Роль пейзажа в лирическом произведении. 31. Н.А. Некрасов. Сочинение: «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении «Железная дорога» Н.А. Некрасова и сказе «Левша» Н.С. Лескова».


Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 14
г.о. Орехово-Зуево


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ гимназии № 14


В.В. Устинов

2014 года















Рабочая программа
по литературе
(базовый уровень).
VI классы «А», «Б»








Составители:
Фатеева Анна Валерьевна, Кулак Наталья Юрьевна,
учителя русского языка и литературы










2014-2015
Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для преподавания в VI классе разработана с учётом следующих документов:
1. Приказа Министерства образования Московской области № 2604 от 07.06.2012 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений в Московской области».
2. «Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень)» под редакцией В.Я. Коровиной. 12-е издание. М., «Просвещение», 2010 г. Вариантов примерного тематического планирования уроков в 5-11 классах Н.В. Беляевой (стр. 112-122).
3. Учебного плана МОУ гимназии № 14 г.о. Орехово-Зуево Московской области на 2012-2013 учебный год.
Объём часов учебной нагрузки, отведённых на освоение рабочей программы, соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённому приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004, и составляет 68 учебных часов.

Цели программы:
воспитание духовно развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения; чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; совершенствование представлений о специфике литературы в ряду других видов искусств, формирование потребности в самостоятельном чтении; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании устных и письменных высказываний.
Задачи программы:
формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;
осознание своеобразия и богатства литературы как искусства слова;
освоение теоретических понятий, способствующих более глубокому постижению художественных произведений;
использование различных форм общения с произведениями искусства слова с целью совершенствования собственной устной и письменной речи;
овладение знаниями и умениями аналитического и творческого характера.
Сроки и этапы реализации программы. Данная программа реализуется в течение учебного года и предусматривает 68 учебных часов – 2 часа в неделю.
Контроль за освоением программного материала осуществляется в форме опроса, выполнения творческих заданий.
Программа предусматривает наличие необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, произведения для самостоятельного чтения.







Учебно-тематический план программы


Название разделов и тем
Дата



Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки прохождения

1.
Введение.( 1ч)
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой.
03/09



Устное народное творчество.( 3ч)



2.
Обрядовый фольклор. Обрядовые песни, их тематика.
06/09


3.
Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость. Загадка как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.



4.
р\р1
Урок-«посиделки». Подготовка и написание сочинения «В чём красота и мудрость русских обрядов?».



5.
Из древнерусской литературы .( 1ч)
Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.



6.
Из русской литературы XVIII века. (1ч)
Русские басни. И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII столетия.




Из русской литературы XIX века.( 31ч)



7.
И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца».



8.
в\ч1
И.А. Крылов. «Осёл и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории.



9.
А.С. Пушкин. Слово о поэте. «Узник». Выражение вольнолюбивых стремлений поэта в произведении.



10.
А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании его смысла. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения.



11.
А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике поэта. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов.



12.
в\ч2
А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести. «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.



13.
А.С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.



14.
Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в произведении.



15.
Романтическая история Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции произведения.



16.
р\р2
Написание классного сочинения по повести А.С. Пушкина «Дубровский»: «Защита достоинства человеческой личности в повести А.С. Пушкина».



17.
Контрольная работа или тестирование по изученным произведениям А.С. Пушкина.



18.
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.



19.
Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утёс», «На севере диком...». Тема одиночества.



20.
М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.



21.
Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики». Герои произведения, их интересы.



22.
И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника», их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Юмор автора в рассказе.



23.
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров.



24.
Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. «Неохотно и несмело...». Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. «С поляны коршун поднялся...». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в произведениях.



25.
р\р3
Ф.И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу стихотворения.



26.
А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила...». Природа как воплощение прекрасного.



27.
А.А. Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие в стихотворении тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у берёзы...». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.



28.
р\р4
Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике поэтов. Подготовка к домашнему сочинению по лирическим произведениям Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.



29.
Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда народа. Величие народа-созидателя.



30.
Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики. Роль пейзажа в лирическом произведении.



31.
Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве поэта.



32.
Тестирование по изученным произведениям М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета.



33.
Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе. Бесправие народа. Авторское отношение к героям.



34.
Особенности языка в повести «Левша». Сочинение: «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении «Железная дорога» Н.А. Некрасова и сказе «Левша» Н.С. Лескова».



35.
А.П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.



36.
А.П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия. Речь героев, художественная деталь как источник юмора.



37.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П. Полонский. «Посмотри – какая мгла...», «По горам две хмурых тучи...». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...». А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Развитие понятия о лирике.




Из русской литературы XX века.( 19ч)



38.
А.П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои писателя.



39.
А.С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев. Позиция автора.



40.
М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Сказка-быль. Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти в изображении автора. Одухотворение природы.



41.
Образ природы в сказке-были «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе» (замысел, речевые средства).



42.
р\р5
Особенности композиции и смысл названия сказки-были «Кладовая солнца». Вера в человека – мудрого хозяина природы. Подготовка к сочинению по произведению.



43.
р\р6
Написание классного сочинения по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»: «Человек и природа у М.М. Пришвина».



44.
Произведения о Великой Отечественной войне. Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...». Д.С. Самойлов. «Сороковые». Патриотические чувства авторов и их мысли о войне и Родине в лирических произведениях.



45.
А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война в изображении автора.



46.
В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность и яркость героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа – доброты, чести.



47.
р\р7
В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу «Конь с розовой гривой»: «Роль речевых характеристик героев рассказа».



48.
В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.



49.
Нравственные проблемы рассказа «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика, её влияние на формирование характера героя.



50.
р\р8
Написание классного сочинения: «Нравственный выбор моего ровесника в повестях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина».



51.
Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в лирических произведениях поэта. Человек и природа в его «тихой» лирике.



52.
Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе.



53.
Контрольная работа или тестирование по изученным произведениям Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина, прозаическим произведениям о Великой Отечественной войне.



54.
Родная природа в русской поэзии XX века. А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». Поэтизация родной природы. Средства создания образов. С.А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье, степь и дали...», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств лирического героя произведения.



55.
А.А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие...». Обучение анализу лирического стихотворения.



56.
Писатели улыбаются. В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Срезал», «Критики». Образ «странного» человека в произведениях писателя, особенности его характера.



57.
Из литературы народов России. К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа.




Из зарубежной литературы.( 11ч)



58.
в\ч3
Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.



59.
Геродот. Слово об историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.



60.
в\ч4
Гомер. Слово о Гомере. «Илиада», «Одиссея» – героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер, поступки. Понятие о героическом эпосе.



61.
Произведения зарубежных писателей. М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Пародия на рыцарские романы. Образ Санчо Пансы.



62.
Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы чести и совести.



63.
П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества.



64.
в\ч5
М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.



65.
в\ч6
Том и Гек: общность и различие. Авторский юмор.



66.
А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Понятие о притче.



67.
р\р9
Письменный ответ на вопрос: «Что изменило в моём внутреннем мире изучение литературы в VI классе?».



68.
Рекомендация книг для самостоятельного чтения.



Содержание изучаемого курса

ВВЕДЕНИЕ.
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
«Повесть временных лет», «Сказание о Белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.
Русские басни
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о русском баснописце.
«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.
Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» – пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» – комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня, аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя или учащихся).
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные размеры стиха (ямб, хорей) и трёхсложные размеры стиха (дактиль, амфибрахий, анапест) (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» – символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обречённость человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Учись у них – у дуба, у берёзы...», «Ещё майская ночь». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утонченный психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ.
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).




ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.
К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»; Д.И. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа – честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость и чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о писателе.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ XX ВЕКА.
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; C. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов ХХ века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ.
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.
Рассказы: «Срезал» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в литературе.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (ОБЗОР).
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга – «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».
Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт – вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Мифы народов мира
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переводе Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея – борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей – мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» – песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Произведения зарубежных писателей
Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романис- та. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь – герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной жизнью с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении. (Для внеклассного чтения.)
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих ценностей. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Притча (начальные представления).


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате реализации программы учащиеся должны
1. Знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия, связанные с изучением произведений (жанры, особенности решения проблемы на страницах художественного произведения, языковые средства и др.);
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению.
2. Уметь:
характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нём событиями. Владеть приёмами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.;
использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;
отличать стихотворные произведения от прозаических, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения и др.);
привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;
работать со справочными материалами.
3. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного устного и письменного текста с учётом норм русского литературного языка, определения своего круга чтения, выбора произведений, обладающих эстетической ценностью, и правильной их оценки, поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Формы контроля уровня достижений учащихся

Контроль за результатами обучения осуществляется в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся в VI классе и предполагает следующие формы:
сочинение по изученным произведениям;
индивидуальный устный опрос по самостоятельно прочитанным произведениям;
сообщение (реферат);
тестирование.
Письменных работ (сочинений) – 5; уроков развития речи – 9; уроков внеклассного чтения – 6 часов.
Учебно-методический комплект

1. «Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень)» под редакцией В.Я. Коровиной. 12-е издание. М., «Просвещение», 2010 г. Вариантов примерного тематического планирования уроков в 5-11 классах Н.В. Беляевой (стр. 112-122).
2. «Литература. 6 класс». Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Автор-составитель: В.П. Полухина. М., «Просвещение», 2004 г.
3. В.Я. Коровина, И.С. Збарский. «Литература. 6 класс. Методические советы». М., «Просвещение», 2008 г.
4. Е.Л. Ерохина, «Тесты по литературе». М., «Экзамен», 2011 г.



Перечень учебных средств обучения, электронного сопровождения

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Н.В. Егорова, «Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс». М., ООО «Вако», 2006 г.
2. В.Я. Коровина, «Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы. 6 класс». М., «Просвещение», 2004 г.
3. Е.И. Матвеева, «Содержание и технология преподавания литературы в 6 классе. Пособие для учителя». М., «Вита-Пресс», 2007 г.
4. М.И. Мещерякова, «Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь». М., «Айрис-пресс», 2002 г.
5. А.М. Петрова, «Литература 6 класс: поурочное планирование». Ростов-на-Дону, ООО «Феникс», 2007 г.
6. В.Т. Полухина, «Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 6 класс». М., 2000 г.
7. В.А. Скрипкина, Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. Методическое пособие». М., «Дрофа», 1996 г.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. «Большой учебный справочник для школьников и поступающих в ВУЗы». 2-е изд. М., «Дрофа», 1999 г.
2. О.Н. Козак, «Литературные викторины». С.-Пб., 1998 г.
3. «Литература: справочные материалы для школьника». М., 1994 г.
4. М.И. Мещерякова, «Краткий словарь литературных терминов. Методические рекомендации для учителя и учеников. 5-9 класс». М., 1997 г.
5. И.А. Фогельсон, «Литература учит». М., 1998 г.
6. «Энциклопедия для детей. Всемирная литература (в 2-х частях)». М., «Аванта+», 2005 г.
7. «Энциклопедия литературных героев». М., «Аграф», 1997 г.
8. «Я познаю мир. Литература». М., «АСТ-ЛТД», 1997 г.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ
1. «Русская литература. Электронная энциклопедия». «Новый диск». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы в 6 классе». Формат CD-ROM. М., 2005 г.
3. Мультимедийные презентации по следующим темам:
Фольклор и литература – два пласта литературы.
Роды и жанры литературы.
Русская народная песня.
Русские лирические и бытовые песни.
Боги Древней Греции.
Мифы Древней Греции.
Славянская мифология.
Богатыри земли русской.
Былины – богатырский эпос русского народа.
Из истории басни.
И.А. Крылов – великий русский баснописец.
Двусложные размеры стиха.
Баллада как литературный жанр.
В.В. Жуковский. Жизнь и творчество.
В.А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Людмила».
А.С. Пушкин. Детские и юношеские годы.
А.С. Пушкин. «Дубровский».
А.С. Пушкин. «Зимнее утро».
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
А.А.Фет. Судьба и творчество.
Д. Дефо. «Робинзон Крузо».
4. Аудиозаписи, флэш-ролики, мультфильмы, видеофрагменты.
Былины. Видеофильм.
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Аудиозапись.
Русская народная песня «В тёмном лесе». Флэш-ролик.
И.А. Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Лебедь, щука и рак», «Лисица и Виноград», «Кукушка и петух», «Мартышка и очки», «Свинья под дубом». Аудиозаписи.
А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро». Аудиозапись.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Аудиозапись.
Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...». Видеофильм.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Литературный Интернет-проект «Литосфера», в котором содержится полный каталог Интернет-ресурсов по литературе.
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Открытая Русская Электронная Библиотека РГБ (OREL).
3. http:// www.public.ru/ Публичная Интернет-библиотека.
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Русская виртуальная библиотека.
5. http://feb-wеb.iТi/ Научная фундаментальная электронная библиотека (ФЭБ).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Библиотека «Русская планета».
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Электронная библиотека классической литературы.
8. httр://www.е-knigа.ru/ Электронная библиотека художественной литературы.
9. http://www.litera.ru/ Сервер «Литература» объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета, на сервере размещён сетевой литературный журнал «Словесность».



СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО учителей
русского языка и литературы
от _______________ 2014 года № 1.


СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Е.В. Каширина
2014 года




























15

Приложенные файлы

  • doc 14882751
    Размер файла: 204 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий