образцовых
истолкований и оценок (канон II). Историчность, культурность, релятивность канонов.
Особенности техники отбора текстов для их канонизации, отнесения к эталонам в
обыденном сознании и академическом, п
рофессиональном сознании. Рецепция как
совокупность взаимоотношений между читателем и текстом. Глубокое, «медленное»
чтение; насыщенное описание как интерпретация текста. Интерпретация как
соавторство/письмо; корректность и границы интерпретации
-
письма. К
ритерии границ
прочтения (их связь с культурой исторической профессии и социокультурной средой);
проблема столкновения контекстов авторского текста и читательского письма.


Тема 4. Тест и контекст.

Когнитивный характер риторики интерпретации
-
письма.
Проце
дуры чтения
-
письма. Выяснение читателем того, как устроен текст; как и в каких
формах обнаруживается голос автора в пространстве интертекста; каким образом
нарративный анализ «содержания/формы» способен помочь читателю в понимании текста
и в выборе собстве
нных «авторских» стратегий. Определение читателем типа нарратива,
«формуляра» и параметров текста. Определение базовых слов, составляющих каркас
текста, и диапазона их значений в этом тексте. Способы и средства выражения в тексте
«когнитивной карты»: «след
ы» теории, заявленной в авторском намерении и бытующей в
тексте; исследовательский подход, процедуры репрезентации (авторской) концепции;
оговорки и умолчания в тексте; «верхний» и «нижний этажи» текста: их взаимодействие
(феномен «многоголосия»); поиск ин
новаций в «содержания/формы» текста, соотнесение
текста с канонами. Способы и средства выражения контекста в (авторском) тексте.



6

Тема 5. «Смерть
А
втора»: современные подходы к анализу текстов культуры.

На
протяжении столетий фигура Создателя и миф Творца

занимали ведущее место в
западных интеллектуальных практиках. Идея Бога как автора всего сущего явно или
имплицитно вдохновляла традиционную историографию, литературоведение, искусство и
другие сферы, с присущим им культом гениальных личностей, сотворяющи
х
произведения. Идея невидимого центра, благодаря которому мир приобретает некоторую
целостность и осмысленность, не была отменена в одночасье тезисом «о смерти Бога»,
поскольку центр и место Бога
-

это, прежде всего, эффект структуры. Ситуация начала
меня
ться в XX в., когда с 60
-
х гг. в сферу научного изучение вводится общество, и, как
следствие, внимание научного сообщества концентрируется на социальной действенности
искусства, проявляющейся в реакции аудитории. Отождествление сознания человека с
письменн
ым текстом как единственным более или менее достоверным способом его
фиксации сделало словесность испытательным полигоном для разного рода концепций
философского и культурологического характера, в которых культ Автора уступил место
культу Читателя, наделяю
щего слова смыслом и упорядочивающим мир в процессе
рецепции произведения. Бута (1961 г.), который, по существу, первым заговорил о
«подразумеваемом авторе» (
«
implied author
»
). Далее, на протяжении последующих двух
десятилетий можно было бы проследить пара
ллельное развитие двух самостоятельных
направлений исследования, каждое из которых до известного момента игнорировало
существование другого, структурно
-
семиотическое и герменевтическое.


Тема 6. Рецептивный подход к анализу текста.

Неогерменевтическая ли
ния
представлена немецкой школой рецептивной эстетики. Среди наиболее репрезентативных
теоретиков этой парадигмы Х. Р. Яусс, В. Изер. Важной датой в изучении рецепции стал
апрель 1967 г., когда в университете Констанца Х. Р. Яусс выступил с инаугурационной

лекцией, в которой он изложил исследовательскую парадигму для литературоведения,
обозначенную как
«
Rezeptionsasthetik
»

(современный аналог в англоязычной
историографии
«
the poetics of reception
»
). Центральным понятием у Х. Р. Яусса является
термин «горизо
нт ожиданий», обозначающий комплекс эстетических, социально
-

политических, психологических и прочих представлений, определяющих отношение
автора к обществу, а также отношение читателя к произведению. «Реконструкция
горизонта ожидания, в котором произведени
е создавалось или воспринималось в
прошлом», помогает восстановить историю рецепции данного текста и вписать его в
исторический процесс эволюции литературы. Х. Р. Яусс попытался преодолеть разделение
литературы и истории, исторического и эстетического позн
ания, добавив к идее Э.
Гуссерля об обязательной творческой активности личности при прочтении произведения
еще и идею Г.
-
Г. Гадамера о необходимости изучать современную для реципиента
ситуацию.


Тема 7. Рецептивная эстетика В. Изера.

Другой представитель ш
колы рецептивной
эстетики В. Изер исходит из категории неопределенности литературного произведения,
благодаря которой и формируется эстетический опыт читателя. Вариативность
восприятия реципиента
-

«странствующая точка зрения» (
«
Wandelnde Blickpunkt
»
)
-

за
висит как от индивидуально
-
психологических, так и от социально
-
исторических
характеристик читателя. Он не полностью свободен в выборе точки зрения, так как ее
формирование определяется также и текстом, хотя «перспективы текста обладают только
«характером и
нструкций», акцентирующих внимание и интерес читателя на определенном
содержании». Кроме того, В. Изер использует категорию «подразумеваемый читатель»
(
«
implied reader
»
), которая призвана раскрыть потенциальную множественность значений
текста. Работая с «с
ырым» материалом, каковым представляется написанный, но не
прочитанный и, следовательно, не существующий еще текст, читатель вправе делать
умозаключения, которые способствуют раскрытию множественных связей и референций

7

произведения
-

«литературное произвед
ение

скорее напоминает партитуру чтения,
необходимую для нового читательского резонанса, который высвобождает текст из
материи слов». Таким образом, успех рецептивно
-
эстетической научной парадигмы
определялся, прежде всего, разрывом с представлением о неза
висимости искусства от
общественно
-

исторического контекста, введении в сферу исследования читателя и
общество, исследованием литературного текста как продукта исторической ситуации. Но
постепенно социальный характер норм создания и рецепции литературной к
ультуры был
вытеснен из поля внимания исследователей, которые сфокусировали свой интерес
главным образом на анализе семантической структуры текста, тем более, что параллельно
с рецептивно
-
эстетическим методом развивалась другое направление исследований.


Т
ема 8. Структурно
-
семиотическая традиция анализа текста.

Принято считать, что
структурно
-
семиотическая традиция заявила о себе в восьмом выпуске журнала
«Коммуникации» (
«
Communications
»
, 1966 г.). В этом номере Р. Барт рассуждал о
реальном авторе, который

не может быть отождествлен с нарратором. Но еще в 1957 г. в
своей работе «Мифологии» Р. Барт выступает против единственности прочтения текста и
окончательности в интерпретации его смысла. Восприятие текста, согласно его
концепции, определяется уровнем чи
тателя и его подготовленностью к прочтению и
интерпретации основных смыслов, сплетенных в ткани текста. В это же время Ж. Женетт
начинает разрабатывать свои категории голоса и фокализации (принявшие вид целостной
концепции к 1972 г.). Под влиянием работ М.

М. Бахтина Ю. Кристева создает свою
концепцию семанализа как модели «производства текста» и разрабатывает теорию
интертекстуальности, затем появляются посвященные вопросам рецепции работы М.
Риффатерра (теория архичитателя, 1971 г.), Е. Д. Хирша (1967 г.)
, С. Чэтмэна (концепция
подразумеваемого читателя, 1978 г.). Тогда же М. Фуко (1969 г.) задает тон новым
исследованиям через проблематизацию роли авторской функции: проблема автора
определялась им как «способ существования дискурса
»
, где сам факт указания
тех или
иных имен (как имен авторов) был интересен ученому как факт легитимации и
социализации дискурса в данной культуре.


Тема 9. Постструктуралистские концепции текста. Рецептивный подход У. Эко.

Исследования Р. Барта, М. Фуко и других постструктуралист
ов имели весьма серьезные
последствия. Такая постановка вопроса означала отказ от расшифровки, вычитывания в
тексте
некоего

сакрального, окончательного смысла (
который
, в конечном счете, обычно
присваивается автору), а также создания новых моделей
коммуник
ации

между автором
(как автором
подразумеваемым
, присутствующим в тексте), текстом и читателем. М. Фуко
удалось конкретизировать понятие Автора посредством сведения его к
одному

из
способов интерпретации текста при
помощи

закрепления за ним определенного с
мысла:
автор
-

это «есть функциональный принцип,
который

... затрудняет бесконтрольное
обращение смыслов, ограничивает свободу в создании
произведения
, в разложении его на
составные части». Рецептивный подход У. Эко. Особое значение в контексте
рецептивног
о подхода имеет концепция У. Эко, посвятившего этой проблеме немало
работ, начиная с 1962 г. («Открытое произведение») и продолжая
работами

1990
-
х гг.
(«Пределы интерпретации», «
Интерпретация

и гиперинтерпретация», «Шесть прогулок в
литературных лесах»). У
. Эко
разрабатывал

свою концепцию рецепции и интерпретации
текста «образцовым читателем» в духе наиболее влиятельной в тот период (
начало

1960
-
х
гг.) структурно
-
семиотической
парадигмы
. «Открытое произведение» и «Роль
читателя
»
-

ключевые работы У. Эко, пе
рвая из
которых

поставила вопрос об «открытости» текста для
интерпретативных усилий читателя, а вторая
-

закрепила неоспоримость читательских
позиций. Уже первая из этих книг была
воспринята

как интеллектуальная провокация, а
У. Эко впоследствии пришлось в
зять на себя
ответственность

за эскалацию «открытости»
и
бесконечности

интерпретации, ибо установленная им, казалось бы, четкая иерархия

8

между автором и читателем
-

доминанта авторского замысла,
воплощенного

в тексте, над
его восприятием
-

в конце концов,
оказалась подвергнутой сомнению (даже если сам
автор этого не желал).


Тема 10. «Великий интертекст» и его «идеальный читатель».

Под влиянием
теоретиков структурно
-
семиотической традиции как текст стали
рассматриваться

не
только объективно выраженные литер
атурные произведения, но и культура,
общество
,
история и сам человек. Положение о том, что история и общество являются тем, что
может быть «прочитано», привело к восприятию
человеческой

культуры как единого
«интертекста», который, в свою очередь, служит пр
едтекстом любого вновь
появляющегося текста. Таким
образом
, автор всякого текста
-

художественного или
любого другого
-

«превращается в пустое пространство проекции интертекстуальной
игры
». Важным последствием
трансформации

культурной традиции в «великий
и
нтертекст» является растворение реципиента в
вариантах

интерпретации
полисемантических структур текста культуры, каждая из которых может быть
истолкована так или иначе исходя из субъективных предпочтений и
н
терпретатора.

Следовательно, проблема читателя в с
емиотике и текстуальном анализе в целом
противостоит, или, точнее, предшествует идее аудитории как разнородной, гетерогенной,
всегда конкретной и незамкнутой группы людей, границы и постоянная характеристика
которой отсутствуют. Единственной связью с миром

«идеального» читателя является
культурная традиция, а единственной жизненной функцией
-

функция интерпретации.
Кроме того, «идеальный» читатель или зритель может быть понят также как категория
историческая: каждый текст, программирующий своего интерпретат
ора, предполагает
наличие у реципиента определенной текстуальной компетенции и общность контекста
коммуникации. Именно апелляция к исторически конкретным событиям или фактам
иногда обеспечивает когерентность воспринимаемого текста.


Интерактивные формы зан
ятий:



темы

Формы

1.

Дискуссия

2.

Семинар


Примерные темы практических занятий

1.

Методы культурно
-
исторических исследования текста в школе анналов: М. Блок.

2.

Типы нарратива
(
литературный, исторический, аналитический, философский
).

3.

Интерпретация

как соавторство/письмо; корректность и границы интерпретации
-
письма.

4.

О
говорки и умолчания в тексте
.

«
В
ерхний» и «нижний этажи» текста: их
взаимодействие (феномен «многоголосия»)
.

5.

Концепция предрассудков/предзнаний в герменевтике.

6.

Проблема текста
у
М. М. Бахтина
.

7.

Конфликт интерпретаций: П. Рикер.

8.

«Отсутствующая структура»: критика структурализма у
У. Эко.


Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:


Содержание
инвариантной

самостоятельной работы студентов по темам:



9


п/
п

Темы дисци
п
лины

Содержание самостоятельной
работы студентов

Количество
часов


Тема 1.

Введение. Культура
как текст. Основные подходы,
школы, методологические
основания.

Вопросы для самостоятельного
изучения:

1.
Триада «Автор
-
текст
-
рецепиент»
в
«Поэтик
е
» Аристотеля
.

2. Экзегетические методы в поздней
античности:
аллегореза.

8


Тема 2.

Функциональный
аспект в изучении текста.

Вопросы для самостоятельного
изучения:

1.
Романтическая концепция текста.

2.
Методы культурно
-
исторических
исследований школы анна
лов
: опрос
текста.

8


Тема 3.

Методология
культуры в социальной и
культурной антропологии
второй половины ХХ в.
Коммуникативное намерение
коммуникативная установка
текста.

Вопросы для самостоятельного
изучения:

1.
Проблема чтения
-
письма в
философской герм
еневтике

Г.Г.
Гадамер
.


2.
Проблема чтения
-
письма в
философской герменевтике
:

П.
Рикер
.

8


Тема 4.

Тест и контекст.

Вопросы для самостоятельного
изучения:

1. Концепция нарратива
Й.
Брокмейера и Р. Харре.

2. Постмодернистские концепции
нарратива.

8


Те
ма 5.

«Смерть автора»:
современные подходы к
анализу текстов культуры.

Вопросы для самостоятельного
изучения:

1.
«Смерть Автора» у Р. Барта.

2. «Смерть Автора» у М. Фуко.


8

Итого:

40


Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:


Вариатив
ная работа студента представляет собой самостоятельное изучение одного
из двух вопросов на выбор по каждой из представленных ниже тем:



п/п

Темы дисци
п
лины

Содержание самостоятельной
работы студентов

Количество
часов


Тема
6
.
Рецептивный подход
к анал
изу текста.

Вопросы для самостоятельного
изучения:

1.

«
История литературы как
провокация литературоведения
»:
Яусс Х. Р.

2.

Понятие
«горизонт ожиданий»

у
Яусса.

10


10


Тема
7
.
Рецептивная эстетика
В. Изера.

Вопросы для самостоятельного
изучения:

1.
В.

Изер
о

«п
роцесс
е

чтения
».

2.
Концепция «
р
еконструкции
горизонта ожидания»

в философской
герменевтике и у Изера.

8


Тема
8
.
Структурно
-
семиотическая традиция
анализа текста.

Вопросы для самостоятельного
изучения:

1
.

«
Разрушение поэтики
»
:

концепция текста
Ю.

Кр
истев
ой.


2.

Границы повествовательности у
Ж. Женетт
а.


8


Тема 9
.

Постструктуралистские
концепции текста.
Рецептивный подход У. Эко.

Вопросы для самостоятельного
изучения:

1.

«
Открытое произведение
» У.
Эко.


2.

У. Эко о «роли читателя».


8


Тема 10.

«
Великий
интертекст» и его
«идеальный читатель».

Вопросы для самостоятельного
изучения:

1.

Понятие «
интертекстуальной
игры
».

2.

«Т
екстуальной компетенции и
общность контекста коммуникации
»
в
п
остструктуралистск
ой

концепции
текста
.


8

Итого:

42


Организаци
я текущей аттестации:


Текущая аттестация проводится в форме собеседования.


Организация итоговой аттестации (с критериями оценивания):


Итоговая аттестация о
существляется в форме
письменного опроса
, при этом проводится
оценка компетенций, сформированных
по модулю дисциплине.


Примерные вопросы к
зачету
:



1.

Роль анализа текста в современной культурологи.

2.

Становление теории текста.

3.

Романтическая концепция текста.

4.

Методы культурно
-
исторических исследовани
я текста в

школ
е

анналов
.

5.

Определение текста как дин
амической коммуникативной единицы
.

6.

Семантические и коммуникативные категории текста.

7.

Структура и знак.

8.

Текст как семантико
-
структурное единство.

9.

Типы нарратива
(
литературный, исторический, аналитический, философский
)
.

10.

Коммуникативное намерение
,

коммуникат
ивная установка текста.

11.

Проблема чтения
-
письма в философской герменевтике (Гадамер, Рикер).

12.

Генетическая критика: проблемы текстуального анализа.


11

13.

Техники восприятия.

14.

Интерпретации текста.

15.

Репрезентация.

16.

Понятие к
онтекст
а
.

17.

Понятие канона.
Канон как сов
окупность образцовых текстов
.

18.

П
роблема столкновения контекстов авторского текста и читательского письма.

19.

Процедуры чтения
-
письма.

20.

Способы и средства выражения в тексте «когнитивной карты»
.

21.

Способы и средства выражения контекста в (авторском) тексте.

22.

Проб
лема текста культуры в отечественной исследовательской традиции (М.
Бахтин, Ю. Лотман).

23.

П
роблемы чтения
-
письма в работах Ж.Деррида и П.де Мана.

24.

Н
емецкой школой рецептивной эстетики
:

Х. Р. Яусс
.

25.

Рецептивная эстетика В. Изера.

26.

«Смерть Автора» и с
труктурно
-
се
миотическая традиция анализа текста: К. Барт
.

27.

«Что такое автор?»
М. Фуко
.

28.

Интерпретация и гиперинтерпретация
: У. Эко.

29.

«
И
нтертекст»

и подтекст в культуре
.



Оценка компетенций, сформированных по модулю / дисциплине:


Компетенция

Контрольно
-
измерительные ма
териалы оценки
сформированности компетенции

ОК
-
1

Письменная контрольная работа (контроль самостоятельной работы),
Выступление на семинаре

ОК
-
3

Письменная контрольная работа (контроль самостоятельной работы),
Выступление на семинаре

ОК
-
6

Письменная конт
рольная работа (контроль самостоятельной работы),
выступление на семинаре

ОК
-
7

Выступление на семинаре, участие в дискуссии

ОК
-
8

Выступление на семинаре

ПК
-
1

Выступление на семинаре, участие в дискуссии

ПК
-
3

Выступление на семинаре, участие в дискуссии

ПК
-
4

Выступление на семинаре, участие в дискуссии

ПК
-
5

Письменная контрольная работа (контроль самостоятельной работы)

ПК
-
6

Выступление на семинаре, участие в дискуссии, зачет по дисциплине

ПК
-
7

Выступление на семинаре, участие в дискуссии, зачет по д
исциплине

ПК
-
8

Выступление на семинаре, участие в дискуссии, зачет по дисциплине

ПК
-
9

Выступление на семинаре, участие в дискуссии, зачет по дисциплине

ПК
-
10

Выступление на семинаре, участие в дискуссии, зачет по дисциплине

ПК
-
12

Выступление на семинар
е, участие в дискуссии, зачет по дисциплине

ПК
-
15

Выступление на семинаре, участие в дискуссии, зачет по дисциплине

ПК
-
16

Выступление на семинаре, участие в дискуссии, зачет по дисциплине

ПК
-
17

Выступление на семинаре, участие в дискуссии, зачет по дисц
иплине


Итоговая аттестация по дисциплине проводится в форме устного
экзамена
. От
студента ожидается грамотный ответ на поставленный вопрос, способность ясно и четко
изложить изученный материал,
обнаружить ясное представление об
основны
х

подход
ах

к
анализ
у культ
урных текстов; знание
содержани
я

изложенных в курсе теоретических и
методологич
еских техник изучения культуры,
историко
-
культурн
ого

контекст
а
,

12

обусловивш
его появление этих техник,
системную взаимосвязь названных техник
; умение
анализировать и интерп
ретировать тексты по методол
огии культурологического знания.



Учебно
-
методическое и информационное обеспечение дисципл
и
ны:


Литература


а) основная


1.

Барт


Р. Мифологии. М.: Академический Проект, 2010.

2.

Усманова, А. Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации

// А. Р. Усманова.
-


Минск: Пропилеи, 2000.

3.

Фуко


М. Что такое автор? / М. Фуко; сост. И. В. Кабанова // Современная
литературная теория. Антология.
-

М.: Флинта, Наука, 2004.

4.

Эко У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике
.
СПб.: Академический проект, 2004.

5.

Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб.: Симпозиум, 2007.


б) дополнительная



1.

Барт


Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная

эстетика и теория литературы Х1
Х
-
ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе.
-

М.:
Издательство Московского университета, 1987.

2.

Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.,1991.

3.

Женетт


Ж. Фигуры: в 2
-
х томах. Т. 2
//

Ж. Женетт; пер. с фр. Е. Васильевой [и др.]
-

М.: Издательство имени Сабашниковых,

1998.

4.

Зись


А. Я. Художественная коммуникация и рецепция как ее завершающее звено //
А. Я. Зись, М. С. Стафецкая; ответственный редактор Ю. Б. Борев //
Художественная рецепция и герменевтика: теории, школы, концепции
(критические анализы).
-

М.: Наука, 1
985.

5.

Изер


В. Процесс чтения: феноменологический подход// В. Изер; Сост. И. В.
Кабанова // Современная литературная теория. Антология.
-

М.: Флинта, Наука,
2004.

6.

Исупов


К. Г. Космос русского самосознания // Общество. Среда. Развитие / ЦНИТ
«Астерион».
-

СПб., 2006
-
2011.
-

№ 1(1)
-

4 (21).

7.

Кристева


Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики // Ю. Кристева; пер. с фр. Г.
К. Косиков
-

М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.

8.

Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 2002.

9.

Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США):
концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник // научн. ред. и
состав. Е. П. Ильин, Е. А. Цурганова.
-

М.: Интрада
-

ИНИОН, 1999.

10.

Эко У. Роль читателя. Исследования по семи
отике текста. СПб.: Симпозиум, 2007.

11.

Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. СПб.: Симпозиум, 2007.

12.

Яусс Х. Р. История литературы как провокация литературоведения //Новое
литературное обозрение.
-

1995.
-

№ 6, № 12.

13.

Booth W. C. The Rhetoric of F
iction.
-

Chicago: University Of Chicago Press, 1983.

14.

Chatman S. Narrative structure in fiction and film.
-

Ithaca: Cornwell University Press,
1978.

15.

Iser W. The Implied Reader.
-

Baltimore: John Hopkins University Press, 1974.

16.

Hirsch E. D. Validity in I
nterpretation. Hew Haven: Yale University Press, 1967.

17.

Martindale Ch., Thomas R. F. Classics and the Uses of Reception.
-

Oxford: Blackwell
Publishing, 2006.


13


в
)
электронные образовательные ресурсы (ЭОР):





Федеральный портал «Российское образование»:
www
.
edu
.
ru


г)
электронно
-
библиотечные системы (ЭБС
)
:



п/
п

Дисциплина

Ссылка на
информационный
ресурс

Наименование
разработки в
электронной
форме

Доступность

1.



http://ibooks.ru/


Электронно
-
библиотечная
система (ЭБС)
iBo
oks.Ru.
Учебники и
учебные пособия
для университетов

Индивидуальн
ый
неограниченны
й
доступ из
любой точки, в
которой
имеется доступ
к сети
Интернет

http://www.iprbookshop.
ru/

Электронно
-
библиотечная
система (ЭБС)
IPRbooks.
Учебники и
учебные пособия
дл
я университетов

Индивидуальн
ый
неограниченны
й
доступ из
любой точки, в
которой
имеется доступ
к сети
Интернет

http://www
.biblioclub.ru

Электронно
-
библиотечная
система (ЭБС)
Университетская
библиотека онлайн

Индивидуальн
ый
неограниченны
й доступ из
любой

точки, в
которой
имеется доступ
к сети
Интернет

http://
e.lanbook.com

Электронно
-
библиотечная
система (ЭБС)

на
платформе
издательства «Лань»

Индивидуальн
ый
неограниченны
й доступ из
любой точки, в
которой
имеется доступ
к сети
Интернет





Материал
ьно
-
техническое обеспечение
модуля /
дисциплины:


1.

Лекционные занятия
:

a.

комплект электронных презентаций
/
слайдов,


14

b.

аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор,
экран, компьютер/ноутбук, …),

c.

и т.п.

2.

Практические занятия
:

a.

компьютерный класс,

b.

презен
тационная техника (проек
тор, экран, компьютер/ноутбук
),


Разработчики:


РХГА


Проф., д. культурологии




Сапронов П. А.


(место работы)


(должность, уч. степень,
звание)


(подпись)


(ФИО)



Приложенные файлы

  • pdf 14868846
    Размер файла: 433 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий