История Крыма замечательна совместным существованием многих народов и народно-стей, взаимным переплетением их интересов, вер, обычаев и традиций.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
обществе судьи
казии. Особый контроль за поведением людей в общественных местах и за выполнением
рм морали осуществлял мухтасиб. Кроме контроля за нравственностью, он также следил за торгово
ремесленной деятельностью, качеством товаров и правильностью мер и весов. Всей жизнью общины руко-
водил имам. При таком всеохватывающем контроле за жизнью как отде
льной личности, так и общества в
целом, ислам занимал большое место в жизни народа [2]. В результате всех этих изменений XVIII веку хри-
стианство почти утратило свое былое влияние. Мусульманский образ жизни, культура и традиции стали
доминировать в Крыму.
результате произошедших перемен в период Крымского ханства, в обстановке политического, граж-
данского и экономического господства татар и при том феодальном угнетении, которому подвергалось хри-
стианское население полуострова, состоявшее преимущественно из
греков, готов и частично армян, неиз-
бежным было сильное этно
конфессиональное воздействие татарского населения на другие народы. Крым-
ско
татарский язык стал доминирующим на полуострове. По
татарски стала говорить даже часть греческого
населения. Изменились
и общественные отношения, и семейный быт христиан. Иным стало хозяйственное
устройство, постройка жилищ, пища. Смесью христианского и татарского стали и обычаи. Изменился даже
христианский церковный обряд[2]. Так новая мусульманская религия привнесла с со
бой иной тип культуры.
Долгая война России с Турцией привела к договору 1774 года, по которому Крымское ханство получало
независимость от Турции. В результате этого политического решения в 1783 Крымское ханство утратило
свою самостоятельность и Крым был п
рисоединен к Российской империи. Начался массовый исход татар в
Турцию. Русское правительство пыталось создавать лояльные законы, например, приравняло татарских фе-
одалов к российскому дворянству, крестьянам давало личную свободу, а мусульманское духовенств
о со-
гласно закону освобождалось от налогов. Однако новые законодатели вторгались в веками сложившиеся
традиции, устоявшуюся систему жизни, создавали установления, чуждые мусульманскому миру, не согла-
сующиеся с шариатом. Не желая приспосабливаться к требова
ниям новых властей, татарское население по-
кидало Крым [2]. Крымский полуостров заселяли украинцы, русские, немцы, поляки, эстонцы, евреи, болга-
ры. Религиозные и гражданские отношения, а с ними тип культуры снова изменились.
Однако наиболее важным мусульман
ским центром в Крыму на протяжении XIX и в начале века XX про-
должал оставаться Бахчисарай
бывшая столица ханства. Здесь в 1884 году было 3 медресе и функциониро-
вало 32 мечети. Среди них самым известным было старинное и весьма богатое учебное заведение
Зин-
джирли
медресе, обладающее 4500 десятинами земли. Всего по данным Всероссийской переписи населения
1897 года мусульмане составляли вторую по численности после христиан вероисповедную группу населе-
ния Таврической губернии при отсутствии каких
либо этно
онфесионльных конфликтов с представителями
других наций и конфессиональных направлений [2].
После Февральской и Октябрьской революций 1917 года, в сложной обстановке гражданской войны и
военной интервенции в Крыму дальнейшая религиозная деятельность крымск
их татар была неразрывно свя-
зана с деятельностью возникавших здесь различных правительств. Развернувшееся после установления Со-
ветской власти антирелигиозное движение охватило и татарское население Крымской АССР. После выселе-
ния в 1944 году крымско
татарск
ого народа на территории Крыма совершенно прекратилось отправление
религиозных обрядов мусульман. В последние годы, когда продолжается возвращение крымских татар на
свою историческую родину и осуществляется процесс их социализации, идет и формирование мусу
льман-
ских религиозных общин. В настоящее время в Украине насчитывается 192 зарегистирированные религиоз-
ные общины крымских татар, однако единой церковной структуры не имеется [2].
Однако не только такие мировые религии как христианство и ислам определяли и
гражданскую жизнь, и
культуру Крыма. Малоисследованной страницей в истории Крыма является караимизм. Караимы
это по-
томки тюркоязычных жителей древнего Крыма. Истоки караимизма относят ко временам рождения христи-
анства. Это религия ВетхогоЗавета, которая
оформилась в VIII веке в результате антиталмудического проте-
ста. Основная идея этого протеста заключалась в том, что Ветхий Завет как голос Божий не нуждается в до-
полнениях и комментариях Талмуда. Каждый верующий должен изучать только Библию. Само слово «
кара-
им» в переводе с арабского означает «чтец, читающий священное писание» [3]. Относительная веротерпи-
мость этого религиозного течения, а также разнообразие мировоззрений многоэтнического населения хазар-
ского каганата способствовали сохранению в среде кры
мских караимов и элементов древних языческих ве-
рований: культов земледелия и домашних животных, небесных светил, птиц, рептилий и зверей.
Из стран Ближнего Востока, где возник караимизм, караимские миссионеры шли на запад и на восток.
Особо благодатную по
чву они нашли в Крыму. Караимизм приняли потомки хазар, алан, булгар, печенегов,
а также аборигенов Таврики. Так на Крымском полуострове возник народ, который свой религиозный при-
знак превратил в этнический и культурный. После присоединения Крыма к России
на полуострове насчиты-
валось около 4 тысяч караимов; к началу XX века
13 тысяч [3].
Центром караимов в Крыму был пещерный город Чуфут
Кале близ Бахчисарая. Караимы жили отдель-
ными общинами. Правление общины следило за содержанием храма
кенассы, руководи
ло школой для де-
тей, осуществляло связи с другими общинами, оказывало помощь нуждающимся. Организационно
общественное управление общинами караимов осуществляло караимское духовное управление во главе с
гахамом.
Как во времена ханства, так и после присоедин
ения Крыма в России, караимы пользовались льготами и
освобождались от определенных налогов. Например, в 1795 году Екатерина II освободила караимов от вы-
платы двойной подати, которой облагались иудеи. Не распространялись также на караимов правила рекрут-
ской
повинности, особенно суровые для иудеев. Караимам разрешалось присваивать офицерские звания,
приобретать недвижимость и проживать на всей территории империи.
Со стороны российского правительства юридическое и организационное положение исповедующих ка-
раим
скую религию было установлено «Положением о Таврическом Духовенстве», где права караимов были
уравнены с правами мусульманского духовенства. В 1895 году в Евпатории открылось «Александровское
Караимское духовное училище» с целью обучения юношества на должн
ость духовных лиц. В 1916 году в
Евпатории была основана караимская библиотека «Карай Битиклиги», в которой были собраны многие ка-
раимские и другие рукописи и книги, в большинстве случаев религиозного содержания [3].
Несмотря на небольшую численность, кара
имский народ внес достаточный вклад в развитие граждан-
ских и культурных отношений в Крыму. Известны имена Киркисани, составившего законы караимского
религиозного права, Ю.Кокизова, создавшего календарь, которым пользовались караимские общины, А.С.
Фиркович
а, собравшего коллекцию старинных рукописей [3].
Повседневная и частная жизнь караимов проходила в тесной связи с исповедуемой религией. Иностран-
цы, посещавшие Крым в конце прошлого столетия, отмечали благородный характер, терпимость, смирение
и патриархал
ьное достоинство караимов, связывая эти качества с воспитанием представителей этого народа
в духе Библии [3].
В Крыму есть еще один народ, религия которого определила его судьбу
это крымчаки. Об этносе
крымчаков стало известно после присоединения Крыма к
России и вхождения крымских народов в состав
многонациональной Российской империи. Крымчаки, жившие с древнейших времен в Крыму,
это евреи
талмудисты, говорившие на турецко
татарском наречии. Они близки к татарам по типу и отчасти по обыча-
ям и строю жиз
ни. В религиозном отношении примыкали к евреям и полностью разделяли все правовые
ограничения, которые тяготели над евреями в России [4].
Некоторые ученые относят время появления крымчаков к IV
IX векам [4]. Одна из версий состоит в том,
что они выделилис
ь из иудеев в период хазарского господства в Крыму. Иудаизм на крымской земле по-
явился очень рано. Много иудеев было в Боспорском царстве, где они имели свои общины уже в первые
века нашей эры. Браки в семьях иудеев обычно совершались с учетом религиозной
принадлежности. Евреи,
женившиеся на хазарках, не могли считать свое потомство евреями, так как род велся по материнской ли-
нии. Так религия на малой территории вполне могла сформировать народность, которая тяготела к вере от-
цов и была привязана к своей род
ине [4].
С того времени у крымчаков сохранился лишь родной язык и множество языческих верований. Крымча-
ки приняли еврейское вероисповедание, одновременно не отказавшись от нравов своих предков
язычников.
Крымчаки разговаривали на крымчакском языке, который
относится к тюркским языкам и наиболее близок
к крымско
татарскому языку. Для отправления религиозного обряда крымчаки регулярно собирались в свой
молитвенный дом «Къаал». Раввин у крымчаков выполнял обязанности и духовного пастыря, и наставника,
и даже в
рача. К раввину предъявлялись определенные требования: он выбирался из крымчаков, сведущих в
богословии и отличался безукоризненной нравственностью. Раввин должен был быть непременно женатым.
Определенное жалованье не назначалось, он пользовался доходами о
т совершения религиозных обрядов.
Обряды религии крымчаки исполняли строго, два раза в день
утром и вечером посещая молитвенный дом
[4].
Еще в XIX веке крымчаки не имели своей письменности и пользовались еврейским шрифтом. Жизнь
крымчаков не требовала ра
спространения у них образования. Как правило, семьи ограничивались тем, что
выучивали детей читать библейский текст, переведенный на татарский язык.
В повседневной жизни крымчаки были необычайно просты и выдержанны. Старались избегать всех, кто
непорядочен
в поведении. Крымчакская семья в полном смысле была семьей патриархальной. Отец был гла-
вой семьи и имел неограниченную власть. Жена и дети выполняли его желания беспрекословно. Крымчаки
были очень трудолюбивы и всеми силами старались изгнать из своей сред
ы бедность. Что касается хозяй-
ственной деятельности крымчаков, то как мелкие торговцы они торговали в основном в пределах Крыма,
продавали хлеб, шерсть, крымские плоды. Многие крымчаки были ремесленниками
шорниками, обойщи-
ками, сапожниками, шапочниками.
Фамилии крымчаков говорят о профессиях и ремеслах: Атар
аптекарь, Бакши
садовник, Демерджи
кузнец; есть группа фамилий, отражающая происхождение: Манто, Пиастро
из Италии, Токатли, Стамбо-
из Турции; есть фамилии, отражющие внешний облик: Чубор
рябой,
Кая
скала. Имена крымчаков
мужчин как правило библейские, у женщин встречаются персидские
Гулю, арабские
Мелик, латинские
Виктория, Дона. Небольшое количество фамилий у крымчаков привело к необходимости давать прозвища.
Прозвища стали неотъемлемой ч
астью почти каждой семьи и очень точно характеризовали человека. Когда
девушка выходила замуж и брала фамилию мужа, то прозвище ее отца оставалось не только у нее, но и у ее
детей и внуков [4].
Во времена ханства крымчаки несли все тяготы податной системы:
платили десятую часть урожая, обя-
зывались отдавать часть скота, а также несли и другие повинности, которые налагались на всех иноверцев. С
присоединением Крыма к России на крымчаков распространялись все ограничения, которыми правитель-
ство облагало все иуд
ейские общины: им запрещалось иметь землю в частной собственности, они несли ре-
крутскую повинность, причем их забирали рекрутами на 25 лет. В конце XIX века крымчаки компактно жи-
ли в Карасубазаре, Кафе, Мангупе, Старом Крыму, Бахчисарае.
Во время оккупаци
и Крыма немецко
фашистскими войсками производилось массовое уничтожение это-
го народа из
за его религиозного признака, в результате чего численность крымчаков резко сократилась.
После войны национальность «крымчак» в паспорте не ставили. Эта несправедливост
ь была устранена
только после 1965 года [4]. Истребление в годы войны, процесс ассимиляции после войны, когда более по-
ловины браков были смешанными, привели к размыванию этноса, утрате родного языка и ослаблению
национального самосознания. Так религиозная
принадлежность определила судьбу маленького народа.
Наряду с религиями исламского и иудейского направления долгие века на жизнь Крымского полуострова
и этно
конфессиональные отношения в нем оказывала немалое влияние древняя армянская культура. Ар-
мяне появ
ились в Крыму в XI
XII веках, спасаясь от турок, которые вторглись в Армению. Особенно массо-
вое переселение армян в Крым было связано с монголо
татарским нашествием [5]. В результате таких мас-
совых переселений крымская диаспора армян стала самой большой.
Армяне занимались торговлей, ростовщичеством, ремесленничеством. Крымско
армянские поселения,
помимо их активного участия в экономической жизни, были заметны и в общественно
политических струк-
турах феодального общества. Общины имели церковную организацию с
верховенством епископа и духов-
ным наместником от католикосата. Организация жизни армянских общин зависела от взаимоотношений
армянской церкви с греко
православной и католической церквями. Начиная с XI и до XV века армянские
культурные центры располагались
в городах и крупных монастырях, где отправлялось богослужение, функ-
ционировали школы, организовывались хранилища рукописей и скриптории для их возобновления. Ученые
и просветители, разбросанные по разным империям, княжествам и султанатам, поддерживали свя
зи друг с
другом. Их труды были известны как армянам, живущим в независимых краях, таких, как Киликия, так и
армянам полузависимых армянских общин и тех общин, что находились в эмиграции (Крым, Сирия) [5].
В 1375 году произошло трагическое для судеб армянс
кого народа событие
разгром независимого ар-
мянского государства. В 1453 году под натиском турок пал Константинополь, а в 1475 году турки завоевы-
вают Крым. Для армян кроме монастырей и общинных образований, не осталось других очагов националь-
ной культуры.
Душой крымско
армянского сообщества этого времени становится церковная организация
как сила, не допускающая ассимиляцию с другими нациями и хранящая память, традиции и культуру наро-
да. Выражением национального самосознания является созданное и сбереженное
в условиях Крымского
ханства армянское культурное пространство. При монастырях и церквях функционируют школы, из кото-
рых наиболее известна школа при монастыре св. Антона, связанная с деятельностью архимандрита Саркиса.
Монастыри являлись центрами переписн
ой и литературной деятельности, там создают свои замечательные
работы миниатюристы. Разнообразием тематики, любовью к родной речи и народу отмечено творчество
средневековых крымско
армянских поэтов. Реальным историческим элементом культурного пространства
стало армянское монументальное строительство [5].
Крымское армянское сообщество испытало значительные перемены в последние десятилетия XVIII века.
После присоединения Крыма к России правительство императрицы депортирует армянских христиан в
Азовскую губерн
ию. Армяне были расселены в большом числе деревень неподалеку от Судака между Кара-
субазаром и Старым Крымом. К началу XIX века отдельные группы армянского населения проживали в Ка-
расубазаре, Симферополе, Евпатории. В структуре церковной организации стали ф
ункционировать прихо-
ды, тяготеющие к Старому Крыму, Феодосии. Армянское население было наделено определенными правами
внутреннего самоуправления. В исполнительные фукнции выборных органов входило ведение разнообраз-
ных дел общин, содействие торговой деятель
ности, исполнение распоряжений губернских властей [5].
В XIX веке Крым входит в русло общероссийской экономической жизни. Армяне стали очень заметны в
активизировавшейся торговле и промышленном производстве. Кроме того, в XIX веке из армянского сооб-
щества
вышли замечательные деятели культуры. Известность получил композитор Александр Спендиарян
(Спендиаров), музыканты
педагоги Андреас Кахцацян и Ованес Налбандян, собиратель и пропагандист
народных мелодий Христофор Кара
Мурза. Стали известны художники Габриэ
ль и Вардапет Айвазян, ху-
дожник
маринист Иван Айвазовский. Соратником и продолжателем Айвазовского был крымский маринист
Эманвел Махтесян [5].
Долгое пребывание на крымской земле этого талантливого народа закончилось печально. Более 11 тысяч
армян были деп
ортированы из Крыма в 1944 году. Однако многовековую жизнь армянского народа на
крымской земле нельзя рассматривать упрощенно, лишь как освоение среды обитания, поскольку было со-
здано соответствующее временным условиям религиозное и культурно
историческое
пространство. Соб-
ственная форма религии и национальный язык
эти мощные средства самосохранения и самоопределения
позволили армянскому народу надолго сохранить свое существование на чуждой территории, не ассимили-
ровавшись на этническом уровне.
После пр
исоединения Крыма к России царское правительство приглашало всех желающих осваивать
южный край, предоставляя определенные льготы. На этот призыв откликнулись не только русские и укра-
инцы, которые составляли большинство переселенцев, но и люди разных других
национальностей и различ-
ных вероисповеданий: поляки, греки, немцы, чехи, эстонцы, евреи, болгары. Наиболее интересным для ана-
лиза развития конфессиональных отношений в Крыму является появление здесь немцев.
Немецкие переселенцы появляются в Крыму с 1803 п
о 1823 год по соглашению между русским прави-
тельством и протестантской общиной менонитов из Пруссии. В 60х
70х годах XIX века прошла еще одна
волна переселения немцев в Крым. В результате в конце века в Крыму насчитывалось около 30 тысяч
немецких переселен
цев. Это были представители как городского, так и сельского населения, причем по-
следние преобладали. В селах немецкие поселенцы занимались хлебопашеством. В каждом селе имелась
школа, где дети обучались на родном языке. Здесь же проходили и молитвенные соб
рания немцев, которые,
как правило, были менонитами. На земле Крыма представители этой протестантской общины попытались
воплотить в жизнь принципы нравственного совершенствования, примирения с действительностью и отказа
от насилия [1]. Протестантские религ
иозные каноны и требования свято соблюдались немцами и претворя-
лись в жизнь. Немецкие дома и поселки славились уютом и чистотой, их жители
трудолюбием и законопо-
слушанием, а отношения, складывающиеся между представителями немецкой нации и окружающим обще-
ством, всегда были гармоничными.
В 90
е годы XIX века в Крыму насчитывалось около 19 тысяч последователей римско
католической
церкви, в основном это были переселенцы из Польши. Им не разрешалось селиться обособленно, и они рас-
селились по многим городам и
селам Крыма. Поэтому до революции 1917 года в Ялте, Феодосии, Симферо-
поле, Севастополе были костелы. Наверное, только религиозная принадлежность напоминала полякам об их
прародине. Поскольку не существовало ни школ, ни изданий на польском языке. После закр
ытия в совет-
ское время костелов ушла в прошлое и религия вместе с языком и традициями [1].
Православное христианство, появившееся в Крыму, как уже говорилось, около IV в н. э., начинает воз-
рождаться с 1783 года, со времени присоединения Крыма к России. Акт
ивно возрождаются и вновь созда-
ются монастыри и церкви. Создается и частично воплощается в жизнь план возрождения Успенского мона-
стыря. Расширяется и распространяет свое влияние Инкерманская обитель. К 900
летию крещения Руси
строится Владимирский собор в
Херсонесе. Большое значение приобретает Владимирский монастырь в Се-
вастополе [1].
Однако задуманная программа превращения Крыма в русский Афон и колыбель христианства на Руси
была прервана революцией 1917 года. Диспропорции между отношениями государства и
церкви, сложив-
шиеся в советское время, стали причиной того, что основными регуляторами и частной, и общественной
жизни стали унифицированные нормы светской морали. В результате в годы коммунистического режима с
его принудительной атеизацией населения больш
инство христианских святынь в Крыму оказались уничто-
жены.
Новое украинское правительство стремится восстановить прежнее отношение к религии, в том числе и к
христианству, особое внимание уделяя в этом отношении Крыму; однако многие причины демографическо-
, общегражданского, финансового характера осложняют решение данной проблемы.
В целом национально
религиозная история Крыма являет собой пример сосуществования в разных госу-
дарственных устройствах различных этнических и конфессиональных образований, пример
утверждения
равного достоинства народов, живущих рядом в силу различных исторических причин.
Литература
1.Глушак А.С., Артюх П.И. Особенности национально
религиозных отношений в Крыму.//
В сб. «Боги
Тавриды», Севастополь, 1997,с.3
2.Мухамедьяров Ш.Ф
. Ислам в Крыму.//
В сб. «Боги Тавриды», Севастополь, 1997, с.172
190.
3.Дубинский А. Основы караимской религии. //
В сб. «Боги Тавриды», Севастополь, 1997,
. 280
219.
4.Леви Е.Ю. Крымчаки: этнос и религия. //
В сб. «Боги Тавриды», Севастополь, 1997, с
.229
5.Червяков С.М. Армянское сообщество в Крыму..//
В сб. «Боги Тавриды», Севастополь, 1997, с.191

Приложенные файлы

  • pdf 15179995
    Размер файла: 129 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий