Фото 5. Заполнение букета Некоторые цветы (тюльпаны, мальвы, пионы, нарциссы, клематисы и др.) после засушивания становятся прозрачными и хрупкими. При создании букета, уложенные на фон, они теряют яркость.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение


дополнительного образования «Станция юных натуралистов»

г. Ярцева Смоленской области








Создание плоских композиций
из засушенных растений






Составила:

педагог дополнительного образования

Литенкова Лариса Николаевна









2017 год

Пояснительная записка


Последнее время большой популярностью пользуется флористика.
Растения, цветы и созданные из них художественные композиции вызывают у
человека восхищение и радостные эмоции, желание самому
создавать из
природного материала красоту.

Флористика дает возможность общения с частичками живой природы, и
через создаваемые произведения природа передает нам свой потенциал. В каждом
человеке заложено прекрасное. К сожалению, не каждый может стать
худож
ником, но каждый может научиться понимать красоту, которая делает нас
добрее и отзывчивее.

Прессованная флористика большинству из нас хорошо знакома. Кто в
детстве не засушивал между страницами книг цветы или яркие осенние листья!
Художественное творчество

флористов основано на использовании именно этого
материала: цветов, листьев, трав, засушенных так искусно, что они сохраняют
цвет и форму. Удачно используя этот природный материал можно создавать
удивительные, оригинальные, как будто нарисованные композиц
ии.

Занимаясь прессованной флористикой, дети обретают как бы второе зрение:
в каждом цветке, травинке они учатся видеть неповторимую красоту. А
почувствовав себя частицей прекрасной и вечной Природы, они по
-
новому, более
эмоционально начинают воспринимать
ее.

Переживание ребенком чувства красоты прокладывает тропинку к его
сердцу, а наслаждение прекрасным в процессе творчества может перейти в
устойчивое увлечение, в цель деятельности.

Занятия флористикой развивают творческие способности, художественный
вкус
, фантазию, воспитывают чувство любви и уважения к окружающей природе,
порождают желание оберегать ее.

Даже самые незатейливые композиции из засушенных растений,
изготовленные юными флористами, могут стать замечательным подарком и дают
прекрасную возможнос
ть привнести в интерьер частицу естественной красоты
природы, создать в нем настоящий уют и тепло.

Работать в соавторстве с великой и доброй художницей, Природой,
-

огромное счастье. Она щедро одаривает поистине неисчислимым количеством
растений, природным

материалом с разнообразнейшими формами и цветовыми
оттенками, нужно только искусно распорядиться ее дарами.

Данная разработка мастер
-
класса раскроет секреты по сбору, засушиванию
и хранению растительного материала, познакомит с техникой создания плоских
к
омпозиций, поможет открыть в себе художника и научиться создавать
оригинальные картины из засушенных цветов.

Мастер
-
класс предназначен как для начинающих юных флористов, так и
для преподавателей и воспитателей образовательных учреждений, а также для
самост
оятельных занятий флористикой.




Мастер
-
класс


«
Создание плоских композиций

и
з засушенных растений
»

Цели:


-

развитие интереса к занятиям флористикой;


-

обучение технике создания плоских композиций из засушенных растений;


-

развитие творческих
способностей и эстетических чувств;


-

воспитание любви и бережного отношения к природе.


Форма проведения мастер
-
класса


Мастер
-
класс проводится в форме творческой мастерской цветовода
-
флориста, включающей демонстрацию техники создания плоских композиций

из
засушенных цветов, листьев и других растительных материалов и освоение
элементов практической работы по изготовлению картин из засушенных
растений.


Участники творческой мастерской

Участниками творческой мастерской цветовода
-
флориста могут быть:

-

шко
льники, занимающиеся цветоводством или желающие освоить технику
изготовления флористических изделий и их родители;

-

педагоги дополнительного образования, педагогические работники других
образовательных учреждений, интересующиеся флористикой;

-

начинающие
цветоводы
-
любители и все, кто неравнодушен к цветочному
дизайну и творческой деятельности с природным материалом.


Оборудование:

1
.
Инструменты и материалы

Демонстрационные

Раздаточные

(из расчета на группу из 10 человек)

Ножницы большие и маленькие

Ножницы маленькие 10 шт.

Пинцет

Пинцет 10 шт.

Кисти средней мягкости

Кисти средней мягкости 10 шт.

Нож для бумаги

Карандаш простой 10 шт.

Цветная бумага

Линейка

5 шт.

Этикетки

Гуашь 5 шт.

Ватман

Ватман 10 шт.

Упаковочный картон

Упаковочный картон 10 шт.

Бархатная бумага

Цветная

бумага 10 лист.

Клей ПВА, Момент

Цветной картон 5 лист.

Ткань для фона

Клей ПВА 10 шт.

Фоторамки

Засушенные растения

Газеты


Засушенные растения


Вата



2.
Технические средства

-

мультимедийный проектор,

-

экран,

-

диск CD
-
RW с записью презентации техники создания плоских
композиций

3. Выставка творческих флористических работ обучающихся
объединения «Цветоводы
-

флористы»


План проведения мастер
-
класса:

1.
Вступление

2. С чего начать работу?

3. Сбор и засушивание растений

4. Хранение засушенного материала

5. Инструменты и материалы

6. Этапы творчества:


а) подготовительный этап работы


б) этап создания композиции

7. Завершение работы

8. Презентация творческ
их работ, выполненных в технике плоских


флористических композиций.



















Слайд 1.

Примеры
флористических
плоских
композиций

Разнообразие растительного мира служит
неисчерпаемым материалом для создания плоских
композиций: декоративных
панно, натюрмортов, пейзажей,
портретов, подводного мира, животных и птиц. Эти работы
издалека напоминают акварель, но, если смотреть на них с
близкого расстояния, становится видно, что созданы
картины из листьев, лепестков, стебельков, соцветий, целых
зас
ушенных растений.

Любители природы и декоративного искусства умеют
подмечать причудливое расположение веточек, стеблей,
соцветий, а также обращать внимание на ажурный рисунок
листьев, их бархатистость, необычный вид.

Занятие флористикой позволяет испытать
подлинную
радость творчества. В своих произведениях можно
использовать любой заинтересовавший вас природный
материал, все зависит только от творческой фантазии,
умения обращаться с растениями и от определенных знаний
некоторых секретов этого мастерства. Тв
орческое общение
с таким чудесным материалом, как цветы, успокаивает и
отключает от повседневных проблем, приучает видеть
прекрасное в обыденном, развивает художественный вкус и
фантазию. Помните у А.С. Пушкина


Слайд 2.

Текст
стихотворения

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя…

У вас уже появились творческие идеи? Тогда пора
приступать к работе по созданию картин из сухого
растительного материала.


Слайд 3.

Группы
растений

по
стойкости
сохранения
цвета

Для начала нужно заготовить и засушить
разнообразные растения, чтобы в дальнейшем иметь их
достаточный запас. При засушивании растений важно знать
их особенности сохранения цвета и сушить главным
образом из них, которые долго сох
раняют цвет. По
стойкости сохранения цвета растения делятся на три
группы:

-

стойкие


сохраняют цвет в течение нескольких
десятков лет: пионы, георгины, астры, мальвы, васильки,
гладиолусы, маргаритки, статице, гипсофила, дельфиниум,
сциллы, все осенние
листья, чистец, обратная сторона
листьев серебристого тополя;

-

среднестойкие


сохраняют цвет в течение десяти
лет: гайлардия, гелениумы, годеция, рудбекия, жасмин,
черемуха, нарциссы, тюльпаны, космея, сальвия, розы,
бархатцы, ромашки садовые;

-

малост
ойкие



сохраняют цвет до нескольких лет:
виола (анютины глазки), флоксы, календула, настурция,
лютики, тигровая лилия и др.
(во время рассказа
демонстрируются образцы растительного материала).

При работе можно использовать цветы всех групп и
видов. При этом следует строить композицию так, чтобы
малостойкие, выцветая, не портили, а, возможно даже,
улучшали ее.


Слайд 4, 5.
Флористическая
палитра по
временам года

Все времена года дарят


флористу

уникальный
рабочий материал. Но эта хрупкая красота недолговечна, и
чтобы сохранить ее на долгие годы, необходимо научиться
правильно, собирать и засушивать растения.

Чтобы обогатить природную палитру, лучше собирать
растения на разных стадиях развития и
в разное время года.
Тогда вы получите возможность использовать для работы
разные цвета одного и того же растения.


Слайд 6.
Творческая
охота
начинается.
Сбор
растительного
материала.

Отправляясь на творческую охоту, необходимо
захватить с собой пачку ста
рых газет, два листа плотного
картона или фанеры и веревку для связывания, иными
словами, смастерите ботаническую папку для сбора
растений. Растения можно собирать только в сухую погоду,
на них не должно быть капель росы или дождя, иначе они
при засушивани
и побуреют. Понравившиеся самые свежие
и яркие растения прямо на месте сбора закладывают между
газетами в ботаническую папку.

Безусловно, необходимо помнить о бережном
отношении к окружающей нас природе, разумно подходить
к сбору растений и, конечно, не з
аготавливать те виды,
которые редкие и занесены в Красную книгу.


Слайд 7.
Способы
засушивания
растений

Когда сбор растений окончен, приступают к их
обработке и сушке растений. Известно несколько способов
плоскостной сушки: в вате, в гербарной сетке, под
прессом,
горячим утюгом. Но каким бы вы, ни воспользовались, надо
твердо усвоить общее правило


сушить как можно
быстрее. В этом случае сохраняется естественная окраска.


Растения засушивают следующим образом: лист
тонкой бумаги складывается пополам или
дважды


это
называется закладка. В закладки растения помещаются не
очень плотно друг к другу. На толстый картон или
фанерную дощечку укладывается несколько газет, а на нее
помещается закладка с растениями и закрывается газетами.
В стопку закладывается 5
-
6 закладок. Все это сверху также
закрывается фанерой или плотным картоном.
Подготовленный материал помещается под пресс
(демонстрация приема
).


В настоящее время для этих целей существуют
специальные прессы. В качестве пресса можно
использовать обшитые тка
нью кирпичи, число которых
варьируется. Нельзя вместе закладывать нежные и грубые
части растений, так как для них требуется различный груз:
для тонких


3
-
5 кг, для плотных


свыше 10 кг. Через 1
-
2
дня груз убирают и досушивают растения уже без него.

При з
асушивании обязательна ежедневная замена (1
-
2
раза) отсыревших газет, так как причиной побурения
лепестков и листьев является влага, которую они в себя
вбирают. Закладки не меняют до конца сушки. Сами
растения перекладывать в новую сухую газету не
рекоменд
уется (можно только грубые части, и то только
один раз). Тонкие цветки и листья вообще не открывают до
конца сушки.

Большинство растений хорошо засушивается в вате.
Ромашки, маргаритки, однолетние георгины, ноготки и
другие подобные цветы кладут на газету

стеблем вверх,
лепестки вокруг плодоножки полностью закрывают ватой и
сушат под грузом не менее 15 кг (
демонстрация приема).


Горячим утюгом сушат только очень толстые сочные
листья камыша, ириса, лилий, ландыша и других подобных
растений. Гладят листья ч
ерез газету до полного их
высыхания. Цветы утюгом не сушат. Исключение
составляет василек, который проглаживают утюгом в
течение часа (сильно нагревать утюг не следует). При такой
сушке василек сохранят свой цвет (
демонстрация

растительного материала
).

У
таких пышных цветов как астры, пионы, георгины,
розы стебли и листья засушиваются отдельно. Цветы можно
сушить отдельными лепестками (удаляя середину), а потом
монтировать цветок. Различные мелкие полевые и лесные
цветки засушивают целиком (
демонстрация

ра
стительного
материала
).

Пусть вас не огорчает, что растения собранные
ранней весной, при высушивании темнеют. Их с успехом
используют в работе, так как почерневший материал
смотрится графичней, выразительней и контрастней
зеленого, который, к тому же, дово
льно быстро выгорает.

Большинство растений лучше всего сохраняют цвет и
форму, если они собраны в первые дни цветения. Это
особенно важно при сборе таких нежных цветов, как мак,
лен, василек, шиповник. А, к примеру, соцветия цинний или
георгинов срывают, к
огда распустятся все лепестки.


Слайд 8.

Таблица
«Оптимальные
сроки сбора и
засушивания
растительного
материала»

Оптимальные сроки сбора растительного материала
для засушивания указаны в следующей таблице.


Название

растений

Оптимальный


срок сбора

Эффективный
с
пособ

засушивания

Время


сушки, дн.

Анютины

глазки

3
-
4 день
цветения

В вате

5
-
7

Астра

полное
распускание

в вате под прессом

10
-
12 кг

12
-
14

Бархатцы


полное
распускание

в вате под прессом
5
-
10 кг

10
-
12

Василек

1
-
2 день
цветения

утюгом

1

Водосбор
(аквилегия)

полное

распускание

в вате

5
-
7

Гайлардия

полное

распускание

в вате

под прессом 3
-
5 кг

7
-
10

Гвоздика

1 день
цветения

в вате

под прессом 5
-
10 кг

8
-
10

Георгин

полное
распускание

в вате

под прессом 5
-
10 кг

12
-
14

Маргаритка

полное
распускание

в вате

под прессом 3
-
5 кг

7
-
10

Ромашка

полное
распускание

в вате

под прессом 5
-
10кг

7
-
10

Календула

полное
распускание

в вате

под прессом 3
-
5 кг

7
-
10

Космея

полное
распускание

в вате

под прессом 3
-
5 кг

7
-
10

Нарцисс

полное
распускание

в вате

в гербарной сетке

12
-
14

Настурция

3


5 день
цветения

в гербарной сетке

5
-
7

Роза

полное
распускание

отдельные лепестки

под прессом 2


5 кг

7
-
10

Листья клена,
тополя,
рябины и др.

в течение
вегетации

в гербарной сетке


5
-
7






Высушенный материал
нельзя хранить в помещениях
с повышенной влажностью. Лучше всего держать его
переложенным газетами (бумагой), в туго завязанных
папках или же между страницами старых журналов
.

Складывать в коробки, объемные пакеты не
рекомендуется, так как тонкий, хрупкий сухой материал
может покоробиться и потерять цвет от соприкосновения с
воздухом. Чтобы легче было, ориентироваться в
накопленном материале, на папках делают
пронумерованный спи
сок или вставляют ярлычок
-
закладку
с названиями растений. Папки укладывают горизонтально
одна на другую. Периодически надо проверять состояние
засушенного материала
(демонстрация способов хранения и
этикетирования растительного материала)
.

Заготовив необходимый материал, можно приступать
к созданию композиций из сухих растений. Для этого
необходимы следующие инструменты и сопутствующие
материалы: ножницы большие и маленькие, пинцет,
карандаши, кисти средней мягкости, линейка, нож для
бумаги,

ватман, упаковочный картон, бархатная или
цветная бумага, клей ПВА, клей Момент, фоторамка, чистая
ткань
(демонстрация инструментов и материалов).


Слайд 9.

Эскиз будущей
картины

а) подготовительный этап

Работа с засушенными растениями требует в первую
очередь определения сюжета, цветового решения и
формата. Прежде всего, нужно придумать название и
содержание будущей картины, исходя из заготовленного
растительного материала, нарисовать эскиз или хотя бы
схематичный рисунок композиции.
















Фото 1. Эскиз будущей картины

В любом случае от автора рисунка требуется
фантазия, художественный вкус, способность видеть и
чувствовать природный материал.


Слайд 10.
Картины с
разным фоном

Красота, своеобразие, изящество будущей картины в
значительной степени зависят от фона, который должен
гармонировать с композицией по цвету и фактуре. Фон не
должен быть очень ярким, пестрым. Его назначение
-

оттенять и подчеркивать главные элементы композ
иции.
Например, на темном фоне лучше выделяются светлые
цветы, и наоборот на светлом


темные. Когда цветы
выдерживаются в одной тональности с фоном, то
композицию называют пастельной.

Фоном для картины может быть цветной или
окрашенный картон, бархатная
или цветная бумага,
шелковая, хлопчатобумажная, льняная ткань, бархат и т. д.

Наиболее эффектный фон получается из самих
растений. Подбирая цвет листьев, лепестков можно
добиться тонких цветовых переходов от светлого

к
темному. Для такого фона подойдут листья тополя, калины,
винограда, мать
-
и
-
мачехи. Красивый фон получается из
листьев клена, каштана, черноплодной рябины.

При укладке фона из листьев необходимо следовать
некоторым правилам. Укладку начинают с одного уг
ла
картины и ведут по диагонали к противоположному углу.
Листья укладывают так, чтобы каждый из них выходил из
-
под другого. Черешки сухих листьев необходимо обрезать.
Получившийся фон должен быть сплошным, без каких
-
либо
просветов и дефектов. Листья прикле
ивают к основе
легкими мазками, для этого используют клей ПВА
(
демонстрация приема).


Слайд 11.
Создание основы
картины из
бумаги

В качестве основы для картины из засушенного
природного материала используются ватман, упаковочный
картон, плотная бумага, фа
нера, ДВП. Оригинально
смотрятся композиции на бересте, соломке, а также на
дощечках и спилах деревьев
(демонстрация материала).


С помощью накладывания стекла, нужного размера,
острым ножом вырезают ватман, упаковочный картон и фон
картины.























Фото 2. Фон картины

Е
сли в качестве фона используется окрашенный
ватман, бархатная или цветная бумага, ее сначала
необходимо наклеить на ватман, а ватман в свою очередь на
упаковочный картон. Делается это с
помощью клея ПВА
или Момента, чтобы все хорошо приклеилось, тщательно
проглаживают, и временно прижимают наложенным сверху
стеклом (
демонстрация приема).

При использовании ткани в качестве фона ее нужно
наклеить на основу картины. Для этого клеем ПВА
прома
зывают плотную основу и после легкого
подсушивания накладывают ее на ткань, которую затем
проглаживают.

Есть и другой способ: на основу укладывают немного
увлажненную ткань, ее края намазывают клеем,
подворачивают на изнаночную сторону и тщательно
проглаж
ивают
(демонстрация приема).


Слайд 12.

Первые
элементы
композиции


стол и ваза.

б) этап создания композиции
.

После того как готов эскиз будущей картины, сделана
основа и подобран фон приступают к составлению
композиции. Одним из элементов композиции является
стол, на котором стоит плоская ваза. Чтобы сделать стол,
можно вырезать кусок ватмана по его размеру и обк
леить
его осенними листьями ландыша, тщательно прижать.
Выступающие края листа обрезают ножницами. Затем
вырезать из ватмана вазу заранее выбранной формы и
обклеить ее листьями девичьего винограда. Можно не
использовать ватман и приклеивать листья сразу на

фон,
придавая им нужную форму. Далее на фон из цветной
бумаги наклеивают стол, а на стол


вазу (
демонстрация
приема).


















Фото 3. Выклеивание стола и вазы
.


Слайд 13.
Создание
главных линий
композиции

Отдельными веточками астильбе и листьями лапчатки
создают главные линии букета. Все это накрывают стеклом
(
демонстрация приема).




















Фото 4. Линии букета


Слайд 14.
Заполнение
основы
букета

На стекле раскладывают растительный материал
(цветки виолы, маргаритки, лютика и метелки злаковых) с
заднего плана, от краев к центру. Растения должны
располагаться так, чтобы их нижняя часть прикрывалась
частью следующего растения. Так постепенно з
аполняется
вся основа букета и все оценивается. Если нужно, в
заготовку вносят поправки или новые детали
(
демонстрация приема).


















Фото 5. Заполнение букета

Некоторые цветы (тюльпаны, мальвы, пионы,
нарциссы, клематисы и др.) после засушивания становятся
прозрачными и хрупкими. При создании букета, уложенные
на фон, они теряют яркость. Тогда используют следующий
прием: под цветок или лепесток подкладывают белу
ю
бумагу или бумагу близкую по цвету, и обрезают ее по
контуру. Тогда окраска становится более яркой
(демонстрация приема).


Слайд 15.
Оформление
композиции

Если композиция

созданная на стекле, вас полностью
удовлетворяет, тогда стекло снимают, а каждую деталь
букета поочередно приподнимают пинцетом и приклеивают
на фон, аккуратно прижимают кусочком ткани
(демонстрация приема).

Полностью готовую композицию накрывают стеклом.

Пока работа будет сохнуть, за это время можно что
-
то
исправить или добавить.



























Фото 6. Оформление композиции


Слайд 16.
Завершение
работы

Для того чтобы композиция приобрела законченный
вид, используют рамку для картины. Цвет рамки должен
сочетаться по тону с вашей композицией. Это может быть
обычная фоторамка со стеклом или же можно использовать
рамки сделанные самими (деревянные, из гофрир
ованного
картона, фанеры и т. д.)

Когда картина вставлена в рамку, на обратной
стороне указывают фамилию автора, название картины,
материал из которого она сделана и дату.





















Фото 7. Завершение работы



Композиции выполненные из засушенных растений,
нужно беречь от прямых солнечных лучей и повышенной
влажности. Работы развешиваются в затененных и сухих
местах.

Использование засушенного растительного
материала
открывает неограниченные возможности для творчества.
Пробуйте, ищите, творите и терпеливо, добивайтесь
желаемого результата и тогда успех вашей работы будет
обеспечен.

(Далее предлагается ознакомиться с выставочными
работами, выполненными обучающ
имися объединения
«Цветоводы
-
флористы». Дается комментарий к
отдельным работам. Фотографии представленных на
выставке флористических композиций, помещены в
приложении к данной методической разработке).


Слайд 17.
Рекомендуемая
литература

Хорошим помощнико
м в совершенствовании
мастерства создания картин из растительного материала
могут стать книги по флористике, которых сейчас
выпускается немало. Но успех все
-
таки зависит от
собственной творческой фантазии, от постоянного поиска
своих способов и приемов раб
оты с флористическим
материалом и, конечно, от вашей увлеченности и любви к
природе.

1.Белецкая Л. Б. Прессованная флористика: картины из
цветов и листьев. М.: Эксмо, 2006
.
-

64 с.

2. Белецкая Л. Б., Боброва К. А. Флористика. М.: АСТ;
Донецк: Сталкер, 2006
.
-

77 с.

3. Витвицкая М.Э. Икебана, аранжировка, флористика:
искусство составления букетов. М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА»,
2007
.
-

221 с.

4. Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. Составление
композиций и орнамента. М.: ООО АСТ, Астрель, 2001
.
-

96
с.

5. Солод

Л. Е. Цветочные чудо


коллажи: Уникальные
украшения для дома и дачи.


М.: Эксмо. 2006
.
-

96 с.

6.Стецюк В. Г. Картины из сухих цветов.
-

М.: АСТ
-
ПРЕСС
КНИГА, 2004
.
-

128 с.







Презентация

«Создание плоских композиций из засушенных растений»












Слайд 1












Слайд 2















Слайд 3












Слайд 4














Слайд 5












Слайд 6
















Слайд 7













Слайд 8











Слайд
9













Слайд
10















Слайд
11













Слайд 1
2















Слайд 13













Слайд 14














Слайд 15


Слайд 16















Слайд 17









Приложение

Фотоматериалы

Творческие работы в технике плоских
флористических композиций
обучающихся объединения

«Цветоводы


флористы»






















Малиновый рассвет











Гармония













Нежный вечер














Весенний букет










Солнечный букет













Летний день









Цветочная сказка














Подарок маме













Очарование












Волшебный


дельфиниум












Воспоминания о лете















Дыхание осени













Краски лета











Солнечная веточка











Колдовство















Приложенные файлы

  • pdf 11913546
    Размер файла: 5 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий