Современное воспитательное мероприятие должно соответствовать смыслу модернизации воспитательной работы учреждения образования в целом.

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества»














Организация
воспитательного мероприятия
/из опыта работы/


Материалы на У областной открытый фестиваль
«Калейдоскоп методических идей»

конкурс методических материалов
«Лучший методический материал-2012»

номинация: «Обобщение педагогического опыта»



педагог-организатор
Субботина Светлана Геннадьевна










г.п. Зеленоборский
2009



Содержание

Введение...........

3

Массовое мероприятие – эффективная форма воспитательной работы..


5

1.1. Массовое мероприятие: понятие, формы..

5

1.2. Технология организации воспитательного мероприятия

6

1.3. Самоанализ воспитательного мероприятия..

10

Заключение..

12

Список литературы.

13

Приложение № 1. Диагностические методики

14

Приложение № 2. Адаптационные игры и упражнения.

17

Приложение № 3. Классификация вопросов по программе развивающего обучения системы Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова ..



27

Приложение № 4. Сценарий профориентационной игры «Выбор за тобой!»..


28

Приложение № 5. Мультимедийная презентация к профориентационной игре «Выбор за тобой!».

37
















Введение

Повышение социального статуса воспитания является современной тенденцией развития образования в нашей стране. Функция воспитания считается одной из основных социальных функций образовательного учреждения. Сегодня она признается на самых высоких уровнях управления образованием, что отражено в Концепции модернизации российского образования до 2010 года и в Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ на период до 2010 года.
Развитие воспитания в системе образования рассматривается как условие и способ решения существующих в обществе острых актуальных социальных проблем детства. Как следствие, направление воспитания - подготовка ребенка к самоопределению, самообразованию и самовоспитанию.
МОУДОД «Центр развития творчества детей и юношества» - учреждение дополнительного образования детей, основным предназначением которого является создание условий для развития мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг, удовлетворение постоянно изменяющихся социально-культурных и образовательных потребностей детей.
Главная цель воспитания в ЦРТДиЮ - личность, мотивированная на творчество, саморазвитие, положительно социально ориентированная.
Воспитательная деятельность педагогического коллектива Центра развивается как в рамках образовательных программ объединений, так и в рамках воспитательных комплексно-целевых программ, функционирующих внутри учреждения.
Воспитательная работа осуществляется педагогами в рамках образовательного пространства ЦРТДиЮ по следующим видам деятельности: образовательная (познавательная), оздоровительная, трудовая, досуговая, творческая; реализуется непосредственно в детских объединениях, через работу педагога-организатора и взаимодействие с социумом.
Культурно-досуговая и социально-педагогическая деятельность МОУДОД «Центр развития творчества детей и юношества» ежегодно осуществляется по комплексно-целевым воспитательным программам: «Досуг», «Здоровье», «Каникулы» с подпрограммой «Лето», «Творчество» с подпрограммой «Одаренные дети», «Профориентация», «Профилактика», «Преодоление», «Гражданин России».
При планировании воспитательной работы учитываю проведение традиционных мероприятий:
интеллектуальный марафон среди школьных команд,
творческие мастерские для детей и их родителей,
рождественский турнир по настольному теннису,
атлетическое троеборье,
ежегодный фестиваль детского творчества «Зеленоборские звездочки»
профориентационные игры для старшеклассников,
осенний праздник,
семейные вечера отдыха,
День учителя,
День матери,
Новогоднее представление для младших школьников и новогодняя дискотека для старшеклассников,
«Мистер ЦРТДиЮ»,
«Мисс ЦРТДиЮ»,
мероприятия в рамках межведомственной акции «Папин апрель»,
экскурсии в Кандалакшу, г. Полярные Зори, село Ковда.
Опробованы новые формы работы с учащимися:
акции «Праздничный десант»,
благотворительный аукцион,
профилактическая акция «Забей» и др.
Реализация мероприятий, и традиционных, и единовременных в рамках комплексно-целевых воспитательных программ является эффективным средством адаптации и социализации детей.
В целях изучения личностных характеристик детей, которые являются помощниками и участниками при подготовке мероприятий, использую диагностические методики (игра-анкета, «Моя позиция», «Знакомьтесь, это Я!», «Карта настроения», «Психогеометрическая самооценка личности», методика «Недописанный тест», и др.)(приложение № 1), а также адаптационные игры и упражнения(приложение № 2):
1. игры-знакомства («Теплый ветер», «Я – луноход», «Колесо», «Снежный ком», «Назови имя», «Перестроечный процесс», «Загадочное имя», «Что у нас общего» или «Пересядьте все те, кто», «”Горячий” стул», «Глаза в глаза», «Давай познакомимся», «Веселый паровозик», «Объявление в газету» и т.д.)
2. игры-ледоколы («Испытание круга», «Апельсин», «Пузырь», «Узелки», «А я еду», «Веревочка», «Доброта+счастье+любовь», «Тили-мили-трямчики», «Клубок или размотало-замотало»)
3. игры на выявление лидеров («Визитки», «Светофор», «Слепая гусеница», «Сороконожка», «Копна-горка-тропинка»)
4. конкурсы на выявление артистических и творческих личностей («Необычный рассказ», «Сурдоперевод», «Красная шапочка», театр-экспромт, «Испорченный карандаш» и др.)
5. игры на доверие («Бумс», «Шуршунчик», «Паровозики», «Тростинка на ветру» и др.)
6. игры для общения мальчиков и девочек («Дотронься до», «Кошечка-собачка», «Бип» или «Хм-хм», «Эмоции»; для старших подростков: «Такие нежные слова», «Прикосновение», «Да, нет, да», «Карусель», «Арам-шим-шим» и др.)
Результаты диагностики использую для привлечения детей к активному участию в подготовке и проведении мероприятий.
Массовые мероприятия являются эффективными формами досуговой деятельности. Именно благодаря им можно воздействовать на учащегося, привлекая его к совместному творчеству.


Массовое мероприятие – эффективная форма воспитательной работы

1.1. Массовое мероприятие: понятие, формы.

Современное воспитательное мероприятие должно соответствовать смыслу модернизации воспитательной работы учреждения образования в целом.
Воспитательное мероприятие это педагогическая единица всей воспитательной работы образовательного учреждения. Каждое новое воспитательное мероприятие представляет собой элемент нового витка развития воспитательной работы, её постоянного развития.
Выбор формы мероприятия определяю поставленной целью. Стараюсь использовать разнообразные формы воспитательных мероприятий, т.к. это всегда повышает интерес и активизирует познание.
Учитываю, что выбранная форма мероприятия, определяет модель размещения детей в аудитории. Использую следующие формы воспитательного мероприятия: акция, викторина (на любые темы), выставка, встречи с интересными людьми, вечер – встреча, дискуссия, диагностика, заочное путешествие, экскурсии (музеи, в природу, заочные и так далее), игра (познавательная, развлекательная, интеллектуальная), конкурсы (самые разнообразные), КТД, коллаж, литературно - музыкальная композиция, практикум, посиделки, праздник, практическая деятельность в природе, тренинги, театрализованные представления, турнир (вежливости, знатоков, спортивный), художественная мастерская, ярмарки.
























1.2. Технология организации массового мероприятия

Учитываю следующие факторы в подготовке мероприятия: способы и приемы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность.
Соблюдаю определенные требования к подготовке мероприятия:
Четкая формулировка педагогической цели мероприятия (комплексно: обучение, воспитание, развитие).
Планирование этапов мероприятия.
Организация подготовки в соответствии с поставленной целью.
Подбор оптимального материала с учетом основных целей, методов и приемов на каждом этапе мероприятия.
Применение элементов неожиданности, «изюминок».
Обеспечение разнообразия форм и творческого характера деятельности участников.
Обеспечение взаимосвязи этапов.
Для обеспечения эффективности проведения мероприятия тщательно планирую его организацию и подготовку на трех основных этапах.
1. Подготовительный этап
Определение темы, постановка целей.
Составление плана.
Определение хода и содержания мероприятия.
Анализ и подбор литературы.
Составление рекомендательного списка.
Определение методов и приемов.
Разработка сценария.
Подготовка дидактического и раздаточного материала, атрибутов, реквизита.
Изготовление наглядного материала, плакатов и т.д.
Определение участников (актеров, ведущих, судей и т.д.).
Подготовка и распределение заданий, объяснение условий, правил или распределение ролей.
Приобретение призов, грамот.
Определение места, времени, даты проведения.
Решение организационных вопросов.
Подготовка оформления.
Подготовка и проверка оборудования и технических средств.
Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция.
Объявление.
Оформление кабинета, зала.
Приглашение зрителей, гостей.
Установка оборудования, технических средств.
Прежде чем написать сценарий по выбранной теме, выбираю детей, которые смогут проявить себя наиболее ярко в определенной роли, это может быть как роль ведущего, главного героя (например, при подготовки театрализованного новогоднего представления) так и помощника: оформителя, звукорежиссера, костюмера и визажиста (например, в процессе организации и проведении конкурсных программ «Мисс ЦРТДиЮ», «Мистер ЦРТДиЮ»).
При этом учитываю, каких качеств личности, умений и навыков потребует от учащихся подготовка и проведение мероприятия, какую степень самостоятельности надо им проявить (музыкальные, организаторские способности, эрудиция, умение рисовать, воля, выдержка, самообладание, инициатива и т.д.); кого из членов детского коллектива желательно привлечь к выполнению конкретных задач, заданий и какую роль в организации мероприятия они должны играть; какими индивидуальными психологическими особенностями учащихся обусловлено предполагаемое распределение ролей в проводимой работе, и решению каких конкретных воспитательных задач это будет способствовать (одному – проявить чувство ответственности, другому – дать возможность утвердить себя в глазах сверстников, проявить свои возможности и преодолеть робость и неуверенность, третьему – научиться не только командовать, но и подчинятся и т.д.)

2. Основной этап
Проведение мероприятия.

3. Рефлексивный этап
Подведение итогов.
Анализ проведенного мероприятия (самоанализ).
Описание опыта или разработка методических рекомендаций.
Распространение и обобщение опыта работы

Для обеспечения эффективности стараюсь войти в контакт с участниками, учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей, их осведомленность по теме и эрудицию. Наиболее приемлемыми для достижения цели массового мероприятия считаю следующие методы:
побуждение (совместное творчество; подготовка мероприятия творческой группой).
обращение к личному опыту учащихся (обсуждение темы, проблемы, ситуации; выполнение задания, социальных ролей; анализ жизненных ситуаций на основе личного опыта).
убеждение (подача значимой и объективной информации).
Использую следующие формы работы в ходе проведения мероприятия: практическую, монологическую, диалогическую, наглядную, словесную, объяснительно-иллюстративную, репродуктивную и другие. Учитываю, чтобы выбранные формы соответствовали: воспитательным и образовательным принципам, целям и задачам; возрастным особенностям детей, содержанию мероприятия. Например, при проведении профориентационных игр использую мультимедийную презентацию для наглядности, монологическую и словесную формы при сообщении нового материала, практическую форму при анкетировании и тестировании, диалогическую форму во время игровых моментов.
При проведении мероприятий стараюсь организовать активное участие обучающихся в нем посредством состязательной деятельности, сочетаю коллективную, групповую и индивидуальную работу учащихся. Интересные вопросы и интеллектуальные задания имеют большое значение для развития познавательного интереса. Правильно подобранные вопросы помогают детям сконцентрировать внимание на главном, важном, развивают мыслительные способности, повышают активность. Поэтому к выбору типа вопросов надо отнестись серьезно и подойти творчески. Использую вопросы по классификации по программе развивающего обучения системы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова (Приложение № 3).
Кроме того, исходя из цели каждого этапа мероприятия, можно использовать вопросы:
вызывающие интерес,
привлекающие внимание,
переключающие внимание,
помогающие оценить знания,
возвращающие к основной теме,
помогающие вести занятие,
помогающие углубиться в тему,
апеллирующие к эмоциям, открывающие (закрывающие) обсуждение,
позволяющие сделать обобщение, вывод, определение,
влияющие на ход обсуждения,
подводящие итог обсуждения.
Помимо активизирующих вопросов использую творческие задания, как поручения при подготовке мероприятия и применяю непосредственно в самом мероприятии, например, при проведении конкурсов «Мисс ЦРТДиЮ», «Мистер ЦРТДиЮ» и др.
При подборе и подготовке заданий учитываю, что их выполнение должно дополнять имеющиеся у ребят знания, развивать умения и навыки, приобретенные ранее, способствовать активизации творческих и интеллектуальных способностей. Поэтому задача состоит в том, чтобы подобрать задание, соответствующее выбранной форме мероприятия и времени его проведения; учитывать возрастные и индивидуальные особенности участников, уровень их подготовленности по теме. В любом случае задания не должны быть трудновыполнимыми (по сложности и времени), некорректными и непонятными.
Использую задания познавательные, творческие, интеллектуальные, проектировочные, исследовательские, которые имеют различные цели:
испытать сообразительность (загадки, задачки);
изобразить;
инсценировать, выступить в определенной роли;
доказать или опровергнуть;
составить план действий;
смоделировать;
спроектировать;
установить причины;
определить последствия;
выявить проблемы;
найти решение проблем, устранить противоречия;
проанализировать ситуацию;
прокомментировать;
создать портрет;
подобрать материал;
Составлению сценария отвожу важное место при подготовке и проведении мероприятия. Он позволяет четко спланировать все этапы и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать методическую литературу, Интернет-ресурсы, предусмотреть ошибки и промахи. При разработке и составлении сценария придерживаюсь следующей схемы:
Название мероприятия.
Форма проведения.
Тема.
Возраст, количество участников.
Цели и задачи мероприятия для педагога и учащихся.
Оформление и наглядность.
Оборудование и технические средства.
Дидактический, раздаточный материал.
Декорации. Реквизит. Атрибуты.
Ход (структура) мероприятия. Во вступительном слове раскрываю смысл темы (проблемы), озвучиваю цели, условия, представляю участников, жюри и гостей. В основной части провожу мини-опрос для определения уровня информированности участников и актуализации проблемы; раскрываю информацию и стимулирую познавательную деятельность посредством рассказа, демонстрации с использованием ИКТ, беседы, инсценировки, конкурсных заданий и т.д.; содействую применению участниками теоретических и практических знаний в ходе выполнения заданий; провожу работу со зрительным залом (при наличие пассивных участников мероприятия). В заключительной части мероприятия провожу обсуждение, рефлексию, совместно с участниками формулируются выводы, результаты мероприятия, подводятся итоги и награждение.









1.3. Самоанализ воспитательного мероприятия

Самоанализ воспитательного мероприятия проводится с целью выявления результативности проведенного мероприятия, определения положительных и «неудачных» моментов.
Необходимо проанализировать:
удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности;
насколько удалось достигнуть поставленных целей и задач, определить причины успехов, неудач и ошибок;
насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед учащимися цели и задачи предстоящей деятельности;
насколько организованным и своевременным было начало работы;
насколько содержательно, интересно и организованно проходила работа; в какой мере дети, участвующие в проведении работы, справились со своими ролями (подготовлены, уверены, спокойны, воодушевлены или растеряны, вялы и т.д.);
все ли учащиеся увлечены ходом мероприятия; В чем проявлялась эмоциональная реакция детей, и в какие моменты;
какова была дисциплина;
какой эмоциональный настрой наблюдался в ходе мероприятия (подражание, вдохновение, смена коллективного настроения, дух соперничества и др.);
какие выводы сделали учащиеся по ходу работы и в заключение, каких результатов достигли;
каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности;
каково воздействие мероприятия на отдельных учащихся;
какие затруднения были на этапе подготовки;
что было интересно учащимся, благодаря чему;
менее удачные моменты, их причины;
возникшие сложности и пути их преодоления;
целесообразность проведения подобных мероприятий в дальнейшем.

В ходе мероприятия обращаю внимание на активность отдельных участников, их высказывания, свидетельствующие о том, что мероприятие вызвало живой интерес.
Инновационные технологии, с использованием новых технических приспособлений оказывают более существенное воспитательное влияние на личность ребенка. Современные мультимедийные технологии, позволяют получать новые интересные эффекты психолого-педагогического воздействия на учащихся. Фотосъемка и видеосъемка в ходе воспитательного мероприятия позволяет создавать необходимый материал для наглядного анализа выполненной работы, а также для её рекламы (выполнение презентации мероприятия, видео- и фото альбомов, оформление выставок и т. д.). Музыкальное оформление воспитательного мероприятия является важным показателем его качественности.
Воспитательные мероприятия оказывают положительное влияние на личность зрителя (учащегося, воспитанника и т. д.). Однако в большей степени процессы воспитания положительно влияют на личность участника мероприятии, который, пропуская через себя содержания мероприятия, осваивает некоторые образцы поведения, поступков на практике (отказывается от отрицательных образцов поведения).
































Заключение

Воспитательное мероприятие это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе. Воспитательные мероприятия позволяют выработать у учащихся определенную систему отношений к окружающей действительности, формируют образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные потребности, ответственность за поступки. Воспитательное мероприятие влияет на общественное мнение, приобщает к жизни коллектива, формирует его традиции. При организации и проведении воспитательных мероприятий происходит взаимообогащение учащихся, крепнут связи между ними. От мероприятия к мероприятию развиваются и взрослеют дети. Каждое мероприятие должно вести школьников к новой нравственной высоте, оставляя в душе состояние новизны, праздника, стремления к добру и красоте.
Технологический подход при организации воспитательных мероприятий заключается в применении воспитательных технологий: методы и приёмы личностно-ориентированного обучения, игровые технологии, педагогика сотрудничества, технология коллективных творческих дел, интерактивные технологии, информационно-коммуникационные технологии. Это позволяет сконструировать наиболее оптимальную структуру мероприятия, деятельность педагогического коллектива, иных сопричастных лиц, а также позволяет обеспечить формирование более, четкой, ясной и прозрачной картины, происходящих событий при инициировании, планировании, организации, проведении любого воспитательного мероприятия.
Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий: анализ обстановки, определение цели, планирование, подготовку, непосредственное воспитательное воздействие на детей и так называемое "последействие", т.е. анализ состоятельности данного мероприятия по реализации поставленных педагогом задач: насколько удалось достигнуть поставленных целей и задач, причины успехов, неудач и ошибок.

















Список литературы
Беспятова Н.К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: метод. Пособие / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 256 с. – (Методика).
Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии // Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1998.
Жирикова А.А. Из опыта воспитательной работы школы. //Классный руководитель. 2001. № 2.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М., 1989.
Календарь школьных праздников / Авт.-сост. С.И. Лобачева, К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2006. – 2888 с. – (Классному руководителю).
Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов / С.С. Кашлев. – Мн.: Выш. шк., 2002. – 95 с.
Методика воспитательной работы / Под ред. Тувинского Л.И.- М., 1989.
Петухова Л.В. Из опыта планирования работы с классным коллективом // Классный руководитель. 2001. № 3.
Пушкарева Т.Н. Планирование воспитательной работы с учащимися среднего звена // Классный руководитель. 2001. № 3.
Формы воспитательной работы классного руководителя /Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 112 с.: ил. – («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып.78).
Шамардин В.Н. и др. Школа: от конечного результата к творческому поиску.- М., 1991.  
Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1989.
Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1994.
Энциклопедия коллективных творческих дел. М, 2000.
Ястребова А.П. Программа воспитательной деятельности классного руководителя // Классный руководитель. -2001.- №6.






















Приложение № 1

Диагностические методики

Игра-анкета
Каждому ребенку дается листок, разграфленный на 25 клеточек (5х5). Клеточки пронумерованы. Каждый столбик – это область интересов: спорт, искусство, литература, природа, игра.
Каждая горизонтальная полоса, начиная с верхней – степень увлеченности:
1-ая – пассивный интерес;
2-ая – выраженный интерес;
3-ья – активный интерес и желание действовать;
4-ая – постоянство желаний и интереса;
5-ая – увлеченность.
Педагог читает вопросы-утверждения, ребята ставят в нужной клеточке «плюс» (при положительном ответе), «минус» (при отрицательном ответе).
Вопросы:
Я смотрю по телевизору спортивные передачи, соревнования.
Я смотрю по телевизору фильмы, мультфильмы, сериалы.
Люблю слушать, когда читают книгу вслух.
Мне нравится природа: деревья, травы, цветы, река (море) и др.
В свободное время люблю поиграть в игры.
С удовольствием посещаю уроки физкультуры.
У меня есть любимые фильмы, мультфильмы, сериалы.
Мне нравиться читать книги.
Мне нравиться быть на природе: в лесу, около водоема и т.д.
Мне нравиться играть с друзьями.
У меня есть любимый вид спорта.
Мне нравиться участвовать в выставках рисунков, изделий из природного материала.
Я люблю рассказывать друзьям о том, что прочитал в книгах, читать стихи наизусть.
Мне интересно узнавать о жизни животных, их повадках, о растениях.
Мне удается организовать какую-нибудь игру с друзьями.
Я люблю участвовать в спортивных соревнованиях.
Мне нравиться выступать на сцене перед зрителями.
Я умею сочинять стихи, какие-нибудь истории.
У меня есть домашнее животное, за которым я ухаживаю.
Мне нравиться придумывать какие-нибудь развлечения.
Я занимаюсь в спортивной секции.
Я занимаюсь в музыкальной, хореографической, художественной школе, театральном кружке.
Мне хотелось бы стать журналистом или писателем.
Я хочу, чтобы моя будущая профессия была связана с природой, растениями, животными.
Мне нравиться организовывать игры, развлечения.

Собрав заполненные анкеты, проанализировав ответы ребят, педагогу сразу видно, кто чем интересуется, кто в чем силен, кого к какой деятельности лучше всего привлечь.
Бланк анкеты

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10

11
12
13
14
15

16
17
18
19
20

21
22
23
24
25


Анкетирование «Цветок»

Цель: получение первичной информации о ребенке.
Инструкция: на оборотной стороне цветка напиши ответы на заданные вопросы:
Фамилия, имя
возраст (количество полных лет, дата рождения)
любимая музыка
любимая книга
твои увлечения
домашние животные
каким видом спорта занимаешься
дополнительная информация, которою бы ты хотел сообщить.

Анализ первичной информации о ребенке, знакомство с его индивидуальностью.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Анкета «Мир моих увлечений»

Цель: выявление интересов ребенка, его возможностей и потребностей.
Инструкция: необходимо заполнить таблицу, указав в каждом столбце минимум по пять увлечений
Я увлекаюсь
Я могу научиться
Я хочу научиться










Проанализировав ответы учащихся педагог может сделать вывод об интересах, возможностях и потребностях ребенка. На основе полученной информации планировать дальнейшую работу.

Карта настроения
Педагог каждый день предлагает детям выбрать цвет напротив своей фамилии и имени (номера) зарисовать квадратик выбранным цветом.
Красный – восторженное.
Оранжевый – радостное.
Желтый – светлое, приятное.
Зеленый – спокойное.
Синий – состояние неудовлетворенности, грустное.
Фиолетовый – тревога, напряжение.

Фамилии, имена детей
Дни недели


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Иванов Сережа





















Петрова Маша






















Возможен вариант обозначения цветом «градуса настроения» за день: синий – 45 градусов, зеленый – 90 градусов, желтый – 180 градусов, красный – 360 градусов.
Дети могут характеризовать цветом свое поведение. Например: красный – «помощники», желтый – «лисы», синий – «вредители» и т.д.
В конце каждого месяца, квартала, учебного года вы получите динамику эмоционального состояния детей, сможете выделить кризисные моменты.

Методика «Недописанное предложение» («Недописанный тезис»)
Ребятам предлагается закончить недописанный тезис «Моя позиция».
«Моя позиция в делах кружка (детского объединения)
А) участвовать во всех делах;
Б) участвовать в тех делах, которые мне нравятся;
В) по настроению, по обстоятельствам;
Г) быть зрителем, болельщиком.
Приложение № 2
Адаптационные игры и упражнения

1. Игры-знакомства
«Теплый ветер»
Ребята садятся в круг. Педагог говорит: «Сейчас ребята, на которых будет дуть теплый ветер, должны поменяться местами».
Педагог встает в круг и говорит:
- Теплый ветер дует на всех мальчиков (девочек).
Когда дети меняются местами, педагог занимает одно из свободных мест. Далее вводится новое правило: тот, кто остался без места, встает в центр круга и говорит: «Меня зовут (называет имя)». Все отвечают: «Здравствуй, (называют имя)!». Далее ребенок сообщает что-нибудь о себе, например: «Я учусь или я живу или я люблю и т.п.». Все отвечают: « Это КРУТО!». Если ребенок продолжает что-то сообщать о себе, то все отвечают «Это еще круче!».
Затем педагог называет следующий признак, по которому дети должны поменяться местами, например:
- Теплый ветер дует на тех, кто изучает английский.
- Теплый ветер дует на тех, у кого в одежде есть красный цвет.
- Теплый ветер дует на тех, кто родился зимой и т.д.

«Колесо»
Ребята берутся за руки и образуют круг. Водящий встает в центр круга, закрывает глаза, вытягивает руку вперед и медленно вращается вокруг себя на месте. Остальные двигаются в противоположном направлении. По сигналу водящего: Стоп!» все останавливаются. Тот, на кого указывает рука водящего, называет свое имя и занимает его место в центре круга.
У игры могут быть самые разнообразные варианты. Например, когда круг останавливается, то все должны вспомнить имя ребенка, на которого указывает водящий; ребенок, на которого указывает водящий, должен познакомиться со своими соседями или назвать тех, с кем он успел познакомиться и т.д.

«Перестроечный процесс»
Педагог предлагает ребятам встать в круг:
- по росту;
- по датам рождения;
- по алфавиту имен;
- по цвету волос;
- по размеру обуви;
- по знаку зодиака и т.д.

«Загадочное имя»
Каждый ребенок должен себя представить, но не обычным способом, назвав имя и фамилию, а загадав их. Это может быть, например, так: «Мое имя переводится с греческого, как «морская» (Марина). Или: «Мое имя напоминает детскую вертящуюся игрушку» (Юля). Или: «Я тезка великого поэта Пушкина» (Александр).

«Что у нас общего»
Ребята разбиваются на группы по 3-5 человек. За пять минут они должны выяснить, что у них общего. Затем каждая группа докладывает всем о результатах своего «исследования».

«Горячий» стул»
Ребята разбиваются на пары. Желательно, чтобы в паре были мальчик и девочка, это делает игру более интересной, веселой. За три минуты они должны собрать друг о друге как можно больше информации. Затем пары рассказывают о себе всем окружающим, причем делают это так: девочка садится на стул, а мальчик встает у нее за спиной и от имени девочки рассказывает то, что успел узнать. Затем ребята меняются местами: мальчик садится, а девочка встает за спинку стула. Так через «горячий» стул проходят все участники игры.

«Глаза в глаза»
Ребята садятся в круг. Педагог предлагает всем внимательно посмотреть друг на друга и договориться поменяться местами. При этом общаться можно одними глазами, взглядом. По сигналу педагога те, кто сумел договориться меняются местами. Игра проводится несколько раз. Желательно, чтобы дети договаривались взглядом с разными партнерами.

«Давай познакомимся»
Участникам предлагается по команде ведущего познакомится как можно с большим количеством играющих. Для каждого случая предлагается определенный способ знакомства. В первом туре знакомство производится путем пожатия руки, и, конечно, произнесением имени. Во втором туре игры участники должны пожать друг другу руку и «Поздороваться» ногами: легкие удары внутренней и внешней стопы. В третьем туре: рукопожатие, «приветствие» ногами и бедрами.

«Выбери меня»
Участникам игры предлагается образовать группы по три и по два человека в каждой. Каждая тройка, взявшись за руки, образует малые круги по всей площадке. Вокруг малых кругов прогуливаются, держась за руки, пары. Они по договоренности выбирают любого человека из любой тройки, подходят к нему и включают выбранного человека в свой круг. Новая тройка знакомится между собой. А оставшиеся два игрока становятся выбирающей парой.

«Бинго»
Участники игры рассчитываются на первый-второй номера. Первые номера образуют внешний круг, а вторые – внутренний. Круги движутся в противоположные стороны. Участники при движении произносят слова: «Мой лохматый, славный песик у окна сидит, мой лохматый, славный песик на меня глядит». На последних словах движение прекращается, и участники двух кругов поворачиваются лицом друг к другу. «Бинго, бинго, бинго!» - играют в «ладушки». «Как тебя зовут?» - обращаются к игроку, стоящему напротив. Каждый по очереди называет свое имя. Затем движение по кругу возобновляется. Игра длится до тех пор, пока большинство игроков не узнают имена друг друга.

«Веселый паровозик»
Начинает игру одна из команд. Ребята, выстроившись «паровозиком» и продвигаясь вперед прыжками, скандируют, например, название города, из которого они приехали. Допрыгав до следующей команды, они останавливаются, и первый в «паровозике» спрашивает у новой команды: «Хотите покататься на нашем паровозике?» Новая команда встает в начало «паровозика», и «состав» продвигается дальше, к следующей команде, скандируя название города, из которого приехала пристроившаяся к «паровозику» команда. Игра продолжается до тех пор, пока все команды не покатаются на «паровозике».

«Паровозик «ЧУХ-ЧУХ»
Все участники встают в круг. Выбираются двое водящих – «паровозиков». Каждый «паровозик» должен сформировать свой «состав». Для этого водящий («паровозик») подходит к любому из игроков, стоящих в круге и произносит: «Я паровозик. Меня зовут (называет свое имя). Хочешь со мной покататься?» После этого «вагончик» называет свое имя и прицепляется к «паровозику». Следующий «вагончик» знакомится с предыдущими и встает в «хвост состава». Побеждает «паровозик», чей состав длиннее.

«Имя – «плюс»
Ребята образуют круг. Ведущий предлагает каждому по очереди назвать свое имя как-нибудь оригинально. Например, имя можно пропеть, сопроводить каким-либо жестом или движением. Всем участникам игры нужно повторить имя так, как оно было представлено игроком.

«Тезки»
Всем играющим предлагается найти своих тезок и объединиться в группы. Те, у кого редкие имена (одиночки), объединяются в группу (несколько групп) «ассорти». Каждой группе предлагается творчески представить свое имя или загадать имя.

«Кто быстрей»
Играющие делятся на две команды. Между командам помощники держат ширму (например, покрывало). По одному человеку от команды подходят к ширме, они не должны видеть друг друга. По команде ведущего ширма опускается и игроки, стоящие около нее, должны назвать имена друг друга. Побеждает тот, кто называет быстрее. Проигравший переходит в команду соперников и т.д.

«Объявление в газету»
Участникам игры предлагается написать о себе объявление в газету. Написанное собирается ведущим и затем зачитывается. В это время остальные пытаются угадать, о ком идет речь, кто автор объявления.

«Имя в центре»
Во время танцевальной программы танцующие образуют большой круг. У ведущего в руках мяч. Он бросает мяч кому-либо из ребят. Поймавший мяч делает шаг вперед и называет свое имя. Вслед за ним шаг вперед делают все дети, у кого такое же имя. Все хором трижды повторяют имя. Затем мяч бросает тот, у кого он оказался в руках. Игра продолжается.

«Фигурный вальс»
Все встают парами по кругу, взявшись за руки, образовав лодочку. Танцующие двигаются по кругу приставным шагом: «Шаг, шаг, шаг – на носочки. Шаг, шаг, шаг – на носочки. Покачались, перевернулись, хлопнули в ладоши, назвали имя, поменялись (сдвинулись вправо на одного)».

«Слухи»
Участники образуют тройки. Каждый за 1,5 минуты что-то рассказывает о себе. Затем участники меняются местами так, чтобы образовались новые тройки, в которых все участники из разных предыдущих троек. В образовавшейся новой тройке участники по очереди рассказывают друг другу о своих бывших соседях по предыдущей тройке. Затем вновь все участники перемещаются, образуя тройки из тех, с кем они еще не работали в одной группе. Каждый рассказывает о тех, с кем общался ранее. Игра продолжается до тех пор, пока игроки не вернуться в свои первоначальные тройки. Теперь все рассказывают друг другу то, что слышали друг о друге.

«Снежинка»
На листе бумаге каждый рисует «снежинку». Около каждого луча «снежинки» нужно написать то, что ему присуще, свойственно. Например: хорошо учусь, люблю рисовать, голубые глаза, смелый и т.д.
Когда участники игры закончат делать надписи, всем предлагается найти среди играющих людей с такими же характеристиками и познакомиться. На свой листочек рядом с совпавшим качеством нужно вписать имя человека, у которого есть такое же качество, как и у вас.

2. Игры-ледоколы

«Испытание круга»
Педагог предлагает ребятам выполнить следующие задания:
1. Возьмитесь за руки и образуйте самый большой круг.
2. Постепенно сходитесь к центру, образуя тесный круг, плечом к плечу.
3. Проверим: если круг ровный, то, качнувшись слегка влево (вправо), из него никто не выпадет.
4. Образуйте круг, сцепившись локтями. Отступайте назад и тяните так сильно, как только можете. Цель заключается в том, чтобы порвать кольцо.
5. Возьмитесь за руки и встаньте в тесный круг, плечом к плечу. По команде педагога все должны повернуться направо и присесть. Цель – оказаться сидящим на коленях соседа. Никто не должен упасть.

«Апельсин»
Ребята образуют круг. Первый игрок зажимает под подбородком мягкую игрушку небольших размеров (крупный апельсин). Эту игрушку надо передать по кругу, не касаясь до нее руками. Если игрушка падает, то игра начинается заново.

«Пузырь»
Ребята берутся за руки и образуют большой круг. Со словами: «Месим, месим тесто» ребята сходятся к центру круга, а затем произнося: «Раздайся пузырь», раздайся большой» растягиваются в большой круг та, чтобы он в каком-либо месте «лопнул». Те ребята, которые допустили разрыв рук, становятся в центр круга. Игра продолжается до тех пор, пока внешний круг не станет меньше, чем внутренний.

«Узелки»
Играющие образуют круг. По команде ведущего они протягивают руки к середине круга и берутся за руки так, чтобы в каждой руке оказалась чья-то одна рука. Это не должна быть рука соседа. Ведущий предлагает ребятам «распутаться» не разнимая рук.
Игра считается завершенной, если получился один из трех вариантов.
1. Все участники оказались в одном кругу. При этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной. Это не важно.
2. Участники образовали два или больше независимых кругов.
3. Участники образовали круги, которые соединены друг с другом, как звенья цепочки.

«А я еду»
Ребята расставляют стулья по кругу и садятся на них. При этом в круг ставится лишний стул. Тот, рядом с кем оказался пустой стул, пересаживается на него и говорит: «А я еду». Следующий игрок, пересаживаясь на освободившийся стул, говорит: «А я тоже». Третий игрок, занимая свободный стул, говорит: «А я зайцем». Четвертый, пересаживаясь должен сказать: «А я с (назвать имя игрока, который должен взять с собой свободный стул). Запрещается называть имя следующего (пятого) игрока.

«Веревочка»
Игроки образуют круг, взявшись за руки. Между первым и вторым игроком на руках висит веревочка со связанными концами. Второй игрок, не разнимая рук с первым, должен продеть через себя веревочку, как обруч. При этом он может что-нибудь рассказывать о себе. Веревочка теперь находится между вторым и третьим игроком, затем третий игрок повторяет действие второго и так далее по кругу. Основное правило игры - во время проведения веревки через себя игроки не должны разнимать рук. Длина веревки – 1 метр.

«Доброта+счастье+любовь»
Ведущий предлагает ребятам образовать круг, но за руки не браться, закрыть глаза и выполнять то, что он предлагает:
1. возьмитесь за руки и мысленно пожелайте друг другу добра;
2. возьмитесь за локти и мысленно пожелайте друг другу счастья;
3. положите руки на плечи друг другу и мысленно пожелайте всем любви.

«Тили-мили-трямчики»
Ребята образуют круг. Круг соединяется мизинцами. Первый игрок обращается к своему соседу справа: «Я, Таня, хочу поиграть в игру «Тили-мили-трямчики», но не знаю, как в нее играть?» Сосед должен назвать свое имя, затем дать ответ на вопрос и задать его следующему игроку. Когда вопрос, обойдя круг, вернется к первому игроку, то он говорит: «Раз никто не знает, как играть в «Тили-мили-трямчики», то, что мы тут все делаем?!».

«Сумо»
Образовать пары. Встать спиной друг к другу и сцепиться руками в «замок». На счет «Раз, два, три» - пары покачиваются из стороны в сторону. На счет «Четыре - поворачиваются лицом друг к другу и «пугают».

«Клубок или размотало-замотало»
Ведущий говорит, что у каждого играющего в руках мягкий клубок. Этим клубком можно что-нибудь замотать. Ведущий просит разучить вместе с ним движения: размотало – руки в стороны, замотало – руками обнять себя. Далее ребятам предлагается выполнять эти действия по команде ведущего:
- размотало (руки в стороны)
- замотало соседа справа (слева, впереди, позади) стоящего;
- размотало;
- замотало талию соседа справа;
- размотало;
- замотало колени соседа спереди и т.д.

3. Игры на выявление лидеров

«Визитки»
Оборудование: бумага, ножницы, фломастеры.
Ребятам предлагается за определенное время изготовить некоторое количество визиток, в которых была бы отражена самая главная, на их взгляд, информация о себе. Свои визитки затем нужно вручит другим участникам игры. После того как все визитки розданы, участникам игры предлагается прокомментировать те визитные карточки, которые они получили. Ребята, получившие наибольшее количество визиток, скорее всего, являются эмоциональными лидерами группы.

«Светофор»
Ведущий – это «светофор».
Сигналы «светофор» показывает руками:
- правая рука в сторону – движение вправо;
- левая рука в сторону – движение влево;
- вверх рука – поворот на 90 градусов.
Участникам игры предлагается построиться в колонну по одному друг за другом и взяться за талию впереди стоящего. Задача группы: дойти до указанного предмета, который расположен за 5-6 метров от стартовой линии. Движется группа в соответствии с сигналами «светофора».
На первый взгляд, игра кажется простой. Но в ней есть секрет. «Светофор» работает так, чтобы группа как можно чаще двигалась в противоположном направлении от предмета, до которого ему нужно дойти. Ребята должны догадаться, что двигаться надо неравномерно. Когда «Светофор» показывает в сторону предмета, нужно ускоряться, а когда в противоположную – нужно замедлять шаг. Бег в игре запрещен.

«Слепая гусеница»
Команда встает в колонну, глядя в затылок друг другу, крепко держась через одного человека. Задание выполняется молча. У всех закрыты глаза, кроме впереди стоящего, который через некоторое время, уходит в конец гусениц. Команда проходит определенный маршрут в течение 3 минут.
Не принимают участие дети с травмами спины и ног.

«Сороконожка»
Материалы: бумажный скотч.
Участники встают в круг, попеременно лицом и спиной. Ноги приставить к ногам соседей и соединить щиколотки бумажным скотчем. В таком виде пройти расстояние 6 метров.

«Копна-горка-тропинка»
Играющие разбиваются на группы по 6-8 человек. Каждая группа, взявшись за руки, образует круг. Игроки движутся по кругу.
По сигналу: «Тропинка!» - играющие должны построиться в цепочку и присесть.
Когда ведущий выкрикивает: «Копна!» каждый круг делится на две подгруппы, игроки соединяют руки и поднимают вверх.
По сигналу: «Горка!» - ребята снова строятся в цепочку, но при этом первые встают во весь рост, а следующие за ним приседают, образуя «горку». Та группа, которая раньше и лучше других выполнит задание, получает одно очко, после чего игра возобновляется. Выигрывают те, кто набрал большее количество очков.

4. Конкурсы на выявление артистических и творческих способностей

Для проведения конкурсов необходимо организовать команды по 6-7 человек в каждой.

«Необычный рассказ»
Каждая команда должна придумать связный рассказ, в котором используются названия различных произведений (литературных, песен, фильмов и др.)
Можно предложить в качестве подсказки программу телепередач на неделю. Критерий оценки: у кого использовано в рассказе больше названий.

«Сурдоперевод»
Один участник игры читает стихи (ведет рассказ), другой – «переводит», находясь рядом, изображая руками и мимикой содержание литературного текста.

«Интонации»
Прочитать стихотворение как:
- важный начальник крупного завода;
- иностранец, плохо знающий русский язык;
- добрая нянюшка и т.п.
Критерий оценки: точность передачи интонации.

«Испорченный карандаш»
Эта игра аналогична игре «Испорченный телефон», только художникам предлагается передавать не фразу, а рисунок. Первый игрок по жребию достает рисунок какого-либо предмета и показывает второму игроку. Второй смотрит на рисунок, пока первый считает до 10, повторяет нарисованное по памяти на своем листке, затем показывает его третьему и т.д. Самый последний рисунок надо сравнить с первым.

«Инсценировка»
Вызываются по 2-3 человека от каждой команды (всего 6 человек). Им раздаются роли. Затем читается текст и каждый должен по этому тексту выполнить те действия, которые относятся к его роли.
Роли: солнце, клен, котенок, бабочка, туча, дождь.
Текст.
Радостно светило солнце. Нежась в его лучах, шелестел листовой клен. По улице резво бегал маленький котенок, гоняясь за плавно парящей бабочкой. Все было светлым и веселым, но тут на солнце наползла большая угрюмая туча. Солнце испугалось, клен опустил свои ветви к земле. Котенок спрятался под дерево, и даже гордая бабочка присела ему на плечо. Но тут пошел веселый, звонкий дождик. Все почувствовали, что он очень теплый и совсем не страшный, и засмеялись.

«Красная шапочка»
Ведущий, он же режиссер, по очереди вызывает всех участников спектакля на роли. Роли: дуб, березка, пенек, белочка, цветочек, птичка, зайчик, волк, охотники и Красная шапочка, все остальные в зале – ветер.. После того, как все роли распределены, ведущий рассказывает сказку, а актеры исполняют свои роли.
Текст сказки можно изменять. Вот один из вариантов: Дует ветер. Деревья качаются: дуб заскрипел, зашелестела березка. Зайчик весело прыгает по полянке, птички летают и поют, а белочка колет орешки. На полянку вышла Красная шапочка. Она напевает песню: «Ля-ля-ля». За ней крадется волк, а за волком идет по следу охотники. Шапочка нюхает цветочек, волк обнюхивает шапочку, открывает пасть «а-а-а». Охотники хватают волка.
Всем спасибо!

«Детектив. Комедия. Трагедия»
Участники игры образуют три группы с равным количеством человек. Каждая группа получает лист бумаги, на котором написаны 15 слов и словосочетаний. Они одинаковы на всех листочках. Задачей 1-й группы будет составить из этих слов детективный рассказ, задачей 2-й группы – составить трагедию, 3-й – комедию. Постараться во времени уложиться в 10 мин. Желательно использовать все слова и сохранить их последовательность.
Слова: утро, сапог, занавески, ночь, котенок, колодец, поляна, учитель, космос, бабушка, вековая сосна, океан, нервная система, розетка, утро.

5. Игры на доверие

«БУМС»
Игра проводится в ограниченном пространстве. Все закрывают глаза. Ведущий назначает Бумса. Играющие движутся по площадке с закрытыми глазами и ищут Бумса. При этом игроки задают вопросы тем, на кого натолкнулись. Все, кроме Бумса, отвечают на вопросы. Бумс молчит. Кто нашел Бумса, берет его за руку и тоже молчит. Когда игрок становится Бумсом, он открывает глаза.

«Шуршунчик»
Ведущий говорит, что у него в руках находится «Шуршунчик». Начинает передавать его по кругу со звуком «пф-ф-ф» (легкое дуновение на ладонь). Попадая в руки каждого, «Шуршунчик» может изменять свою форму, размер, вес. Передавая «Шуршунчик» необходимо сопровождать свое действие соответствующими звуками, жестами, характерными для его данного состояния. После того, как «Шуршунчик» обошел круг, его можно перекидывать любому из играющих. При этом надо обязательно встретиться взглядом с тем игроком, кому перекидывается «Шуршунчик».

«Паровозики»
Участники делятся на тройки. Ведущий предлагает встать паровозиком друг за другом, положить руки на плечи соседа спереди. Первые два человека в тройке закрывают глаза, а последний игрок остается с открытыми глазами. Он будет паровозом. Его задача – так направить свой паровоз, чтобы ни с кем не столкнуться. Задача вагончиков, особенно человека в середине, в точности копировать и подчинятся движениям, указаниям машиниста, главного паровозика. Игра проходит в полной тишине. Разговаривать нельзя.

«Тростинка на ветру»
Эта игра дает великолепный опыт взаимного доверия для всех возрастных групп.
Инструкция: встаньте в круг очень близко друг к другу. Это не обычный круг, а волшебный. Волшебный он потому, что участники, которые стоят в кругу будут делать все для того, чтобы тот, кто стоит в центре пережил удивительное ощущение. Кто из вас хотел бы первым встать в середине? Становитесь в центр, ноги поставьте вместе, держитесь прямо, все остальные поднимите руки на уровне груди. Когда наш доброволец падает в вашу сторону, вы его должны поймать и осторожно вернуть в исходное положение. Возможно, он захочет упасть в другую сторону, и там его тоже надо поймать и вернуть в исходное положение. При этом очень важно, чтобы участник в центре стоял очень прямо, как будто деревянный.
Дайте участнику в центре попробовать свободно падать в разные стороны минуту. В конце упражнения он должен поделиться своими переживаниями. Затем другие становятся в центр круга. Хорошо, если все участники группы имеют такую возможность.


6. Игры для общения мальчиков и девочек

Игры для детей младшего школьного возраста (6-9 лет).

Игра «Дотронься до»
Все участники хаотично двигаются по комнате. Ведущий говорит: «Дотронься до» и называет какой-либо цвет. Все должны найти этот цвет в одежде и дотронуться до него.
До своей одежды дотрагиваться нельзя. Тот, кто дотронулся последним, становится водящим (выходит из игры).

Игра «Кошечка-собачка»
Постройтесь в шеренгу. Каждый первый – «кошечка», каждый второй – «собачка». По сигналу ведущего все расходятся. Теперь участники игры должны закрыть глаза и с помощью звуков, характерных для каждого животного, образовать пары «кошечка-собачка2. Когда пара образовалась, возьмитесь за руки и держитесь, пока не найдутся все. Глаза можно открыть.

Приложение № 3
Классификации вопросов по программе развивающего обучения системы Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова
Вопросы различаются:
по составу:
1) простые, 2) сложные;
по логической структуре:
1) уточняющие (закрытые), 2) восполняющие (открытые);
по ожидаемой форме ответа:
1) общие, 2) риторические, 3) проблемные, 4) остропроблемные;
по уровню учебной деятельности:
1) продуктивные, 2) репродуктивные;
по управлению познавательной деятельностью:
1) отдаленно-ориентирующие, 2) определенно-направляющие, 3) наводящие, 4) подсказывающие;
по организации процесса обучения:
1) побудительные, 2) направляющие, 3) тормозящие, 4) обобщающие, 5) наводящие, 6) отправные, 7) подготовительные;
по форме:
1) корректные (правильно поставленные), 2) некорректные (неправильно поставленные);
по характеру:
1) нейтральные, 2) благожелательные, 3) неблагожелательные, 4) враждебные, 5) «острые».





Приложение № 4

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества»














«ВЫБОР ЗА ТОБОЙ!»

Профориентационная игра для старшеклассников



педагог-организатор
Субботина Светлана Геннадьевна















г.п.Зеленоборский

2009

Дата проведения: 24 марта 2009 г.
Ведущий: Субботина С.Г. – педагог-организатор
Участники: 10 «а» класс МОУ СОШ № 6
Место проведения: ЦРТДиЮ, кабинет Клуба «Подросток»

Цель: подготовка подростков к осознанному, целенаправленному выбору профессии.

Задачи:
1. Привлечь внимание учащихся к проблеме будущего самоопределения, выбора профессии;
2. Помощь учащимся разобраться в основных смыслах трудовой жизни применительно к различным стереотипам людей (труженика, лентяя, бездарности и др.).
3. Расширить знания учащихся о мире профессий, представления школьников о себе.

Продолжительность по времени: 45 мин.

Тип: игра-размышление

Форма: практикум

Оборудование и реквизит:
электронная презентация Power Paint «Выбор за тобой!»;
карточки к игре «Кто есть кто», к игре «Профессия на букву»;
выставка информационно-справочной литературы по профориентации;
карточки главных героев: «Труженик», «Выдающийся лентяй», «Удивительная бездарность»;
таблица «Схема принципиального различия стереотипов труженика, бездарности и лентяя»














Номер слайда
Текст


№ 1
Добрый день, дорогие старшеклассники!

Меня зовут Светлана Геннадьевна. Я работаю в «Центре развития творчества детей и юношества» педагогом-организатором. И сегодня я предлагаю вам принять участие в профориентационной игре «Выбор за тобой».
Среди десятков, сотен, тысяч принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по своему значению, по роли и влиянию на судьбу с решением выбора профессии.


№ 2
Основным условием в современном обществе для успешного применения своих сил, склонностей, способностей является высокий уровень образованности и компетентности. Только в процессе творческого применения своих знаний человек получает моральное удовлетворение, растет духовно, живет счастливо.
Стихийность выбора профессии весьма нередко приводит к неудовлетворенности человека своим существованием, работа становиться в тягость, непосильным бременем; она приводит иногда к профессиональному заболеванию, ввергает в депрессию, стрессовое состояние или приводит к нервным заболеваниям.


№ 3
Сегодня мы поговорим о том, что такое профессия, что такое выбор и как сделать правильный выбор, легко ли это, ответственность за выбор и т.д.
Что такое профессия?
Профессия – это вид трудовой, общественно полезной деятельности, предполагающий специальную подготовку, включающий в себя группу родственных специальностей.
Профессия – это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного труда возможность существования и развития.


№ 4
Как часто вам приходится что-либо выбирать?
И, что конкретно вы выбираете?
Легко ли сделать выбор, покупая обувь или одежду, решая пойти в кино или на дискотеку?
Поднимите руки те, кто всегда легко делает выбор. (если такие находятся среди школьников) Что помогает вам сделать выбор легко?
Поднимите руки те, кто долго колеблется принимая решения. Объясните, пожалуйста, свое поведение в ситуации выбора.


№ 5
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Выбирая профессию, человек выбирает и свою судьбу. Поспешность, легкомысленность, может расстроить устремления и сделать человека несчастным.
Для правильного выбора профессии необходимо определить: «Чем я хочу заниматься?», «Кем я хочу быть?». Но этого недостаточно. Вы все хорошо знаете слова Маяковского «Все работы хороши, выбирай на вкус», но их не следует понимать буквально, т.к. далеко не каждый человек пригоден для любого вида деятельности. Это только на первый взгляд кажется, что человек выбирает профессию. На самом деле профессия тоже выбирает человека, т.к. каждая профессия предъявляет особые требования к качествам личности работника его состоянию здоровья.

№ 6
Какие профессии вы знаете? (ответы учащихся)
Банкир, врач, учитель, милиционер. Неопределенно-обобщенная профессия «менеджер» непростительно мало! Между тем в общероссийском классификаторе профессий значатся: «промывщик бриллиантов и алмазов», «пропитчик карандашных дощечек», «раздатчик взрывчатых материалов», «бронеобмотчик проводов», «монтировщик скелета мелких животных», «переписчик нот по Брайлю» и мн.др.
Легко ли разобраться в этом многообразии и правильно сделать свой выбор?
При многих обязанностях человека в обществе судят, прежде всего, по труду на общее благо. Труд помогает раскрыть свою личность, показать свои способности. Недаром народ сложил о труде множество пословиц и поговорок. А вот знаете ли вы их – это мы сейчас проверим. Я начинаю пословицу, а вы её заканчиваете.

№ 7
Игра «Закончи пословицу»

Без труда не вынешь и (рыбку из пруда).
Кто не работает (тот не ест).
Труд человека кормит, (а лень портит).
Славен человек не словами, (славен делами).
Сделал дело – (гуляй смело).
Птицу узнают в полёте, (а человека в работе).
Делу – время, (потехе – час).
Хочешь есть калачи (не сиди на печи).
Хвались не тем, что можешь сделать, (а тем, что уже сделал).
Кто любит труд (того люди чтут).

№ 8
Опыт показывает, что правильный выбор профиля обучения в 10-м классе помогает старшеклассникам лучше подготовиться к поступлению в вуз. Сегодня мы попробуем выявить склонности к различным видам деятельности. Начинает.
Хорошо ли вы знаете мир профессий? Сейчас в каждой команде вы должны за одну минуту вспомнить и записать на листе бумаги как можно больше профессий, начинающихся с этой буквы. Побеждает та команда, которая назовет профессию последней.
Далее я назову еще две буквы и также засеку время.
Первая буква «М»
Варианты: маляр, маркетолог, математик, менеджер, музыкант, массажист, механик, медсестра, модельер, монтажник и др.
Буква «С»
Варианты: столяр, слесарь, социолог, следователь, страховой агент, строитель, стюардесса, секретарь т др.
Буква «П»
Варианты: программист, переводчик, портной, продавец, предприниматель, прокурор, повар, психолог, парикмахер и др.

№ 9
Игра «Кто есть кто»
Желающие подходят к столу, выбирают карточку, на которой написано название какой-либо профессии. Мимикой и жестами нужно показать эту профессию, а остальные должны ее угадать.
Готовы. Кто смелый.
Карточки: повар, машинист, бухгалтер, учитель, официант, секретарь, дворник, строитель, банкир, врач.

№ 10
Профориентационная игра «Три судьбы»
Основные этапы:

1. Вначале, еще до объявления названия игры, необходимо выбрать трех добровольцев на главные роли. Может оказаться, что желающие не объявятся даже тогда, когда по многим признакам видно, что учащиеся хотят поиграть. Есть простые приемы, позволяющие решить эту проблему. Например, ведущий может просто сказать, что если через 5 секунд добровольцев не будет, то игры не получится, и придется заняться чем-то другим. Обычно на последней секунде появляются желающие.

Инструкция
Приставьте, что дело происходит в школе будущего, где-то в середине следующего столетия. К нам на диспут о смысле жизни приглашены три уважаемых человека-ветерана, каждый из которых в конце 90-х годов XX столетия окончил среднюю школу, а затем прожил интересную жизнь, дотянув до нашего времени. Каждому из приглашенных где-то около 70 лет.
Но гости наши необычные: мы решили пригласить разных по своим жизненным ориентациям людей.
Первый - это труженик, уверенный, что только в честном труде заключается настоящее счастье.
Второй - выдающийся лентяй, считающий, что работать должны только дураки.
Третий - удивительная бездарность, убежденная, что высшие счастье - заниматься таким делом и сидеть на таких постах, которым он явно не соответствует (и пусть перед тобой трепещут более умные и более достойные).
Но вот загадка: мы не будем знать, кто из наших гостей кем является. Сейчас они выйдут в коридор и сами решат, кто какую роль на себя возьмет. (Возможны разные варианты использования данного правила. Например, ведущий может сам раздать карточки участникам с указанием их ролей, может вообще не задавать ролей, а может в присутствии всего класса предложить игрокам самим распределить эти три роли.)
Мы за это время попробуем придумать для наших гостей интересные вопросы, чтобы лучше понять этих людей, действительно ли они счастливы, а потом постараемся угадать, какие роли они играли.


№ 11
2. Главные игроки примерно на 3-4 минуты отправляются в коридор, чтобы разобраться с игровыми ролями и продумать основные этапы своей жизни. Ведущий предлагает оставшимся придумать по 2-3 душещипательных вопроса, касающихся не только профессиональной деятельности наших гостей, но и их личной, семейной жизни, досуга.
3. Когда ведущий выходит в коридор и приглашает главных игроков в класс, он должен спросить у них (еще в коридоре), какие роли (стереотипы) каждый из них собирается представлять.
4. Главные игроки приглашаются в класс, усаживаются на почетные места, и им предлагается по очереди кратко (за 3-4 минуты) рассказать об основных этапах прожитых жизней.
5. После того, как все главные игроки кратко расскажут о своих судьбах, ведущий предлагает начать пресс-конференцию, т.е. остальным учащимся задавать краткие вопросы и получать на них краткие ответы. Чтобы обращение к гостям было более уважительным, можно каждого из них попросить представиться - обязательно по имени и отчеству. Может оказаться так, что на каком-то этапе вопросы исчезнут, и тогда, чтобы поддержать интерес к игре, сам ведущий должен задать один - два интересных вопроса. Но для этого он должен подготовить такие вопросы заранее. Может оказаться, что его вопросы будут адресованы только одному (самому интересному) игроку. В этом случае ведущий также должен сам задать вопрос тому, о ком вроде бы и позабыть успели, переключив таким образом внимание класс на других гостей.
6. Примерно за 15-20 минут до конца занятия пресс-конференция прекращается, гостей благодарят, и им предлагается занять свои места в классе, чтобы участвовать в общем обсуждении.


№ 12
Обсуждение
Сначала ведущий может спросить у присутствующих, кто из гостей показался им более счастливым и почему. При этом мнения могут быть очень разными. Далее можно поинтересоваться, у кого какие роли (стереотипы) получились, и соотнести их с теми ролями, которые планировались самими игроками.
Чтобы разобраться, удалось (или не удалось) участникам сыграть выбранную роль, ведущий может задать классу вопрос: "А чем вообще принципиально различаются труженик, лентяй и бездарность?"
На доске ведущий пишет критерии различия этих стереотипов (см. таблицу "Схема принципиального различия стереотипов труженика, лентяя-дурака, бездарности», верхняя часть), предлагаемые участниками, но сам пока никак их не комментирует и свои критерии не называет.
Когда группа явно растеряется, ведущий может предложить свои критерии различия труженика, лентяя и бездарности. Для этого он использует уже нарисованную на доске таблицу (см. таблицу, нижняя часть).
Прокомментировать таблицу можно следующим образом. Выделяются только два основных критерия:
1) желание хорошо делать конкретное дело;
2) способность хорошо его делать (чем меньше таких критериев, тем понятнее, о чем идет речь).
Труженик (настоящий, а не карикатурный) - это человек, который умеет и мечтать, и реализовывать свои мечты.
Лентяй (по определению) - это тот, кто не хочет, не способен по-настоящему мечтать, хотя способности у него могут и быть. В этом смысле, лентяй близок к дураку: может сделать что-то значительное, но не хочет.
Бездарность - это тот, кто может и очень даже хочет, но совершенно не способен. (Бездарность при этом может быть большим начальником и даже президентом, бездарность способна пробраться на престижную работу, но саму работу она делать не умеет.)
Кто же по настоящему счастлив из выделенных стереотипов? Если за критерий счастья взять степень соответствия того, что человек способен хотеть, тому, чего он способен достичь, то счастливым должен быть труженик.
А вот несчастными должны быть лентяи (к своему несчастью, они часто бывают неглупыми и рано или поздно осознают, что прожили жизнь впустую), а также бездарности (даже на высоких постах бездарность чувствует, что ничего у нее не получается).
Таблица «Схема принципиального различия стереотипов труженика,
лентяя-дурака, бездарности».

(+ - критерий соответствует стереотипу, 0 – не соответствует)

Критерии различия стереотипов
Труженик
Лентяй
Бездарность

Возможные критерии класса:
- активность
- целеустремлённость
- интеллект
- умения
и др.

+
+
+
+

?
+
+
+

+
+
0
0

Критерии ведущего:
- желание хорошо делать конкретное дело
- способность хорошо делать данное дело
- счастье

+
+
+

0
+
0

+
0
0


Ведущий, сделав небольшие комментарии к таблице, может под конец игры обратиться к главным игрокам. Каждый из них должен сам объяснить, какой стереотип он пытался изобразить, насколько у него это получилось. Не оказалось ли так, что играя лентяя, игрок на самом деле, сам того не поняв во время игры, представил настоящего труженика (или наоборот)?
Нередко после знакомства с таблицей участники игры признаются, что им не удалось по настоящему представить первоначально избранные роли-стереотипы. Опыт показывает, что трудно сыграть настоящего лентяя, чуть легче сыграть бездарность и труженика. Очень часто по настоящему хорошо и убедительно удаётся сыграть обычного (нормального) человека.
Может оказаться и так, что кто-то из участников игры захочет поспорить со схемой (с преподавателем). Конечно, это хорошо, что игроки проявляют такую активность, но поскольку вопросы эти достаточно непростые, и ведущий не всегда может сразу ответить на замечания игроков, то лучше перенести такую дискуссию либо на перемену, либо на внеурочное время (для желающих), а может даже получше подготовиться и провести эту дискуссию во время другой встречи с данными школьниками.

№ 13
Игра «День из жизни»
Инструкция: составить рассказ, состоящий только из одних существительных, о типичном трудовом дне работника (на выбор).
Например: трудовой день учителя:
Звонок-завтрак-звонок-урок-двоечники-вопрос-ответ-тройка-учительская-директор-урок-звонок-дом-сон.

№ 14
В конце занятия важно осмыслить, что сегодня произошло. Что дало вам это занятие? Понравилось ли вам?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

№ 15
Спасибо за сотрудничество!




Использованная литература:
Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М.: Просвещение, 1990.
Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. Комплесная программа активного проессиональногно самоопределения школьников. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.
Пряжников Н.С.Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М. ВАКО, 2006. – 288с. – (Педагогика. Психология. Управление)
Профориентация старшеклассников: сб. учеб.-метод. материалов/ сост., ред. и коммент. Т.В. Черниковой. – Волгоград: Учитель, 2006. – 120 с.
Тыртышная М.А. Все лучшее – впереди / социально ориентированные формы работы со школьниками / М.А. Тыртышная. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 285 с.: - (Библиотека учителя)
Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
















Приложение № 5

Мультимедийная презентация к профориентационной игре «Выбор за тобой!»








13PAGE 15


13PAGE 143615





МОГУ

НАДО

ХОЧУ

+

+

ВЫБОР ПРОФЕССИИ




·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ќ є
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·т Заголовок 315

Приложенные файлы

  • doc 14975675
    Размер файла: 307 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий