В Кабардино-Балкарии нетрадиционные религии представлены разными направлениями протестантизма, католицизмом, а также различными, иногда официально незарегистрирован-ными


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Такова Александра Николаевна НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СЕГМЕНТЫ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОЙ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ Источник искусствоведение. Вопросы теории и практики Содержание данного номера журнала: w.gramota.net/materials/3/2017/10- © Издательство "Грамота" Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Издательство ГРАМОТА gramota Щербина Ф. А. История Кубанского Казачьего Войска: в 2 х т. / репринтное вос произведение. Екатеринодар, 1910. Т. 1. История края. 736 с. Barett T. M. Crossing Boundaries: The Trading Frontiers of the Terek Cossacks // Russia’s Orient: Imperial Borderlands and Peoples, 1700 1917 / ed. by D. Brower, E. J. Lazzerini. Indiana Universi ty Press, 1997. P. 227 Stepanova L. G. Natural Environment of Valdai on the Materials of General Land Survey // Былые годы Российский и торический журнал. 2016. № 40 (2). С. 345 -355. THE BASIC FORMS OF ENTREPRENEURSHIP AT THE LANDS OF THE BLACK SEA COSSACK HOST AT THE END OF THE XVIII THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY Sukhomlinova Kseniya Yur'evna Academy of Marketing and Social Information Technologies, Krasnodar [email protected] he article considers the basic forms of entrepreneurship that existed at the lands of the Black Sea Cossack Host at the end of the XVIII – in the first half of the XIX century . Such forms of entrepreneurship as cattle breeding, fishery and agriculture wer rather primitive and developed in Kuban basically due to abundant resources. The author examines the basic measures taken by administration and government aimed to develop entrepreneurship in this region, describes the difficulties impeding the d velopment of foreground branches. Key words and phrases: Kuban; entrepreneurial activity; The Black Sea Cossack Host; salt mining; fishery; cattle breeding; agr culture; technical crops. _____________________________________________________________________________________________ УДК 94(470.64).085.9 Исторические науки и археология В статье рассматривается функционирование нетрадиционных религиозных организаций в Кабардино Балкарской Республике на современном этапе развития. Обосновывается корректность применения тер- мина «нетрадиционные» религии. Характеризуются основные направления деятельности нетрадиционных религиозных организаций. Затрагивается вопрос об этнической принадлежности а дептов нетрадиционных религиозных организаций республики. Ключевые слова и фразы: нетрадиционные религиозные организации; конфессиональное пространство; религия; прозелитизм; протестантизм; католицизм; секта; неокульт; религиозная идентичность. Такова А лександра Николаевна к.и.н. Кабардино Балкарский институт гуманитарных исследований, г. Нальчик [email protected] НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СЕГМЕНТЫ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕНН ОЙ КАБАРДИНО БАЛКАРИИ Конфессиональное пространство современной Кабардино Балкарской Республики отличается насыще ностью и разнообразием. Так, п о состоянию на 1 января 2017 г. в КБР официально осуществляли деятел ность 192 религиозные организации – 133 му сульманских, 28 протестантских, 22 православные, 3 римско католические, 1 иудейская, 4 объединения Свидетелей Иеговы, одно объединение общества Сознания Кри ш- ны. Помимо этого действовал ряд незарегистрированных религиозных организаций: церкви «Утешение», «Благодать», «Новый путь», «Слово жизни», «Исход» и др. [9], по распространению соответствующей лит ратуры периодически фиксировалась активность проповедников Церкви сайентологии. Предметом настоящ го исследования является деятельность религиозных организа ций, условно относящихся к категории нетр диционных, то есть всех за исключением ислама, православия, иудаизма и буддизма в Кабардино Балкарской Республике на современном этапе развития. Стоит отметить, что термин «нетрадиционные» религии не юридический. Он отсутствует в положениях 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», регламентирующих на сегодняшний день де тельность религиозных организаций в нашей стране. В целом ряде статей данного закона (например: ст. 4, п. 1, . 6, 7, ст. 8, п. 5 [7] и др.) подчеркивается равенство всех существующих в стране религий. Однако формальное разделение религий на «традиционные» и «нетрадиционные» все же прочно увязано именно с данным законом, что связано главным образом с общим историческим контексто м, на котором происходило его принятие. Необходимость принятия нового закона была вызвана крайней неупорядоченностью процессов, происх дивших в религиозной сфере в первой половине 90 х гг. XX в. Напомним, что в данный период действовал закон РСФСР 1990 г. «О свободе вероисповеданий», весьма либеральный как по форме, так и по содержанию, проникнутый духом отрицания проводимой в предшествующий советский исторический период политики государственного атеизма. Для начала 90 х гг. XX в. был характерен бурный количественный рост числа ре- лигиозных организаций всех возможных форм и направлений. Заметным явлением стала активность проп ведников нетрадиционных для страны религиозных течений, так называемых неокультов, в том числе ISSN 7- 292X 84) 20 , часть 2 сектантского характера. Их деятельность в условиях наличия духовного вакуума, актуализировавшего поиск альтернативных духовно нравственных основ, имела определенный успех, в то время как «государственные институты, также как и общество, оказались не готовы к неожиданной экспансии религиозных но вообразов ний» [5, с. 96]. Ввиду этого принятие нового закона, регулирующего процессы в религиозной сфере, оказ лось в интересах многих и прежде всего так называемых «традиционных» для страны религиозных организа- ций, стремившихся к упрочению своих пошатнувшихся позиций в социуме. Этим обстоятельством во многом объясняется причина того, что в период работы над законом 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» появилось немало проектов, в которых обосновывалась необходимость юридического закре пления деления религий, существующих в стране, на «традиционные» «нетрадиционные». Например, депутатом А. В. Чуевым был предложен законопроект «О традиционных религиозных организациях Российской Федерации». В нем обосновывалась необходимость введения юр дического термина «традиционные религиозные организации», а также были определены условия получ ния данного статуса – религиозная организация должна действовать на территории Российской Федерации не менее 95 лет и быть признана «неотъемлемой частью историч еского, духовного и культурного наследия народов России» [4]. Несмотря на то, что данный законопроект принят не был, дискуссии относительно необходимости наделения ряда религиозных организаций в стране особыми преференциями продолжались течение всего периода работы над законом. В итоге принятый в 1997 г. закон, несмотря на провозглашенное в не м равенство всех существующих стране религий, по мнению исследователей все же «закрепил конфессиональные предпочтения государства в лице “традиционных” конфессий, ужесточил порядок создания религиозных организаций, существенно ограничил деятельность “нетрадиционных” и особенно иностранных религиозных организаций» [2]. Раздел ние религий все же косвенно присутствует в преамбуле данного закона, где, в частности, признается особая роль « православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» [7], а также отме- чено уважение к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим «неотъемл мую часть исторического наследия народов России» [Там же]. Как отмечает исследователь М. О. Шахов, по- добная формулировка преамбулы приводит на практике к тому, что должностные лица зачастую истолковы- вают их в том смысле, что «законом в России выделено “четыре традиционные религии”, важнейшей из торых является Православие в лице Русской Православной Церкви» [13, с. 161]. Таким образом, несмотря отсутствие юридического наполнения, термин «нетрадиционные» религии прочно вошел в употребление, и его применение в рамках настоящего исследования представляется вполне корректным. Таким образом, к нетрадиционным религиям в нашей стране условно относятся все за исключением прав славия, ислама, иудаизма и буддизма. В Кабардино Балкарии нетрадиционные религии представлены разными направлениями протестанти зма, католицизмом, а также различными, иногда официально незарегистрирова ными, так называемыми новыми религиозными течениями, появившимися на волне религиозного возрождения. Большинство нетрадиционных религиозных организаций имеют достаточно длительную историю разв тия в рамках изучаемого субрегиона. Так, например, функционирование протестантских общин прослеж вается с начала XIX в. В советский период большинство протестантских течений подвергалось перманен ному жесткому прессингу. Тем не менее, к концу х гг. XX в. в Кабардино Балкарии действовало 8 зар гистрированных протестантских общин, а также 13 незарегистрированных, представленных Свидетелями Иеговы, пятидесятниками, адвентистами реформаторами, адвентистами седьмого дня, сторонниками совета церквей евангельских христиан баптистов и др. [11, д. 77, л. 8]. На сегодняшний день протестантские общины республики по числу действующих религиозных организаций стоят на втором месте после мусульманских, превышая по своему количеству православные. Они предста влены практически всеми основными направлениями – от лютеранства, распространенного преимущественно среди этнических немцев до пятидесятников субботников, объединяющих небольшую общину молдаван [12]. Основную часть протестантских общин Кабардино Балкарии составляют небольшие приходы, не пр вышающие 100 200 человек. Наиболее многочисленным и влиятельным среди протестантских течений я ляется баптизм. В Кабардино Балкарии на сегодняшний день действует 6 баптистских общин [9]. Укрепл нию позиций баптистов и превращению Кабардино Балкарии фактически в центр данного течения на Се- верном Кавказе способствовало открытие в г. Прохладном в 1998 г. Северо Кавказского Библейского И ститута. В институте на сегодняшний день осуществляется двухуровневая система подготовки – сертиф катная и бакалавриат. За время своей деятельности институт подготовил свыше 150 квалифицированных служителей по разным специальностям, в том числе свыше 40 пасторов [10]. Протестантские общины республики ведут довольно активную и заметную деятельно сть, особенно в сфере благотворительности и социального служения. Значительную нишу они заняли в деле помощи лицам, страда ю- щим различными формами зависимостей. По утверждению исследователя С. Филатова, они стали «наиболее успешными в борьбе с алкоголизмом и наркоманией» [12]. Стоит отметить, что протестантские общины Каба дино Балкарии имеют тесные контакты с общинами соседних регионов, хорошо координируя свою деятел ность между собой. В частности, наркозависимых из КБР часто направляют в протестантские реа билитацио ные центры, расположенные в ст. Павлодольской и ст. Зольской Республики Северная Осетия [Там же]. Также члены протестантских общин Кабардино Балкарии ведут активную социальную работу в домах престарелы х, детских домах, домах инвалидов. Часть ве рующих на безвозмездной основе работает в психо - и наркодиспа серах. Заметная работа проводится с лицами, находящимися в местах лишения свободы. В КБР активно действуют также католические общины. В республике зарегистрированы три католических прихода в г. Нальчике, г. Прохладном и с. Благовещенке. При самом крупном приходе – в с. Благовещенке – Издательство ГРАМОТА gramota функционирует храм, построенный на личные средства прихожан, воскресная школа для детей, а также ре билитационный центр для наркозависимых. Католическими приходами республики егулярно оказывается помощь лицам без определенного места жительства, нищим, инвалидам и т.д. В приходах налажен сбор распределение гуманитарной помощи. Католические приходы республики патронируют интернат для у ственно отсталых детей в г. Нальчике, общество инвалидов в г. Прохладном [Там же]. Серьезная работа проводится с молодежью. Ежегодно устраиваются летние лагеря «Каникулы с Богом», функционируют м лодежные кружки «Друзья Церкви» и «Друзья французской культуры». Лидеры протестантских и ка толических общин республики поддерживают довольно теплые отношения руководством Православной церкви, Духовным управлением мусульман КБР, иудейской общиной. Пра тикуются взаимные поздравления обозначенных сторон с основными религиозными праздниками, взаим ное участие в проводимых мероприятиях. Заметное место в современном конфессиональном пространстве Кабардино Балкарии заняли так назы ваемые новые религиозные течения, получившие распространение в первой половине 90 х гг. XX в. Как уп миналось выше, данного рода религиозные течения представлены в республике немногочисленными общ нами Свидетелей Иеговы, последователями общества Сознания Кришны, адептами Церкви сайентологии и ряда малочисленных, причем, в основном официально незарегистрированных христианских обществ сек- тантского толка. Стоит отметить, что официальной информации о деятельности данного рода религиозных организаций немного. Наиболее заметной, прежде всего по довольно активному прозелитизму, является де тельность Свидетелей Иеговы. Типичным ее проявлением является навязывание членами данной организ ции уличных разговоров со случайными прохожими на религиозные темы, поквартирный обход домов в аги- тационных целях, телефонные звонки, а также активное распространение бесплатной красочно оформленной, бог ато иллюстрированной литературы. В последние годы заметным направлением государственной политики стало последовательное принятие мер по ограничению свободной деятельности так называемых новых религиозных течений сектантского х рактера. На волне этого процесса в 2010 г. религиозная литература Свидетелей Иеговы была признана в с дебном порядке экстремистской, в результате чего ее распространение стало незаконным. В связи с неодн кратным нарушением данного запрета в отношении руководителей двух организаций Свидетелей Иеговы республики (г. Прохладный и г. Майский) в 2016 г. были заведены судебные дела. Религиозные организации были привлечены к административной ответственности в виде крупных денежных штрафов [6]. В 2017 г. деятельность организации «Свидетели Иеговы» была признана экстремистской и запрещена на всей терр тории страны. При этом руководители многих общин, входящих в структуру организации, в том числе и р ководители 4 общин КБР, на сегодняшний день ведут работу по обжалованию и отмене данного суде бного решения. В 2015 г. под запрет попала деятельность Церкви сайентологии. Как уже отмечалось выше, в республике действует ряд незарегистрированных религиозных организаций: церкви «Утешение», «Благодать», «Новый путь», «Слово жизни», «Исход» и др. Они пр едставляют собой немногочисленные (порядка 20 30 человек) религиозные общества, тяготеющие к так называемым христи нам веры евангельской. Однако какой либо единой организационной ст руктуры у данных церквей нет. некоторых церквях, например, при Церкви «Бл агодать», «с 2007 г. открыта и функционирует детская во кресная религиозная школа» [3, c. 66]. Весьма актуальным на сегодняшний день является вопрос об этнической принадлежности адептов не- традиционных религиозных организаций республики. Стоит отметить, ч протестантизм и католицизм республике долгое время были распространены преимущественно среди этнических групп, для которых они являлись исторически традиционными (немцы, поляки, корейцы и т.д.). Однако в постсоветский период данная прочная связка между этнической и религиозной принадлежностями оказалась частично разрушен- ной. В итоге на сегодняшний день весомую часть адептов протестантизма и католицизма стали составлять представители русского населения, а также титульных этносов – кабардинцев и балкарцев, являющихся э ническими мусульманами. Так, например, Нальчикскую общину баптистов на сегодняшний день возглав ляет харизматичный пастор балкарец А. Мечиев, а первым помощником главы католиков в КБР, отца Лор на Флеши, является этнический балкарец из Казахстана Е. Аймурзаев. В баптистских общинах республики регулярно ведется служение на кабардинском и балкарском языках. Важным направлением деятельности данных общин является миссионерская работа среди титульного населения. В республике существуют о дельные кабардинские и балкарские группы баптистов, которые собираются и читают Новый Завет и хр стианскую литературу на своих родных языках. К слову, в баптистских община х распространяется Еванге- лие на кабардинском языке, которое в свое время перевел швед Лео Марти нсон [12]. Определенную часть последователей религиозного движения Свидетелей Иеговы также составляют ка- бардинцы и балкарцы. Так, например, старейшиной собрания Свидетелей Иеговы г. Нальчика является бал- карец Р. Узденов. Весьма примечательно, что немалая часть литературы, распространяемая данной орган зацией, представлена изданиями на языках титульных этносов – кабардинцев и балкарцев. Это косвенно свидетельствует о том, что работа среди местного населения, и в том числе этнических мусульман, пре ставляется для руководства организации вполне перспективной, а также наличие в среде адептов данного религиозного течения определенного сегмента, представленного кабардинцами и балкарцами. Таким образом, для республики в постсоветский период приобрела актуальность п роблема так называемой маргинальной религиозности [8, c. 106]. То есть ситуация, когда этническая и религиозная принадлежности человека не совпадают. О возможных проблемах, связанных с названной ситуацией, еще в конце х гг. XX в. ISSN 7- 292X 84) 20 , часть 2 отмечала исследователь С. И. Аккиева. В частности, она справедливо указала на то, что смена религиозной идентичности «в условиях Кавказа приводит порой к серьезным проблемам. Бывали, к примеру, случаи, к гда родственники оказывались в весьма сложной ситуации, если умирал обращен ный в новую веру. В одном из сел возник серьезный конфликт из за того, что на мусульманском кладбище похоронили вероотступника с соблюдением всех мусульманских традиций. Дело чуть не дошло до избиения эфенди, который провел м сульманские обряды над покойни ком» [1, c. 26 27]. Интересным, но слабоизученным является вопрос о причинах смены религиозной идентичности каба динцев и балкарцев. Представляется возможным проследить определенну ю связь между данным явлением особенностями процесса исламского возрождения в изучаемом субрегионе. Особый драматизм и ко фликтность данного процесса, возможно, подтолкнули часть этнических мусульман к смене своей рели гиозной принадлежности. Данный вопрос требует отдельного многоаспектного исследования. Таким образом, на сегодн яшний день нетрадиционные религиозные организации являются весомым се ментом конфессионального пространства современной Кабардино Балкарской Республики. Довольно ко структивную деятельность ведут протестантские и католические общины, особенно в сфере благо твор тельности и социального служения. Между их лидерами и главами традиционных конфессий (ислама, пр вославия и иудаизма) поддерживаются тесные отношения. Довольно заметной, особенно по активному пр зелитизму, является деятельность так называемых новых ре лигиозных течений, и прежде всего Свидетелей Иеговы. Однако проводимая в общегосударственном масштабе политика, направленная на ограничение их свободной деятельности, приводит к заметному снижению их активности. Определенную часть нетради ционных религиозн ых организаций составляют незарегистрированные церкви, тяготеющие к христианам веры евангельской. Определенную часть адептов нетрадиционных религий республики составляют русские представители титульных этносов – кабардинцы и балкарцы. В республике на сег одняшний день не зафи сир овано случаев межконфессиональных конфликтов, что свидетельствует о вполне гармоничном характере развития межконфессиональных отношений в субрегионе на современном этапе развития. Список источников Аккиева С. И. Кабардино Балкарс кая Республика. Модель этнологического мониторинга. М.: Ин т этнологии и ан- тропологии РАН, 1998. 88 с. Бурьянов С. А. Свобода совести и светскость государства в России. Историко правовой аспект [Электронный ресурс]. URL: http://www.atheism.ru/lci/analys/? id=36 (дата обращения: 27.08.2017). Дзамихов К. Ф., Мокаева А. А. Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе (на пр мере Кабардино Балкарской Республики). Нальчик: Кабардино Балкарский государственный университет, 2013. 164 с. Залужный А. Г. Государство и религия в России: проблемы взаимодействия [Электронный ресурс]. URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Gosudarstvo i religiya.pdf (дата обращения: 26.08.2017). Курганова И. Г. Новые религиозные движения как объект религиоведческих исследований: анализ проблематики // Философия и культура. 2012. № 5. С. 96 107. Лубан О. Кто рассказывает об Иегове в Кабардино Балкарии [Электронный ресурс]. URL: http://kavkaz.mk.ru/ articles/2017/03/01/kto rasskazyvaet iegove kabardinobalkar ii.html (дата обращения: 25.08.2017). О свободе совести и о религиозных объединениях [Электронный ресурс]: Федер альный закон от 26.09.1997 г. 125- ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (дата обращения: 30.08.2017). Почепцов С. С. Религиозные субкультуры: проблемы взаимосвязи с субкультурными религиями // Научные ведом сти Белгородского государственного университета. Философия, социология, право. 2011. № 8. Вып. 16. С. 104 Религия [Электронный ресурс]. URL: http://pravitelstvo.kbr.ru/kbr/sotsialno_obshchestvennaya_sfera/religiya.php (дата обращения: 21.08.2017). Северо Кавказский Библейский Институт [Электронный ресурс]: официальный сайт. URL: http://www.skbi.ru/ (дата обращения: 30.08.2017). Управление Центра документации новейшей истории Архивной службы Кабардино Балкарской Республики Ф. 1. Оп. 28. Филатов С. Народы Кабардино Балкарии в поисках религиозной идентичности [Электронный ресурс]. URL: http://www.keston.org.uk/_russianreview/edition65/03%20Filatov%20about%20Kabarda .htm (дата обращения: 13.08.2017). Шахов М. О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. М .: Издательство Сретенского монастыря , 2013. 528 с . NON TRADITIONAL RELIGIOUS ORGANIZATIONS AS SEGMENTS OF THE CONFESSIONAL SPACE OF MODERN KABARDINO BALKARIA Takova Aleksandra Nikolaevna , Ph. D. in History Kabardian Balkarian Institute of Humanities Researches, Nalchik [email protected] The article deals with the functioning of non traditional religious organizations in the Ka rachay Balkar Republic at the present stage of development. The correctness of the application of the term “non traditional” religions is substantiated. The main dire tions of the activity of non traditional religious organizations are described. The issue of adherents’ ethnicity of non traditional religious organizations of the republic is touched upon. Key words and phrases: non traditional religious organizations; confessional space; religion; Proselytism; Protestantism; Catholi- cism ; sect; neocult; reli gious identity.

Приложенные файлы

  • pdf 15222897
    Размер файла: 375 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий