Юдин Георгий «Аз, Буки, Веди»/ Георгий Юдин.

Формирование основ духовно-нравственной культуры дошкольников средствами православных традиций родного края
Дополнительная образовательная программа «Неиссякаемый РОДник»

Авторы программы: Буханцева С.В., Куропаткина Н. М., Шнитенкова В. М.,
воспитатели МБДОУ «Детский сад №6» г. Сорочинска Оренбургской области

опыт разработки дополнительной образовательной программы
представлен методистом кафедры педагогики и психологии
ИПК и ППРО ОГПУ Т.Н. Колисниченко
Сущность опыта
Становление духовно-нравственной культуры ребенка дошкольного возраста определяется сформированностью ценностно-смысловой картины мира, обуславливающей создание собственных правил социально активного поведения в обществе (И.Э.Куликовская). Принятие ребенком духовно-нравственных ценностей и построение собственной жизни на основе их соблюдения возможно в условиях взаимодействия с образцами православной культуры, которое оказывает «эффективное влияние на целостное (телесно-душевно-духовное) развитие личности, на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, на формирование уважительного отношения к семье и государству и чувства принадлежности к ним» (Т.Н.Колисниченко, А.А.Муратова).
Новизна
В образовании духовность рассматривается, как способность человека различать и выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки и поведение. Освоение православной культуры детьми старшего дошкольного возраста в рамках программы предполагает прохождение трех этапов: изучение традиций; освоение традиций в различных видах деятельности детей, преобразование знания в личный опыт; присвоение традиций и построение собственной жизни в их контексте.
Главное
Процесс формирования ценностных ориентиров детей старшего дошкольного возраста авторы программы основывают на содержании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков). Ориентиры духовно-нравственного воспитания отражаются в системе базовых национальных ценностей, которые включают традиционные российские религии. Обращение к опыту православной педагогики связано с поиском истоков духовного возрождения России, необходимостью духовно-нравственного обогащения содержания современного образования (Н.Н.Султанова, Н.В.Цилько).
В содержании программы учитывается интерес детей дошкольного возраста к «добыванию» сведений об истории и культуре родного края в процессе исследования культурно-исторических объектов, потребности детей в «примерке на себя» охранно-созидательной позиции.
Учитывая светский характер дошкольного образовательного учреждения, содержание программы обеспечивает исследование участниками образовательных отношений православных традиций, но не формирует религиозные убеждения. Развивать и поддерживать интерес дошкольников к традициям, обычаям, праздникам православной культуры авторы программы предлагают через организацию интегрированной познавательной деятельности, в которую входят увлекательные беседы, творческие задания, фольклорные игры, тематические занятия, утренники, посвященные православным праздникам.
Доступность
Программа может быть реализована педагогами дошкольных образовательных учреждений, в дополнительном образовании дошкольников.
Результативность
Уровень освоения каждым ребенком содержания программы определяется сформированностью личностных, интеллектуальных и физических качеств.
Личностные качества: отзывчивость на эмоциональное состояние детей и взрослых, сопереживание и участие; эмоциональная реакция на содержание произведений духовной культуры, потребность в изучении эмоционального содержания произведения, его духовно-нравственной сущности; потребность общения по поводу произведений искусства, поступков персонажей; способность к саморефлексии.
Интеллектуальные качества: активная позиция в добывании новых сведений о традициях православной культуры; эстетическое восприятие и эстетическая оценка музыкальных произведений; способность к планированию собственной деятельности по решению личностных или интеллектуальных проблем духовно-нравственного опыта поведения.
Физические качества: быстрота реакции на сигнал, ловкость и выносливость в разных видах деятельности детей.
Структура дополнительной образовательной программы представлена:
пояснительной запиской (отражение направленности дополнительной образовательной программы; обоснование актуальности проблемы формирования основ духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста; описание возрастных особенностей развития произвольности дошкольников; целеполагание; результативность; определение форм подведения итогов реализации программы);
проектированием образовательного процесса (решение образовательных задач в совместной деятельности педагога и детей – игра, экскурсионная, коммуникативная, продуктивная деятельность; тематическое планирование образовательной деятельности по программе; содержание каждой темы).
картой наблюдения за эффективностью образовательного процесса;
ресурсным обеспечением программы;
литературой, используемой в процессе разработки и реализации программы
Содержание программы
Содержание Программы представлено в 3-х модулях:
Модуль 1. Золотые маковки церквей (храмовая архитектура г. Сорочинска)
Модуль 2. Православные праздники и традиции их празднования
Модуль 3. Величайшее духовное достояние нашего народа (образы древнерусской живописи). Тематическое планирование образовательной деятельности по программе «Неиссякаемый родник»
(на примере одного модуля)
№ п/п
Модуль/Тема
Объем
Интегративные качества
ЦОР, ЭОР, методическое
пособие

I.
Золотые маковки церквей
(храмовая архитектура
г. Сорочинска)
125 мин
проявляет устойчивый интерес к храмовой архитектуре родного города, испытывает удовольствие при восприятии художественного текста (литература, музыка, архитектура, живопись);

знаком с формами традиционного семейного уклада, понимает свое место в семье и принимает посильное участие в домашних делах;

стремится к наследованию и приумножению духовных и материальных ценностей (коллекционировании; художественно-творческая деятельность);

охотно представляет предметы семейной и групповой коллекции, высказывает собственную точку зрения об их ценности и значимости;

проявляет выраженный интерес к новому, сам задает вопросы родителям, педагогу, экскурсоводу о событиях, арт-объектах, традициях;

самостоятельно определяет эмоциональные состояния сверстников и взрослых, объясняет их причину, делает прогнозы дальнейшего развития ситуации;

активен в коллективных мероприятиях, способен конструктивно взаимодействовать со сверстниками, создавая коллективный продукт.

Зинченко, З. Детям о православной вере: книга для школы и семьи /З. Зинченко. – Саратов; Ростов н/Д: Благовестник; Феникс, 1999.

Юдин, Г. «Аз, Буки, Веди»/ Г. Юдин. – Москва. Белый Город, 2008.

Пантилеева, А.И. Самые известные монастыри России/ А.И. Пантилеева. - Москва. Белый Город, 2011.

Т.М. Акинина Т.М., Степанова Г.В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т.М. Акинина, Г.В. Степанова – Москва. Перспектива, 2012.


1.1
Храм Михаила Архангела (экскурсия к храму).
Архитектурные особенности здания: композиция, колористика, место расположения храма.

25 мин



1.2
Храм Михаила Архангела (экскурсия в храм).
Помещения храма и их предназначение; иконостас; убранство храма.

25 мин



1.3.
История создания храма Михаила Архангела. Стиль церковной архитектуры («московское барокко»). Восьмигранная шатровая колокольня Михайловского храма.

25 мин



1.4
Беседа о храмах г. Сорочинска.
Представление детьми информации о храмах, храмовых скверах, улицах, на которых расположены храмы (рассказ и его иллюстративное сопровождение подготовлены в семье).

25 мин



1.5
Выставка «Храмовая архитектура в детском творчестве и в фотографиях»
25 мин




III. Определение эффективности педагогического процесса (Карта наблюдения)
№пп
Интегративные качества

Критерии оценки
Качество проявляется





часто
редко
не проявляется

1.
Эмоционально отзывчивый
замечает разнообразные эмоциональные состояния человека, нюансы переживаемых эмоций в произведениях живописи (иконопись), соотносит их с эмоциональным содержанием литературных и музыкальных произведений;
проявляет сострадание, желание содействовать, интересуется причинами переживаемых эмоций;
стремится в повседневной жизни к общению со сверстниками и с взрослыми в доброжелательной форме, проявляет отзывчивость, сострадание, дружелюбие, открытость к добру, состояние близости души


.


2.
Любознательный,
активный

проявляет устойчивый интерес к культурному наследию православия в родном городе, испытывает удовольствие при восприятии художественного текста (литература, музыка, живопись, архитектура);
замечает средства художественной выразительности; даёт эмоционально-эстетические оценки, пытается их мотивировать;
свои впечатления и переживания отражает в речи, соотносит воспринятое со своим опытом, представлениями;
замечает прекрасное в повседневной жизни, в непосредственном окружении, общается с вопросами ко взрослым и сверстникам по поводу воспринятого;
задаёт вопросы познавательного характера, с интересом выслушивает ответ взрослого, стремится к уточнению и расширению нового знания




33.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
умеет слушать и понимает собеседника, избегает ошибок в построении фразы, с уважением относится к мнению других и делает попытки осмыслить мнение другого, принимает или обоснованно отвергает точку зрения собеседника;
широко использует в речи специальную терминологию (живопись, музыка, архитектура, литература);
способен использовать в каждой конкретной ситуации общения, образные выражения;
пользуется как вербальными так и невербальными способами коммуникации;
отвечает на вопросы и активно задаёт их, рассказывает из своего опыта, поддерживает беседу;
регламентирует действия других людей с помощью речи, выражает в речи свои желания;




4.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире
имеет представления о себе (знает свое имя, фамилию, домашний адрес);
имеет представления о семье (понимает ближайшие родственные связи, сходство между родственниками);
знаком с формами традиционного семейного уклада, понимает свое место в семье и принимает посильное участие в домашних делах;
имеет представления об обществе и государстве (знает название своей улицы, своего города, символику города, достопримечательности своего города, факты его истории);
имеет представления о некоторых исторических событиях возрождения храма в родном городе.





Литература:
Акинина Т.М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т.М.Акинина, Г.В.Степанова – Москва, 2012.
Гладких Л.П. Основы православной культуры. Мир - прекрасное творение / Л.П. Гладких, В.М. Меньшиков. - Курск, 2008.
Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России / Г.Н.Данилина. – Москва, 2003.
Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа / Л.В. Кокуева. - Москва, 2005.
Павлова Н. В. Материалы межрегионального конкурса «Вифлеемская звезда» / Н.В.Павлова. - Тамбов, 2011.
Половинкин А. И. Православная духовная культура - дошкольникам / А.И. Половинкин. - Москва, 2003.
Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания /Т.И Петракова. - Москва, 2007.
Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание?/ - Т.П. Шишова. - Москва, 2010.
Юдин Георгий «Аз, Буки, Веди»/ Георгий Юдин. – Москва, 2012.

Для представления опыта разработки дополнительной образовательной программы использована статья: Колисниченко Т.Н.,Муратовой А.А. (Колисниченко Т.Н. Формирование основ духовно-нравственной культуры дошкольников средствами православных традиций родного края / Т.Н.Колисниченко, А.А.Муратова // Детский сад: теория и практика. – 2014. - №1. – С.76-87.)
ИПКиППРО ОГПУ

Заголовок 215

Приложенные файлы

  • doc 11913599
    Размер файла: 98 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий