Термин «историческая антропология» начал применяться с 1970-х гг. Именно с этого времени происходит осознание истинной роли человека в истории.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
________________________________________________________________

«Экономика и социум» №
11(30
) 201
6

www
.
iupr
.
ru

Нурахмедова Альбина Вагидиновна

Магистрантка 2

курса, магистерская

программа " Историческая политология"

Дагестанский
государственный у
ниверситет

г. Махачкала, Республика Дагестан

ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ

ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ


В последние два десятилетия в исторической науке происходят
качественные перемены, связанные с процессом глобализации, а также
возникновением и утверждением нового социокультурного подхода к
изучению нашего прошлого. После падения привычной для м
ногих
марксистской системы пали и идеологические оковы историков
социалистических стран, а на западе тем временем была расколота
«буржуазная» историография, казавшаяся ранее чем
-
то непоколебимым.

В ней появилось множество течений и направлений.

Наибольшее распространение и известность получает антропологически
ориентированная история. Это связанно с повышением интереса к человеку в
истории, его поведением, действиями, поступками, представлениями и
ценностями.


Становление исторической антроп
ологии как научного направления с
определенным кругом вопросов и методов было одним из проявлений
глобальной смены ориентиров исторического знания, получившей назва
ние
«Новой исторической науки»
[1
,119
]

.


Термин «историческая антропология» начал прим
еняться с 1970
-
х гг.
Именно с этого времени происходит осознание истинной роли человека в
истории. Была осознана недостаточность психологического анализа
человеческого поведения, для изучения мотивов его поведения, совершения
тех или иных поступков.

________________________________________________________________

«Экономика и социум» №
11(30
) 201
6

www
.
iupr
.
ru

Истори
ческая наука конца 19 века нуждавшаяся в обновлении методики и
проблематики нашла пути обновления в использовании достижений
смежных социальных наук (культурной и социальной антропологии,
социологии и лингвистики).


Именно
диалог со смежными науками п
омог историкам существенно
расширить проблему исследований, включив в нее перечень новых тем, как
отношение людей прошлого к жизни и смерти, болезням возрастными
периодам и т.д. Диалог истории и антропологии способствовал
освобождению первой от европоцент
ризма, от однолинейности
исторического процесса. Привела к утверждению новой парадигмы,
признающей альтернативность в истории, а также множественно
сть форм
исторического развития
.


Так, Адре Бюргьер в своем труде «Новая историческая наука»
опубликова
нная в 1978 году утверждает, что предтечи этого направления
зародились еще в конце XVIII века не столь известным на сей день
историком Леграном


д'Осси, задумавшего многотомный труд «Истории
частной жизни французов», а немного позже в трудах Жюля Мишле, ре
зко
выделившийся на фоне современной ему позитивистской историографии.
Только после этого Бюргьер переходит непосредственно к Школе Анналов.
Примечателен тот факт, что становление исторической антропологии
происходит не только во Франции, но и в ряде други
е европейских стран:
Великобритании, Германии, России и США. Отсюда назревает вопрос:
следует ли это отнести к международному авторитету Школы Анналов или в
каждом государстве у этого направления возникли свои отцы
-
основатели?


Английский ученый Пи
тер Берк имеет свое видение данной проблемы.
Он предлагает несколько иной список предшественников исторической
антропологии: Ф.Ницше, А.Варбург, Ф.Корфорд, М.Блок и т.д.

________________________________________________________________

«Экономика и социум» №
11(30
) 201
6

www
.
iupr
.
ru

На Московской конференции 1998 года А.Л.Топорков
говорил о
предпосылках историко
-
антропологического подхода в русской науке
середины XIX столетия имея в виду труды Ф.И.Буслаева, А.И.Веселовского
и других.

Таким образов в каждой стане выявилась целая плеяда исследователей,
чьи идеи были связанны с новым
научным направлением. Но можно ли их
считать основателями исторической антропологии? Однозначно, нет! Ведь
ни Ж. Мишье, ни Ф.Ницше, ни Ф.И Буслаев не использовали самого термина
« Историческая антропология», а также не принадлежали к одному общему
для них
научному движению или направлению. Здесь необходимо понимать,
что при желании в прошлом почти всегда можно найти ученых, чьи интересы
оказались бы созвучны возникшему позднее направлению[2
,14.
].


Необходимо отметить, что процесс становления и развития
ист
орической антропологии был ни одинаков и ни однороден. Так, во
Франции уже в 90
-
е гг. усилилась критика исторической антропологии и
резко сократилось число исследователей, идентифицирующих себя с этим
направлением

[3
,172
]. А вот в Германии, Италии, Испани
и и России,
наоборот, наблюдается повышенный интерес к этому направлению. Не везде
историческая антропология выступала под “собственным именем”. Для него
характерно наличие целого ряда “родственных” направлений, которые можно
считать вариантами антропологи
чески ориентированной истории. К ним,
например, относится “новая культурная история” в США (Р.Дарнтон, Л.Хант
и др.), итальянская “микроистория”, а также историческая повседневность в
Германии.

Что касается становления исторической антропологии в России,
то
впервые на русском языке термин «историческая антропология»
употребил
А.Я. Гуревич в 1984 году

[4
,140
]. Он же приложил немало усилий, чтобы
познакомить отечественных гуманитариев с достижениями французской
________________________________________________________________

«Экономика и социум» №
11(30
) 201
6

www
.
iupr
.
ru

школы «Анналов». Позднее А.Я. Гуревич опублико
вал несколько
программных статей, в которых сформулировал задачи и перспективы
исторической антропологии»

[5
,369
].

На основании выше сказанного можно говорить о том, что процесс
«антропологизации» истории идет весьма быстрыми темпами. Одни
исследователи у
частвуют в этом процессе вполне сознательно, активно
экспериментируя с новыми подходами и концепциями, другие скорее
склонны «плыть по течению»,
повинуясь капризам научной моды
.
Ведь
и
менно
70
-
80
-
е гг.

20 столетия

стали периодом бума конкретных социально
-
и
сторических исследований, совершивших подлинный прорыв в области
изучения индивидуального и коллективного поведения и сознания.
Радикальное изменение самой проблематики исследования, направленного
на выявление человеческого измерения исторического процесса
, потребовало
решительного обновления концептуального аппарата и исследовательских
методов и привело к формированию новой парадигмы социальной истории,
включающей в свой предмет сферу человеческого сознания как
неотъемлемую структуру социальной жизни.

Спис
ок литературы

1.

Кром М.М. Историческая антропологии. Пособие к лекционному
курсу. СПб.2004..

2.

Питер Б. «Историческая антропология и новая культурная история» //
НЛО 2005. № 75.

3.

Репина Л. П. Социальная история и историческая антропология:
новейшие тенденции в современной британской и американской
медиевистике // Одиссей. Человек в истории. 1990. М., 1990.


4.

Гуревич А.Я. Этнология и история в современной французской
медиевистике //

Советская этнография. 1984. № 5..


________________________________________________________________

«Экономика и социум» №
11(30
) 201
6

www
.
iupr
.
ru

5.

Куприянов А.И. Историческая антропология. Проблемы становления //
Исторические исследования в России. Тенденции последних лет / Под
ред. Г.А. Бордюгова. М., 1996.





© Нурахмедова А.В.


Приложенные файлы

  • pdf 15172965
    Размер файла: 279 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий