Б.В. Волынов родился в Иркутске, но детство и юность прошли в Прокопьевске. Борис Валентинович своей родиной назвал именно этот шахтерс-кий город…


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
б зуфю Удзф, пр дэ пз дкжкфз Озпя,
б зуфю wре, пр дэ пз срмнрпязфзую Опз,
б двъ нхщъкл Жтхе, пр дэ рфдртвщкдвзфзую рф Озпя.
С электронной версией газеты-приложения «Золотые купола» можно ознакомиться на сайте Кемеровской и Новокузнецкой епархии www.kneparhia.ru в разделе «Нресса».
wлава Осинников И.В. Оо
манов, в свою очередь, пере
дал в дар митрополиту Арис
тарху икону святого Алексан
дра Невского, выполненную
на доске из редких древесных
ечером 6 декабря, в ка
нун дня памяти святой
великомученицы yкатерины,
Высоко-преосвященнейший
митрополит Кемеровский
и Нрокопьевский Аристарх
совершил всенощное бдение
в Свято-yкатерининском до
мовом храме санатория «То
Кузбасскому пастырю со
служили клирики Нервого
Кемеровского и Междуречен
ского благочиний при молит
венном участии пациентов
и сотрудников санатория, а
также прихожан мысковских и
междуреченских храмов.
Храм в санатории «Топаз»
действует с 2004 года, он раз
местился в одном из простор
ных помещений на 4-м этаже
главного корпуса. Богослуже
ния в нем совершаются в вы
ходные и праздничные дни.
декабря, в день праз
днования иконы Бо
жией Матери «Знамение»,
главный храм Кузбасской
митрополии - Знаменский
кафедральный собор г. Ке
мерово отметил свой пре
Нраздничную божествен
ную литургию возглавили мит
рополит Кемеровский и Нроко
пьевский Аристарх и епископ
Мариинский и Юргинский Ин
нокентий в сослужении кузбас
ских клириков.
За богослужением митро
полит Аристарх удостоил ряд
клириков областной столицы
богослужебных наград:
- права ношения наперсно
го креста был удостоен иерей
Василий Вавринюк, настоятель
храма прп. Сергия Оадонежс
кого г. Кемерово;
- права ношения камилавки
– иерей Иоанн Навлюк, клирик
Кемеровской епархии.
Также Высокопреосвящен
нейший владыка благословил
ношение ораря архиерейскому
иподиакону wерману Вергунову
и совершил чин поставления
во чтецы, а затем рукоположил
во диакона иподиакона Алек
В честь праздника митропо
лит Аристарх по сложившейся
традиции передал в дар тезои
менитому Знаменскому собору
очередную святыню – ковче
жец с частицей мощей святого
мученика Трифона. Вместе с
ним владыка преподнес хра
му новоизготовленный ковчег
с частицей мощей апостола от
50 Тимофея, которая недавно
была передана Кузбасской
митрополии представителями
Католической церкви. Ковчег
с частицами мощей апостола
Тимофея Кузбасский архипас
тырь передал в дар Нреосвя
щенному епископу Иннокентию
для духовного укрепления ми
рян Мариинской епархии.
Секретарь Кемеровского
епархиального управления
протоиерей Вмитрий Мошкин
зачитал правительственную
телеграмму от лица губерна
тора Кемеровской области
А.w. Тулеева с поздравлением
духовенству и мирянам по слу
чаю престольного праздника
Знаменского собора, которое
было тепло воспринято при
хожанами.
декабря в Кемеров
ском епархиальном
управлении состоялся оче
редной Архиерейский Совет
Кузбасской митрополии.
Заседание прошло под
председательством митропо
лита Кемеровского и Нроко
пьевского Аристарха, главы
Кузбасской митрополии при
участии епископа Мариинско
го и Юргинского Иннокентия и
секретаря Совета протоиерея
Совещание было посвя
щено обсуждению вопросов,
связанных с открытием в Куз
басской митрополии центров
по подготовке специалистов
в области катехизической,
миссионерской, молодежной
и социальной деятельности.
Обучение решено организо
вать на базе Кузбасской Нра
вославной Вуховной семина
рии и Нравославной гимназии
имени святых равноапостоль
ных Кирилла и Мефодия г.
Кемерово.
Нреосвященному еписко
пу Иннокентию предложено
направлять приходских и бла
гочиннических сотрудников
Мариинской епархии в выше
декабря в Кемеров
ском епархиальном
управлении состоялось еже
годное собрание духовенс
тва Кемеровской и Новокуз
нецкой епархий под предсе
дательством Высоко-преос
вященнейшего Аристарха,
митрополита Кемеровского
В заседании приняли учас
тие настоятели и клирики хра
мов, руководители епархиаль
ных отделов, настоятели и на
сельники монастырей.
В начале собрания слово
было предоставлено руково
дителю комитета по взаимо
действию с религиозными ор
ганизациями Администрации
Кемеровской области y.Н.
Стась. Нредставитель регио
нальной власти ознакомила
священнослужителей с рели
гиозной ситуацией в регионе,
выразила им благодарность от
лица губернатора А.w. Тулеева
за искреннее служение Богу и
людям, огромную социальную
работу, которую они проводят
в своих приходах, пожелала
здоровья, мира и благоде
нствия.
Высокопреосвященней
ший митрополит Аристарх в
своем докладе огласил пас
тырям Натриаршие резолю
ции, положенные на итоговых
отчетах епархий митрополии
за 2012 год, и план основных
мероприятий на грядущее Но
волетие.
Нравящий архипастырь
изложил программу исполне
ния решений Архиерейского
собора 2011 года, согласно
которым в епархиях Оусской
Нравославной Церкви, в том
числе Кузбасской митрополии,
должны создаваться новые
приходы, строиться храмы,
увеличиваться численность
священнослужителей.
В завершение выступления
митрополит Аристарх поздра
вил духовенство с грядущим
Новолетием Милости Божией
и приближающимся Оождест
вом Христовым, выразил упо
вание, что и в наступающем
году wосподь благословит
Святую Церковь единением и
миром, дарует Свою помощь
священнослужителям, совер
шающим пастырские труды
во славу Божию, на благо
Церкви Христовой и для ду
ховной пользы православных
На собрании с докладами
выступили также секретарь Ке
меровского епархиального уп
равления протоиерей Вмитрий
Мошкин, помощники епархи
ального архиерея по вопросам
церковного служения протоие
рей Сергий Кожевников и эко
номическим вопросам иерей
Михаил Смирнов, которые ог
ласили статистические данные
по митрополии, подвели итоги
деятельности епархиальных
отделов в уходящем году.
декабря Высокопре
освященнейший вла
дыка Аристарх совершил
божественную литургию в
Знаменском кафедральном
соборе г. Кемерово.
Но завершении литургии
Кузбасский архипастырь воз
главил служение молебна об
избавлении Кузбасса от угро
зы землетрясений, авиакатас
троф и техногенных аварий, о
даровании благополучия его
жителям, сохранении мира,
стабильности и согласия в жиз
ни общества.
декабря, в день памя
ти святой великому
ченицы Варвары – небесной
покровительницы тружени
ков горнодобывающей от
расли, митрополит Кеме
ровский и Нрокопьевский
Аристарх совершил молебен
в Знаменском кафедральном
соборе г. Кемерово.
Высокопреосвященнейше
му архипастырю сослужили
клирики Знаменского кафед
рального собора при молит
венном участии прихожан,
преподавателей и студентов
горного института Кузбасского
государственного техническо
декабря Кузбасский
архипастырь в со
служении кемеровского ду
ховенства совершил божес
твенную литургию в тезоиме
нитом Никольском соборе г.
Кемерово.
В своем обращении к моля
щимся владыка отметил роль
и значение исповеднического
подвига великого Мирликий
ского святителя, ставшего
одним из почитаемых святых
Исторически так сложи
лось, что в Ооссии всем ус
пехам в светской культуре
предшествуют достижения
религиозного сознания. yсли
бы не было икон Андрея Оуб
лева, Вионисия и многих дру
гих безымянных изографов,
не родились бы потрясающие
открытия русских портретис
тов 18-го века, а в 19-м веке
не появились бы шедевры ис
торической живописи. И даже
в 20-м веке не возникла бы
почва для творчества знамени
тых авангардистов. Учитывая
это, надо и современные яв
ления художественной жизни
рассматривать и оценивать с
точки зрения преемственности
творческих достижений.
На многих выставках пос
ледних двух десятилетий мы
чаще всего встречаемся не
с открытиями, а с более или
менее креативной интерпре
тацией того, что предшеству
ет в искусстве. И тут дерзкое
искажение формы, скандаль
ность извращенных смыслов
часто подменяют по-настоя
щему творческий диалог ху
дожников из разных эпох. Тем
интересней те явления в живо
писи, декоративном творчес
тве, графике, которые имеют
глубинную связь с искусством
В пространстве «Музея ис
тории Нравославия на земле
Кузнецкой», существующего
при Кемеровской епархии,
состоялась выставка под на
званием «Мир Божий глаза
ми кемеровских художников».
Все участники - профессио
нальные мастера разных по
колений, осознающие свою
причастность к национальной
художественной традиции. Нри
этом каждый из них обладает
немалым творческим диапазо
ном, работает в нескольких ви
дах искусства. В их творчестве
присутствует созидательное
начало, несмотря на все иску
шения «эстетикой безобразно
го», заразившей современное
искусство.
Творчество Татьяны Абра
мовой представлено в разных
композициях на темы, осо
бенно любимые этим масте
ром: в холстах с библейским
содержанием, в пейзажном
мотиве, натюрморте с цве
тами. Творческое мышление
художницы по-настоящему
импрессионистично: она увле
ченно погружается в текущее
мгновение жизни и отдает ему
свое воодушевление. Это при
вносит в ее живопись особую
динамику и свежесть цвета,
намеренную незавершенность
в подробностях. Как прави
ло, объект изображения она
рассматривает очень близко,
принципиально дистанцируясь
только от библейских образов.
Уже давно, лет двадцать назад,
Т.Абрамова стала обращаться
к yвангельским персонажам,
сюжетам. Сначала художницу
больше интересовал тот бога
тейший арсенал выразитель
ных средств, который достался
20-му веку от мастеров средне
вековья. Но очень быстро она
погрузилась и в содержатель
ную сторону образов на биб
лейскую тему, откликнулась
на нее духовно. Тогда и появи
лись новые задачи в творчес
тве художницы, стремление
в бесконечно возвышенных
образах из Священного Ниса
ния увидеть еще и их порази
тельную, согревающую чело
вечность. Но как объединить
вечное и мгновенное, выразить
это, сохраняя интонацию очень
личного переживания yван
гельского события? Мастер
задается таким вопросом и на
ходит для себя ответ в подчер
кнутой простоте композиции,
деликатной недосказанности
На большом холсте под на
званием «Бегство» Т.Абрамова
изображает yвангельский сю
жет о бегстве в yгипет св.
Иосифа и Богородицы с Мла
денцем Христом. Каждый, кто
читал yвангелие или рассмат
ривал икону «Оождество Хрис
тово», конечно, знаком с этим
событием. Вроде бы заурядная
сцена – семейство путников не
спешно движется по пустыне.
Чтобы показать и мистическую
сторону этого сюжета не в ико
не, а в светской картине, ху
дожница все формы облекает
в свет. Ноэтому на полотне все
фигуры реальны и в то же вре
мя бесплотны, как бы сотканы
из лучистых красок. Они при
надлежат Вечности, а там есть
только Божественный Свет.
Этот же принцип светоноснос
ти применяется и в диптихе
«Жены-мироносицы». Очень
хорошо зная восточных людей,
их быт, художница много на
писала портретов южных жен
щин. Это и помогло ей очень
убедительно, но не приземлен
но показать особую сосредо
точенность, с которой Жены-
мироносицы приближаются к
главному yвангельскому со
бытию и становятся первыми
В творчестве других участ
ников этой выставки уже ина
че проявляется эстетическая
преемственность с традиция
ми более ранних эпох. Они не
обращаются к тексту Священ
ного Нисания, а предстают как
преемники, толкователи пред
шествующих культурно-худо
жественных достижений.
Оаботы Андрея Врозда
свою причастность к христи
анской тематике утверждают
через образы, «сошедшие» с
рельефов знаменитых соборов
во Владимире и его окрест
ностях. Во сих пор эти резные
по камню изображения из 12-
го века удивляют смелостью
пластического обобщения и
неуемным, торжественным ди
намизмом. Однако не только
этим владимирские рельефы
привлекают к себе художников.
За восемьсот с лишним лет ис
тории этих церквей потерялось
объяснение символического
смысла их убранства. Накопив
шиеся вопросы пытаются раз
решить не только ученые, но и
художники, поскольку все над
рациональное более доступно
людям искусства. А.Врозд как
живописец внимательно изуча
ет, оценивает древнюю форму
не только ради ее внешних до
стоинств. yго тоже интересует
содержание рельефов. Свое
понимание этого он претворил,
выделив отдельных персона
жей из общей композиции ре
льефов. «Император», подоб
но другим образам, несется на
своем коне в Царствие Небес
ное. yго светлый силуэт упо
доблен цвету старого извес
тняка, из которого вырезаны
рельефы. А фон преобразован
в цветные камни, как бы ожив
шие под взглядом мастера. Так
воплотился образ несокруши
мой, побеждающей власти. И
тут уже совсем не важен прото
тип – Александр Македонский,
которого усердно прославляли
древние изографы. Историчес
кий аспект замещается чис
тым, вневременным значением
категории власти.
Во втором полотне под на
званием «wрифон» А.Врозд
использует более тревожную
цветовую гамму, с преобла
данием темно-красного цвета.
Изображен фантастический
образ полуптицы-полульва,
который и для средневековья
был уже очень древним. yго
символические смыслы, ко
нечно, менялись в веках, но
всегда сохраняется их внутрен
няя двойственность: доброе и
злое, высокое и низкое. В хрис
тианстве грифоны несут охра
нительное значение, они воп
лощают силу, объединяющую
Небо и Землю. В этом живо
писном решении грифон тоже
побеждает, низвергнув, будто
застывшую, парализованную,
фигурку врага. Сверхфизичес
кая мощь, осознаваемая как
свойство абсолютного добра,
и здесь становится образом,
Осуществляя связь вре
мен, оба художника обрати
лись к великим сюжетам и
персонажам Вревности, через
искусство показав неизменные
искусствовед, член Союза
художников Ооссии.
завершаем рубрику
о семьях кузбасских
для Кемеровской
епархии года мы смогли
о кузбасских клириках
Когда беседовал с отцом
Владимиром Крицаком, свя
щенником Свято-Успенского
женского монастыря села yлы
каево Кемеровского района, то
зачастую забывал прервать его
рассуждения. Настолько ярко и
интересно он говорил о детстве,
своих генеалогическом древе и
семье, богословских изыска
ниях. В результате интервью
вместо 30 минут продолжалось
полтора часа, а расставаться
все-таки не хотелось…
Оодился отец Владимир на
Украине, в деревне Соболевка
близ города Котовска, крещен
был в раннем детстве. yго де
душка Вимитрий и бабушка
даже во времена оголтелого
атеизма посещали храм, со
храняли веру. Хотя дедушка
умер за два года до рождения
Володи, священник вспоминает
о нем как о живом, с глубочай
шим уважением.
Символично, что крестил
мальчика митрофорный про
тоиерей Александр Мельник,
который учился на одном курсе
Московской академии с прото
иереем Александром Менем,
убитым в 1990 году.
В те годы отец Александр
Мельник был благочинным в
Одесской епархии, вел поис
тине подвижническую жизнь:
помогал семьям умерших свя
щенников, предоставлял жилье
приезжающим в его приход.
Вля молодого Владимира он с
юности стал эталоном истинно
го пастыря, он и поныне стре
yще обучаясь в средней
школе m 9 г. Котовска, Вла
димир начал вникать в суть
Нравославия, а за препода
вание точных наук, особенно
математики, он благодарен
учительнице Анне Нознанской.
Однако книги стал усиленно чи
тать только с седьмого класса,
в основном церковную литера
туру. Одно время его настоль
ной книгой был «Закон Божий»
протоиерея Серафима Слобод
ского, который он «проглотил»
за три дня. Ноэтому выбор для
Владимира был ясен: поступать
в духовную семинарию.
Но в Одесскую Вуховную
семинарию не проходил по воз
расту (ему исполнилось всего
16). Ноэтому начал учиться в
Николаевском Вуховном учи
лище. А обучение с 1999 года в
Одесской Вуховной семинарии
(до 1851 года – Херсонская), ко
торая была открыта 1 октября
1838 года, закрыта в 1920 году,
а «возродилась» в 1945 году,
во многом способствовало его
духовному становлению. Но
везло Владимиру Крицаку и с
талантливыми преподавателя
ми. Например, догматику пре
подавал протоиерей Вимитрий
Нредеин, энциклопедически
образованный, затрагивающий
на лекциях злободневные темы.
С его занятий семинаристы не
хотели уходить.
У семинариста Владимира
появилось два главных увле
чения. Нервое связано с цер
ковным пением – он освоил
знаменное (крюковое) пение,
основной вид древнерусского
церковного пения, известного с
VI века. Одно время даже был
в хоре канонархом (возглашаю
щим перед пением глас и строч
ки из молитвословия, которые
вслед за возглашением поёт
хор. -
Нрим. ред.
), вел кружок,
а во время обучения в Киевской
Вуховной Академии пел в ста
ринном Ильинском храме.
Второе увлечение – изуче
ние языка «Второго Оима» -
греческого. Нричем изучал он
его в Тонде греческого языка
в Одессе, в историческом зда
нии, где в начале 1820-х годов
собиралось общество «Этерия»
Александра Ипсиланти, подняв
шего восстание и освободив
шего wрецию от гнета Османс
кой империи.
Нерспективы у учащегося
второго курса Киевской Вухов
ной Академии были прекрас
ные. Именно тогда на свадьбе
в селе Сапунов Тернопольской
области, недалеко от Свято-
Ночаевской лавры, Владимир
и познакомился с будущей ма
тушкой Инной. Молодые люди
около года встречались (се
минарист ездил к избраннице
каждые каникулы за 500 кило
метров). А в 2005 году сыграли
свадьбу: в начале сентября рас
писались в ЗАwСе в Одессе, а
18 сентября обвенчались в Тер
нополе. Сейчас в православной
семье трое детей: старшему,
Илларию, - семь лет, он пошел
в школу, как и отец, увлекается
математикой. Среднему, Вмит
рию, скоро исполнится четыре,
а дочери Эмилии – три годика.
Матушка Инна окончила ре
гентское училище, но все время
посвящает воспитанию ребяти
шек, организовала детский сад
на дому. Воспитывают детей в
духе Нравославия: они не долж
ны долго находиться в ссоре
с кем-либо, жить со злобой в
сердце. Ва еще отец Владимир
доступным языком рассказыва
ет им о Боге, Иисусе Христе и
wолгофе, объясняет такие поня
тия, как «душа» и «смерть»... А
матушка каждое воскресенье
Однако вернемся в 2005-й
год, когда молодая пара пе
реехала в Кузбасс. Этому по
содействовал дядя супруги
Владимира, протоиерей Иоанн
Нетручок, благочинный Меж
дуреченского округа. Он спро
сил у архиепископа Софрония,
есть ли вакансии для учащегося
Киевской Вуховной Академии,
и владыка ответил положи
тельно: пусть приезжает. Уже
25 ноября Владимир Крицак
был рукоположен в диаконы в
церкви Серафима Саровского
города Нолысаево епископом
Нрокопьевским Амвросием, ви
карием Кемеровской епархии,
а 11 декабря в Знаменском ка
федральном соборе – в иереи.
Вскоре началось его служение
в храме иконы Божией Матери
«Утоли моя печали» областно
го центра. Служил он вместе
с настоятелем храма протои
ереем Любомиром Крохтяком,
протоиереем yвгением Сидо
риным, которым благодарен за
поддержку.
Спустя шесть лет был пе
реведен в Свято-Успенский
монастырь, окормляет детский
приют «Нокров». Конечно, этим
миссионерская и пастырская
деятельность отца Владимира
не ограничивается, хотя путь до
монастыря неблизкий (за пол
тора года «намотал» на машине
около 50 тысяч километров).
yще митрополит Аристарх
назначил его настоятелем стро
ящегося храма в честь святых
Жен-Мироносиц на 150 прихо
жан, который будет возведен
недалеко от областного хоспи
са в Кировском районе, а за
кладной камень под храм уже
освятил Святейший Натриарх
Кирилл в августе этого года.
Около года назад владыка
благословил отца Владими
ра руководить деятельностью
Издательского отдела Кеме
ровской епархии. За это время
сотрудники отдела подготовили
к изданию немало интересней
ших книг. В частности, спра
вочник «Святыни Кузбасса», в
издании которого участвовали
13 авторов. Сейчас готовится к
публикации Кузбасский право
славный календарь, в котором
можно будет найти фотогра
фии более 200 настоятелей и
священнослужителей храмов
трех епархий Кузбасской мит
рополии.
Остается только удивлять
ся, как у батюшки на все хва
тает времени. Оказывается,
секрет раскрывается просто:
нужно ценить свое и чужое вре
мя, никогда не откладывать на
завтра то, что нужно сделать
сегодня, понимать людей с
первого слова. Хотя, как спра
ведливо заметил Святейший
Натриарх Кирилл: «yсли бы все
священники работали с утра до
ночи, без выходных, то и тогда
не успели бы сделать то, что
должны».
Отец Владимир верит в пер
спективы развития Кузбасской
митрополии: именно в Кузбас
се родились его дети, которые,
возможно, пойдут по его духов
ным стопам, здесь он начинает
А еще мечтает о том време
ни, когда служение священника
станет призванием для тысяч
людей. Но для этого необхо
димо, чтобы дух Нравославия
вошел в плоть и кровь нашего
народа. Тогда в Ооссии, по мне
нию отца Владимира, канут в
Лету тюрьмы, детские дома и
приюты, богадельни для ста
риков…
Выставка «Божий мир
глазами кемеровских
художников»
В спортивном комплексе «Металлург» г. wурьевска про
шел турнир по мини-футболу среди команд предприятий
и учреждений области на призы wурьевского городского
поселения. В борьбе за первое место сошлись 6 коллекти
вов, в том числе дружина священнослужителей Кузбасской
митрополии «Ортодокс», выступившая по особому пригла
В пяти проведенных играх священникам удалось одержать
две победы: под натиском атак игроков в черной форме не ус
тояли сначала команда wурьевского металлургического завода
(5:2), а затем и футболисты местной администрации (5:4). В
итоге команда «Ортодокс» по сумме очков заняла 4-е место в
турнирной таблице.
В благодарность за участие в турнире все команды были удос
тоены памятных призов – футбольных мячей. Специальный приз
«За волю к победе» достался дружине священнослужителей.
yго пастырям вручил глава wурьевского муниципального района
С.А. Малышев. А игрок «Ортодокса» иерей Андрей Нетручок был
признан лучшим нападающим турнира.
Команда православных клириков, со своей стороны, пода
рила каждому участнику соревнований брошюру «Азы Нраво
славия» и церковный календарь на 2014 год, а победителям в
номинациях «Лучший бомбардир», «Лучший игрок» и «Лучший
31 декабря в 18.00
Кузбасский архипастырь
совершит Новогодний
молебен в Знаменском
кафедральном соборе
г. Кемерово.
Нриглашаем кеме
ровчан и гостей города
на соборную молитву о
благополучии грядуще
го Новолетия и милости
Божией ко всем жите
лям богохранимого Куз
Новогодние молебны
также будут совершать
ся во всех городах Кеме
Кузбасская «одиссея»
отца Владимира и матушки Инны
В последние двадцать лет русское искусство,
на несколько потоков, но главных русел два –
согласие между ними. Как оно осуществляется?
Через сходство в понимании художников-мирян
и иконописцев библейской тематики, внутреннее
взглядов на мир.
Консультант рубрики –
старший научный сотрудник
Кемеровского областного краеведческого музея
Вокументы
30 марта в Кемерове открыт Вом актера (с 2011 года
– государственное автономное учреждение культуры Ке
меровской области «Вом актера»), задуманный как клуб
творческой интеллигенции, где можно отдохнуть, пооб
щаться, познакомиться с новыми работами художников,
В марте в Новосибирске поступила в продажу покорившая
мир игра-головоломка «Кубик Оубика», изготовленная на Но
восибирском заводе пластмасс.
В мае жителю Новосибирска Якову Тихоновичу Нови
ченко (1914-1994 гг.)
казом Центрального Народного Ко
митета КНВО присвоено звание wероя Труда Корейской
Народно-Вемократической Оеспублики; 1 марта 1949 года
он, младший лейтенант Советской Армии, во время мас
совой демонстрации в Нхеньяне предотвратил покушение
на северокорейского лидера Ким Ир Сена – перехватил
брошенную в сторону президиума гранату и, накрыв ее
своим телом, принял взрыв на себя, чем уберег от гибели
18 июля Указом Нрезидиума Верховного Совета ОСТСО за
заслуги в области советской культуры и многолетнюю плодо
творную деятельность почетное звание «Заслуженный работ
ник культуры» первой среди музейных работников Кузбасса
присвоено Оде Николаевне Баронской, старшему научному
сотруднику Кемеровского областного краеведческого музея.
В июле в Кемеровском медицинском институте дип
ломы провизоров получили первые 84 выпускника нового
фармацевтического факультета.
15 августа в Новокузнецке большим концертом професси
ональных артистов и самодеятельных коллективов открылся
пятый традиционный фестиваль искусств «Зори Кузбасса»;
встречи с творческими коллективами прошли во всех городах
и райцентрах области.
В августе в Кузедееве, старинном селе юга Кузбасса,
открылся новый Вом культуры.
В сентябре две доселе безымянные вершины Кузнецкого
Алатау обрели названия – пик wайдара и пик газеты «Кузбасс»,
об этом свидетельствуют памятные доски, установленные
спортивно-туристической экспедицией с участием контр-адми
рала Тимура Аркадьевича wайдара; инициатором мероприятия
выступил Михаил Цевалье.
24 октября в Нрокопьевске торжественно открыт брон
зовый бюст земляка – дважды wероя Советского Союза,
летчика-космонавта СССО, почетного гражданина горо
да Б.В. Волынова; в эти дни на родине побывал и сам
29 октября в Кемерове, в Комсомольском парке, открыт
монумент Комсомольской славы (скульптор А.Волков, архи
тектор В.Нолтавцев).
…24 августа 1956 года за
вершил свой второй полет в
космос wерой Советского Со
юза летчик-космонавт СССО
Волынов Борис Валентинович
и Указом Нрезидиума Верхов
ного Совета СССО от 1 сен
тября 1956 года за успешное
осуществление длительного
полета на орбитальной научной
станции «Салют-5» и транспор
тном корабле «Союз-21» и про
явленные при этом мужество и
героизм был награжден орде
ном Ленина и второй медалью
«Золотая Звезда». Согласно
положению о звании «wерой
Советского Союза» дважды
награжденному сооружали
бюст на родине. И тут возник
вопрос – где его устанавли
вать? Б.В. Волынов родился в
Иркутске, но детство и юность
прошли в Нрокопьевске. Борис
Валентинович своей родиной
назвал именно этот шахтерс
Мечтая о небе, Борис Во
лынов окончил авиационную
школу, а затем, в 1956 году,
- Сталинградское (ныне - Вол
гоградское) военное авиацион
ное училище летчиков. Носле
служил в авиационных частях
Московского округа противоз
душной обороны (летчик, стар
ший летчик), летал на самолете
Миw-15. В 1960 году зачислен в
отряд советских космонавтов.
Нрошел полный курс подго
товки к полетам кораблей типа
«Восток». Был дублером при
полетах космических кораб
лей «Восток-3», «Восток-4»,
«Восток-5». wотовился к поле
там на космических кораблях
«Восход». Носле закрытия про
граммы «Восход» был переве
ден на подготовку к полетам по
советской лунной программе.
В 1968 году окончил Военно-
воздушную инженерную ака
демию имени Н. y. Жуковского.
15 января 1969 года совершил
свой первый полет в космос в
качестве командира космичес
кого корабля «Союз-5». Во вре
мя полета была осуществлена
первая в мире стыковка двух
пилотируемых космических ко
раблей «Союз-4» и «Союз-5», а
два члена экипажа «Союза-5»
(А.С. yлисеев и y.В. Хрунов) пе
решли через открытый космос
в космический корабль «Со
юз-4». Нолет продолжался 3
суток 54 минуты 15 секунд.
С 6 июля по 24 августа 1956
года совершил второй полет в
космос в качестве командира
космического корабля «Союз-
21». Оаботал на борту орби
тальной станции «Салют-5».
Нолет продолжался 49 суток 6
часов 23 минуты 32 секунды.
За два рейса в космос налетал
52 суток 5 часов 15 минут 45
секунд.
Носле несколько лет яв
лялся руководителем отряда
космонавтов Центра подготов
ки космонавтов имени Ю.А.
wагарина. В 1980 году защитил
кандидатскую диссертацию
и получил степень кандидата
технических наук. Носле ухода
в 1990 году из отряда космонав
тов являлся вице-президентом
Ооссийской ассоциации между
народного сотрудничества.
НА СНИМКy: бюст дваж
ды wероя Советского Сою
за Бориса Валентиновича
Волынова в Нрокопьевске
(скульптор И.Оукавишников,
архитектор В.Васнецов).
wрибоедов не оставил
«Нутешествии в
Не будет преувеличени
ем сказать, что выполнение
этого завета великого поэта
и гражданина стало главным
в деятельности Оды Никола
евны Баронской – первого
заслуженного работника куль
туры ОСТСО среди музейных
сотрудников.
Как признается она сама,
на работу в музей пришла не
ожиданно для себя – подруга
сказала, что там требуется
сотрудник в отдел природы, и
ты, выпускница естественно-
географического факультета
Сталинского пединститута,
вполне подойдешь. Не просто
подошла – семь лет успешно
проработала в Новокузнецком
краеведческом музее. Стро
ила экспозиционные выстав
ки, вела сбор геологических
и биологических коллекций,
начала заниматься изучением
персоналий крупных геоло
гов-исследователей Кузбасса.
Нервой такой персоной стал
Василий Иванович Яворский
(1855-1954 гг.), исследователь
основных угольных месторож
дений Кузбасса.
Отлично понимая, что не
достаточно просто записать
биографические данные че
ловека, дополненные списком
научных работ, Ода Николаев
на настояла на командировке
в Ленинград, чтобы встретить
ся с ученым. Василий Ивано
вич тепло вспоминал о своей
работе в Кузбассе, которому
было отдано им едва ли не
полвека жизни, свое детище
– шахту «Коксовая», в расчете
запасов угля и в закладке ко
торой принимал личное учас
тие. Оабочая встреча с кори
феем геологической науки по
ложила начало дружбе с ним
и его семьей, когда Яворского
не стало. А впоследствии фон
ды Кемеровского областного
музея пополнились книгами
из личной научно-технической
библиотеки ученого, другими
экспонатами, то есть теми
«следами», благодаря кото
рым укрепляется историчес
кая память о личности.
В 1966 году произошло два
знаковых события в жизни Оды
Николаевны. Возвращаясь
из командировки, в самоле
те познакомилась с Исааком
Владимировичем Баронским, в
ту пору первым заместителем
начальника wлавкузбасстроя,
курирующим шахтное стро
ительство. Вскоре он сделал
ей предложение руки и серд
ца. Замужество предполагало
переезд в Кемерово, и Ода
Николаевна стала сотрудни
ком Кемеровского областно
го краеведческого музея, где
проработала 25 лет до ухода
Вспоминая эти годы, Ода
Николаевна подсчитала, что
ею было проведено 23 экспе
диции по крупнейшим место
рождениям полезных ископае
мых, две из них – совместно с
писателем-краеведом Иваном
Алексеевичем Балибаловым.
Итогом этой работы стали
новые экспонаты – образцы
железной, марганцевой руды,
других ископаемых, украсив
шие геологическую коллекцию
музея, дающие посетителям
наглядное представление о
богатствах недр земли Куз
нецкой.
Не оставляла Ода Никола
евна и сбор материалов о лю
дях. И опять рабочие встречи
оборачивались многолетней
дружбой с учеными, партий
ными деятелями, их семьями.
Хранящийся в музее фонд по
академику М.А. Усову (1883-
1939 гг.), материалы о де
ятельности Семена Борисо
вича Задионченко (1898-1952
гг.), первого секретаря обко
ма КНСС только что образо
ванной Кемеровской облас
ти, стали значимым вкладом
старшего научного сотрудника
О.Н. Баронской в музейную
«копилку».
yе инициативой стал по
иск по истории собственного
музея, в которую включились
многие сотрудники. Оабота в
архивах, запись воспоминаний
бывших работников, встречи
с родными ушедших из жизни
коллег… Сегодня точно извес
тна утерянная было дата от
крытия музея – 6 октября 1929
года, имена директоров, места
эвакуации музея в разные зда
ния города во время Великой
Отечественной…
Мы перечислили малую
толику из сделанного Одой
Николаевной на музейном
поприще. Ноисковую работу
она не оставляет и сегодня
– ведет сбор материалов, го
товит публикации по истории
края. Но ее словам, поиск в
крови музейных работников.
Нока они живут, поиск про
должается…
Тамара МАЛЫЦКИНА.
НА СНИМКy: заслужен
ный работник культуры
ОСТСО Ода Николаевна Ба
Тото Кирилла Кухмаря.
Около 1600 г. подвизавший
ся на нфоне русский монах
Иоанн ришенский (родом из
Судовой ришни, местечка,
расположенного между Льво
вом и Перемышлем) составил
«Книжку», в которую в виде
целых глав вошли его произве
дения 1590-х годов. Начинается
«Книжка» пространным загла
вием: «КНИЖКн ИОнННн
МНИХн рИШхНСКОсО ОТ
СрЯТЫЯ нФОНСКИЯ сОРЫ р
НнПОМИНнНИх рСѢХ ПРн
рОСЛнрНЫХ ХРИСТИнН,
пРнТСТрнМ И рСѢМ пЛнсО
ЧхСТИрЫМ, р МнЛОя РОС
СИИ р КОРОНѢ ПОЛСКОя
ЖИТхЛСТрУЮЩИМ...» (Иван
ришенский. Сочинения. М.-Л.
1955. Тексты; с. 7). слава 2 откры
вается авторским обращением:
«пЛнсОЧхСТИрОМУ сОСУ
фнРУ рнСИЛИЮ КНЯЖнТИ
ОСТРОьСКОМУ И ПРнрО
СЛнрНЫМ ХРИСТИнНОМ
МнЛОх РОССИИ ...» (там же; с.
16), (кн. р.Острожский на памят
нике «Тысячелетие России» в
.).
На первой же странице на
писанной И.ришенским между
1606 и 1610 гг. «ьачапки мудрого
латынника з глупым русином»
читаем: «р прилучивших же ся
росийского краю обывателей
стретения от нашей вѣры пра
вославных… . …в Мало глаго
лемой Росии ...» (там же; с. 170).
фалее Иоанн обращается к чи
тателям: «пЛнсОЧхСТИрЫМ
И ПРнрОСЛнрНЫМ ХРИС
ТИЯНОМ МнЛОх РОСИИ,
пРнТЬСТрУ ЛрОрСКОМУ И
рИЛхНСКОМУ...» (с. 171). фа
лее Иоанн обращается к извес
тному униатскому полемисту
Петру Скарге: «Пойди, Скарго,
в реликую Россию и прочитай
истории житии оных святых му
жей, чюдотворцов великих …»
р 1606 г. в созданной им ти
пографии в Срятине еп.седеон
палабан печатно издал «Треб
ник». р его предисловии еп.
седеон рассказывает, как патр.
Константинопольский Мелетий
помог ему в ответ на просьбу
предоставить верные тексты
«Требника» и «Служебника»
для печати на славянском язы
ке: «...не презрѣвъ моленїа мое
го, но посла ми слоужебникъ, и
сїю книгоу Требникъ добрѣ ис
правленыи по древнихъ С(вя)-
тыя горы требникωхъ. хгоже
и роукою своею подписавъ съ
бл(аго)с(ло)венїемъ пастырским
повелѣвая въ общоую ползоу
великоименному росїйскому
роду изобразити.» (РИп. Т.19.
Птб. 1903. Примѣчанiя. с.18).
р предисловии изданного в
том же 1606 г. в Крылосе «хван
гелия учительного» с.палабан
сообщает: «... и о сей книsѣ
попеченїе имѣхъ ... въ общую
ползу великоименитому росїй
скому роду з друкарьнѣ свое
крилоское властнымъ кошто
мъ и накладомъ своимъ издати
р 1610 в. Милетий Смотриц
кий опубликовал на польском
языке «Фринос...», в нём при
сутствует фраза «в границах Рос
сийской земли княжеств и пове
тов»: «…w granicach 3»sieyskiey
Жiemie ksiesАw y p»wiaА»w ...»
(цит. по: срушевський М.С. Іс
торія України-Руси. Т. 6. Київ-
Львів, 1907. Розділ 5(; сноска 23;
онлайн: hААp://iЖb»rnyk.»rg.Бa/
hrБshrБs/iБr60607.hАm).
р изданном в 1597-99 гг. сочи
нении псевдонима за подписью
Христофора Филалета «нпок
рисисъ» приводится письмо ко
роля Стефана патория от 8 сен
тября 1596 г.: «… приѣздилъ до
насъ сездѣ велебный Онисифоръ
февечка, митрополитъ Кiевскiй,
салицкiй и всея Русiи …» (РИп.
Т.7. Птб. 1882; ст.1110). фалее
автор приводит письмо нлек
сандрийского патриарха Меле
тия князю р.Острожскому: «…
рсеславному и великолѣпному,
благочестивому же и право
славному государю и владыцѣ
Острозскому, воеводѣ Кiевско
му, всесвѣтлому княжати ра
силiю, и инымъ православнымъ
и велможнымъ княжатомъ, ми
лостивымъ паномъ, всей Малой
Россiи; благовѣрнымъ же свя
щенниковмъ и всѣмъ христолю
бивымъ людемъ православны
мъ …» (там же; ст.1668, 1670).
Неизвестный автор рукописи
«ропросы и отвѣты православ
ному зъ папежникомъ» 1603
г. перечисляет страны, благо
славляемые вселенским патри
ахом: «рсю Трацыю, фардарiю,
Харватiю, Македонiю, Сербiю,
пулкгарiю, нлванiю, Ункгарiю,
Молдо-рлахiю, РуссВю Малую
и реликую и всѣ полночные сто
роны …» (там же; 9).
р печатно изданной прола
тинской «сармонiи росточной
Церкви съ костеломъ Римс
кимъ» 1608 г.: «хслибысь ся
тежъ церковью прехвалялъ,
Росiянине милый, прыписую
чы ее только ростокови, а Рым
скую отъ того отпыхаючы …»
(там же; ст. 186). «сляньтежъ вы,
Росiяне, естли то правда, што
вы повѣдаете, ижъ церымонiи
вашы ближшые суть церымо
ней евангелицкихъ, анижли
р 1621 г. учёным монахом
Киево-Печерского монастыря
ьахарией Копыстенским было
написано большое антиуниат
ско-антилатинское сочинение
«Палiнодiя», его пространное
название начинается словами:
«ПнЛ(НОф(Я или Книга Обо
роны кафолической святой
апостолской рсходней Церк
ви и святыхъ патрiарховъ, и о
срекохъ, и о Россохъ хрисiа
нехъ. …» (РИп. Т. 4. Птб.1878;
столбец 313). фалее в тексте:
«Нѣкоторыи бовѣмъ отъ Рос
ского роду, себе самыхъ и сла
ву любячи …» (там же, ст. 317).
«… тои книгы давши рахунокъ,
и науку описую вкротцѣ, ижъ
въ собѣ замыкаетъ: … и о [у]ве-
реню народу Россiйского …»
(ст.322). «Славословiе унитское
до Сiкста Четвертого … такой
естъ ваги и вѣры, якой есть и по
солство Потѣево и Терлецкого,
которыи, iменемъ всей Россiи,
папежовѣ Клименсови Пятому
отдали и на томъ присягли, о
чомъ ся Руской нашей земли на
снило …» (ст. 503). «н вшакъ же
поки въ томъ своемъ отлученью
и мниманой монархiи Римскiй
[папа] пребываетъ, можная речъ
соборъ отправовати презъ чоты
рохъ патрiарховъ, и досконале
вадный будетъ, звлаща пятого,
ижъ патрiарху на реликой Рос
сiи спол-правовѣрного собѣ ма
ючи, который на мѣсце отпад
шого старо-Римского слушне и
потребне естъ приспособеный
и вчиненый.» (ст.569-570). «н
патрiархомъ зась особливе суть
роздѣлены части свѣта: Римско
му – заходнiи краины, Констан
тинополскому – Фракiя, срецiа,
Понтъ, нсiа, рарварiа, подъ
которымъ именемъ Россiиа и
Лехiа замыкается …» (ст. 625-
626). «палсамонъ, на той канонъ
выкладъ чинячи, мовитъ: «…
хпископства зась мовитъ быти
межи варварами – нланiю, Рос
сiю и иныи. нланибовѣмъ суть
Понтiйской дiоцезии, а Россiа –
нлександр КЛхЩхрСКИя.
(Продолжение следует)
МРоссийскаяН терминология представлена
в многочисленных русских религиозно-
полемических сочинениях. а также
в богослужебных изданиях. созданных
в Речи Посполитой конца XVI - начала XVII века0
-го августа, в поне
дельник, после ли
тургии, нарочито со
вершенной в домовой церкви
для ставленников – около 11
часов дня, - Владыка выехал
из города в с. Конининское.
Владыку в настоящую поездку
сопровождали: наблюдатель
церковных школ Томскаго уез
да священник Теодор Сми
ренский, протодиакон, иподи
акон, трое больших певчих и
келейник…
В с.
Мало-Несчанском
до
6500 душ прихожан, из них в
1898 г. говело 3300. Несмотря
на многочисленность прихо
жан, приходский храм выгля
дит запущенным и бедным.
Ноэтому, в положенное время
за литургией Владыка предло
жил собравшимся беседу на
текст: «дому Твоему подобает
святыня, wосподи», приглашая
прихожан, имеющих значи
тельные достатки, уделить от
избытков своих на благоукра
шение храма.
В с. Мало-Несчанском две
школы: - грамоты с 20-ю уча
щимися и министерская с 40
учащимися. Ученики той и дру
гой школы обнаружили, по ис
пытании, весьма достаточныя
познания по Закону Божию.
В поселке
Белогородском
церковь – школа, выстроенная
на средства состоящаго под
Высочайшим председательс
твом Комитета; но приход еще
не открыт вследствие того, что
прихожане отказываются дать
от себя что либо на содержание
причта. Но той же причине не
открыта и школа. Нреосвящен
ным сделано было прихожанам
увещание озаботиться об отыс
кании средств на содержание
причта и школы, не отговарива
ясь надеждой получить таковыя
от правительства, которое и так
уже много сделало для их мате
риального обезпечения.
В с.
Тюменевском
храм ос
вящен и приход открыт только
в 1898 г.; общее население
прихода 2100 чел.; говевших в
том году было 900 чел., школа
– министерская с 48 учащими
ся. Собравшемуся для встречи
народу была предложена бесе
да о спасении, совершенном
Иисусом Христом крестными
страданиями, - и о благоговей
ном чествовании св. креста.
Нрочитана также беседа о вос
питании детей.
В с.
Бирикульском
4610
д. прихожан; из них говело
в 1898-м г. 3130; школа в
с. министерская; учащихся 28
мальч. и 5 девоч. За вечерним
богослужением Владыка бесе
довал о новолетии церковном и
житии Симеона Столпника.
Нриход
Ностниковский
со
стоит только из одного села
заключает в себе 1115 душ;
так как священник прибыл
на приход во время великаго
поста,- то говевших 1898-й г.
было только 364 чел. Церковь
выстроена на средства благо
творителя Ципачева, прожива
ющаго ныне в Москве, который
кроме того завещал церкви
капитал в 10000 р. на предмет
построения в будущем новой
каменной церкви, в случае об
ветшания или непригодности
настоящей. Цкол в с. Ностни
ковском две: женская церков
но-приходская с 5-ю ученица
ми и министерская мужская с
35-ю учащимися. Нриходским
священником Авдаковым осо
бенные труды положены на
обучение прихожан общему
церковному пению.
В с.
Ночитанском
после
встречи в храме Владыка вел
с взрослыми и учащимися ка
техизическую беседу о миро
творении и искуплении. Цкол
в с. Ночитанском две: минис
терская, в которой обучается
13 мальчиков и 12 девочек, и
– грамоты, в которой обучает
ся 9 мальчиков и 11 девочек.
Учащиеся той и другой школы
отвечали по Закону Божию сла
бо, порядок молитв оказался
совершенно ими неусвоенным.
Всех прихожан в с. Ночитан
ском 4064 чел.; из них говело
2665 чел.
В д.
Теплой Оечке
, населен
ной татарами, Владыка имел
непродолжительную остановку
для перемены лошадей и захо
дил в дом одного татарина, где
с словоохотливыми хозяевами
беседовал о предметах веры на
В с.
Святославском
храм
выстроен и приход открыт в не
давнее время; прихожан обоего
пола всего 1420 д.; из них гове
ло в 1898-м г. 1080. Несмотря
на такое ревностное отношение
к исполнению своего главней
шаго христианскаго долга, жи
тели села Святославскаго не
свободны и от некоторых по
роков, которыми они особенно
выделяются из среды своих со
седей. Таков порок воровства;
воруют по преимуществу птиц и
лошадей, легко сбывая послед
них вблизи живущим татарам.
Обращая свое слово к благора
зумным и свободным от поро
ка, Владыка просил их озабо
титься изгнанием из среды их
этого зла, чтобы порочные не
позорили их общество.
В с.
Колыонском
после
вечерняго богослужения Вла
дыка беседовал с взрослы
ми о совершенном Иисусом
Христом деле человеческаго
спасения. Начатая с вечера
беседа была продолжена и за
кончена уже назавтра после
литургии. Вслед за этим особо
были испытаны самим Влады
кою ученики Колыонских школ:
церковно-приходской двух
классной (учащихся 45 чел.) и
министерской (учащихся 50).
Носетив проживающих здесь
крестьянскаго начальника и …
пристава. Владыка отбыл из
Колыонского чрез Велико
сельскую в с. Сергиевское.
Великосельская
насе
лена старожилами, кои в от
ношении знания самых основ
ных истин христианской веры
заявили себя совершенными
младенцами. Владыка отечес
ки наставлял их в христианском
учении и житии. Заметив, что
большинство жителей не умеет
изображать на себе правильно
крестнаго знамения, он разъяс
нял им силу и значение крест
наго знамения, обучил их пра
вильному сложению перстов
для знамения и правильному и
истовому его изображению.
В с.
Сергиевском
еще до
приезда Нреосвященнаго ожи
дающему в храме народу мест
ным благочинным была прочи
тана «Нервая из простых речей
о великих делах Божиих». Но
приезде, Владыка, вошедши
в храм, после обычной литии,
обратился к присутствующим
с вопросом: како веруете? Но
ложительнаго и определеннаго
ответа на этот вопрос никто не
дал. Тогда Владыка предложил
всем вместе прочитать символ
православной веры. Сначала
читал благочинный по членам,
за ним повторял народ, - иногда
понесколько раз, - до тех пор,
пока не научился произносить
правильно, - а Нреосвященный
делал разъяснение.
В приходе
Сергиевском
1630 д. прихожан; из них гове
ло в 1898 г. 1135; школа в селе
– министерская; учащихся 23
мальчика и 8 девочек.
Нриход
Ольгинский
еще
малочисленнее по своему со
ставу: в нем насчитывается
только 1300 душ прихожан, из
этого числа говело 940; не го
вевших по нерадению и вооб
ще без уважительных причин
значится в церковных докумен
тах только 19 муж. и 9 женск.
п. Нри всем усердии прихожан
к исполнению христианского
долга исповеди и св. причастия,
их религиозно-нравственная
жизнь, взятая в общем, стоит
однако на самой низкой степе
ни своего развития. Но обычаю
беседуя с ними о Богопозна
нии, Владыка непосредственно
имел возможность убедиться,
что им совершенно чужды са
мыя основныя понятия и знания
о Боге, об Иисусе Христе, о том,
как совершено наше спасение,
каким путем мы можем дости
гать его. Выслушивая удобопо
нятныя и сердечныя наставле
ния Владыки, прихожане сами
откровенно сознавались, что их
этому прежде никто и никогда
не учил и только настоящий
священник впервые начинает
понемногу «поучивать». yще
большими невеждами, также
никогда и никем не обучаемы
ми, заявили себя прихожане с.
Ольгинскаго в церковном пе
нии. Тогда как во всех других
селениях епархии народ встре
чал и провожал Владыку во-
одушевленным пением церков
ных припевов, а нередко пел и
за церковной службой, здесь,
несмотря на приглашения и
побуждения, не пели, отгова
риваясь полнейшим незнани
ем и неумением. Закреплению
религиозного невежества сре
ди прихожан с. Ольгинскаго,
помимо отсутствия пастырс
ко-просветительнаго влияния,
способствовало и способствует
также отсутствие в приходе ка
кой-бы то нибыло школы.
В с.с.
Судженском
и
бедянском
– в первом после
вечерняго богослужения, во
втором после литургии – Вла
дыка беседовал с народом о
миротворении и искуплении
и воспитании детей, испыты
вал учащихся в знании Закона
Божия и приглашал жителей к
пожертвованиям на нужды мис
В с.
Ванковском
собрав
шимся в храме в значительном
числе прихожанам Владыка го
ворил об обязанностях христи
анина по отношению к храму и
«о почитании священническаго
сана». Нрихожане с. Ванковс
каго издавна известны своей
невнимательностью к нуждам
храма и священника; оттого и
священники здесь подолгу не
живут и всегда стараются при
первой же возможности поки
нуть приход. И в настоящий
приезд yго Нриосвященства
приход Ванковский оставался
праздным. От прихожан явля
лась к Владыке особая депу
тация с просьбою о скорейшем
назначении к ним священника,
но Владыка обещал послать им
священника только тогда, когда
дом священника и прочия при
надлежащия к нему строения
будут приведены в надлежа
щий порядок, - о чем и поруче
но было местному благочинно
му своевременно донести.
Ночти в таком же положе
нии дело и в следующем, лежа
щем на пути Нреосвященнаго,
приходе
Улановском
. Здесь
храм хотя еще и не освящен,
но священник уже был назна
чен. Нрожив здесь некоторое
время и замечая со стороны
прихожан полное невнимание к
обезпечению его материальна
го положения, как то было ими
обещано, священник также по
кинул приход. Владыкой снова
было предложено прихожанам
слово назидания об обязан
ностях пасомых в отношении к
своему пастырю, с увещанием
загладить допущенную невни
мательность и небрежность…
В с.
Ишимском
прихожан
об. п. 3360 чел.; - говело из
них 990; школа – министерс
кая; учащихся 23 мальчика и
20 девочек; познания в Зако
не Божием оказались впол
не удовлетворительными.
Нредложив в храме беседу о
Богопознании и искуплении,
Владыка распрашивал затем
священника о течении дел
церковно-приходскаго попе
чительства и преподал ему
несколько советов о надлежа
Из сделаннаго выше под
робнаго описания поездок
Арипастыря по епархии легко
составить себе представление
как об общем характере этих
поездок, так и о том великом
значении, какое оне имеют в
развитии церковно-религи
озной жизни епархии. Носе
щая тот или иной приход, то
или иное селение, Владыка
сам непосредственно вникал
во все стороны приходской
жизни, преподавал советы и
наставления и предпринимал
меры к ея улучшению и к ус
транению замеченных недо
статков. Особенное внимание
было обращено Архипастырем
на обучение простого народа
истинам христианской веры и
правилам христианской жиз
ни. Нигде, ни в одном, даже
самом незначительном, из
встречающихся на пути селе
ний жители не были оставляе
мы без назидания и научения.
В местностях, жители которых
впервые видели у себя еписко
па или вообще особенно нуж
дались в научении и наставле
нии, Архипастырь оставался
на более или менее продол
жительное время, неустанно
беседуя с простолюдинами о
том, «яже к животу и благо
честию»…
Ив. Новиков.
Нрокопьевск –
родина космонавта
В год 20-летия Кемеровской епархии мы продолжаем знакомить наших
читателей с историческими материалами, посвященными земле Кузнецкой.
В данной статье «Томских епархиальных ведомостей» рассказывается
о посещении епископом Томским и Барнаульским Макарием населенных
пунктов, которые в настоящее время находятся на севере Кузбасса.
Тюменевское, Берикульское, Ностниковское, Ночитанское, Теплая Оечка,
Святославское, Колыон, Великосельское, Сергиевское, Ольгинское,
Судженское, Лебедянское, Ванковское,
(Орфография и пунктуация сохранены.)
Томские епархиальные ведомости; mm 10, 13; 1900 г.
yпископа Томскаго и Барнаульскаго
для обозрения церквей и приходов
Томскаго и Мариинскаго уездов
Найти и сохранить
Князь Василий (Константин)
Острожский (4 февраля 3548 -
46 февраля 382:)
Абсолютный слух
У Маши, как и у всех четве
рых детей семьи Чеботаревых,
абсолютный слух.
Напа yвгений Владимиро
вич окончил фортепианный
факультет Новосибирской го
сударственной консерватории
им.М.И.wлинки. Он пианист, ар
тист wубернаторского симфо
нического оркестра Кузбасса,
солист wосударственной фи
лармонии им. Б.Цтоколова.
Мама Жанна Владимиров
на - выпускница дирижёрско-
хорового отделения Кемеров
ского государственного инсти
тута культуры, с 1989 года тру
дится регентом в Знаменском
Машин дедушка Владимир
Владимирович Чеботарев - за
служенный артист Ооссийс
кой Тедерации, артист теат
ра Музыкальной комедии им.
А.Боброва, г. Кемерово. Машин
дядя wеоргий так же, как и папа,
артист Симфонического оркес
тра Кузбасса. yго инструмент
– фагот.
Старшие братья Сергей и
Володя тоже получили обра
зование в музыкальной шко
ле: Сергей по классу скрипки,
Володя – фортепиано. Братья
уже выросли. Сергей в 2008
году окончил факультет инфор
мационных технологий Ново
сибирского государственного
университета, женился, у него
уже двое детей, живет и ра
ботает в новосибирском Ака
демгородке. Володя учится на
втором курсе механико-мате
матического факультета Ново
сибирского госуниверситета.
Старшая сестра Лера после
окончания Кемеровского музы
кального училища в 2006 году
поступила на музыкальный фа
культет Санкт-Нетербургского
государственного педагогичес
кого университета им. А.И. wер
цена. Сейчас Лера замужем за
священнослужителем. Живет
вместе с мужем и маленькой
дочкой в Санкт-Нетербурге.
Маша в пять лет пошла
в музыкальную школу m 15
г. Кемерово по классу фор
тепиано, а в 10 лет - в музы
кальную школу m 1 по классу
вокала, а еще она вместе с Ле
рой любила ходить на занятия
в музыкальное училище, где
старшая сестра «практикова
лась» в преподавании игры на
фортепиано на своей младшей
сестре.
В 2013 году Маша музы
кальную школу окончила, но
продолжает заниматься музы
кой – учится играть на гитаре.
побеждать
Когда Маше исполнилось
лет, родители отвели ее в
художественную школу m 1, в
класс Ольги Юрьевны Мальце
вой. Способности девочки ста
ли проявляться сразу: в 5 лет
она заняла I место в конкурсе
«Христос рождается, слави
те!», проведенном Московс
кой Натриархией в 2005 году.
Оаботы победителей были
представлены на выставке в
wосударственном Кремлевском
дворце. Награду Маше вру
чал сам Святейший Натриарх
Московский и всея Оуси Алек
сий II. Затем были победы в
конкурсе «Святые заступники
Оуси», организованном Сав
вино-Сторожевским мужским
монастырем (г. Звенигород) в
2008 году, wран-при VV Между
народного конкурса детского
изобразительного творчества
«Волна фантазии» в Сочи в
В 2011 году Маша стала
участницей VI Международ
ного фестиваля «Чешско-рос
сийский музыкальный диалог»,
проходившего в Нраге. В 2012
году заняла III место в конкур
се «Красота Божьего мира» в
номинации «Ооспись по фар
фору».
В 2013 году юная кузбас
ская художница стала лауре
атом конкурса, проводимого в
рамках культурно-образова
тельного проекта «Межкуль
турное взаимодействие Ни
дерландов и Ооссии глазами
детей». Весной 2013 года орга
низаторы фестиваля пригласи
ли победителей в Нидерланды.
Маша вместе с преподавате
лем Ольгой Юрьевной посети
ли Ооттердам, Амстердам, На
риж, а также побывали в Бело
руссии, Нольше, wермании.
Начиная с 2010 года, она
принимает участие в олимпи
адах, проводимых Кемеров-
ским художественным коллед
жем. Три дня юные художники
рисуют натюрморты, создают
творческие этюды, проводят
визуальные тесты. В олимпиа
де 2013 года Маша взяла wран-
при. С 2008 года по результа
там участия в международных,
всероссийских, региональных
конкурсах она получает wубер
наторскую стипендию.
Всех Машиных побед не пе
речесть, да она и не старается
это сделать. wоворит о своих
достижениях скромно и буд
нично. yй больше нравится все
продумывать, анализировать,
пробовать, одним словом – на
ходиться в процессе. wлавное
– хорошо учиться в общеобра
зовательной школе, готовиться
к занятиям в художественной:
делать наброски, работать над
фигурами, интерьерами, деко
ративными элементами.
Цтрихи к портрету
В январе 2014 года Маша
вместе со своим преподавате
лем Ольгой Юрьевной поедут
в Москву на награждение. Вля
победителей конкурса «Красо
та Божьего мира» предусмот
рена увлекательная програм
ма паломничества к святыням,
посещение исторических и
культурных мест Ооссии – и
в Москве, и в Санкт-Нетер
бурге. Кроме того, победите
ли в номинации «Ооспись по
фарфору» посетят Санкт-Не
тербургский Императорский
фарфоровый завод, где для
них будут проведены обучаю
щие мастер-классы.
Маша ждет этой поездки.
Она интересуется историей,
любит посещать старинные
храмы, любоваться иконами,
интерьером. Из всех сущес
твующих жанров ей больше
всего нравится классика во
всех ее проявлениях: музыке,
живописи, литературе. Маша
в свои годы посетила много
художественных музеев, в
том числе Эрмитаж, «Треть
яковку». А после посещения
музея wюстава Воре в Нариже
заинтересовалась экспресси
онистами.
Но современную живопись
юная художница не признает.
Не может понять феномена
«Черного квадрата» Малевича:
«Задача искусства - улучшить
мир, улучшить человечество. А
на что может вдохновить «Чер
У Маши мало свободного
времени, но если оно появля
ется, она его тратит на чтение.
Любит Жюля Верна, очень нра
вится «Солярис» Станислава
Лема, пушкинский «yвгений
Онегин».
В планах у художницы – пос
ле окончания школы поступить
в художественное училище
и, если Бог даст, продолжить
учебу в каком-нибудь высшем
художественном учебном за
ведении.
На вопрос: «wде будешь
применять полученные зна
ния?» - без промедления от
вечает: «В Церкви. Хочу рас
писывать храмы, заниматься
иконописью, реставрацией». «А
музыкальные способности?»
- «Тоже в Церкви. Ведь я по
субботам и воскресеньям уже
пою на клиросе в храме святых
«Семья – остаток
За то, что Маша живет та
кой интересной, творческой,
насыщенной жизнью, она бла
годарит Бога, своих преподава
телей Ольгу Юрьевну Мальцеву
(художественная школа m1),
Любовь Васильевну Коваленко
(музыкальная школа m1) и, ко
нечно, родителей. Она убежде
на, что таких больше нет.
Мама и папа, по ее мне
нию, в любых ситуациях всегда
остаются честными людьми.
Она считает их талантливы
ми, содержательными и очень
глубокими.«А еще они самые
терпеливые. Сколько им при
шлось пережить, пока нас вы
растили!»
Маша любит, когда всей се
мьей они собираются вместе,
рассуждают на мирские и ре
лигиозные темы, когда вместе
молятся и переживают друг за
друга. В молитве разрешаются
все возникающие порой недо
понимания, суетные нестро
Она очень скучает по своим
братьям и сестре. Нодрастая,
они выпархивали из родитель
ского гнезда, уезжали в другие
города, и теперь с родителями
осталась одна Маша. Она всег
да с радостью ждет встречи с
Сережей, Лерой, Володей, с
новыми семьями, маленькими
Вомашний очаг, созданный
их папой и мамой из ежеднев
ного труда, красоты и правды,
составляет счастье большой и
талантливой семьи Чеботаре
вых, а все остальное – лишь
средства и суета.
консультации
Но благословению главы Кузбасской митропо
лии, Высокопреосвященнейшего митрополита Ке
меровского и Нрокопьевского Аристарха, прихожане
православных храмов г. Кемерово по воскресным
дням с 12.00 до 14.00 в здании Кемеровского епар
хиального управления могут получать бесплатные
консультации по юридическим вопросам.
Нрактикующие юристы и студенты КемwУ, имеющие
знания в различных отраслях права, ответят на вопросы
каждого обратившегося.
Курирует работу юрисконсульт Кемеровского епар
сотрудники Кемеровской
(редактор),
Тамара МА
журналист «Кузбасса»;
Ирина КОАСИКОВА
пресс-службы Кемеровской
эту газету в хозяйственных
«Золотых куполов» выйдет
650004, г. Кемерово,
ул. Соборная, 24.
E-mail: [email protected]
Телефоны: 35-08-90, 35-82-55.
2 января
– предпразднество Оождества Христова. Намять свя
того праведного Иоанна Кронштадтского (1908 г.)
3 января
– святителя Московского Нетра, всея Ооссии чудо-
4 января
– святой мученицы Анастасии Узорешительницы (ок.
6 января
– Навечерие Оождества Христова (Оождественский
сочельник)
5 января – ООЖВyСТВО wОСНОВА БОwА И СНАСА НАЦywО
СА ХОИСТА
8 января
- попразднство Оождества Христова. Собор Нресвя
12 января
– святых праведного Иосифа Обручника, Вавида царя
и Иакова, брата wосподня. Намять святителя Макария, митропо
лита Московского (1563 г.)
14 января
Обрезание wосподне.
Намять святителя Василия
Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (359 г.)
15 января
– преставление (1833 г.) и второе обретение мощей
(1991 г.) преподобного Серафима Саровского
– собор 50 апостолов
– Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)
– собор Нредтечи и Крестителя wосподня Иоанна
22 января
– святителя Тилиппа, митрополита Московского и
– святителя Теофана. Затворника Вышенского (1894 г.)
24 января
– преподобного Теодосия Великого, учредителя об
щежительного монастырского устава (529 г.)
25 января
– святой мученицы Татьяны и с нею в Оиме постра
давших (226-235 гг.). Намять святителя Саввы, архиепископа
Сербского (1235 г.)
25 января
– святой равноапостольной Нины, просветительницы
wрузии (335 г.)
– преподобного Антония Великого (356 г.)
31 января
– святителей Афанасия (353 г.) и Кирилла (444 г.), ар
хиепископов Александрийских. Намять преподобных схимонаха
Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия
Оадонежского (ок. 1335 г.)
wОСНОВА БОwА И СНАСА
СА ХОИСТА.
Уважаемые сотрудники «Золотых куполов»!
Я благодарю вас за ответы на мои вопросы по поводу
отпевания, которые были опубликованы в «Золотых ку
Жаль, что тираж вашей газеты небольшой – всего чуть
более восьми тысяч экземпляров. Этот тираж в основном
расходится по библиотекам, по администрациям, по раз
личным структурам. Было бы хорошо размещать газету на
стендах, например, в поликлиниках, других общественных
местах, в домовых храмах и часовнях при учреждениях.
Тогда читательская аудитория значительно увеличится.
Также неплохо было бы при отпевании усопших разъ
г. Кемерово.
Благодарим дорогих читателей за внимание к газете «Зо
лотые купола» и за предложения по выбору тематических пуб
Но, смею возразить, наше издание читают не только в библи
отеках и государственных структурах. Часть тиража вместе с га
зетой «Кузбасс» через епархиальных благочинных распространя
ется по всем храмам Кемеровской и Новокузнецкой епархий.
«Золотые купола» выходят в свет с ноября 1996 года. За эти
семнадцать лет газета обрела постоянных читателей, которые
выбрали удобный для себя способ приобретения очередного но
мера, в частности, через газетные киоски.
Тиражи печатной продукции с каждым годом снижаются. И
это не потому, что люди стали меньше читать, просто изменился
формат подачи информации. Теперь чтение изданий осуществля
ется на наших смартфонах, планшетных компьютерах и прочих
технических устройствах цифровой эпохи.
Существует цифровая версия и у «Золотых куполов».
wазета-приложение «Золотые купола» является изданием
церковным, духовным. В нем печатаются изображения икон,
святых, тексты из Священного Нисания. yе нельзя использо
вать в хозяйственных целях. Мы не можем допустить, чтобы га
зета размещалась в местах, где люди не готовы либо не хотят
Но ваши замечания мы обязательно учтем при последующих
распространениях нашего уникального, единственного в Ооссии
С уважением к вам и ожиданием ваших новых предложе
редактор газеты-приложения «Золотые купола»
IV Международного Натриаршего конкурса детского
творчества «Красота Божьего мира». На заседании,
которое возглавил Нредседатель Синодального отдела
религиозного образования и катехизации митрополит
Оостовский и Новочеркасский Меркурий, были
рассмотрены работы, присланные на конкурс из всех
представительница Кемеровской митрополии -
художественной школы m1 г. Кемерово.
представив на конкурс расписанное красками блюдце
с изображением церкви Оождества Нресвятой
Богородицы в Нутинках (Москва).
VVII Международных Оождественских образовательных
Нротоиерей Леонид Сергеевич Вик
торов родился 5 марта1891 года в Ояза
ни в семье диакона Сергия Иоанновича
Викторова. 8 ноября 1912 года рукопо
ложен в сан диакона, а вскоре - в сан
священника и назначен настоятелем
Богородице-Оождественской церкви в
селе Курбатове Ояжского уезда Оязан
ской губернии. В том же году назначен
заведующим церковно-приходской
школой того же села.
Ночти двадцать лет нёс службу в
Курбатове. В семье родилось девять
детей, но четыре дочери умерли в мла
денчестве.
В ходе кампании по организации
колхозов Курбатовский храм был за
крыт, семья отца Леонида репрессирована и выселена из собс
твенного дома.
В 1931 году получил должность настоятеля в храме села Нав
лищева Оязанского района вновь образованной Московской об
ласти, куда его семья переехала из Курбатова. Через несколько
месяцев была закрыта и эта церковь, после чего отец Леонид с
семьей вернулся в село Болошнево.
В 1936 году лишён избирательных прав, а его дочерей Алексан
дру и yлену отказались принимать в учебные заведения, в связи с
чем семье пришлось переехать в село Туму Московской области,
где дочери смогли поступить в педагогическое училище.
В начале 1936 года был арестован архиепископ Оязанский
священномученик Иувеналий (Масловский), начались аресты
других священнослужителей епархии. Зная, что аресты обычно
проводятся по ночам, отец Леонид ночевать уходил в соседние
деревни, а детей прятали на колокольне. В Болошневе было объ
«Кто приютит священника или члена его семьи, тот будет
арестован и выслан»
Власти организовали настоящую охоту за священнослужите
лями, и 20 февраля отца Леонида выследили в соседней деревне
и арестовали. Особое Совещание при НКВВ СССО 4 апреля 1936
года, рассмотрев уголовное дело в отношении рязанских священ
нослужителей и мирян, признало их виновными по статьям 58-10,
58-11 УК ОТСТО. Отцу Леониду вменили:
«участие в контррево
люционной группе церковников, возглавляемой архиепископом
а также что он
«вел суждения антисоветского ха
рактера».
Нриговор - 5 лет исправительно-трудового лагеря.
Отбывать наказание отец Леонид был направлен в Мариинское
отделение Сиблага НКВВ, где скончался 10 января 1938 года.
Оодился в семье экономических
крестьян Тверской губернии. Оано поте
рял мать, отец привёл в дом мачеху для
Василия и трёх его старших братьев.
Семья жила бедно, и ребёнком Василия
отправляли просить милостыню.
На молодого Василия произвели
впечатления проповеди тверского епис
копа wавриила (Нетрова), которые он
слышал в Макариевом калязинском
монастыре.
Новзрослев, склонный к аскетизму
Василий пришёл в Островскую пустынь
к ученику Наисия Величковского иеро
монаху Клеопе, который благословил
его на пустынножительство.
Вначале Василий жил вместе со своим старшим братом Кось
мой, который также имел склонность к аскетизму, а затем с двумя
пустынниками Навлом и Иоанном ушёл в леса Чувашии. Носле
их смерти пришёл к старцу Нлощанского монастыря иеромонаху
Адриану (Блинскому), жившему пустынником в Брянских лесах.
Старец постриг Василия в монахи и нарёк ему имя Василиск.
В 1599 году наставник Василиска и Зосимы старец Адриан
решил принять постриг в великую схиму и для этого уехал из
Коневецкого монастыря в московский Симонов монастырь. Нро
щаясь с учениками, он благословил Василиска и Зосиму на пус
тынножительство в Сибири.
Осенью 1800 года они достигли Тобольска, где архиепископ
Варлаам (Нетров) дал Василиску и Зосиме разрешение посе
литься на территории его епархии. Около года они странствовали
по сибирским уездам, выбирая место для будущей пустыни, и в
1802 году поселились в лесах Кузнецкого уезда. В тайге в соро
ка верстах от ближайшей деревни они выкопали землянку, дого
ворившись с одним из крестьян, что тот будет приносить им еду.
Весной они решили выйти из тайги, остаться в Кузнецком уезде
и выбрали себе место у реки Средняя Терсь в пятидесяти верстах
от Кузнецка (современный Новокузнецк). Местные крестьяне сру
били им две кельи, монахи разбили огород. Оаз в год их посещал
священник со Святыми Варами. Вокруг пустынников образовалась
небольшая община подвижников, в числе её был ученик святого
Василиска праведный Нётр Томский.
В 1818 году по просьбе кузнецкой мещанки Анисьи Котоховой
отец Василиск стал духовником образованной ею монашеской
общины в одной из деревень на реке Томь. Видя неудобство су
ществования монашеской общины в миру, он в 1821 году напра
вил Зосиму к тобольскому архиепископу Амвросию (Келембету)
с просьбой разрешить открыть женский монастырь в Туринске на
месте упразднённого в 1564 году мужского монастыря. Оазреше
ние было получено, и в 1822 году был открыт туринский Свято-
Николаевский монастырь, где отец Василиск нёс до своей смерти
послушание старца.
Скончался отец Василиск 29 декабря 1824 года, 4 января 1825
года был погребён у алтаря Вознесенского собора Свято-Николь
ского монастыря в г. Туринске.
Носле революции 1915 года монастырь был закрыт, а его пос
тройки разрушены. Мощи преподобного обретены в 2000 году.
11 января 2004 года состоялась его канонизация в лике преподоб
ных местночтимых святых yкатеринбургской епархии, а 4 октября
того же года Архиерейским Собором Оусской Нравославной Цер
кви было утверждено всецерковное прославление преподобных
старцев Зосимы и Василиска.
иерей Михаил Березин
Михаил Александрович Березин ро
дился 13 июня 1889 года в селе Малое
Карачкино Козьмодемьянского уезда
Казанской губернии (ныне Ядринско
го района Чувашии) в семье диакона
Александра Ивановича Березина.
Ветство будущего мученика прошло
в селе Малое Карачкино. Начальное
образование получил в Чебоксарском
духовном училище. В 1929 году руко
положен во диакона и во священника.
В сохранившихся клировых ведомостях
отмечается, что поведения он был очень
хорошего, знал марийский язык.
На протяжении 1930-х годов пред
ставители советской власти, которых, конечно же, не устраивало
ревностное служение будущего мученика Богу и ближнему, ста
рались найти повод для ареста отца Михаила и закрытия церкви,
но никаких серьезных обвинений предъявить не могли.
Несмотря на это, 29 октября 1936 года в wорномарийский отдел
НКВВ из Йошкар-Олы пришел приказ о срочном аресте батюш
ки, в котором содержалось требование закончить дело в 8 дней
и отправить заключенного в Йошкар-Олу. Отца Михаила аресто
вали в тот же день и обвинили в контрреволюционной агитации
против советской власти.
20 января 1935 года священник Михаил Березин предстал
перед спецколлегией главсуда МАССО, которая на закрытом за
седании рассмотрела его дело и приговорила батюшку к 5 годам
лишения свободы.
Во 23 июня 1935 года отец Михаил отбывал наказание в Ветла
ге, расположенном на территории Нижегородской области, а затем
переведен в Антибесский лагерный пункт Сиблага. Здесь он был
арестован вторично по обвинению в активном участии в контррево
люционной кадетско-монархической повстанческой организации.
Отец Михаил вел себя на следствии мужественно, на единственном
допросе, состоявшемся 22 декабря 1935 года, отказался отвечать
на вопросы следователя и что-либо подписывать.
Видя смирение и твердость батюшки в исповедании веры,
wосподь даровал ему мученический венец. 25 декабря 1935 года
на заседании «тройки» УНКВВ по Новосибирской области свя
щенник Михаил Березин был приговорен к расстрелу. Нриговор
привели в исполнение 13 января 1938 года.
Викторов с женой
предлагает жителям и гостям г. Кемерово организацию
или крещения, на изготовление пирогов, кулебяк,
Трапезная работает ежедневно, открыта для всех жела
ющих и предлагает обеды с соблюдением постных и ско
Адрес: Кемерово, ул. Соборная, 24.
Контактный телефон 8- 951-616-10-69.
Ленинского района г. Кемерово
Богословские курсы открывают дополнительное
отделение в Ленинском районе областной столицы.
Занятия будут проходить с января 2014 года на базе обще
образовательной школы m33 (микрорайон «Цалготарьян»).
Слушателям предлагается программа одногодичного обзорного
курса, включающая следующие дисциплины:
Основы литургики,
Введение в православный катехизис,
Обзор общецерковной истории и истории Оусской Нра
Введение в нравственное богословие,
Знакомство с церковным искусством,
Обзор инославных исповеданий и сект,
Нреподаватели - священнослужители и миряне с богослов
Записаться на курсы можно по телефону 35-14-80.
Наломническая служба
Кемеровской епархии
приглашает
21-29 января 2014 года совершить паломническую
поездку на Святую землю.
Также в святочные дни служба организует поездки по храмам
Кузбасской митрополии и Томской епархии.
Адрес: г. Кемерово, ул. Соборная, 24, здание Воскресной
http:--posoh.info-

Приложенные файлы

  • pdf 11799709
    Размер файла: 829 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий