Такой прием подобен имитации буклированной ткани, ее струк-туры и цветового решения. Таким образом, создается имита-ция поверхности подобной ткани – букле.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
№ 5 (365) ТЕХНОЛОГИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 2016 165 УДК 72 ОБРАЗЫ ТКАНИ И ОРНАМЕНТА В НОВЕЙШЕЙ АРХИТЕКТУРЕ ЕСАУЛОВ G.V ESAULOV Ключевые слова: формирование образа, архитектура, ткань, орнамент, новейшие тенденции. № 5 (365) ТЕХНОЛОГ ИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 2016 166 Keywords: formation of an image, architecture, fabric, ornament, latest trends . Вектор, нацеленный на создание фор- мы архитектуры, лишенной декора, заяв- ленный авангардом первой трети XX века, на протяжении последую щих десятилетий получил свое многообразное воплощение [1], [2]. Авангард, модернизм, брутализм, технологизм, а затем вновь обретший силу новый модернизм и минимализм, хай - тек и метамодернизм, формируя эстетику круп- ной формы, близкой по своей сути плато- новс ким геометрическим темам или слож- ным биоморфным структурам, постоянно испытывают потребность в разработке текстуры и фактуры, новой окраски по- верхностей объемов зданий и сооружений. Простота форм породила особый инте- рес к материалу, из которого форма созда- ется. Сама поверхность, ее структура и тек- стура становятся своего рода декором в условиях отказа от других композицион- ных элементов и художественных украше- ний. Возможно, именно это заставило со- временного архитектора и дизайнера всмотреться в возможности де монстрации на оболочке зданий фактур и текстур, цве- та и рисунка материалов, нетрадиционных для архитектуры. В этих действиях можно выделить следующие две тенденции. Пер- вая – образ создается той или иной имита- цией текстуры и фактуры ткани в архитек- туре. Реч ь при этом идет не об интерьерах и традиционных приемах использования ткани в мебели, обивке стен, оформлении светильников, покрытий навесов и тенто- вых конструкций, а именно о новой трак- товке поверхности архитектурной формы как ткани. Кирпичная кладка трак туется как фак- турная ткань из пряжи путем подбора цве- та кирпича, его ритмических выступов на гладкой поверхности стен и вкраплений акцентного цвета. Такой прием подобен имитации буклированной ткани, ее струк- туры и цветового решения. В постройках бюро " Серг ей Скуратов Архитектс " активно применяются такие приемы структурирования кирпичной кладки: жилой и административно - культурный центр " Art House " , жилой дом на улице Бурденко, жилой комплекс " Са- довые кварталы " (проект 2014 года) в Москве. На фасадах оттенки коричневого цвета модулированных полос кирпичной кладки акцентированы оранжевыми или светло - желтыми и светло - серыми вкраплениями кирпича. Таким образом, создается имита- ция поверхности подобной ткани – букле. Ее объемность приветливее, нежели гладкая стерил ьность стекла или бетона. Модуляции цвета и светотеневые эффекты выполняют функции деталей поверхности, разнообразят ее массив, привлекают вни- мание и направляют движение глаз, гар- монизируя общее впечатление. Приемы трактовки рисунка на гладкой поверхности, часто применяемые в рисун- ке на тканях, получают воплощение и в архитектуре. Чаще других используется тема дерева, с листвой или без нее. Стилизованные деревья украшают как глухие, так и остекленные фасады зданий, появляясь на стенах в ночное время, про- све чиваемые светом из интерьера по- стройки. Примером подобного использования темы дерева в решении образа фасада яв- ляется фасад магазина Tod ’ s в Токио (Т. Ито, 2004 г.), а также разнообразные ре- шения в виде орнамента из досок на фаса- дах домов. В качестве средс тва формирования об- раза архитектурной поверхности все чаще используется печать, подобная принтам ( принт – изображение, нанесенное на ткань, кожу, бумагу и другие материалы ) на ткани, но уже на глухих и остекленных фасадах зданий. Это и специальная графи- ка, и газетные полосы, и геометрические и цветочные мотивы, и этнические узоры. Традиционная тектоника не выдерживает подобного воздействия. Архитектура же обретает характер мимолетного, новостно- го, быстро уходящего в прошлое... Такой № 5 (365) ТЕХНОЛОГИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 2016 167 подход близок выставочно му, временному. Особенно, когда принты представляют со- бой оптические завораживающие иллюзии, подобные композициям В. Вазарелли. Вторая тенденция состоит в сближении образов поверхностей архитектурных форм и ткани посредством использования орнамента. Новые приемы охватывают диапазон от простейших ритмических схем: " решетка " , " четырехлистник " , " гуси- ная лапка " , – до сложных орнаментальных композиций в стилях – " пейсли " ( орнамент каплевидной формы; существует ряд названий: турецкие огурцы, индийские огурцы, вос точные огурцы, индийский пальмовый лист, персидский кипарис ) или " Дамаск " ( о рнамент с растительным моти- вом, особенность которого – повторение в вертикальных рядах основного узора). Решетка встречается чаще других ор- наментальных мотивов. Варианты ее ин- терпр етации неограниченны. В архитекту- ре применяется диагональная решетка в виде конструктивных и декоративных ограждений фасадных поверхностей. При- чем мотив может иметь различные разме- ры в одном объекте, на уровне одного, двух, а то и трех - пяти этажей. Таковы фа- садные решения Института дизайна в Гон Конге ( CAAU / Coldefy & Associes Archi- tectes Urbanistes Project leaders Thomas Coldefy + Isabel van Yaute - Associate archi- tects : P & T Group , Hong - Kong , 2010 r .) (рис. 1) . Рис. 1 Орнамент " гусиная лапка " наш ел по- стоянное применение в тканях, которые не выходят из моды уже десятилетия. Родив- шись в Шотландии, этот орнамент про- должает свое победоносное шествие в мо- делях различных домов моды. В архитек- туре же он появляется как в виде наклад- ного или цветового изоб ражения на по- верхности фасада, так и в варианте про- сечного металлического или деревянного орнаментального заполнения части фасада. Узор, созданный просечным способом, становится композиционным средством, объединяющем фасады здания в единое композиционное ц елое. Мотивы просечного орнамента исполь- зуют стилистику " пейсли " , " Да маска " , " гу- синая лапка " в упрощенной трактовке. Например, в здании L & M арх. Мануэль Готран ( Lilli Metropole Musee d ’ art , d ’ art contemporian - d ’ art - brut ) использованы биоморфные формы к ак упрощенный мо- тив " пейсли " в прорезном и накладном ис- полнении (рис. 2) . № 5 (365) ТЕХНОЛОГ ИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 2016 168 Рис. 2 Орнаментальные решения строятся то на контрастных с очетаниях белого, серого и черного цветов в стилистике штрих - или QR - кодов, то в теплой или холодной цве- товой гамме с использованием различных орнаментов. Рис. 3 Показательны примеры художествен- ного решения зданий многофункциональ- ного комплекса " Линкор " (КВВР) (архи- текторы Кузьмин А., Боков А., Ленок В., при участии: Лукомский В., Адикаев В., Буш М., Гладких А., Козоброд Е., Лю- тов Е . ; Москва, 2008 г.) [3] и гостиничного комплекса Code Unique (австрийская сту- дия Sohne & Partner Architects ; Дубай, ОАЭ, 2011 г.) [4]. Архитектурный образ этих объектов (рис. 3) построен на сочетании прямо- угольных и квадратных пластин черного и белого цветов, из которых сформирован рисунок на поверхности фасадов. Наклад- ной узор столь активен, что спорит с фор- мами зданий и зрительно разрушает их, привнося не свойственные тектонике объ- емов графические темы двухмерных штрих - или QR - кодов. Орнамент выступа- ет в ро ли знака, обеспечивающего узнава- емость архитектурного объекта. Павильон России на ЭКСПО - 2010 (а рхитекторы " Р.А.Р. ER architectural team " ) [5] в Шанхае был построен именно по такому принципу. Двенадцать белоснежных с золотым за- вершением башен, сгруппированн ых во- круг парящего куба, завершали орнамен- тальные узоры, символизирующие много- национальную культуру народов России (рис. 4) . Таким образом, художественная трактовка фасадов, внешне напоминающая вязаные изделия народных мастеров, и растущие нелинейные формы башен обре- ли новый масштаб – масштаб националь- ной символики. № 5 (365) ТЕХНОЛОГИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 2016 169 Рис. 4 Орнамент в новейшей архитектуре по- лучает все большее признание, о чем сви- детельствует целая серия примеров рос- сийских и зарубежных объектов и публи- каций [6]. Область применения орнамента охватывает как небольшие объекты, так и грандиозные комплексы. Один из наиболее оригинальных прие- мов включени я кружевного орнамента (рис. 5) предложили архитекторы Gould Evans , разработавшие проект церкви St . Teresa ’ s Academy Windmoor Genter , осу- ществленный в Канзас - сити, США, в 2012 году [7]. Рис. 5 В основу художественно - образного решения здания церкви положена идея ее связи с образом святой Терезы – покрови- тельницы кружевниц. Белые просечные пластины, имитирующие кружево, охва- тывают объем зала церкви, придавая ему особую притягательность узнаваемого ор- наментального узора. Увеличенный до ги- гантского размера узор приобрел знаковое звучание. Кружево из нитей стало основой оригинального архитектурного образа. Декорирование архитектурной поверх- ности, в основе которог о уподобление по- верхности ткани, осуществляется парал- лельно с процессом новой трактовки самой архитектурной формы и ее поверхности. Мягкость ткани, трепетность и живость ее форм, неразрывно связанных с телом человека, инициируют и подходы к поиску отношени й оболочки и форм архитектуры, подобных отношению тела человека и ко- стюма. № 5 (365) ТЕХНОЛОГ ИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 2016 170 " Упаковка " архитектурных форм в тка- невые оболочки " ампакетаж " стала прин- ципом художественного творчества аме- риканского художника болгарского проис- хождения Кристо Явашева (Христо) и его жены Жан - Клод де Жийебон (Гийебон). Наиболее известные из их экспериментов по ампакетажу: Новый мост в Париже (1985 г.) и Берлинский рейхстаг, одетый в серебристую ткань (1995 г.). Кристо в одном из интервью сказал: " ... ткань подчеркивает сущность пред ме- та ... " [8]. Мексиканский архитектор А. Отегуй, создавая проект энергоэффективного зда- ния с использованием нанотехнологий, трактует покрытие фасадов как кожу. Та- ким образом, наделяя оболочку постройки особыми свойствами, " кожа " имеет по- верхность, которая устроена достаточно оригинально и сама представляет собой сложную структуру, подобно коже имею- щую дышащую, пористую поверхность, насыщенную нанотурбинами. В Ы В О Д Ы Проведенный анализ примеров архи- тектурной практики конца XX - начала XXI века дает возм ожность сделать сле- дующие выводы. 1. Новые подходы к разработке худо- жественных решений архитектурных объ- ектов также могут быть использованы в формировании облика временных соору- жений, решении среды региональных те- матических праздничных мероприятий, проекти ровании малых форм и оформле- нии экстерьерных общественных про- странств с использованием этнических мо- тивов и орнаментов народов, проживаю- щих в регионе. 2. Тенденции использования образов ткани и орнамента в облике архитектур- ных объектов в процессе своего ра звития движутся (развиваются) от демонстрации новых , оригинальных художественно - эстетических решений к новому понима- нию архитектурной формы и ее оболочки. Этот подход заключается в том, что архи- тектурная форма в целом предстает как " аватар " – тело, которое " окутывает " про- странство пребывания человека, а его обо- лочка, тело, выступает как своего рода " кожа " . 3. Архитектура, выступая в роли своего рода адаптера между внешней средой и человеком на пути создания комфортной, эстетически выразительной, безопасной оболочки жизнедеятельности человека, заимствует художественные образы тка- ней, орнаментов и костюмов, узнаваемые и близкие человеку. Л И Т Е Р А Т У Р А 1. Есаулов Г.В. Новейшее время в архитектуре России: конец XX - начало XXI века // Архитектура изменяю щейся России: состояние и перспективы. – М.: Комкнига, 2011. С. 107...170. 2. Есаулов Е.В. О минимализме . Архитектурное формообразование и геометрия // С б. тр . НИИТИАЕ. – М., 2010. С. 90...109. 3. Многофункциональный комплекс " ЛИН- КОР " (КВВР). 2008 г. [Элек тронный ресурс]. - Ре- жим доступа:] www . mniip . ru / projects / l /16/52 . 4. В Дубае строится новый Голливуд. В основе архитектуры гостиничного комплекса - QR - код [Электронный ресурс]. - Режим доступа: blog . oktogo . ru / blog / tabid /69/ Article /736/. 5. Кругозор: международная архитектурная вы- ставка Ехро - 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cardesmn.ru/library/outlook/ 2010/12/14/4395 . 6. Пох вала орнаменту // Интерьер + Дизайн . – 2008, №2. 7. designerdreamhomes . m / t - teresas - academy - windsmoor - center - ot - studii - gould - evans / 8. Мастера упаковки. Христо Явашев и Жан - Клод де Жийебон [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www . . ru / users / - natalis - / postl 67633730/ R E F E R E N C E S 1. Esaulov G . V . Novejshee vremja v arhitekture Rossii : konec XX - nachalo XXI veka // Arhitektura izmenjajushhejsja Rossii : sostojanie i perspektiv y . – M .: Komkniga , 2011. S. 107...170. 2. Esaulov E.V. O minimalizme. Arhitekturnoe . NIITIAE. – M., 2010. S. 90...109. 3. Mnogofunkcional'nyj kompleks "LINKOR" (KVVR). 2008 g. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: ] www.mniip.ru/projects/l/16/52. 4. V Dubae stroitsja novyj Gollivud. V osnove arhitektury gostinichnogo kompleksa - QR - kod [Jel- ektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: blog. ok- togo.ru/blog/tabid/69/Article/736/. № 5 (365) ТЕХНОЛОГИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 2016 171 5.Krugozor: mezhdunarodnaja arhitekturnaja vystavka E o-2010 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: www.cardesmn.ru/library/outlook/ 2010/12/14/4395. 6.Pohvala ornamentu // Inter'er + Dizajn. 2008, №2. designerdreamhomes.m/t-teresas-academy- windsmoor-center- -studii- gould-evans/ 8.Mastera upakovki. Hristo Javashev i Zhan-Klod de Zhijebon [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: Рекомендована кафедрой истории архитектуры и градостроительства. Поступила 04.05.16. ______________

Приложенные файлы

  • pdf 11913797
    Размер файла: 1 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий