Рекомендуемые к изучению танцы: осетинские танцы кабардинские танцы Армянские народные танцы Абхазский танец.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Детская Музыкальная Школа с. Ногир»
муниципального образования Пригородного района РСО
Алания
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
по учебному предмету
НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ
Срок обучения 5 (6) лет
Ногир
2013 г.


«Одобрено»
Заседанием
хореографического
отделения ДМШ с. Ногир
дата рассмотрения
29.08.2013
«Утверждаю»
Директор ДМШ
М.К.Калаева
______________
(подпись)
дата утверждения 01.09.2013г.
Разработчики:
Шавердова Г.А.
преподават
ель хореографического
отделения
Рецензент:
Рецензент:
Дзугутова Л.А., заведующая
хореографическим отделением ВКИ им. В.Гергиева.
Заслуженная артистка РСО
Алания, Заслуженный
работник культуры РСО
Алания.
��3 &#x/MCI; 0 ;&#x/MCI; 0 ;Структура программы учебного предмета
Пояснительная
записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма пров
едения учебных аудиторных занятий;
Цель и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально
технических условий реализации учебного
предмета;
II.
Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени;
Годовые требования по классам;
III.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки;
Методическое
обеспечение учебного процесса
Методические рекомен
дации педагогическим работникам
Список рекомендуемой учебной литературы
Основная литература;
Дополнительная литература







��4 &#x/MCI; 0 ;&#x/MCI; 0 ;I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его
место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Народный танец» разработана на
основе и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в
области хореографического ис
кусства «Хореографическое творчество».
Учебный предмет «Народный танец» направлен на приобщение детей к
хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на
приобретение основ исполнения народного танца, а также на воспитание
нравственно
тетического отношения к танцевальной культуре народов
мира.
Народно
сценический танец является одним из основных предметов
предметной области «Хореографическое исполнительство». В соответствии с
учебными планами предпрофессиональной программ
ы «Хореографиче
ское
творчество»
Содержание учебного предмета «Народный танец» тесно связано с
содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка
концертных номеров», «Классический танец».
Полученные по этим предметам знания, умения, навыки позволяют
иступить к изучению экзерсиса у станка на основе русского танца.
Приобретенные музыкально
ритмические навыки дают основание изучать
движения с разнообразным ритмическим рисунком, как у станка, так и на
середине зала.
Обучение народно
сценическому танцу сов
ершенствует координацию
движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата,
развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе
классического тренажа. Кроме того, занятия народно
сценическим танцем
позволяют учащимся овладеть разнообра
зием стилей и манерой исполнения
танцев различных народов, в значительной степени расширяют и обогащают
их исполнительские возможности, формируя особые исполнительские
качества и навыки.
Народное хореографическое искусство
одно из ярчайших проявлений
нац
ионального творчества, воплотившее в себя отдельные стороны
этических и эстетических представлений людей.
Искусство танца представляет собой национально
своеобразную форму
синтетического искусства и с древнейших времен занимает важное место в
жизни осетин.
Издавна в Осетии, наряду с музыкально
поэтическим
��5 &#x/MCI; 0 ;&#x/MCI; 0 ;искусством, существовал танец как необходимая принадлежностью почти
всех народных празднеств, связанных с древнейшими языческими, а позднее
и христианскими верованиями. Правда, танец у осетин лишь в редких
случаях имел обрядовое значение. Он являлся излюбленным видом
развлечений молодежи на свадебных и семейных торжествах, на
общественных празднествах.
О том, какое значение имел танец в быту народов Кавказа, в частности,
предков осетин, свидетельствует
эпическое наследие осетинского народа.
Отдельные сказания о нартах воспроизводят красочные картины пиршеств,
сопровождавшихся «громовыми» песнями и бурными, стремительными
плясками.
В хореографическом арсенале Кавказских народов имеется большое
количество
разнообразных танцев и танцевальных наигрышей, исполняемых
в настоящее время преимущественно на национальной гармонике. Однако не
все танцы, известные народу, имеют распространение в быту. Некоторые из
них постепенно утрачивают свое значение и уступают мес
то другим танцам.
В их популяризации большая роль принадлежит творческим коллективам
Кавказских республик
2. Срок реализации учебного предмета
Срок освоения предмета «Народн
й танец» составляет 5
(6)
лет
Для поступающих в образовательное учреждение,
реализующее
основные профессиональные образовательные программы в области
хореографического искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год.
3. Объем учебного времени,
предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию предмета
«Народн
й танец»:
Таблица 1
Срок обучения
лет
Вид учебной работы,
учебной нагрузки
Классы
Максимальная нагрузка, в том
числе:
аудиторные занятия
Общее количество часов на
аудиторные занятия

��6 &#x/MCI; 2 ;&#x/MCI; 2 ;4. Форма проведения
учебных аудиторных занятий:
мелкогрупповые занятия, численность группы от 4 до 10 человек,
рекомендуемая продолжительность урока
минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать
ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально
психологические особенности.
Цель и задачи учебного предмета
Цель:
формирование общей культуры обучающихся, совершенствование
физического, нравственного, эстетического, психологического аспекта
развивающейся личности, развитие его творческих способностей и
способности к самовыражению, самореализации посредством обучения
хореографии,
а также выявление наиболее одаренных детей в области
хореографического исполнительства и подготовка их к дальнейшему
поступлению в образовательные учреждения в области хореографического
искусства.
Задачи:
бучение основам народного танца;
раз
витие танцевальной координации;
обучение виртуозности исполнения;
обучение выразительному исполнению и
эмоциональной
раскрепощенности в танцевальной
практике;
развитие физической выносливости;
развитие умения танцевать в группе;
развитие сценического арт
истизма;
воспитание дисциплинированности;
формирование волевых качеств;
стимулирование творческой инициативы, желания созидать и
самосовершенствоваться;
приобщение
детей
к духовному наследию осетинской культуры через
изучение традиций народного танца, этикета
обрядов, костюма
расширение знаний учащихся о культуре разных народов, творческое
осмысление характерных черт хореографической культуры народов
Кавказа.
��7 &#x/MCI; 0 ;&#x/MCI; 0 ;6. Мето
ды обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ);
наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и
всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями
выдающихся
исполнителей
, танцевальных коллективов, посещение
концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития
обучающегося)
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление
целого произведения на более мелкие части для подробной проработки
и последующей организации целого);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического
мышления);
эмоциональный (п
одбор ассоциаций, образов, создание
художественных впечатлений);
индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных
способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня
подготовки.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональн
образовательной программы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных методиках.
Описание материально
технических условий
реализации учебного предмета
Минимально необходимый для
реализации программы «
Народный
танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и
материально
технического обеспечения включает в себя:
балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12
14 обучающихся),
имеющие пригодное для танца напольное по
крытие (деревянный пол или
специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки
(палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала
размером 7м х 2м на одной стене;
наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано, баян
осетинской гармоники
) в балетном классе;
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных
занятий;
помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку,
��8 &#x/MCI; 2 ;&#x/MCI; 2 ;видеотеку);
костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов
для
учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
предусмотренного на освоение
учебного предмета «Народн
й танец», на максимальную нагрузку
обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица
Срок освоения предпрофессиональной программы
Народный танец»
5 (6) лет
Распределение по годам
обучения, классам
Классы
Продолжительность учебных
занятий (в неделях)
Количество часов на аудиторные
занятия (в неделю)
Общее количество часов на
аудиторные занятия
Общее количество часов на
аудиторные занятия
(всего)
Объем времени на консультации (по
годам)
Общий объем времени на
консультации
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части
образовательной программы в области хореографического искусства
распределяется по годам обучения
с учетом общего объема аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Требования по годам обучения
В содержание программы входят следующие виды учебной работы:
изучение учебной терминологии;
��9 &#x/MCI; 2 ;&#x/MCI; 2 ; ознакомление с элементами и основными комбинация
ми
народно
сценического танца;
ознакомление с рисунком народно
сценического танца,
особенностями взаимодействия с партнерами на сцене;
ознакомление со средствами создания образа в хореографии.
Первый год обучения
Экзерсис
по кругу:
1.
Осетинский
поклон.
2.Танец "Симд":
а)
основной ход танца "Симд" по кругу, боковой ход через такт.
полугодие),
основной ход танца "Симд" с руками, боковой ход через такт и в
такт с правой и левой рукой
(2 полугодие).
Танец "Хонга":
а) Основной ход танца "Хонга" в медле
нном темпе без рук
, стрелки
прямые и боковые в медленном темпе
1 полугодие.
Основной ход танца "Хонга" в медленном темпе с руками, стрелки
прямые и боковые в медленном темпе с руками, повороты на месте и с
боковым ходом вправо и влево с руками
2 полу
годие.
3."Кабардинский танец":
а) основной ход лицом по кругу в носок и в пятку с двумя руками, в
медленном темпе, прямые стрелки лицом вкруг с руками
1 полугодие.
б) основной ход лицом по кругу и лицом в круг, в носок и в пятку с
двумя и одной рукой, в м
едленном темпе,
стрелки прямые и боковые с
руками.
2 полугодие.
4." Круговой танец":
а)основной ход в очень медленном темпе по кругу
без рук.
б)основной ход в медленном темпе с руками.
5. Переменные ходы и элементы осетинского танца:
а)простой сценический
ход на всей стопе и на полупальцах,
б)переменный ход с фиксированием в воздухе ног поочерёдно в точке на 45
2 полугодие
на полупальцах
этот же ход,
в)переменный ход с фиксированием ноги сзади на носке на полу,
г)тройной шаг на полупальцах
комбинаци
и из основных шагов.
��10 &#x/MCI; 0 ;&#x/MCI; 0 ; Экзерсис на середине зала
. Основные положения и движения рук:
ладони, сжатые в кулачки, на талии (подбоченившись),
руки скрещены на груди,
движения рук:
а) подчёркнутые раскрытия и закрытия рук,
б) раскрытия рук в сторону
(ладонями наверх в 3 позицию),
) хлопки в ладоши.
ковырялочки
основная, пятка вперед, палец носка к опорной ноге.
боковая, пятка вперед,затем палец ноги отводится всторону.
основна
высокая с задержкой работающей ноги над коленом

медленном
темпе).
ножницы,в медленном темпе. (2 полугодие)
ковырялоска с выбрасом ноги. (2 полугодие)
е)комбинации из основных движений ковырялочек.
. Подготовка к «
поворотам
ласточка,
по
завернутой позиции с задержкой ноги сзади(1
полугодие)
неполным поворотом вправо и влево с задержкой ноги и работой
( 2 полугодие)
. Подготовка к
движению
растяжка
по 1 позиции
1 полугодие
в медленном темпе без рук
"растяжка" в чистом виде с руками
2 полугодие
5.Основные ковырялочки абхазского
танца.
а)боковая с проходящей фиксацией ноги наверху
1 полугодие
б)боковая с полуповоротом с проходящей фиксации ноги на верху
полугодие
в) основной ход на месте без рук
1 полугодие, с руками 2 полугодие.
6.Мальчики
выпады в колено с руками
1 полугод
ие,
работа рук горского
танца
2полугодие;
Девочки
работа рук девичьего танца
1 пол
угод
ие, движения на середине
зала с руками.
Подготовка к вращениям на середине зала
шане в медленном темпе, мальчики влево, девочки вправо.
По окончании первого года
обучения учащиеся должны знать и уметь:
основные положения позиций рук и ног в народном танце;
��11 &#x/MCI; 0 ;&#x/MCI; 0 ;- положение головы и корпуса во время исполнения простейших элементов
осетинских
танцев, освоение данных элементов на середине;
владеть приемами: «сокращенн
ая стопа», «скошенный подъем»;
уметь ориентироваться в пространстве: у станка и на середине зала;
знать движения в различных ракурсах и рисунках;
уметь исполнять движения в характере танцев;
первоначальные навыки при исполнении вращений и подготово
к к ним.
Второй год обучения
Экзерсис по кругу:
1. Осетинский поклон.
2.Танец "Симд":
а) основной ход танца "Симд" с руками, боковой ход через такт и в такт
с правой и левой рукой
, мелкие движения ног, комбинации без рук
1 полугодие).
б)мелкие
вижения
ног
, комбинации с руками, положение в паре.
Танец "Хонга":
) Основной ход танца "Хонга" с руками, стрелки прямые и боковые в с
руками, повороты на месте и с боковым ходом вправо и влево с руками
правиль
ая постановка головы (1 полугодие).
б)подходы и
обходы с партнерами с руками (2 полугодие).
3."Кабардинский танец":
) основной ход лицом по кругу и лицом в круг, в носок и
в пятку с
двумя и одной рукой
стрел
ки прямые и боковые с руками, основной ход с
открытием рук в
сторону.
полугодие.
б)основные
движения с поворотами и боковым ходом, стрелки прямые
и боковые с раскрытием рук в
сторону.
4." Круговой танец":
основной
ход в медленном темпе с руками
сторону (одна рука
согнута в кулак перед собой, другая отведена в
торону)
, перемена рук с
подскок
ом (1 полугодие)
б)основной ход с подскоком при перемене рук во все основные
позиции (2 полугодие)
5. "Абхазский танец":
а)основной ход по кругу в медленном темпе с руками, ход с
ковырялочками по кругу (1 полугодие)
��12 &#x/MCI; 0 ;&#x/MCI; 0 ;б) основной ход по кругу с руками, ход с
ковырялочками по кругу и
ударом
и по полу впереди с руками,
боковой ход с
выбросом
ноги вперед
(2 полугодие)
6.танец "шалахо":
а)основной ход с носка по кругу с руками,
с наклонами
основной ход
с выпадам на правую ногу, основной ход в пятку, лицом в
круг с руками (1
полугодие)
основной ход с носка с прыжком наверх, перемена ног на месте,
боковой ход на месте с переменой носка в
сторону на носках (2 полугодие)
5. Переменные ходы и элементы осетинского танца:
)переменный ход с фиксированием в воздухе
ног поочерёдно в точке на 45
(тройной ход)
на полупальцах с руками в разных позициях.
комбинации из основных шагов.
Экзерсис на середине зала
. «ковырялочки»:
а)основная, пятка вперед, палец носка к опорной ноге.
б)боковая, пятка вперед,
затем палец
ноги отводится в
сторону.
в)основна
высокая с задержкой работающей ноги над коленом (в
медленном темпе).
г)ножницы.)
д)ковыряло
ка с
выбросам
ноги.
е)комбинации из основных движений ковырялочек.
3. Подготовка к «поворотам»:
ласточка
с неполным повор
отом вправо и влево с задержкой ноги и
работой рук
, полуповороты с руками и с фиксированием деми плие во
2 открытой позиции
полугодие)
б)полные повороты с руками (2 полугодие)
4. Подготовка к движению «растяжка»:
"растяжка" в чистом виде с руками
во всех основных положениях
полугодие
"растяжка" в чистом виде с руками во всех основных положениях с
добавлением поворотов
2 полугодие
5.Основные ковырялочки абхазского танца.
)боковая с полуповоротом с проходящей фиксации ноги на верху
полуг
одие
б)комбинации с добавлением ковырялочек (2 полугодие)
6."шалахо":
��13 &#x/MCI; 0 ;&#x/MCI; 0 ;а)боковой ход(шоссе) с фиксированием согнутой и прямой ноги
впереди,
работа с руками (1 полугодие)
боковой ход (шоссе) с поворотами и руками (2
полугодие
6.Горский танец:
основной
ход вперед и назад с руками (1 полугодие)
основной ход с добавле
нием бокового хода и поворота (
полугодие)
7.Девичий танец:
основной ход на три с руками,
стрелки с
проходящим поворотом
медленные повороты на месте с переменой рук из позиции в
позицию(1 полугодие)
зиг
заги с работой рук,
головы (2
полугодие
Проходки:
Основная проходка кругового танца без рук с ковырялочками (1
полугодие)
Основная проходка кругового танца с руками и ковырялочками,
завершающая
в поворотах на месте по 2 позиции (2 полугодие)
горский танец: шаги с ковырялочками без рук на четкость и ловкость ног (
1 полугодие)
горский танец: шаги с ковырялочками с руками на четкость и ловкость ног
,рук ,
координацию
( 2 полугодие)
осетинск
ий вальс
: вальсовый шаг с поворотом (только девочки) ,(1
полугодие)
вальсовый шаг с поворотом и завершающие повороты в одну и другую
сторону (2 полугодие)
шане:
мальчики влево, девочки
вправо
с завершением двумя короткими верчениями
в точку.
По окончани
и второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:
грамотно исполнять программные движения у станка и на середине зала;
ориентироваться в пространстве, на сценической площадке;
работать в паре и танцевальными группами;
знать основные движения
сетинского
кабардинского
абхазского
танцев;
знать манеру исполнения упражнений и характер
осетинского,
кабардинского и абхазского танцев
знать технику исполнения вращений на середине зала и по диагонали.
��14 &#x/MCI; 0 ;&#x/MCI; 0 ; Третий год обучения
Экзерсис на
середине зала
осетинский поклон:
Экзерсис по кругу:
1. Осетинский поклон.
2.Танец "Симд":
а) основной ход танца "Симд" с руками, боковой ход через такт и в такт
с правой и левой рукой, мелкие движения ног, комбинации с руками,
положение в паре.(1 полугоди
е).
Массовый танец "симд"
дети учатся ориентироваться в рисунках
танца (2 полугодие)
.Танец "Хонга":
а) Основной ход танца "Хонга" с руками, стрелки прямые и боковые в с
руками, повороты на месте и с боковым ходом вправо и влево с руками,
правильная по
становка головы
подходы и обходы с партнерами с руками
(1
полугодие).
комбинации для умения плавно переходить с одного движения нап
другое (2 полугодие)
3."Кабардинский танец":
)основные движения с поворотами и боковым ходом, стрелки прямые
и бок
овые с
раскрытием рук в сторону, движение "моталочка" в медленном
темпе без рук(1 полугодие)
б)движение "моталочка" с руками, изучение комбинаций на умение
перестраиваться с одного движения на другое( 2 полугодие)
4." Круговой танец":
а)основной ход с подскоком
при перемене рук во все основные
позиции
с добавлением бокового хода
полугодие)
б)основной ход с руками
в основных позициях, перемена рук с
прыжком, добавление мелких движений ног ковырялочек( 2 полугодие)
5. "Абхазский танец":
) основной ход по кругу
с руками, ход с ковырялочками по кругу и
ударом
и по полу впереди с руками,
боков
ой ход с выбрасом ноги вперед,
движение
"гасьма"(1
полугодие)
б)основной ход с поворотом по кругу, комбинаций на умение
перестраиваться с одного движения на другое( 2 полуг
одие)
6.танец "шалахо":
��15 &#x/MCI; 0 ;&#x/MCI; 0 ;а)основной ход с носка по кругу с руками, с наклонами , основной ход
с выпадам на правую ногу, основной ход в пятку, лицом в круг с руками (1
полугодие)
б)основной ход с носка с прыжком наверх, перемена ног на месте,
боковой ход на
месте с переменой носка в
сторону на носках (2 полугодие)
7. танец "кочари"
основной ход, основной ход с прыжком (1полугодие)
основной ход с прыжком и работой рук,
боковые ходы,
выпады с
отведением ноги назад.(2 полугодие)
Экзерсис на середине зала
1. «ковырялочки»:
а)основная, пятка вперед, палец носка к опорной ноге.
б)боковая, пятка вперед,
затем палец ноги отводится всторону.
в)основна
высокая с задержкой работающей ноги над коленом (в
медленном темпе).
г)ножницы.)
д)ковыряло
ка с
выбросам
ги.
е)комбинации из основных движений ковырялочек.
3. Подготовка к «поворотам»:
а)полные повороты с руками, с заключением двойным поворотом в
колено(мальчики),
с шагом вперед (девочки)
полугодие)
4. Подготовка к движению «растяжка»:
)"растяжка" в чист
ом виде с руками во всех основных положе
ниях с
добавлением поворотов
полугодие
б)"растяжка" с переменой направления и добавлением поворотов. (2
полугодие)
5.Основные ковырялочки абхазского танца.
основной ход на месте с поворотами (1 полугодие)
боковая с полуповоротом с проходящей фиксации ноги на верху
добавлением
"гасьмы"
полугодие
)комб
инации изученных движений
(2 полугодие)
6."шалахо":
основной ход, ход с выпадом, тройной ход с поднятием носка и
колена вверх
боковой ход (
шоссе) с п
оворотами и руками (1
полугодие
б) основной ход, ход с выпадом, тройной ход с поднятием носка и
колена вверх, боковой ход (шоссе) с
поворотами и руками, "гасьма" и
ударом ноги накрест,
руки включаются в работу (2
полугодие
��16 &#x/MCI; 0 ;&#x/MCI; 0 ;6.Горский танец:
основной
ход с добавлени
ем бокового хода и поворота, выпады
вперед
по 2 позиции с руками ( 1
полугодие)
ковырялочки с поворотом и работой рук,
комбинации основных
изученных движений (2 полугодие)
7.Девичий танец:
стрелки, повороты с руками по 2 и 3 позиций
рук,
зиг
заги с
работой рук,
головы
, с поворотами.
комбинации с акцентом на плавную работу рук.
Проходки:
Основн
ая проходка кругового танца с работой рук и
ковырялочками (1
полугодие)
Основная проходка кругового танца с руками и ковырялочками,
завершающая
в поворотах на месте по 2 позиции
и законченными двойными
поворотами (
мальчики
в воздухе с поджатыми и выпалом в колено
девочки
на месте с шагом вперед)
(2 полугодие)
горский танец: шаги с ковырялочками с рук
ами на четкость и ловкость
ног
рук ,
координацию
, добавление боковых движений, ковырялочек и
выпадов в колено( 1
полугодие)
вальсовый шаг с поворотом и завершающие повор
оты в одну и другую
сторону (1
полугодие)
вальсовый шаг с поворотом,
стрелками с поворотами, повороты в одну и
другую сторону (2 полугодие)
4.абхазский танец:
применение основного движения с поворотом и "гасимой"
(1полугодие)
основные движения с добавлением ковырялочек и вращений (2 полугодие)
5."шалахо":
основ
ные ходы с
добавлением
"гасьмы"(1 полугодие)
основн
ые ходы с добавлением шоссе,
"гасьмы" и верчения(2 полугодие)
шане:
мальчики влево, девочки
вправо
с завершением двумя короткими верчениями
в точку.
Рекомендуемые к изучению танцы:
осетинские танцы
кабардинские
танцы
Армянские
народные танцы
Абхазский
танец
��17 &#x/MCI; 0 ;&#x/MCI; 0 ;По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:
исполнять технически сложные движения у станка и на середине зала;
передавать в движении сложные ритмические рисунки
армянского
горского
абхазского
танцев;
усвоить и развивать анс
амблевое исполнение;
ориентироваться в пространстве во время исполнения танцевальных
комбинаций и этюдных форм;
правильно пользоваться деталями костюма, атрибутикой: ленточками,
веночками, платочками, шапками, корзинками, бубнами и т.д.;
продолжать добиват
ься в ансамбле выразительности и виртуозности
исполнения движений.
Четвертый год обучения
Экзерсис по кругу зала
1. второй осетинский поклон
2.Танец "Симд":
а) основной ход танца "Симд" с руками, боковой ход через такт и в такт
с правой и левой рукой, м
елкие движения ног, комбинации с руками,
положение в паре,
работа мелких движений(1 полугодие).
б) Массовый танец "симд"
дети учатся ориентироваться в рисунках
танца и
нарабатывают
навык ансамбля(2 полугодие)
2.Танец "Хонга":
а) Основной ход танца "Хонга"
с руками, стрелки прямые и боковые в с
руками, повороты на месте и с боковым ходом вправо и влево с руками,
правильная постановка головы, подходы и обходы с партнерами с руками,
комбинации на перестроение рисунка (1 полугодие).
б)комбинации для умения плав
но переходить с одного движения на
другое (2 полугодие)
3."Кабардинский танец":
а)основные движения с поворотами и боковым ходом, стрелки прямые
и боковые с раскрытием рук в сторону, движение "моталочка" в темпе с
руками (1 полугодие)
б) положение в паре ,
изучение комбинаций на умение перестраиваться
с одного движения на другое.( 2 полугодие)
4." Круговой танец":
а)основной ход с руками в основных позициях, перемена рук с
прыжком, добавление мелких движений ног ковырялочек( 2 полугодие)
б)положение в паре,
все основные ходы.
��18 &#x/MCI; 0 ;&#x/MCI; 0 ;5. "Абхазский танец":
а ) основной ход по кругу с руками, ход с ковырялочками по кругу и
ударом
и по полу впереди с руками, боковой ход с
выбросом
ноги вперед,
движение
"гасьма",
основной ход с поворотом по кругу, комбинаций на
умение
перестраиваться с одного движения на другое( 1 полугодие)
б)положение в паре,
комбинации(2 полугодие)
6.танец "шалахо":
а) основной ход с носка
по кругу с руками, с наклонами
, основной ход
с выпадам на правую ногу, основной ход в пятку, лицом в круг с рук
ами
основной ход с носка с прыжком наверх, перемена ног на месте, боковой ход
на месте с переменой носка
сторону
на носках (1 полугодие)
б)комбинации на развитие ансамбля, перестроение рисунков
7. танец "кочари"
а)основной ход с прыжком и работой рук, бо
ковые ходы, выпады с
отведением ноги назад, и поднятием с прыжком вперед (1 полугодие)
б)комбинации на ловкость и умение перестраиваться с одного
движения на другое (2 полугодие)
8."ган да ган"
а)основные,
боковые ходы(1 полугодие)
б)выпады в
торону с рук
ами, повороты, веревочки (1 полугодие)
9.русские танцы:
а) Простые шаги (направление вперед и назад в сочетании с движениями рук)
(1 и 2 полугодие)
б) Простой шаг с проскальзывающим притопом, с продвижением вперед. (1 и
2 полугодие)
в) Шаг на ребро каблука
с притопом на месте, с продвижением вперед и
работой рук. (1 и 2 полугодие)
Экзерсис на середине зала
1. «ковырялочки»:
основная, пятка вперед, палец носка к опорной ноге.
боковая, пятка вперед,
затем палец ноги отводится в
сторону.
в)основна
высокая с задержкой работающей ноги над коленом (в
медленном темпе).
г)ножницы.)
д)ковыряло
ка с
выбросом
ноги.
комбинации из основных движений ковырялочек.
2.русские:
а) «Веревочка» с переборами по 5 позиции на месте и с поворотами.
��19 &#x/MCI; 0 ;&#x/MCI; 0 ;б) «Двойная верев
очка» с поочередными переступаниями на месте и в
повороте.
3. Подготовка к «поворотам»:
а)полные повороты с руками, с заключением двойным поворотом в
колено(мальчики),с шагом вперед (девочки)
4. Подготовка к движению «растяжка»:
а)"растяжка" в чистом виде
с руками во всех основных положениях с
добавлением поворотов
б)"растяжка" с переменой направления и добавлением поворотов. (2
полугодие)
5.Основные ковырялочки абхазского танца.
а)основной ход на месте с поворотами
б)боковая с полуповоротом с проходящей
фиксации ноги на верху и
добавлением
"гасьмы"
комбинации изученных движений)
6."шалахо":
основной ход, ход с выпадом, тройной ход с поднятием носка и
колена вверх, боковой ход (шоссе) с поворотами и руками
б) основной ход, ход с выпадом, тройной
ход с поднятием носка и
колена вверх, боковой ход (шоссе) с поворотами и руками, "гасьма" и
ударом ноги накрест, руки включаются в работу
7.ган да ган
веревочка,
боковые с выпадами и поворотами.
основные движения рук с поворотами характерные этому
танцу.
6.Горский танец:
основной ход с добавлением бокового хода и поворота, выпады
вперед
по 2 позиции с руками
ковырялочки с поворотом и работой рук,
комбинации основных
изученных движений
7.Девичий танец:
стрелки, повороты с руками по 2 и 3
позиций рук,
зиг
заги с
работой рук,
головы, с поворотами.
комбинации с акцентом на плавную работу рук.
Проходки:
Основная проходка кругового танца с руками и ковырялочками,
завершающая
в поворотах на месте по 2 позиции и законченными двойными
поворотами (мальчики в воздухе с поджатыми и выпалом в колено,
девочки
на месте с шагом вперед) (2 полугодие)
��20 &#x/MCI; 0 ;&#x/MCI; 0 ;2.-горский танец: шаги с ковырялочками с руками на четкость и ловкость
ног ,рук ,
коор
динацию
, добавление боковых движений, ковырялочек и
выпадов в колено
3.
вальсовый шаг с поворотом, стрелками с поворотами, повороты в одну и
другую сторону
4.абхазский танец:
основные движения с доб
авлением ковырялочек и вращений
гасьмы
5."шалахо":
новные ходы с добавлением шоссе,
"гасьмы" и верчения, шоссе с
поворотами.
6."кочари":
основной ход с прыжком, боковые с переменой направления.
шане:
1.основное:
мальчики влево, девочки
вправо
с завершением двумя короткими
верчениями в точку.
2.Подскоки, в
ращение за один шаг.
3. Маленькие «блинчики», поворот за один шаг
Рекомендуемые к изучению танцы:
осетинские танцы
кабардинские танцы
Армянские народные танцы
Абхазский танец
русские танцы
горский
, девичий танец
По окончании третьего года обучения
учащиеся должны знать и уметь:
исполнять технически сложные движения у станка и на середине зала;
передавать в движении сложные ритмические рисунки армянского,
горского, абхазского танцев,
кабардинского
усвоить и развивать ансамблевое исполнение;
ориентиро
ваться в пространстве во время исполнения танцевальных
комбинаций и этюдных форм;
правильно пользоваться деталями костюма, атрибутикой: ленточками,
веночками, платочками, шапками, корзинками, бубнами и т.д.;
продолжать добиваться в ансамбле выразительности
и виртуозности
исполнения движений.
Шаг с притопом в продвижении вперед, отходом назад.
Шаг с «приступкой» (с приставкой).
«Веревочка» с переборами по 5 позиции на месте и с поворотами.
��21 &#x/MCI; 0 ;&#x/MCI; 0 ;4.«Двойная веревочка» с поочередными переступаниями на месте и
повороте.
«Моталочка» на
demi
plie
синкопированным акцентом на всей стопе и на
полупальцах.
«Ковырялочка» с отскоками.
«Молоточки» в характере уральского танца «Шестера».
«Маятник»
«Моталочка» в поперечном движении.
Дробные выстукивания:
а)
«ключ» дробный, сложный;
б) «ключ» дробный, сложный в повороте;
в) «ключ» хлопушечный;
г) три дробные дорожки с заключительным ударом;
д) поочередное выбрасывание ног перед собой и в стороны на каблук
или на всю стопу;
е) «сбивка» с «ковырялочкой» в поворо
те;
ж) «отбивка» с выбросом ноги вперед;
з) дробь в продвижении с двойной «отбивкой» правой ногой и кругом с
окончанием сзади, аналогично
с левой ноги.
Дроби в характере народных танцев Поволжья.
Хлопушки мужские:
а) поочередные удары по голенищу с
переди и сзади на подскоках;
б) удары двумя руками по голенищу одной ноги;
в) удар по голенищу вытянутой ноги;
г) хлопушки на поворотах;
д) «ключ» с хлопушкой.
Трюковые элементы (мужские):
а) «разножка» в воздухе;
б) «щучка» с согнутыми ногами;
в) «крок
одильчик»;
г) «коза»;
д) «бочонок».
Вращения на середине зала
Вращения, усвоенные за предыдущие годы обучения, изучаются в
национальном характере, а также в характере областных особенностей (
plie
каблучки,
plie
releve
plie
retere
, шаг
��22 &#x/MCI; 2 ;&#x/MCI; 2 ;3. Приемом
plie
каблучки (аналогичная схем
а изучения).
Приемом
pirouettes
(аналогичная схема изучения).
Разучивается «вкручивающаяся» на месте концовка вращений с
выходом на полупальцы в финале.
Припадания мелкие, быстрые.
Вращения на одной ноге, вторая на щиколотке невыворотно, с
приходом во 2 п
озицию (невыворотно), без пауз, но в медленном темпе
1 полугодие.
То же самое вращение в нормальном темпе
2 полугодие.
Разучивается «вкручивающаяся» концовка приемом вращения на одной
ноге через
��23 &#x/MCI; 2 ;&#x/MCI; 2 ;1. Приемом ша
��24 &#x/MCI; 0 ;&#x/MCI; 0 ; Пятый год обучения
Экзерсис
по кругу:
1. второй осетинский поклон
2.Танец "Симд":
а) основной ход танца "Симд" с руками, боковой ход через такт и в такт
с правой и левой рукой, мелкие движения ног, комбинации с
руками,
положение в паре,
работа мелких движений
б) Массовый танец "симд"
дети учатся ориентироваться в рисунках
танца и
нарабатывают
навык ансамбля
2.Танец "Хонга":
а) Основной ход танца "Хонга" с руками, стрелки прямые и боковые в с
руками, повороты на
месте и с боковым ходом вправо и влево с руками,
правильная постановка головы, подходы и обходы с партнерами с руками,
комбинации на перестроение рисунка
комбинации для умения плавно переходить с одного движения на
другое
3."Кабардинский танец":
основные движения с поворотами и боковым ходом, стрелки прямые
и боковые с раскрытием рук в сторону, движение "моталочка" в темпе с
руками
б) положение в паре ,изучение комбинаций на умение перестраиваться
с одного движения на другое
4." Круговой танец":
основной ход с руками в основных позициях, перемена рук с
прыжком, добавление мелких движений ног ковырялочек
б)положение в паре,
все основные ходы.
5. "Абхазский танец":
а ) основной ход по кругу с руками, ход с ковырялочками по кругу и
ударом
и по полу впереди с руками, боковой ход с
выбросом
ноги вперед,
движение
"гасьма",
основной ход с поворотом по кругу, комбинаций на
умение перестраиваться с одного движения на другое
б)положение в паре,
комбинации
6.танец "шалахо":
а) основной ход с носка
по кругу с руками, с наклонами , основной ход
с выпадам на правую ногу, основной ход в пятку, лицом в круг с руками
основной ход с носка с прыжком наверх, перемена ног на месте, боковой ход
на месте с переменой носка в
сторону на носках
��25 &#x/MCI; 0 ;&#x/MCI; 0 ;б)комбинации на ра
звитие ансамбля, перестроение рисунков
7. танец "кочари"
основной ход с прыжком и работой рук, боковые ходы, выпады с
отведением ноги назад, и поднятием с прыжком вперед
комбинации на ловкость и умение перестраиваться с одного
движения на другое
"ган да ган"
основные,
боковые ходы
б)выпады в
торону с руками, повороты, веревочки
9.русские танцы:
а) Простые шаги (направление вперед и назад в сочетании с движениями рук)
б) Простой шаг с проскальзывающим притопом, с продвижением вперед.
в) Шаг н
а ребро каблука с притопом на месте, с продвижением вперед и
работой рук.
9.горский танец:
основные ходы, с поворотом, ход "Сирга" в чистом виде и с поворотом
ходы с добавлением растяжек, ковырялочек и выпадов.
10.девичий танец:
основной двойной и
тройной ход с работой рук
зиг
заги и стрелки с верчением и без него.
10.гаг да ган:
основные ходы лицом и сп
ной по кругу
выпады с боковым ходом, веревочки, стрелки
Экзерсис на середине зала
1. «ковырялочки»:
основная, пятка вперед, палец
носка к опорной ноге.
боковая, пятка вперед,
затем палец ноги отводится всторону.
основна
высокая с задержкой работающей ноги над коленом (в
медленном темпе).
ножницы.)
ковырялоска с
выбросом
ноги.
е)комбинации из основных движений ковырял
очек.
2.русские:
а) «Веревочка» с переборами по 5 позиции на месте и с поворотами.
б) «Двойная веревочка» с поочередными переступаниями на месте и в
повороте.
3. Подготовка к «поворотам»:
��26 &#x/MCI; 0 ;&#x/MCI; 0 ;а) полные повороты с руками, с заключением двойным поворотом в
колен
о(мальчики),с шагом вперед (девочки)
4. Подготовка к движению «растяжка»:
"растяжка" в чистом виде с руками во всех основных положениях с
добавлением поворотов
"растяжка" с переменой направления и добавлением поворотов.
5.Основные ковырялочки абха
зского танца.
а)основной ход на месте с поворотами
б)боковая с полуповоротом с проходящей фиксации ноги на верху и
добавлением
"гасьмы"
комбинации изученных движений)
6."шалахо":
а)основной ход, ход с выпадом, тройной ход с поднятием носка и
колена в
верх, боковой ход (шоссе) с поворотами и руками
б) основной ход, ход с выпадом, тройной ход с поднятием носка и
колена вверх, боковой ход (шоссе) с поворотами и руками, "гасьма" и
ударом ноги накрест, руки включаются в работу
7.ган да ган
веревочка,
боковые с выпадами и поворотами.
основные движения рук с поворотами характерные этому танцу.
7.Горский танец:
ковырялочки с поворотом и работой рук,
комбинации основных
изученных движений
8.Девичий танец:
стрелки, повороты с руками по 2 и 3 позиций
рук,
зиг
заги с работой
рук,головы, с поворотами.
комбинации с акцентом на плавную работу рук.
9.дагестанский танец:
агестанские боковые ковырялочки
с поворотами и руками
Проходки:
Основная проходка кругового танца с руками и ковырялочками,
завершаюшая в поворотах на месте по 2 позиции и законченными двойными
поворотами (мальчики в воздухе с поджатыми и выпалом в колено,
девочки
на месте с шагом вперед)
2. горский танец:
основной ход с добавлением бокового хода и
поворота, выпады
вперед
по 2 позиции с руками
ковырялочки с поворотом и работой рук,
комбинации основных
изученных движений
��27 &#x/MCI; 0 ;&#x/MCI; 0 ;- шаги с ковырялочками с рук
ами на четкость и ловкость ног
координацию
, добавление боковых движений, ковырялочек и выпадов в
колено
3.
вальсовый
шаг с поворотом, стрелками с поворотами, повороты в одну и
другую сторону
4.абхазский танец:
основные движения с доб
авлением ковырялочек и вращений,
гасьмы
5."шалахо":
основные ходы с добавлением шоссе,
"гасьмы" и верчения, шоссе с
поворотами.
6."кочари
основной ход с прыжком, боковые с переменой направления.
7.Девичий танец:
стрелки, повороты с руками по 2 и 3 позиций рук,
зиг
заги с работой
рук,
головы, с поворотами.
комбинации с акцентом на плавную работу рук.
9.дагестанский танец:
основной и
боковой ход с руками характерными этому танцу
дагестанские боковые ковырялочки и растяжки
шане:
1.основное:
мальчики влево, девочки
вправо
с завершением двумя короткими
верчениями в точку.
2.Подскоки, вращение за один шаг.
3. Маленькие «блинчики», поворо
т за один шаг
Рекомендуемые к изучению танцы:
Региональные танцы
абхазские
танцы
дагестанские
танцы
грузинские
танцы
армянские
танцы
По окончании пятого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
исполнять грамотно, выразительно и технично экзерсис
у станка и на
середине зала;
передавать национальный характер
осетинского, кабардинского
горского,
армянского, абхазского, грузинского, дагестанского
танцев;
��28 &#x/MCI; 0 ;&#x/MCI; 0 ;- ориентироваться в пространстве во время движения танцевальных
комбинаций и этюдных форм;
сполнять технически сложные движения народно
сценического танца:
вращение, дроби
для девочек; различные виды присядок, «хлопушек»
для
мальчиков;
правильно распределять силы во время исполнения танцевальных
композиций, воспитывать выносливость.
III
Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки
обуч
ающихся является результатом освоения
программы учебного предмета
«Народн
ый танец», который определяется
формированием
комплекса
знаний, умений и навыков, таких,
как:
знание рисунка наро
дно
сценического танца, особенностей
взаимодействия с партнерами на сцене;
знание балетной терминологии;
знание элементов и основных комбинаций народно
сценического
танца;
знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы,
танцевальных комбинаций;
знание средств создания образа в хореографии;
знание принципов взаимодействия музы
кальных и
хореографических выра
зительных средств;
умение исполнять на сцене различные виды народно
сценического
танца, произведения учебного хореографического репертуара;
ение исполнять народно
сценические танцы на разных
сценических площадках;
умение исполнять элементы и основные комбинации различных
видов народно
сценических танцев;
умение распределять сценическую пло
щадку, чувствовать
ансамбль, со
хранять рисунок при испо
лнении народно
сценического танца;
умение понимать и исполнять указания преподавателя;
умение запоминать и воспроизводить «текст» народно
сценических танцев;
навыки музыкально
пластического интонирования.
��29 &#x/MCI; 0 ;&#x/MCI; 0 ;А также:
знание исторических основ танцевальной
культуры, самобытности и
образности танцев нашей страны и народов мира;
знание канонов исполнения упражнений и танцевальных движений
народно
сценического танца в соответствии с учебной программой;
владение техникой исполнения программных движений, как в
кзерсисах, так и в танцевально
сценической практике;
использование и владение навыками коллективного исполнительского
творчества;
знание основных анатомо
физиологических особенностей человека;
применение знаний основ физической культуры и гигиены, правил
храны здоровья.
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы «Народно
сценический танец»
включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и
итоговую аттестацию
обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях:
контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и
т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов и экзаменов.
Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде
просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках
промежуточной аттестаци
и проводятся на завершающих полугодие учебных
занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся
определяются образ
овательным учреждением на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка
«отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
2. Критерии оценок
Для аттестации об
учающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить
��30 &#x/MCI; 0 ;&#x/MCI; 0 ;приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзаме
не
выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
методически правильное исполнение учебно
танцевальной комбинации, музыкально грамотное
и эмоционально
выразительное исполнение
пройденного
материала, владение
индивидуальной техникой вращений, трюков
4 («хорошо»)
возможное допущение незначительных ошибок в
сложных движениях, исполнение выразительное,
грамотное, музыкальное, техническое
3 («удовлетворительно»)
исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученные движения, слабая
техническая подготовка, малохудожественное
исполнение, невыразительное исполнение
экзерсиса у станка, на середине зала, невладение
трюковой и вращательной техникой
(«неу
довлетворительно»)
комплекс недостатков, являющийся следствием
плохой посещаемости аудиторных занятий и
нежеланием работать над собой
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.
Согласно ФГТ, данн
ая система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может
быть дополнена системой «+» и «
», что даст возможность более конк
ретно
отметить ответ учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования
в области хореографического искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается
��31 &#x/MCI; 0 ;&#x/MCI; 0 ;следующее:
оценка годовой работы ученика;
оценка на экзамене;
другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой
четверти и полугодий
учебного года.
Методическое обеспечение учебного процесса
Основные методы организации образовательного процесса
Музыкально
ритмическая деятельность
научить ритмично двигаться в соответствии с различным характером
музыки, динамикой
(громко, умеренно, тихо, громко, тише), регистрами
(высокий, средний, низкий);
переходить от умеренного к быстрому, от быстрого к медленному
темпу;
отмечать в движении метр, метрическую пульсацию, ритмический
рисунок в хлопках, притопах;
разбирать
ся, слышать музыку: на слух определять вступление, начало и
концовку музыкальных фраз, различать понятие: «в такт», «из
за такта»;
менять движения в соответствии с двух, трехчастной формой и
музыкальными фразами (музыкальные термины: ритм, метроритм, раз
такта, темп, динамические оттенки, строение музыкальной речи).
Классический танец
Классический танец является основой хореографической подготовки
обучающихся. Начиная с первых занятий, ребята обучаются правильной
постановке корпуса, рук, ног, головы
. Изучаются
первая, вторая, третья
позиция ног и четыре позиции рук.
Изучая движения, положение или позу, необходимо разложить их на
простейшие составные части, а затем, воссоздать образ движений.
Важно, чтобы педагог мог точно показать то или иное движение, а
обучающиеся повторить его, используя подражательный вид деятельности.
Народно
сценический танец
Народный танец не только знакомит с разнообразием
хореографического материала народов Кавка
за, но и имеет важное значение
для развития художественного творчества, танцевальной техники
обучающихся.
��32 &#x/MCI; 0 ;&#x/MCI; 0 ; Дети изучают простейшие элементы осетинского танца. Занятия по
народному танцу включают в себя сценические движения, исполняемые на
середине зала, в
танцевальных композициях.
Тренаж формируется из элементов народно
сценического танца:
основной ход «сирга»;
основной ход «Симда»
основной
ход «Хонга»;
«Ковырялочка» (простая, боковая, высокая, высокая с выбросом);
«Ковырялочка» с прыжком;
«Ножницы», «ножницы с прыжком»;
«Веревочка», «веревочка» с хлопками над головой;
«Выпады», выпады с хлопками.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении
материал
а. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к
сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика:
интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные,
уровень его подготовки.
При работе над программным материалом преподавате
ль должен
опираться на следующие основные принципы:
целенаправленность учебного процесса;
систематичность и регулярность занятий;
постепенность в развитии танцевальных возможностей учащихся;
строгая последовательность в процессе освоения танцевальной л
ексики
и технических приемов танца.
С каждым годом обучения усложняется и становится разнообразнее
танцевальная лексика различных народностей, изучаемая в соответствии с
программой, вводится ряд новых приемов в изучении техники вращений на
середине класса,
по диагонали и по кругу класса.
Урок по народно
сценическому танцу состоит из:
Экзерсис на середине класса и проходок
Работа над этюдами, построенными на материале русского танца и
танцев народов мира.
Преподавание народно
сценического танца заключается в его
поэтапном освоении, которое включает ознакомление с историей
возникновения и ходом развития техники народно
сценического танца,
практической работой у станка и на середине зала, работой над этюдами
освоении методики танцевальных движений.
��33 &#x/MCI; 0 ;&#x/MCI; 0 ;Терминология осетинских танцев, музыкальных
инструментов и костюмов
В процессе обучения дети знакомятся с названиями осетинских танцев,
их основными элементами и движениями.
«Зилга кафт», «Тымбыл кафт»
круговые танцы.
«Нагуай симд»
«Нартон симд»
симд нартов.
«Нарты кафт»
танец Нартов.
«Тымбыл симд»
круговой симд
«Устыты кафт»
танец женщин.
«Хаххон кафт»
горский танец.
«Цоппай»
древний осетинский обрядовый танец.
«Чепена»
танец веселья и
смеха.
«Чызджыты кафт»
девичий танец.
Арфа
дыууадæстæнон
фæндыр.
Барабан
гуымсæг.
Башлык
баслыхъ.
Бешмет
куырæт.
Гармонь
фæндыр.
Древ. осет. смычковый инструмент
хъисын
фæндыр.
Коса
дзыкку.
Косынка
сæрбæттæн, касинкæ.
Нагрудники
риуылд
арæн, риуæгънæджытæ.
Пастушья шапка
нымæт худ.
Платье
къаба.
Пояс кожаный
гæрзын рон, астæу рон.
Рубашка
хæдон.
Танец
кафт, симд.
Танцор
кафæг.
Трещетки
къæрцгæнæгтæ.
Флейта
уасæн, удавдз, уадындз
Хлопки
амдзæгъд.
Ход, совершающий все п
родвижения
сирга
Черкеска
цухъа.
Шаль
кæлмæрзæн.
Шапка
Шапка меховая
цæрмын худ.
Швея
хуйæг.
��34 &#x/MCI; 2 ;&#x/MCI; 2 ;- Шерсть
къуымбил, фист, фæсм.
Штаны
хæлаф, салбар.
Щипковый осет. муз. инструмент
дала
фæндыр.
Ювелир
зæрингуырд.
2. Система упражнений,
состоящая из элементов движений
классического танца
Позиции ног
1,2,3;
Постановка рук
подготовительная 1,2,3. позиции;
Battment
tendu
по 1,2 позициям, вперед, в сторону, назад.
Demi
plie
позиции) сгибание, приседание по 1,2 позициям;
Grand
plie
Прыжки по 1,2, 5 позициям;
Прыжки по 1 и по 5 позициям с поротом в воздухе.
Rond de gambe parterre (1
позиция
bras
3.Система упражнений, состоящая из элементов народно
сценического танца.
«Ковырялочка» (простая, боковая, в
ысокая, высокая с выбросом).
«Ковырялочка» с прыжком.
«Ножницы».
«Веревочка», «веревочка» с хлопками над головой;
«Выпады», выпады с хлопками.
Танцевальные элементы на основе народного танца.
осанка в осетинском танце;
позиции рук в танце;
верчение
отработка «точки» мене, отработка «тур», двойной тур;
основной ход «сирга» двух видов:
быстрый на полной стопе с переходом с пятки на носок;
медленный ход на высоких полупальцах.
основной ход танца «Симд»:
зигзаг;
боковой ход;
ход продвижением назад;
основной ход и элементы движений кабардинского танца «Кафа»:
позиции рук;
акценты основного хода;
основной ход танца «Хонга»:
��35 &#x/MCI; 2 ;&#x/MCI; 2 ;• «Стрелки»
3 вида;
повороты на месте, обход партнера;
боковой ход с руками;
основной ход армянского танца «Шалахо».
4.
Актерское мастерство.
Для развития актёрского мастерства обучающихся и подготовки их к
хореографическим постановкам предлагаются игровые этюды на различные
темы. Использование пластических этюдов с воображаемыми предметами.
Отображение в танце психофиз
ического состояния живых и неживых
предметов.
II.
Список рекомендуемой учебной литературы
Абаев В.И. «Религия. Фольклор. Литература» 1990 г.
Богданов Г. Русский народный танец. М., 1995
Бурнаев А. Мордовский танец. Саранск, 2002
Власенко Г. Танцы народов
Поволжья.
Самара: СГУ,1992
Гагиев С.Г. «Осетинские игры».
Гербек Г. Характерный танец: настоящее и будущее. // Советский
балет, 1990: № 1
Гиреев Д., Туганов Э. «Махарбек Туганов» 1977г.
Грикурова Л. «Осетинские танцы» 1961 г.
Дюмизель Ж.Д. «Осетинский э
пос и мифология» 2001г.
Заикин Н. Фольклорный танец и его сценическая обработка.
Орел,
Труд, 1999
Захаров М.«Искусство балетмейстера».
Зацепина К., Климов А. Народно
сценический танец.
М., 1976
Калоев Б.А. «Материальная культура и прикладное искусство
Осетии»
1973 г.
Климов А. Основы русского народного танца.
М.: Искусство, 1981
Королева Э. Хореографическое искусство Молдавии.
Кишинев, 1970
Кузнецов В.А. «Очерки истории алан» 1992 г.
Курбет В., Ошурко Л. Молдавский танец.
Кишинев,1967
Ласмаке М.
Латышские народные танцы. Рига, 1962
Мальми В. Народные танцы Карелии.
Петрозаводск, 1977
Моисеев И. Голос дружбы. // Советский балет, 1983: № 5
��36 &#x/MCI; 2 ;&#x/MCI; 2 ;21. Осетинские народные сказки, 1983г.
Пономарев Я. «Психология творчества и педагогика».
Стенюшина А.«Танцевальн
ый коллектив в клубе», Изд. «Советская
Россия», М.,1962 г.
Степанова Л. Танцы народов России.
М.: Советская Россия, 1969
Теория и практика педагогического эксперимента/Под ред. А.И.
Пискунова, Г.В. Воробьева М., Педагогика, 1979 г.
Ткаченко Т. Народные т
анцы.
М.: Искусство, 1974
Ткаченко Т. Народный танец.
М.: Искусство, 1967
Туганов М. «Осетинские народные танцы».
Уарзиаты В. «Праздничный мир осетин».
Уральская В. Поиски и решения.
М.: Искусство, 1974
Устинова Т. «Народный танец. Обряды и обычаи».
Хворост И. Белорусские народные танцы.
Минск, 1976
Чурко Ю. Белорусский народный танец.
Минск, 1970
Шавлохов М. «Владимир Хетагуров», 2002 г.

Приложенные файлы

  • pdf 15223064
    Размер файла: 281 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий