Использована методическая разработка «Картинка без запинки» (методика рассказа по картине) авторы Ингрида Николаевна Мурашковска, Надежда Петровна Валюмс.


«Составление описательного рассказа по картине с использованием элементов ТРИЗ»Методика И.Н. Мурашковской, Н.П. Валюмс.
Рассказ по картине – кажется, что может быть проще. На самом деле, мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда ребенок не может составить содержательный, последовательный рассказ. Это означает, что ребенок испытывает затруднения и если их не преодолеть еще в дошкольном детстве, то потом возникнут проблемы в школе с составлением рассказов и написанием сочинений.
Для решения этой задачи была разработана методика по составлению рассказа по картине. Авторы этой методики И.Н. Мурашковска и Н.П. Валюмс (учителя – практики).
В основу методики положен инструментарий для формирования системно – диалектического способа мышления, разработанный в теории решения изобретательных задач (ТРИЗ).
Разработчики методики шли от практики: слушали и анализировали ответы детей, выделяли слабые места и перекидывали через них мостики, затем выстраивали единую дорожку, ведущую к намеченной цели – составить и рассказать рассказ.
Эта методика состоит из нескольких шагов:1 шаг. Определение состава картинки. Что нарисовано на картинке? Могут ли у ребенка возникнуть сложности при ответе на этот вопрос? Пожалуй, да. «Взглянем на картинку…Нарисовано много. Все объекты и предметы переплетаются, перекрывают друг друга, разнообразие форм не дает сосредоточиться. Как выделить что-то одно? Для этого складываем ладошки вместе, чтобы получился маленький глазок и смотрим в него, так чтобы в глазок попадал только один объект. Называем его и схематично фиксируем на доске. И так остальные предметы…»Итак, задача первого шага: определение состава картины, то есть наводим глазок на картину так, чтобы в него был виден один объект, называем и фиксируем.
2 шаг. Связи и взаимодействия между объектами. Вопрос: «Что делает?», тоже недостаточно однозначен и понятен. Любые действия имеют временную продолжительность, а картина отражает застывшие позы вместо действий. Своим простым вопросом мы требуем от ребенка увидеть за застывшей позой героя серию последовательных ее изменений и обобщить их одним глаголом. Если ребенок не имеет достаточного житейского опыта в этом виде деятельности, то задача может для него оказаться непосильной. Поэтому, нужно задаться целью, найти связи, взаимодействия между всеми разрозненными объектами на доске. С чего начать? Какие два кружка мы можем объединить между собой? Кто придумал?Таким образом, дети заняты выявлением связей между объектами и предметами, в чем и заключается задача второго этапа.
3 шаг. Характеристики объектов и действий. Основу для рассказа мы приготовили, но не хватает в нем образов, пленяющих воображение. Зарисовку рассказа нужно разукрасить, снабдить яркими характеристиками, чтобы картина ожила. Здесь мы используем прием «вхождения в картину». Предлагаем «войти» в картину, походить по ней. Что вы почувствовали? Притроньтесь и проведите рукой по всему, что встретилось на пути. Вдохните запах того, что вас окружает? Какие вкусовые ощущения добавились?Итак, задачи третьего шага: усиление образными характеристиками. Активно исследуем картину с помощью каждого органа чувств поочередно.
4 шаг. Копилка образных характеристик. На этом этапе идет накопление образных характеристик и пополнение словарного запаса детей. Эта работа имеет этапы:- пассивный (ребенок узнает новые слова, их смысл)- полуактивный (ребенок воспроизводит новое слово в ответ на соответствующий вопрос воспитателя)- активный (ребенок самостоятельно вспоминает новое слово и использует его как средство для выполнения поставленной перед ним задачи)- автоматический (новое слово само возникает в речи ребенка)Задачи четвертого шага: узнаем новые слова, их значение. Вспоминаем их, рассматривая предметы на рисунках. Используем их для составления сравнений, загадок.
5 шаг. События предшествующие и последующие. Основная задача данного этапа – выстраивание временной последовательности. Выбираем одного из героев и представляем пошагово, что он делал раньше – до появления на картинке, что будет делать потом.
6 шаг. Разные точки зрения. Рассказ по картине зависит не только от самой картины, но и от рассказчика, точнее от его точки зрения. И именно интересная точка зрения делает рассказ необычным, впечатляющим. Для данного возраста более простой из точек зрения является состояние настроения человека. Здесь детям предлагается превратиться в щенков, побывать в различных настроениях (грустное, веселое, чувство страха, чувство радости…). Тогда картинка становиться ближе детям, так как они пережили разные состояния и могли рассказать о своем отношение к изображенному на ней.Итак, задачи заключительного этапа: перейти на разные точки зрения. Определяем состояние одного из объектов, то есть входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Включаем описание с разных точек зрения в рассказ.
Использована методическая разработка «Картинка без запинки» (методика рассказа по картине) авторы Ингрида Николаевна Мурашковска, Надежда Петровна Валюмс.

Приложенные файлы

  • docx 14941346
    Размер файла: 18 kB Загрузок: 2

Добавить комментарий