«Рок — опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. С.Рахманинов Иисус Христос – суперзвезда. Рок – опера. Э.Л.Уэббер Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс».


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа
составлена на основе
:

-
федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ

1089
от
05.03.2004г. Минобразования России);

-
авторской программы Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской
«
Музыка
» (
Программы
общеобразовательных учреждений. Музыка: 5
-
9 классы. Москва: Просвещение, 2006 год)

-
учебного плана муниципального автономного общеобразовательного учреждения МАОУ
СОШ


35

пгт. Новомихайловский на 2015
-
2016 учебный год.

Программа по предмету
«
Му
зыка
»
для 8
-
9 классов образовательных учреждений составлена
в соответствии с основными идеями музыкально
-
педагогической концепции
Д.Б.Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного
образовательного стандарта основного общего образова
ния по искусству. В данной
программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности
современных образовательных учреждений, потребности в модернизации содержания
музыкального образования, новые педагогические технологии.

В большей
степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции
искусства: восстановление эмоционально
-
энергетического тонуса подростков, снятие нервно
-
психических перегрузок учащихся.

Цель

общего художественного образования и воспитания
-

развитие эс
тетической культуры
школьников как неотъемлемой части их духовной культуры


наиболее полно отражает
внимание современного общества к возрождению духовности, обеспечивает формирование
целостного мировосприятия учащихся, умения ориентироваться в современном

информационном пространстве


Общая характеристика предмета.

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы


становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование (воспитание,
обучение и развитие) в основной школе способствуют дальнейшему развитию у учащихся
эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и
га
рмонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства,
подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой
открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого
самовыражения. Изучение пр
едмета
«
Музыка
»
призвано формировать у учащихся
художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на
основе собственной музыкально
-
творческой деятельности и опыта приобщения к
выдающимся произведениям русской и зарубежной муз
ыкальной культуры. Особое значение
в основной школе приобретает развитие индивидуально
-
личностного отношения учащихся к
музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде
искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, вос
питание потребности в
музыкальном самообразовании.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих
целей
:


становление

музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;


развитие

музыкальности; музыкального слуха, пев
ческого голоса, музыкальной памяти,
способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого
воображения
.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих
задач
:


освоение

музыки и знаний о музыке, ее интонационно
-
образной
природе, жанровом и
стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре,
классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных
композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами
и
скусства и жизнью;


овладение

практическими

умениями

и навыками

в


различных видах музыкально
-
творческой деятельности: в слушании музыки
, пении,
музыкально
-
пластическом движении,

импровизации,


драматизации исполняемых произведений;


воспитание

эмоциона
льно
-
ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к
музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса
учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и
музыкальном самообразовании
; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие

задачи
и
направления

музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики
музыкального искусства, закономерностей художественно
го творчества и возрастных
особенностей учащихся:

-

приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно
-
эстетическому феномену,
осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений,
запечатлѐнной в произведениях искусства, раскрывающих д
уховный опыт поколений;

-

развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности
мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

-
воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с иску
сством;

-
освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа,
общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

-

воспитание


с
лушательской и исполнительской культуры;

-

приобщение

учащихся к богатому наследию традиционного музыкального искусства,
художественным ценностям музыкального современного искусства, воспитание на этой
основе духовно богатой и эстетически развитой личности.

Методологическим
основанием
программы являются
совре
менные научные
исследования и педагогическая практика, в
которых отражается идея познания
школьниками
художествен
ной картины мира и себя в этом мире.
В
философии
это
развитие сущностных сил личности и ее
универсальных способностей; в
культурологии


осмысление
многомерности культурного пространства, «диалог культур»; в
эстетике


формирование эстетического отношения к окру
жающей действительности; в
общей,
возрастной и музыкальной
психологии


развитие мышления, воображения, памяти, про
-
цессов воспр
иятия (целостности, ассоциативности, образно
сти), музыкальных
способностей на основе деятельностного

подхода, формирование позитивной
мотивации к учению,
эмпатии, коммуникативных свойств личности; в
музыковеде
нии


формирование адекватности восприятия интонационной
формы музыки, осмысление
жанров и стилей в опоре на
триединство деятельности композитора

исполнителя

слуша
теля; в
художественной дидактике
--

развитие эмоционально
-
ценностного
отношения к миру, обществу, человеку, самому
себе, формирование опыта творческой
деятельности, полиху
дожественное развитие на основе теории развивающего обуче
ния
и интеграции искусств; в
методике музыкального воспита
ния


применение методов,
адекватных музыке, и вариатив
ность их использования в учебно
-
воспитательном
процессе,
ориентация на многоплановость музыкально
-
педагогического
опыта
учителей музыки и др. .

Приоритетным в данной программе, как и в программе
начальной школы, является
введение ребенка в мир музыки
через интонации, темы и образы
отечественного
музыкального
искусства,
произведения которого рассматриваются в посто
янных связях
и отношениях с произведениями мировой музы
кальной культуры. Воспитание

любви к
своей культуре, своему
народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и
другой») обеспечивает осознание ценности своей собственной
культуры, развивает
самосознание ребенка, а также интерес и
уважение к культуре других народов мира.

Преемственность содержания программы
V

IX

классов с
программой «Музыка» для
четырехлетней начальной школы
выражается в таких аспектах, как:

-
освоение учащимися основных закономерностей музы
кального искусства


интонационной природы музыки,
жанров, стилей,
языка в произведениях народного
творче
ства, музыки религиозной традиции, классики и современ
ной музыки;



-
включение в контекст урока музыки широкого культу
рологического пространства,
подразумевающего выходы за

рамки музыки;

-
развитие ассоциативно
-
обра
зного мышления школьни
ков на основе
совершенствования «внутреннего слуха» и
«внутреннего зрения» путем привлечения
образов литерату
ры, изобразительного искусства для расширения их музы
кально
-
слуховых представлений;

формирование способов, умений и навыков

творческой

деятельности учащихся на основе усвоения особенностей

художественных образов различных видов искусства на уроках музыки.


Основные методические принципы
построения программы
V

IX

классов.

Принцип увлеченности,
согласно которому в основе музы
кальных занятий лежит
эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения
ребенка к яв
лениям музыкального искусства, его творческое самовыраже
ние, активное
включение в процесс художественно
-
образного
музицирования.

Принцип триеди
нства деятельности композитора

исполни
теля

слушателя
ориентирует учителя на развитие музыкаль
ного мышления школьников во всех формах
общения с музы
кой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки
всегда
было связано с представлением о том,
кто
и
как
ее
сочинил,
кто
и
как
ее исполнил. В
равной мере исполнение
музыки всегда должно быть связано с ее осознанным воспри
-
ятием и пониманием учащимися того, как они ее исполнили
сами.

Принцип тождества и контраста, сходства и различия
реа
лизуется в процессе
выявления интонационных, жанровых,
стилистических связей музыкальных
произведений и освоения
музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для
развития не только музыкальной культуры учащихся, но и
культуры восприятия
жизни и осоз
нания своих жизненных
впечатлений.

Принцип интонационности

выступает как ведущий прин
цип, регулирующий
процесс развития музыкальной культуры
школьников и смыкающий специфически
музыкальное с об
щедуховным. Музыкальное произведение открывается перед
ребенком
как процесс становления художественного смысла
через разные формы воплощения
музыкальных образов (лите
ратурные, зрительные, пластические и др.) с опорой на вы
-
явление жизненных связей музыки.

Принцип диалога культур
предполагает знакомство учащих
ся с народной и
профессиональной музыкой других нацио
нальностей на основе ее сопоставления и
выявления общности
жизненного содержания, нравственно
-
эстетической проблема
тики,
различия стилей, музыкального языка, творческого по
черка представителей разных

эпох и культур. Диалог учащихся
с композиторами (известными и безымянными),
исполните
лями, слушателями прошлого и настоящего заключается в
поиске ответов
на вечные вопросы: что есть Истина, Добро,
Красота? Какова значимость музыкального
классического на
следия для современного подростка? Каковы его духовно
-
нравственные
приоритеты как человека
XXI

в.?

В целом все принципы ориентированы на социализацию

учащихся и формирование
их личностно
-
ценностного отноше
ния к музыкальному искусству.

Виды музыкальной деятельности
на уроках разнообразны и
направлены на
полноценное общение школьников с высоко
художественной музыкой в современных
условиях широкого распространения образцов поп
-
культуры в средствах массовой
информации. Одно и то же музыкаль
ное произведение может
осваиваться учащимся в
процессе слушания и исполнения
музыки.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:
хоровое, ансамблевое и
сольное пение; пластическое интониро
вание и музыкально
-
ритмические движения;
различного рода
импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные,
пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен,
сюжетов музыкальных пьес
программного характера, фольклор
ных образцов музыкального искусства; освоение
элементов музыкальной грамоты как
средства фиксации музыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало
учащихся находит
отражение в размышлениях о музыке (ори
гинальность и нетрадиционность
высказываний, личностная
оценка музыкальных произведений), в художественных
им
про
визациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных
произведений), самостоятельной индивидуальной
и коллективной исследовательской
(проектной) деятельности
и др.

Реализация данной программы предполагает использование
тех
методов
художественной педагогики,
которые нашли от
ражение в научно
-
методических
исследованиях в области му
зыкальной педагогики (Д. Б. Кабалевского, Э. Б.
Абдуллина, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускаса, Л. М. Предтеченской,
Л. В.
Школяр и др.) и получили

свое реальное воплощение в
практике работы учителей
музыки.

Метод художественного, нравственно
-
эстетического позна
ния музыки
предполагает
организацию такой совместной дея
тельности учителя и учащихся, при которой
содержание про
изведения осваивается на р
азных уровнях: а) понимание ху
дожественной
значимости данного сочинения в контексте куль
турных ценностей эпохи, творчества
конкретного композито
ра, особенностей восприятия современного слушателя; б) осо
-
знание нравственной проблематики данного сочинения, ее
направленности на
формирование личностных установок уча
щихся; в) усвоение общих (художественно
-
эстетических) и
частных (языковых) свойств музыкального образа, отражаю
щих
степень развития позитивного
отношения учащихся к
эстетическим ценностям.


Действие этого метода предполагает активное использова
ние в учебно
-
воспитательном процессе таких форм общения,
как
диалог
и
коллективное обсуждение,
дискуссия
и др. Учитель
при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и
детьми.

Метод интонационно
-
стилевого постижения музыки
пред
полагает наличие в
деятельности учителя таких действий,
которые стимулировали бы учащихся к
выявлению интонаци
онно
-
образной и
жанрово
-
стилевой природы музыки и осво
ению
ее как искусства временного, процессуального. Действие
этого метода проявляется в
намеренном соединении на уроке
произведений различных эпох, национальных и
индивидуаль
ных стилей, опирается на
проблемностъ
вопросов и организа
цию
творческих заданий, направленных на развитие способно
сти учащихся «схватывать»
своеобразие индивидуального воп
лощения композиторами и исполнителями вечных
тем искус
ства и связи, отношения между отдельными художественными
явлениям
и.

Этому могут способствовать приемы интонационно
-
образ
ного анализа музыки,
которая слушается и исполняется на
уроках: вокализация, пластическое
интонирование музыки,
ориентация на нотную запись, импровизации


сочинение
интонаций, мелодий в определенном
жанре и стиле.

Метод эмоциональной драматургии урока
используется при
разработке учителем
музыки сценария урока. Драматургия уро
ка (последовательность учебных задач,
содержание и объем
звучащей музыки, кульминация урока, «последействие», эмо
-
циональный то
нус) определяется в зависимости от смысловых
акцентов на том или
ином музыкальном сочинении, от кон
кретных художественных пристрастий учителя и
учащихся,
позитивного отношения школьников к тем или иным видам
музицирования,
уровня общего и музыкального раз
вития уче
ников класса. Возможны разработки
сценарных планов уроков, построенных по законам музыкальной формы (например,
трех
частной, рондо, вариаций). В любой из выбранных учителем
композиций урока
важно не утратить его сугубо
музыкальную
направленность.

Метод концентричности организации музыкального матери
ала
рассматривается в
программе с двух точек зрения. Во
-
первых,, с точки зрения действия этого метода в
организации
всего музыкального материала: на разных отрезках учебных
циклов
(четверть, год, блоки
начальной и основной школы)
повторяются одни и те же
произведения с разными задачами.
Во
-
вторых, проявление метода концентричности на
конкрет
ном уроке, когда изучение нового произведения опирается на

уже известные
детям интонации, темы, образы. Образно гово
ря, это повторение можно сравнить с
движением по восходя
щей концентрической спирали, каждый виток которой выяв
-
ляет новые свойства уже знакомого детям сочинения.

Метод забегания вперед и возвращен
ия к пройденному (пер
спективы и ретроспективы
в обучении)
тесным образом связан
с предыдущим методом музыкального обучения.
«Разведывая»
возможности усвоения детьми новых закономерностей музы
ки, учитель
в процессе урока обращается к таким явлениям,
понятиям, категориям музыкального
искусства, которые ранее
не фигурировали в жизненно
-
музыкальном опыте детей. Воз
-
вращение же к знакомым интонационно
-
образным аналогиям,
«перекидывание»
содержательно
-
смысловых арок от знакомого
музыкального материала к но
вому
расширяет музыкальный
словарь учащихся, пополняет запас их жизненно
-
музыкальных
впечатлений.

Метод создания «композиций»
(в форме диалога, музыкаль
ных ансамблей и др.)
направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов
музыкал
ьной дея
тельности. Их сочетание дает возможность не только усилить
эмоциональное воздействие музыки на слушателей
-
школьни
ков, но и
совершенствовать навыки коллективного, ансамбле
вого, сольного исполнения музыки,
что способствует более
глубокому и эмоцио
нально окрашенному освоению содержа
-
ния музыкального искусства.

Метод художественного контекста (выхода за пределы
музыки)
обеспечивает
целенаправленную совместную деятель
ность учителя и учащихся по освоению
содержания учебно
-
методического комплекта «Музыка» для
V

IX

классов. Изуче
ние
конкретных музыкальных произведений в связи с художе
ственными творениями других
видов искусства (литературы,
изобразительного искусства, кино, театра) позволяет
учащим
ся более глубоко постигать содержание музыки, особенности
ее языка.

Специфика урока музыки
заключается в том, что при
доминировании музыки «как
искусства интонируемого смыс
ла» (Б. В. Асафьев) ее сюжетно
-
образные, жанровые,
стилисти
ческие, языковые особен
ности определяют подходы к разра
ботке содержания
урока, в котором другие виды искусства
дополняют и расширяют представления
школьников о духов
ном опыте человечества, помогают осознавать вечные темы
искусства и жизни. Нравственно
-
эстетическая, этическая п
ро
блематика концентрируется
вокруг
художественно
-
педагогичес
кой идеи


содержательного стержня урока музыки.

Место предмета в учебном плане.



Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных
интересов учащихся ,

разнообразие видов музыкально
-
творческой деятельности


Учебный план муниципального автономного о
бщеобразовательного учреждения МАОУ
СОШ № 35

пгт. Новомихайловский на 2015
-
2016 учебный год отводит на «Музыкальное
искусство»

в 7 классе
-
34 часа,
в 8

классе
-

34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю, в
9 классе
-

16 часов, из расчѐта 0,5 часа в неделю.


Таблица тематического распределения количества часов



п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская
программа

Рабочая программа по
классам


7 кл


8 кл


9 кл.

1.

Особенности драматургии
сценической музыки.

17 ч

17 ч



2.

Особенности драматургии
камерной и симфонической
музыки.


18 ч

17 ч



3.

Жанровое многообразие
музыки.

17 ч


17 ч


4.

Музыкальный стиль

к
амертон эпохи.

18


17


5.

Образ человека в мировой
музыкальной культуре.

17 ч



7 ч

6.

Традиции и новавторство в
музыкальном искусстве:
прошлое, настоящее,
будущее.

18 ч



9 ч


Итого

35 ч

34 ч





35 ч



34 ч




35 ч



16 ч




Основные содержательные линии:

• обогащение опыта эмоционально
-
ценностного отношения учащихся к музыке и
музыкальным занятиям;

• усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

• овладение
способами музыкальной деятельности (умения и навыки);

• обогащение опыта музыкально
-
творческой деятельности
.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
формированию

у учащихся представлений о художественной картине мира; овладению ими
методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения
получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
расширению и обога
щению опыта выполнения учебно
-
творческих задач и нахождению при
этом оригинальных решений.

В процессе музыкальных занятий в основной школе учащиеся расширяют и обогащают опыт
адекватного восприятия устной речи, ее интонационно
-
образной выразительности,
инт
уитивного и осознанного отклика на образно
-
эмоциональное содержание произведений
искусства; совершенствуют умения формулировать свое отношение к изучаемому
художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в
косвенной форме
) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с
учителем; формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым
произведениям искусства, к событиям в художественной жизни

страны и мира, подтверждая
ее конкретными примерами и аргументами; приобретают умения
и навыки работы с различными источниками информации. Опыт творческой деятельности,
приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует также овладению учащимися
умениями и навыками контроля и оценк
и своей деятельности, определению сферы своих
личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам
деятельности; совершенствованию умений координировать свою деятельность с
деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возмо
жности в решении творческих
задач.


Содержание учебного предмета

Содержание программы предмета «Музыка» 7 класс

Музыка как искусство процессуальное


интонационно
-
временное, для того чтобы быть
воспринятой. Требует тех или иных точек опоры. В так называе
мой чистой музыке
(камерной, симфонической (они даются в виде соотношения музыкально
-
тематического
материала. А в сценических произведениях (опере, балете и др.) намечаются
последовательным развёртыванием сюжета, слов (поэтических идей).

Первое полугоди
е посвящено выявлению музыкальной драматургии сценической музыки.
Вниманию учащихся предлагаются оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь»
А.П.Бородина в сопоставлении с современным прочтением «Слова о полку Игореве» в
балете Б.И.Тищенко͖ «Порги и Бе
сс» Дж.Гершвина, «Кармен» Ж.Бизе в сопоставлении с
современной трактовкой музыки в балете «Кармен
-
сюита» Р.К.Щедрина, а также рок
-
опера
«Иисус Христос

суперзвезда» Э.
-
Л.Уэббера и музыка к драматическим спектаклям.

Каждое из предлагаемых произведений являе
тся новацией в музыкальном искусстве своего
времени. Учащиеся должны понять ,что эта музыка, к которой надо идти, в отличие от так
называемой массовой культуры, которая окружает нас сегодня и которая сама идёт к нам.

Тема 1 полугодия͗ « Особенности драмату
ргии сценической музыки »17 часов.

Урок 1
. Классика и современность. (1ч)

Значение слова «классика». Понятие
«классическая музыка», классика жанра, стиль
.

Разновидности стилей. Интерпретация
и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас
великие мыслители
-
художники прошлого. Произведения искусства всегда передают
отношение автора к жизни.


Вводный урок
. Актуализир
овать жизненно
-
музыкальный опыт учащихся͖ помочь им
осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является
прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия͗
«классика», «жанр», «классика
жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуа
льный).

Урок 2
-
3.
В музыкальном театре. Опера
. Опера «Иван Сусанин
-

новая эпоха в русской
музыке. Судьба человеческая


судьба народная. Родина моя! Русская земля .(2ч)


Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание е
го
драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий,
переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере.
Синтез искусств в опере. Глинка


первый русский композитор мирового значения,
симфонически
-

обра
зный тип музыки, идейность оперы͗ народ


единая великая личность,
сплочённая одним чувством, одной волей.

Урок 4
-
5.
«Опера «Князь Игорь».

Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет
половцев. Плач Ярославны». (2ч)


Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов
драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её
героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами
рус
ской истории.

Урок 6
-
7.

«В музыкальном театре. Балет.
Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление.
Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва
.
(2ч)

Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале,
рас
крыть особенности драматургического развития образов на основе контраста,
сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете͗ классические и характерные
танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического
развития в балете
-

идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза
различных искусств в балете.

Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»
в жанре балета͖ анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»͖ сравнение
о
бразных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».

Урок 8 .«
Героическая тема в русской музыке.

Галерея героических образов». (1ч)

Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико
-
патриотического,
эпического характера. Развивать ас
социативно
-
образное мышление учащихся, актуализация
знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в
художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры͖ расширение интонационного
тезауруса в процессе подбора музыкального (и
литературного) ряда к произведениям
изобразительного искусства.

Урок 9
-

10.
В музыкальном театре. Мой народ
-

американцы. Порги и Бесс. Первая
американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .
(2 ч)


Расширение представлений уч
ащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов
(Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э.
-
Л. Уэббера (Англия)͖ выявление особенностей
драматургии классической оперы и современной рок
-
оперы. Закрепление понятий
жанров
джазовой музыки


блюз, спиричуэл,
симфоджаз
. Лёгкая и серьёзная музыка.
Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки
«Иван Сусанин» (две народные драмы).

Урок 11. Обобщение материала 1 четверти.

Урок 12
-
13. «
Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опе
ра в мире.

Образ Кармен.
Образы Хозе и Эскамильо ».(2 ч)


Опера «Кармен»


музыкальная драма, цель которой
-

выражение сложных
эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

Урок 14
. « Сюжеты и образы дух
овной музыки.

Высокая месса. «От страдания к радости».

Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».(1ч)

Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки,
познакомить с вокально
-
драматическим твор
чеством русских и зарубежных композиторов (
на примере «Высокой мессы» И.
-
С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова.
Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам
авторов, в чём их достоинство, а в чём


недостатки в

воплощении музыкального образа.

Урок 15 .
«Рок
-

опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос


суперзвезда».
Вечные темы. Главные
образы. (1ч)

Знакомство с фрагментами рок
-
оперы Э.
-
Л.Уэббера͖ вопрос о традициях и новаторстве в
жанре оперы͖ драматургия развития и му
зыкальный язык основных образов рок
-
оперы.
Приёмы драматургического развития в опере (
повтор, контраст, вариационность).
Средства драматургического развития музыкальных образов.

Урок 16.
«Музыка к драматическому спектаклю.

«Ромео и Джульетта» .«Гоголь
-
сюит
а». Из
музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь
-
сюиты. Музыканты


извечные
маги͙». (1ч)

Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям͖ актуализация жизненно
-
музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии͖ выявление

контрастности образных сфер театральной музыки͖ закрепление знаний о взаимодействии
музыки и литературы͖ понимание выразительности музыкальных характеристик главных
героев спектакля или его сюжетных линий.

Урок 17.
Обобщение материала 2 четверти

(1ч)

.

Тема
II

полугодия͗

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 часов)

Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально
-
сценических,
театральных жанров, но
и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием
музыкальных образов, для характеристики инструментально
-
симфонической музыки

Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения
и составляющих его частей, в логике их р
азвития, особенностях воплощения музыкальных
образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия


в повторении,
варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Урок 18
-
19. «
Музыкальная драматургия


развитие музыки».

Два направления музыкальной
культуры͗ духовная и светская музыка. (2ч)

Актуализировать жизненно
-
музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия
музыкальной драматургии знакомой им музыки͖ закрепить понимание таких
приёмов
развития, как повтор, варьиров
ание, разработка, секвенция, имитация.


Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях
драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.

Урок 20
-
21. «
Камерная инструментальная музыка.

Этюд, транскрипция». (2ч)


Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи
романтизма)͖ знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы


Ф.Листа и Ф.
Бузони͖

Понятие «
транскрипция»,

«
интерпретация
» .выявить измене
ния в драматургической
концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции͖
осмысление черт музыки эпохи романтизма.

Урок 22.
«Циклические формы инструментальной музыки.

Кончерто гроссо. Сюита в
старинном стиле А. Шнитке». (1ч)



Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо͖ характерные черты
стиля композиторов͖ «
полистилистика
».

Урок 23
-
24. «
Соната
. Л.В.Бетховен» Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11»,
С.С.Прокофьев «Соната №2».(2 ч)


Углубленное з
накомство с музыкальным жанром «соната»͖особенности сонатной
формы͗ экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов͗
Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.

Урок 25
-
29 «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло

литавр») Й.Гайдна.
Симфония №40 В.
-
А.Моцарта».(5 ч)

Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «
сонатное аллегро
»

на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре
симфонии

как романе в звуках͖ расширение предс
тавлений учащихся об ассоциативно
-
образных связях музыки с другими видами искусства.


Симфоническая музыка.
Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40
В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена,
Симфония №8 («Н
еоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная
галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича».

Образы симфонии, идея͖ личность художника и судьба композитора через призму
музыкального произведения.Черты сти
ля, особенности симфонизма композиторов.Ощутить
современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям
истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его
развёртывания в контрастном сопоставлении отдельн
ых тем и частей симфонии͖ сравнить с
драматургией музыкально
-
сценических произведений (оперой Бородина и балетом
Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).

Урок 30
-
32.

«Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси».

(3ч)

Закрепление предста
влений учащихся о стиле «
импрессионизма»
͖ актуализировать
музыкально
-
слуховые представления о музыке К.Дебюсси͖ анализ приёмов
драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить
музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на

тему праздника.


«
Инструментальный концерт.

Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна».

Вспомнить знакомые
концерты (инструментальныеи хоровые
), определить их образный
строй͖ дать информацию об истории создания жанра концерта͖ определить содержание,
э
моциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано»
А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.

«Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».

Закрепить представления о жанре
рапсодии, симфоджазе
, приёмах драмат
ургического
развития на примере сочинения Дж.Гершвина.

Урок 33
. «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок
-
опер.

(1ч).

Систематизировать жизненно
-
музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и
исполнения обработок мелодий разных народов м
ира͖ обобщить представления учащихся о
выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре͖
познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции.
Презентации
исследовательских проектов учащихся.

Обобщение фактических знан
ий учащихся,
применение и приобретение новых знаний путём самообразования.

Урок 34. Исследовательский проект. «Пусть музыка звучит»(1 ч)

8
-
9

классы (50 ч.)

Содержание программы раскрывается в учебных темах
каждого полугодия. Эти
темы, с одной стороны,
ориен
тированы на изучение школьниками общих
закономерностей
музыкального искусства на разных этапах обучения музыке.
С
другой стороны, они имеют обобщенный характер, что
позволяет учителю на основе
вариативного подхода определять
ключевые моменты в формировании музыкальной
культуры
каждого конкретного класса и в соответствии с этим плани
ровать
содержание занятий.

Каждая учебная тема программы раскрывается целым ря
дом художественно
-
педагогических идей. Соподчиненность со
держательных линий программы
V

IX

классов условно выяв
ляется на двух уровнях: «горизонтальном»


освоение зако
-
номерностей музыки, музыкально
-
практическая и творческая
деятельность школьников
и «вертикальном»


освоение духов
но
-
нравственных ценностей муз
ыкального
искусства учащи
мися.

Критериями отбора
музыкального (шире


художественно
го) материала для
программы являются критерии, которые
получили свое научно
-
методологическое
обоснование в худо
жественно
-
педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и
доказали свою жизненность 30
-
летней практикой преподава
ния музыки в школах
России:
художественная ценность
музы
кальных произведений, их
воспитательная
направленность,
а
также
педагогическая целесообразность.

Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Жизнь как главный
источник всех связей между различными видами искусства. Мир, человек, природа, события
истории и наша современность


главные темы искусства. Родство художественных образов
разных

искусств и взаимодополнение их выразительных средств. Место и возможности
музыки в синтетических видах искусства: музыка в театре, кино и др.

Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное
совершенствование личности: осознание и п
ринятие личностью социального опыта,
выраженного в произведениях искусства; пробуждение душевной отзывчивости;
формирование эстетического отношения кмузыке и жизни; познание мира в уникальной
музыкально
-
образной форме. Арттерапевтические возможности музыка
льного искусства в
снятии эмоциональных стрессов, регулировании психического состояния, гармонизации
эмоционально
-
интеллектуального развития личности.

Своеобразие раскрытия вечных проблем бытия в творчестве композиторов различных
эпох и стилевых направлени
й: жизни и смерти (реквиемы В.
-
А. Моцарта, Д. Верди, Б.
Бриттена); вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.С. Баха);
любви и ненависти (в различных трактовках трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»);
войны и мира (Д.Д. Шоста
кович,
Г. Малер, Д.Б. Кабалевск
ий); личности и общества (Л. ван
Бетховен, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке); внутренних противоречий в душе человека (М.П.
Мусоргский, Р. Шуман, Ж. Бизе) и др. Особенности видения картины мира в национальных
музыкальныхкультурах Запада
и Востока и их соотнесение с национальными
представлениями своего народа.

Содержание программы базируется на нравственно
-
эстетическом, интонационно
-
образном, жанрово
-
стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального
искусства (фольклор, музыка
религиозной традиции, «золотой фонд» классической музыки,
сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов
искусства.Приоритетным в данной программе является введение ребѐнка в мир музыки через
интонации, темы и образы
отечественного музыкального искусства, произведения которого
рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой
музыкальной культуры.

В программе ставится задача обобщения музыкально


слухового опыта учащихся в процессе
освоения ос
новных видов музыкального искусства


фольклора, музыки религиозной
традиции, классического наследия, современной музыки. Понятие «музыкальный стиль».
«Стиль
-
это человек». Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни
в целом, к окружающ
ему миру.

Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и
сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: «диалог
поколений». Особенности музыкального языка, инструменария, манеры исполнения в
контексте

культуры разных эпох.

Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в
выполнении творческих заданий.

1 полугодие. Жанровое многообразие музыки (17 ч)

Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть нап
исано
множество сочинений.

Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного
эмоционально
-
образного содержания в классической и популярной музыке.

Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в
жизни
человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между между музыкой
«простой» и «сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного
музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определѐнной эпохи.
Вокаль
ные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.

Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времѐн и народов
(ритуальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные и др.). Развитие танцевальных
жанров в вокальной, инс
трументальной и сценической музыке.

Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определѐнных жизненных
ситуаций. Жанры маршевой музыки (военный, сказочно
-
фантастический, траурный,
праздничный, церемониальный и др.) Марш как самостоятельная пьеса

и как часть
произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.)


Примерный перечень музыкального материала.


Народные песни, церковные песнопения, романсы, песни, арии, хоры из оперной и
инструментальной музыки.

Песня Марфы. Из оперы «
Хованщина» М.Мусоргский

Песня Галицкого. Из оперы «Князь Игорь» А.Бородин

Высокая месса си минор. И.С.Бах

Всеношное бдение. С.Рахманинов

Иисус Христос


суперзвезда. Рок


опера. Э.Л.Уэббер

Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Д.Гершвин

Колыбельная.

Из балета «Гаяне. А.Хачатурян

Ария из оркестровой сюиты №3.И.С.Бах

Бразильская бахиана №5.Э.Вила Лобос

Ария Руслана. Из оперы «Руслан и Людмила»

Уж если ты разбудишь. Д. Кабалевский, слова У.Шекспира (Сонет №90)

Ария Орфея; Баллада Харона. Из рок
-
оперы «О
рфей и Эвридика». А.Журбин

Музы согласно. Кант неизвестного автора.

Славься! Хор из оперы «Иван Сусанин». М.Глинка

Солнцу красному слава! Хор из оперы «Князь Игорь». А.Бородин

Ода радости. Из финала симфонии №9. Л.Бетховен

Песни. Серенады. Баллады. Ф.Шубер
т

День ли царит. П.Чайковский

Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель». Г.Свиридов

Песни без слов. Ф.Мендельсон

Вокализ. С.Рахманинов

Концерт для голоса с оркестром. Р.Глиер. Танцы и танцевальность

Менуэты. Г.Песелл, А.Корелли

Менуэт
ы из сюит. И.С.Бах

Менуэты.
Из фортепианных сонат. В.
-
А. Моцарт. Л. Бетховен.
Симфония

40
(3
-
я
часть). В.
-
А. Моцарт.
Вальс
-
фантазия.
М. Глинка.

Вальсы.
Из опер и балетов. П. Чайковский. С. Прокофьев.
Вальс.
Из музыкальных
иллюстраций к повести А. Пушкина
«Метель». Г. Свиридов.
Вальсы.
Ф. Шопен. И.
Штраус.

Краковяк. Польский. Мазурка. Вальс.
Из оперы «Иван Суса
нин». М. Глинка.

Танец с саблями.
Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.
Танец огня.
Из балета «Любовь
-
волшебница».
М.
де Фалья.
Современные танцы. Рок
-
музыка.
Марши и маршевость

Соната № 2 для фортепиано си
-
бемоль минор
(2
-
я часть


траурный марш). Ф. Шопен.

Свадебный марш.
Из музыки к пьесе У. Шекспира «Сон в
летнюю ночь». Ф.
Мендельсон.

Марши.
Из опер и балетов. М. Глинка. Н. Римский
-
Корсаков.
П. Чайковский. Ж. Визе.
Симфония
№ 5
(финал). Л. Бетховен.
Симфония

6
(3
-
я часть). П. Чайковский.
Симфония

7
(«Ленинградская») (1
-
я часть). Д. Шостакович.
Военный марш.
Из музыкальных
иллюстраций к повести
А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Марш.
Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». А. Шнитке.
Жанры камерной
инструментальной музыки
Сонаты.
В.
-
А. Моцарт. Л. Бетховен. С. Прокофьев. А.
Шнитке.
Прелюдии.
И.
-
С. Бах.
Ф.
Шопен. С. Рахманинов. А. Скрябин.
Д. Кабалевский.
С. Губайдулина.
Карнавал.
Фортепианная сюита. Р. Шуман.
Комедианты.
Сюита для
малого симфонического оркестра.
Д. Кабалевский.

Образцы музыкального фольклора
разных регионов мира (аутен
тичный, кантри, фолк
-
джаз, рок
-
джаз и др.).
Песенный репертуар

Баллада о красках.
Я. Френкель, слова Р. Рождественского.
Счастье тебе, Земля.
Ю.
Саульский, слова В. Завальнкжа.
Школьный романс.
Е. Крылатое, слова В.
Просторовой.
Себя забудь.
Из
художественного фильма «Без трех минут
ровно». А.
Рыбников, слова Ю. Энтина.
Романс о гитаре.
Б. Кравченко, слова А. Белинского.
Поезд юности.
О. Иванов, слова Л. Ошанина.
Люди идут по свету.
Слова и музыка
Н. Ченборисова.
О Грине и Григе.
Слова и музыка А
/ Загот.
Прощай, двадцатый
век.
Слова и музыка А. Дольского.

Белые тихие вьюги.
Слова и музыка С. Никитина.

Город.
Слова и музыка А. Якушевой.

Налетела грусть.
Слова и музыка А. Розенбаума.

Раздел 2. Музыка
льный стиль


камертон эпохи (17

ч)

Основные
стилистические течения и направления в музы
кальном искусстве
прошлого и настоящего. Стиль как своеоб
разие, присущее музыке определенного
исторического перио
да, национальной школы, творчеству отдельных композиторов.
Стиль как интонируемое миросозерцание (В. Медушевский). Исполнительский стиль.
Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература,
изобразительное ис
кусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический
принцип взаимодействия формы

и содержания (Д. Лихачев).
Характерные признаки
отечественных и зарубежных стилей
XVIII



XXI

вв. (классицизм, барокко, романтизм,
реализм,
импрессионизм, неоклассицизм, классический авангард), их
преемственность с
музыкальной культурой более ранних исто
рических периодов.

Стили и направления современной популярной музыки
(джаз, рок
-
н
-
ролл,
кантри
-
рок и фолк
-
рок, этническая музы
ка, хэви
-
метал, рэп, эстрада, авторская
песня). Известные композиторы и исполнители
-
интерпретаторы. Стилизация и
полистилистика.
Полистилистика в музыке
XX



XXI

вв. как
«многоголосие», диалог
композитора с музыкой предшествую
щих поколений.

Примерный перечень музыкального материала

Симфония
-
от венских классиков до современного авангарда (из программы «Музыка» для
V


VIII

классов


по выбору учи
теля)

Прощальная симфония.
И. Гайдн.
Симфония

1
(«Классическая»). С.
Прокофьев.
Симфония

4.
А. Шнитке.

Опера


оперетта


мюзикл


рок
-
опера (из программы «Му
зыка» для У

УШ классов


по выбору учителя)
Моя прекрасная леди
(фрагменты). Ф. Лоу.
Белая
акация
(фрагменты). И. Дунаевский.
Принцесса цирка
(фрагменты). И. Кальман.
Хит
ы
современных отечественных,
зарубежных мюзиклов и
рок
-
опер

«Юнона и Авось».
А. Рыбников, либретто А. Вознесенского.
Метро.
Я.
Стоклас

(русская версия текстов Ю. Рященцева и
Г. Полиди).

Норд
-
Ост.
Музыка и либретто А. Иващенко и Г. Васильева.
Собор Парижской
Богоматери.
Р. Коччиант, либретто Л. Пла
мондона (русская версия текста Ю. Кима).
Ромео и Джульетта.
Ж. Пресгурвик.

Иисус Христос


суперзвезда. Призрак оперы. Кошки.
Э.
-
Л. Уэб
бер.

Чикаго.
Дж
-
Кандер.
Золушка.
Р. Роджерс.
Золушка.
К.
Меладзе и др.

Балет (из программы «Музыка» для
V


VIII

классов


по выбо
ру учителя)

Спартак
(фрагменты). А. Хачатурян.
Кармен
-
сюита
(фрагменты). Р. Щедрин.
Собор
Парижской Богоматери
(фрагменты). М. Жарр.
Камерная вокальная и
инструментальная музыка (из программы
«Музыка» для
V


VIII

классов


по выбору
учителя)
Прелюдии и фуги.
И.
-
С. Бах (классические и современные
интерпретации).

Соната

14
(«Лунная»). Л. Бетховен (классические и сов
ременные интерпретации).

Прелюдии.
Ф. Шопен (классические и современные интерпре
тации).

Картинки с выставки.
Фортепианная сюита. М. Мусоргский (классические и
современные интерпретации).
Нет, только тот, кто знал.
П. Чайковский, слова В.
Гѐте
(классические и современные интерпретации).
Образцы музыкального фольклора
разных регионов мира (аутен
тичный, кантри, фолк
-
джаз, рок
-
джаз и др.).
Песенный
репертуар

Гляжу в озера синие...
Из
телефильма «Тени исчезают в пол
день». Л. Афанасьев,
слова И. Шаферана.
Город золотой.
Из репертуара группы «Аквариум». Мелодия
Ф.
диМилане, обработка Б. Гребенщикова.
Дорога.
Из кинофильма «Николо Паганини».
С. Баневич, слова
Т. Калининой.

Ты мне веришь?
Из кинофильма «Большое космическое путе
шествие». А. Рыбников,
слова И. Кохановского.
Все пройдет.
Из телефильма «Куда он денется». М. Дунаев
-
ский, слова Л. Дербенева.
Города.
Слова и музыка В. Егорова.

Хватит плакать, распахни глаза пошире.
Слова и музыка
В. Матвеевой.

Свечи зажги.
(Из репертуара группы «На
-
на»).

Березы.
И. Матвиенко, слова М. Андреева. (Из репертуара
группы «Любэ»).

Кошки.
(Из репертуара группы «Браво»).

Просто хочешь ты знать.
Слова и музыка В. Цря. (Из
репертуара группы

«Кино»).

Дым.
Дж. Керн, слова О. Харбара. Пер. с англ. Т. Сикорской.

9
КЛАСС
(16

ч)

Ведущей содержательной линией программы
IX

класса,
которая завершает процесс
музыкального образования и вос
питания школьников, является изучение школьниками
худо
-
жественной картины мира,
выявление ее духовно
-
содержа
тельных, ценностных смыслов,
заключенных в музыкальных
образах.

В программе основной акцент делается на осознание уча
щимися образа Человека в
мировом музыкальном искусстве,
а также проблемы традиций и новаторства. Традиция
как
неотъемлемая часть музыкальной культуры, обогащающая
школьников духовным,
эмоционально
-
ценностным опытом прошлых поколений. Художественное открытие новых
идей,
форм произведений, их индивидуального свое
образия и исто
рической роли.
Воплощение в художественных образах вечных
тем жизни благодаря созидательной
деятельности композитора
и исполнителя. Адекватность слушательского восприятия и
исполнительской деятельности учащихся художественному смыс
лу
произведения. «Традиции


это связь с прошлым, новатор
ство


это устремление в будущее» (Д. Кабалевский).

Раздел 1. Образ Человека
в

мировой музыкальной культуре
(
7 ч)

Значение музыки в жизни человека прошлого и настояще
го времени. Искусство как
способ ф
илософско
-
эстетического осмысления многообразия жизненных явлений,
устремлений
человека к истине, добру и красоте.

Формы выявления в музыке Человека: персонаж, лириче
ский герой, художественное «я»
(В. Медушевский). Музыкаль
ная форма


как процесс (Б.
Асафьев.) Симфонический ме
тод
как способ отражения противоречивости жизненных явле
ний через интонационно
-
тематические контрасты и связи. Про
блема современности в музыке. Функции музыки в
современ
ном мире. Вкус и мода.

Драматические, лирические, характер
но
-
бытовые и народ
но
-
эпические образы в простых и
сложных жанрах музыкаль
ного искусства (произведения программно
-
симфонической,
кан
татно
-
ораториальной музыки).

Примерный перечень музыкального материла

Симфонические картины, поэмы, увертюры, сюиты, концерты
(фрагменты)

Маленькая ночная серенада.
В.
-
А. Моцарт.
Эгмонт.
Л. Бетховен.

Пер Гюнт.
Музыка к драме Г. Ибсена. Э. Григ.
Бразильская бахиана
№ 5.
Э. Вила
-
Лобос.
Празднества.
К. Дебюсси.
Вальс
-
фантазия. Арагонская хота.
М. Глинка.
Моцартиана.
Ромео и Джульетта. Итальянское каприччио.
П. Чайковский.

Шехеразада.
Н. Римский
-
Корсаков.
Сюита для двух фортепиано.
С.
Рахманинов.
Прометей.
А. Скрябин.
Море.
М. Чюрленис.
Фрески Софии
Киевской.
В.
Кикта.
Кармен
-
сюита.
Р.
Щедрин.

Концерты.
А. Вивальди. И.
-
С. Бах. П. Чайковский. С. Рахманинов.
Э. Григ. С. Прокофьев. Д.
Кабалевский.
Кантатно
-
ораториальные жанры
(фрагменты)
Высокая месса
си минор. И.
-
С. Бах.
Реквием.
В.
-
А. Моцарт.
Военный реквием.
Б. Бриттен.
Кармина Бурана.
К. Орф.
Александр Невский.
С. Прокофьев.
Перезвоны.
В. Гаврилин.

Реквием.
Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.
Всенощное бдение.
С.
Рахманинов.

Снег идет.
Маленькая кантата на стихи Б. Пастернака;
Поэма
памяти Сергея Есенина.
Г.
Свиридов.
Духовный концерт
на стихи Г. Нарекаци. А. Шнитке.
Литургия оглашенных.
А.
Рыбников.
Песенный репертуар

Прощальный вальс.
Из кинофильма «Розыгрыш». А. Флярков
ский, слова А. Дидурова.

Песня
о надежде.
Из телефильма «Не покидай». Е. Крылатов,
слова Л. Дербенева.

Музыка для всех.
В. Раинчик, слова В. Некляева.
Кленовый лист.
М. Дунаевский,
слова Л. Дербенева.
Позови меня тихо по имени.
И. Матвиенко, слова А. Пеленягре.
(Из
репертуара группы «Любэ»).

Алюминиевые огурцы. Перемен!
Слова и музыка В. Цоя. (Из
репертуара группы
«Кино»).
Играет Бах.
Слова и музыка В. Егорова.
Песня о звездах.
Слова и музыка
В. Высоцкого.
Про черную гуашь и про надежду.
Слова и музыка В. Матве
евой.

Чистые пруды.
Д. Тухманов,

слова И. Талькова.
Лунная река.
Г. Мансини, слова
Мѐрсера.
Куда уходит детство.
Из кинофильма «Фантазии Веснухина».
А. Зацепин,
слова Л. Дербенева.

Раздел 2. Традиции и новаторство

в музыкальном искусстве: прошлое,

настоящее, будущее (9

ч)

Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму
традиций и новаторства.
Выражение отношения композитора к
тем или иным явлениям действительности, поиск
новых вы
разительных возможностей музыкального языка (мелодика,
ритм, фактура,
тембр, оркестровка,
форма и др.). Компози
тор


человек, чувствующий жизненное
содержание, которое
он хочет выразить, и музыкант, мыслящий на языке своего
искусства. Сопоставление стилевых, интонационно
-
жанровых особенностей
музыкальных произведений в процессе их слу
шания и
исполнения как основа
выявления новаторских
устремлений композиторов. «Новаторство в том, чтобы в но
-
вых условиях защищать вечное» (Р. Быков).

Восприятие


осознание


воспроизведение (исполне
ние)


оценка явлений
музыкальной культуры как звенья
процесса, направленного на развитие сотворческой
активности учащихся, их способности вступать в диалог с музыкой разных
эпох и
стилей.

Примерный перечень музыкального материала

Колокольные звоны
храмов и монастырей России.

Русь колокольная.
Вариации на
тему М. Мусоргского. А. Петров.

Концерт
№ 2
для фортепиано с оркестром. С. Рахманинов
(
классические и современные
интерпретации).

Симфония


от венских классиков до современного авангарда (изпрограммы «Музыка» для
У

1Х классов


по выбору учителя)
Симфония


5
(фрагменты). Д. Шостакович.
Симфония
№ 4'
(фрагменты). А. Шнитке.
Опера
-
оперетта
-

мюзикл
-
рок
-
опер
а (из
программы «Музыка» для 5
-
9
классов
-
по выбору учителя)
Борис Годунов
(фрагменты). М.
Мусоргский.
Евгений Онегин
(фрагменты). П. Чайковский.
Преступление и
наказание.
Рок
-
опера по мотивам романа
Ф. Достоевского (фрагменты). Э.
Артемьев.
Балет
(из программы «Музыка» для 5
-
9
классов
-
по выбору
учителя)

Анюта.
Балет по мотивам повести «Анна на шее» А. Чехова
(фрагменты). В. Гаврилин.

Симфонические картины, поэмы, увертюры, сюиты, концерты
(фрагменты из программы
«Музыка» для
5
-
9 классов
по
выбору учителя)

Камерная вокальная и инструментальная музыка (из программы
«Музыка» для У


классов


по выбору учителя).
Образцы музыкального фольклора
разных регионов мира
(аутен
тичный, кантри, фолк
-
джаз, рок
-
джаз и др.).
Песенный репертуар

О далеком друге.
Слова и музыка В. Шангин
-
Березовского.
Серега Санин.
Слова и
музыка
Ю.
Визбора.

На братских могилах.
Слова и музыка В. Высоцкого.
Песня об органисте.
Слова и
музыка М. Анчарова.

Уголок России.
В. Шаинский, слова Е. Шевелевой.
Старая сказка.
Слова и музыка В.
Туриянского.

Гроздья рябины.
Слова и музыка А. Розенбаума.

Любовь моя, Россия.
Слова и музыка Ю. Визбора.

Песни из репертуара современных отечественных групп
(«Ак
вариум», «Скоморохи»,
«ДДТ», «Кино», «Наутилус Помпили
ус», «Браво», «Любэ» и др.)


Учебно
-
тематический план предмета «Музыка» (7 класс)




п
/
п

Разделы и темы

Кол
-
во
часо
в

В том
числе͗

Контрольны
е работы.


Особенности драматургии сценической музыки.

16


1

Классика и современность

1


2

В музыкальном театре. Опера. Опера«Иван Сусанин». Новая эпоха в русской
музыке. Судьба человеческая


судьба народная. Родина моя! Русская
земля.

2


3

4

Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет
половцев. Плач Ярославны.

2


5

6

В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской
земли. Первая
битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.

2


7

8

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

1


9

В музыкальном театре. Мой народ
-

американцы. Порги и Бесс. Первая
американская национальная опера. Развитие традиций оперного
спектакля.

2


10

11

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы
2


12

Хозе и Эскамильо.

13

Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к
радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы
«Вечерни» и «Утрени».

1


14

Рок
-
опера «Иисус Христос
-
суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.

1


15

Музыка к драматическому спектаклю.«Ромео и Джульетта». Гоголь
-
сюита.
Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь
-
сюиты».
«Музыканты


извечные маги».

1

1

16

Обобщение по теме «Особенности драматургии сценической музыки»

1



Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

18


18

Музыкальная драматургия
-

развитие музыки. Два направления
музыкальной культуры. Духовная
музыка. Светская музыка.

2


19

20

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция

2


21

22

Циклические формы инструментальной музыки.

Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.

1


23

Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен,
Соната №2 С. Прокофьева.
Соната №11 В.
-
А.Моцарта.

2


24

25

Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр )Й.Гайдна.
Симфония №40 В.Моцарта. Симфония №1(
«Классическая») С.Прокофьева.
Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.
Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5
П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича.

5


26

27

28

29

30

Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.

1


31

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.
Хачатуряна.

1




Тематическое планирование 8 класс



Тема раздела «Жанровое
многообразие музыки» (17 ч)

Кол
-
во часов

1.

Современность и музыка.

Жанр как определѐнный тип произведений.

1

2.

Современна ли музыка И.С.Баха?

1

3.

Искусство в борьбе за сохранение жизни на Земле.

1

4.

Человек


главный герой искусства.

1

5.

Тема
страдания.

1

6.

Рок


опера.

1

7.

Л.Бетховен и его музыка.

1

8.

Радость и красота в музыке.

1

9.

Песни без слов Ф.Мендельсона.

1

10

Музыка «серьѐзная» и музыка «лѐгкая».

1

11.

Новые краски музыки.

1

12.

Танцевальная музыка. Полька.

1

13.

Танцевальная музыка. Вальс.

1

14.

Разнообразие танцев разных времѐн и народов.

1

15.

Жанры маршевой музыки.

1

16.

Интонации и ритмы марша.

1

17.

Обобщение по теме «Жанровое многообразие музыки».

1


Тема раздела «
Музыкальный стиль
-

камертон эпохи
»

(17 ч)


18.

Классицизм.

1

19.

Барокко.

1

20.

Романтизм.

1

21.

Реализм.

1

22.

Импрессионизм.

1

23.

Неоклассицизм. Классический авангард.

1

24.

Современная популярная музыка. Джаз.

1

25.

Рок
-
н
-
ролл.

1

26.

Кантри
-
рок и фолк
-
рок.

1

27.

Этническая
музыка.

1

28.

Рэп. Эстрада.

1

29.

Авторская песня.

1

30.

Мюзикл.

1

31.

Музыка в драматических спектаклях.

1

32.

Взаимопроникновение лѐгкой и серьѐзной музыки.

1

32

Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина

1


33

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок
-

опер.

1


34

Исследовательский проект «Пусть музыка звучит!» Обобщение материала
по теме « Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

1

1



34

2

33.

Обобщение по разделу «Музыкальный стиль
-

камертон эпохи».

1

34.

Урок
-
концерт.

1


Итого

34 ч


Тематическое планирование


9 класс




Тема раздела «Образ Человека в

мировой музыкальной культуре
»

(
7
ч)

Количество
часов

1.

Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего.

1

2.

Музыкальная форма как процесс.

1

3.

Симфонический
метод отражения противоречивости жизненных
явлений.

1

4.

Народно
-
эпические, характерно
-
бытовые образы в жанрах
музыкального искусства.

1

5.

Лирические и драматические образы в жанрах музыкального
искусства.

1

6.

Функции музыки в современном мире.

1

7.

Вкус и мода.

1


Тема раздела «Традиции и новавторство в музыкальном искусстве:
прошлое, настоящее, будущее (9 ч)


8.

Вечные темы искусства.

1

9.

Сказочно
-
мифологические темы.

1

10.

Мир человеческих чувств.

1

11.

Симфония венских классиков.

1

12.

Новавторство в симфонической музыке Д.Д.Шостаковича.

1

13.

Диалог с музыкой разных эпох и стилей.

1

14.

Рок
-
опера.

1

15.

Современное музыкальное пространство.

1

16.

Мировое значение музыкального искусства.

1


Итого

16 ч


Требования к уровню
подготовки учащихся 8 класса

Обучение музыкальному искусству в
VIII

классе основной
школы должно обеспечить
учащимся возможность:



иметь представление о жанрах и стилях классической и
современной музыки,
особенностях музыкального языка и
музыкальной драмату
ргии;



определять принадлежность музыкальных произведений к
одному из жанров на
основе характерных средств музы
кальной выразительности;



знать имена выдающихся отечественных и зарубежных
композиторов и узнавать
наиболее значимые их произведе
ния;



размышлять о знакомом музыкальном произведении,
высказывая суждение об
основной идее, средствах ее воп
лощения, интонационных особенностях, жанре,
форме,
исполнителях;



давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и
вне школы,
аргументируя свое отношение к тем или иным
музыкальным явлениям;



исполнять народные и современные песни, знакомые
мелодии изученных
классических произведений;



использовать различные формы индивидуального, груп
пового и коллективного
музицирова
ния, выполнять твор
ческие задания, участвовать в исследовательских
проектах;



использовать знания о музыке и музыкантах, полученные

на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеоте
ки и пр.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Обучение музыкальному искусству в
IX

классе основной
школы должно обеспечить
учащимся возможность͗



понимать роль музыки в жизни человека͖



понимать значение традиций и новаторства в музыкаль
ном искусстве прошлого
и настоящего времени͖



оценивать произведени
я разных направлений музыкаль
ного искусства и
обосновывать свои предпочтения в ситу
ации выбора͖



знать имена выдающихся композиторов и исполнителей
в различных областях
музыкального искусства͖



иметь представление об особенностях языка, инструмен
тария, ма
неры исполнения
музыкальных произведений раз
ных эпох͖



сопоставлять стилевые, интонационно
-
жанровые особен
ности музыкальных
произведений в процессе их слушания
и исполнения͖



знать и уметь исполнять песни разных жанров' (фольклор,
классика, современность)͖
формировать свой песенный
репертуар͖



ориентироваться в окружающем музыкальном простран
стве͖ понимать значимость
классического, народного музы
кального искусства, музыки религиозной традиции в их
соотношении с массовой музыкал
ьной культурой͖



иметь представление о крупнейших музыкальных центрах
мирового значения (театры
оперы и балета, концертные
залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в
отечественной культуре и за рубежом͖



проявлять инициативу в различных сферах му
зыкальной
деятельности, участвуя в
музыкально
-
эстетической жизни
класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные
гости
ные, концерты для младших школьников и др.), развивать
навыки проектной
деятельности͖



совершенствовать умения и навыки самообразования.


Учебно
-
методическое обеспечение

Данная программа обеспечена учебно
-
методическими комплектами для каждого класса
общеобразовательных организаций. В комплекты входят следующие издания авторов
Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской͗

Пособия для учителей

«Музыка. Хрест
ом
атия музыкального материала.8
-
9
класс»


«Урок
и музыки. Поурочные разработки. 8

класс»

«Искусство. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала. 8 класс».

«Искусство. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала. 9 класс».

«Уроки
искусства. Поурочные разработки.8
-
9 классы».

Материально
-
техническое обеспечение

Программа
«Музыка 5
-
9 классы. », М., Просвещение, 200
6 г.

Методическое пособие для учителя «Музыка 5
-
6


7 классы», М., Просвещение, 2010г.

«Хрестоматия музыкального материала
»


Программы общеобразовательных учреждений Литература͗ 5

11 классы (Базовый уровень)
/ Под ред ВЯ. Коровиной


М., 2005͖

Изобразительное искусство и художественный труд͗ 1

9 классы / Под рук. Б. М. Неменского.


М., 2005.



MULTIMEDIA



поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и
Мефодия. М.͗ ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(
CDROM
)

2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «
Три сестры» при
издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки
кадров (НФПК)

3. Музыкальныйкласс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийна
я программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ
им. А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом про
странстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция
-

http://collection.cross
-
edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7
-
f1f4
-
5b76
-
f453
-
552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал
-

http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации
-

http://viki.rdf.ru/

Список научно
-
методической
литературы.





Приложенные файлы

  • pdf 14886594
    Размер файла: 1 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий